СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сочинение по картине С. Тутунова «Зима пришла. Детство».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сочинение по картине С. Тутунова «Зима пришла. Детство».»

Методическое обоснование

Тема урока: Сочинение-описание по картине С. Тутунова «Зима пришла. Детство».

Цели урока

Предметные: 

Познавательные: 1) повторить следующие речеведческие понятия: тип речи – описание, средства художественной выразительности;

2) показать особенности описания с выражением отношения к изображаемому;

3) повторить языковые средства изображения признаков предмета в художественном стиле;

Практические: 1) формировать умение отбирать языковые средства в соответствии с речевой задачей;

2) формировать умение составлять план будущего сочинения;

3) учить находить образные средства в тексте и понимать их значение;

4) формировать умение строить текст заданного типа, стиля, на картины.

Метапредметные:

1) совершенствовать речевые коммуникативные умения;

2) совершенствовать умение анализа;

4) учить определять понятия, строить логическое рассуждение, делать выводы;

5) обучать совместной работе в группе.

Личностные:

1) учить самостоятельно ставить учебные цели (основные цели и тему урока);

2) воспитывать стремление к речевому самосовершенствованию и саморазвитию;

3) высказывать предположения на основе наблюдений, соотносить цели и результаты своей деятельности, определять степень успешности работы.

Принципы обучения

Дидактические

Наглядности (карточки, картина, музыкальное произведение).

Доступности (отбор материала для сочинения с учетом возрастных особенностей учащихся).

Активности и сознательности учащихся в процессе обучения (использование активных методов и приемов в процессе подготовки к написанию сочинения-описания).

Общеметодические

1. Принцип внутриуровневых и межуровневых связей (опора на базовые речеведческие знания).

2.Структурно-семантический (подбор синонимов).

3.Экстралингвистический (сопоставление предмета (на картине) и его описания)

Частнометодические

1. Принцип развития чувства языка (использование языковых приемов в соответствии с речевой задачей).

2. Принцип оценки выразительности речи (анализ языковых средств, использованных в худ. произведении).

Методы закрепления знаний

Постановка вопросов (фронтальный опрос)

Методы формирования и совершенствования умений:

1. Аналитические наблюдения над готовым текстом.

2. Подбор языковых средств.

3. Составление плана.

4. Орфографическая и пунктуационная подготовка.

5. Сочинение (домашнее задание).

Средства обучения

1. Эл. презентация.

2. Раздаточный материал (карточки).




Ход урока

  1. Организация восприятия темы будущего сочинения

Здравствуйте, ребята! Сегодня наш урок посвящен подготовке к написанию сочинения по картине. Перед тем как записать тему урока, давайте определим время года, которому будет посвящено это сочинение.

Учитель читает отрывок из стихотворения И. Никитина (сам текст представлен на слайде). В качестве музыкального сопровождения используется пьеса П.И. Чайковского "Зима", из цикла "Времена года"). Слайд 1.

Поутру вчера дождь

В стекла окон стучал,

Над землею туман

Облаками вставал.

… В полдень дождь перестал,

И, что белый пушок,

На осеннюю грязь

Начал падать снежок.

Ночь прошла. Рассвело.

Нет нигде облачка.

Воздух легок и чист,

И замерзла река.

На дворах и домах

Снег лежит полотном

И от солнца блестит

Разноцветным огнем…

(И. Никитин)

- О каком времени года идет речь в этом стихотворении? (зима, а именно момент наступления зимы)

- Какие цвета зимы отметил поэт? (белый, блестит разноцветным огнём)

- Каким вы представляете первый снег? Каким вы его видели? Какие чувства он у вас вызывает?

- Как вы думаете, ребята, какова же тема нашего сегодняшнего урока?

Слайд 2. Сегодня, ребята, нам с вами предстоит подготовиться к сочинению-описанию по картине С. Тутунова «Зима пришла. Детство». Откройте тетрадь, запишите число и вид работы: подготовка к сочинению по картине С. Тутунова «Зима пришла. Детство». (на слайде 3 портрет художника).


- Вы что-нибудь знаете об этом художнике?

Тутунов Сергей Андреевич российский художник. Родился в октябре 1925 года в Москве. В 1945 Тутунов поступил и в 1951 году окончил Суриковский институт (один из ведущих художественных вузов России). Его произведения находятся во многих музеях России, а также в частных собраниях Германии, Японии, США, Франции. В 1988 состоялась персональная выставка в Москве.

Российский художник Сергей Тутунов написал немало картин. Пышные весенние букеты в изящных вазах (слайд 4), портреты родных (слайд 5), пейзажи (слайд 6) – он прославлял в своих работах природу и красоту, любовь и искренность.


Сегодня мы познакомимся с одной из лучших картин мастера - «Зима пришла. Детство» (слайд 7).

В будущем сочинении вы должны будете не просто описать, как выглядит зима глазами художника, но и передать свои впечатления о картине, эмоции и чувства, которые вы испытывайте, глядя на нее.

- А сейчас давайте вспомним, что подразумевает под собой тип описание? (описание - это изображение какого-либо явления, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков.)

- В нашем случае что будет являться предметом описания? (Картина С.А. Тутунова «Зима пришла. Детство», зима в изображении художника).


  1. Собирание рабочих материалов и их упорядочивание

Ребята, прежде чем мы начнем работу с картиной, обратите внимание на карточки, которые лежат у каждого из вас на столах. С ними вы будете работать на протяжении всего урока.

Откройте, пожалуйста, стр. 59 упр. 98. Прочитайте 1 задание из указанного упражнения. Пожалуйста, Кочнев Даниил.

- Итак, ребята, посмотрите на картину (см. презентацию, слайд 7)

- Какие мысли и чувства у вас возникли? (чувство радости, праздника)

- Почему художник дал своей картине такое название? Как, по каким признакам, вы догадались, что это именно первый снег (а не только по названию)? (На дереве еще остались жухлые листья, даже зеленоватые; мальчик с явным удивлением и восхищением замер у окна.).

- Обратите внимание на часть названия – «Детство». Как вы думаете, почему автор уточнил таким образом название? В детстве все кажется сказочным, ярким, незабываемым, «на всю жизнь». Художник Тутунов хотел раскрыть зрителю детские впечатления и мечты маленького мальчика о первом снеге.

- А сейчас обратитесь к своим карточкам. Перед вами таблица, которая состоит из двух колонок – передний план и задний план. Сейчас вы по ходу нашей беседы, будете данную таблицу заполнять опорными словосочетаниями, которые вам помогут в написании сочинения.



Описание картины

Передний план

Мальчик





Задний план

Двор (вчера)


Двор (сегодня)



Деревья и кусты




Снег





- Итак, ребята, скажите, что изображено на переднем плане картины? (мальчик)

- Что можно сказать о нем? Какими словосочетаниями и предложениями мы можем описать его положение (позу), одежду. Представьте, какое выражение лица в этот момент у мальчика. (Замер от удивления, не может отвести глаз, стоит как завороженный, любуется зимой; одет в легкую рубашку (ночную сорочку), только что встал с постели и подошел к окну; непричесанный мальчик) Слайд 8

- Что привлекло внимание мальчика? (Первый снег).

- Представьте, какую картину он видел из окна вчера? («Домысливание» - сотворчество с художником)

Заполнение таблицы: двор (вчера): Унылая картина; всё тёмное, мрачное; грязь; сырая, тёмная земля; голые деревья; последние листочки на деревьях не радовали взгляд. Слайд 9


- А сегодня выпавший снег как изменил вид из окна?

Заполнение таблицы: двор (сегодня): Необычайно светло; очень яркий свет; двор весь белый, чистый; как в сказке; всё белым-бело; снег, лег на землю первый снег. Слайд 10


- Что ещё на заднем плане? (деревья и кусты)

- Какие словосочетания мы можем использовать при их описании? (с черными крепкими стволами, накрыты первым снегом, на некоторых ветках желтые листья; кусты - спрятались под снегом). Слайд 11

- Ребята, как мы уже отметили, внимание мальчика привлек первый снег.

- Вспомните, какие средства художественной выразительности мы изучали? (эпитеты, сравнения, метафора, олицетворение)

Самостоятельная работа учащихся по составлению словосочетаний.

Ваша задача: подобрать для описания снега словосочетания и предложения, используя при этом средства художественной выразительности. Слайд 12

Возможные варианты: как лебяжий пух, как вата; крупные хлопья, порхает, кружится в воздухе; повис клочьями на заборе, легкий и пушистый, пушистый и мохнатый и др.


Сопоставление личных наблюдений детей и описание первого снега в литературных произведениях.

- А теперь, ребята, посмотрите на слайд. Перед вами стихотворения поэтов. Прочитайте и скажите, какие образные средства они используют для изображения снега в своих произведениях?

1.

На деревья, на аллеи
Снег летит муки белее,
Легкий-легкий, чистый-чистый,
Мягкий, хрупкий и пушистый.
Снег в руке сжимаем
И снежки кидаем.
Первый снег – светлый снег,
Как же радует он всех.

(И. Мельничук)

2.

Серебро, огни и блёстки, -
Целый мир из серебра!
В жемчугах горят берёзки,
Чёрно-голые вчера.

Это - область чьей-то грёзы,
Это - призраки и сны!
Все предметы старой прозы
Волшебством озарены.

(В. Брюсов)

3.

Ты хочешь, милый мальчик, чтобы я рассказал тебе про наше Рождество. Ну, что же... Не поймешь чего - подскажет сердце.

Как будто я такой, как ты. Снежок ты знаешь? Здесь он - редко, выпадет - и стаял. А у нас повалит - свету, бывало, не видать, дня на три! Все завалит. На улицах - сугробы, все бело. На крышах, на заборах, на фонарях - вот сколько снегу! С крыш свисает. Висит - и рухнет мягко, как мука. Ну, за ворот засыплет. Дворники сгребают в кучи, свозят. А не сгребай - увязнешь. Тихо у нас зимой и глухо. Несутся санки, а не слышно. Только в мороз визжат полозья. Зато весной услышишь первые колеса... - вот радость!.. (из рассказа И.Шмелева «Рождество»)


Добавить самые яркие выразительные средства в таблицу.

- Обратите внимание на фон картины. Какой он, темный или светлый? (На переднем плане (в доме) темные тона, а за окном (задний план) - светлые: розоватые, бледно-голубые, голубовато-сероватые, серовато-розовые, светло-коричневые. Такой контраст еще более усиливает эффект белизны, свежести первого снега.)


  1. Составление плана

- Итак, ребята, мы с вами изучили подробно картину С. Тулунова «Зима пришла. Детство», подготовили таблицу, которая поможет вам при написании сочинения. А теперь составим план.

Но прежде вспомним: из скольких частей состоит любое сочинение? Перечислите их (из трех. Вступление. Основная часть. Заключение.)

В любом сочинении у нас должно выделяться 3 части: вступление, основная часть и заключение. Будем придерживаться этого принципа и в сочинении по картине «Зима пришла» С.Тулунова.

- В какой части мы напишем о художнике и его картине? (Во вступлении)

- В какой части опишем мальчика, двор, снег? (В основной)

- А ваше отношении к данной картине (в заключении)

Слайд 14

План

  1. Вступление. О художнике и его картине. (1-2 предложения)

(Передо мной картина художника.... .

На картине.... .

....(свой вариант)

  1. Основная часть. Описание картины

(опора на таблицу)

  1. Заключение, концовка. (1-2 предложения)

Твоё отношение к картине.

Когда я смотрю на картину, то у меня возникает чувство…

Мне эта картина нравится тем …

Мне радостно смотреть... .

Картина вызывает у меня ... .

Смотрю на картину и ..... .

После знакомства с этой картиной... .

.... (свой вариант)


При написании сочинения не обязательно использовать все опорные слова. Вы можете описать героя, время года по-своему.


  1. Языковая подготовка

  2. Орфографическая подготовка


1 группа. Исправьте речевые ошибки в предложениях.

- Какие ошибки называются речевыми? (это ошибки, связанные с нарушением требований правильной речи). 

- Что мы можем отнести к речевым ошибкам? (повтор слов, употребление слова в несвойственном ему значении, употребление лишних слов)


1. Костер всё больше и больше распалялся, пылал.

2. На крыше висели ледяные сосульки.

3. Их сильная, закаленная дружба у многих вызывала восхищение.

4. Это событие имело огромную роль.

5.Утренний рассвет разбудил мальчика.


Ответы:

1. Костер всё больше и больше разгорался, пылал.

Распылялся – 1. Нагреться до очень высокой температуры, раскалиться.

Ошибка: употребление слова в несвойственном ему значении.

2. На крыше висели сосульки.

Ошибка: повторение одинаковых по смыслу слов.

3. Их сильная, крепкая дружба у многих вызывала восхищение.

Ошибка: лексическая несочетаемость. Слово дружба сочетается с прилагательным крепкая – крепкая дружба.

4. Это событие играло огромную роль.

Ошибка: употребление слова в несвойственном ему значении.

5. Рассвет разбудил мальчика.

Ошибка: повторение одинаковых по смыслу слов.


2 группа. Орфографическая разминка.

П..жама, радос..ным, пр..ображая, за одну ноч.., искрит..ся, т..шина, загадоч…ность, бл..стит, сн..жинок, п..заж, уд..вительный.

Текст на слайде, по ходу исправляются ошибки.

3 группа. Подберите синонимы к словам.

Художник –

Картина –

Изобразить –

Блестит –

Удивляет –


Примерные ответы учащихся:

Художник – живописец, пейзажист, мастер кисти.

Картина – холст, полотно, произведение, репродукция.

Изобразить – показать, передать, запечатлеть, написать (от слова ЖИВОПИСЬ). НО не «нарисовать»

Блестит – искрится, сияет, сверкает, играет.

Удивляет – поражает, изумляет.

(Отвечают по группам)

  1. Уточнение речевой задачи сочинения

Итак, ребята мы с вами собрали материал к сочинению. Теперь ваша задача написать сочинение описание по картине C. Тулунова «Зима пришла. Детство». В своих сочинениях вы должны опираться на основную часть составленного нами плана. Но напоминаю вам, что вы должны не просто описать как изображает приход зимы С. Тулунов в своей картине, а выразить свое отношение к ней. В вашем сочинении я должна увидеть ваши впечатления, эмоции и чувства.

Объем вашего сочинения должен быть не менее половины тетрадного листа. Вы сегодня хорошо все поработали оценки за урок сегодня получают…

Урок окончен. До свидания!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!