СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сочинение по картине Сыромятниковой "Первые зрители"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание сочинения-рассказа по картине. Отработка навыков устной и письменной речи

Просмотр содержимого документа
«Сочинение по картине Сыромятниковой "Первые зрители"»

C оставила Кухарь Н. В., учитель МБОУ СОШ №3 г. Сорска.

C оставила Кухарь Н. В., учитель МБОУ СОШ №3 г. Сорска.

- По сложившейся традиции познакомимся с самим автором.

Сыромятникова Екатерина Васильевна 24 ноября 1914 года в Харькове. Член Союза художников. Училась в Московском государственном институте им. В.И. Сурикова до 1948 года. Постоянный экспонент московских, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставок.

После выставки «Советское современное искусство», проходившей в Японии в 1976 году, все ее работы были приобретены в частные коллекции. Там же состоялась выставка целой серии работ. Был издан каталог. Работы художницы находятся в частных собраниях в России и за рубежом.

Е.В.Сыромятникова – личность многогранная, творческая. Большая часть её работ выполнена в стиле реализма, однако от произведения к произведению стиль работ неуловимо менялся, создавая особое настроение.

Картина Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители» посвящена творчеству, точнее, сотворчеству. Создателю любого произведения, будь то роман, музыкальная пьеса или живописное полотно, требуется зритель, который и смог бы оценить творение.

 

- Наиболее важные сведения об авторе картины мы можем включить в начало сочинения.

Вспомните, как называется первая часть сочинения? (Вступление). - Что будем писать в первом пункте плана? - Объясните лексическое значение слов, которые используют в своей речи художники. Как называются слова, используемые людьми той или иной профессии?   ( Профессионализмы – слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии, специальности.)
  • Вспомните, как называется первая часть сочинения?

(Вступление).

- Что будем писать в первом пункте плана?

- Объясните лексическое значение слов, которые используют в своей речи художники.

  • Как называются слова, используемые людьми той или иной профессии?

( Профессионализмы – слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии, специальности.)

Работа над репродукцией картины «Первые зрители». -Рассмотрите внимательно картину и перечислите всё, что на ней изображено.  (Комната художника (или мастерская); два мальчика, заглядывающие в окно; за окном – берёзы, лес; огромное окно, распахнутое настежь; занавески; мольберт с холстом; деревянный табурет; палитра и кисти; этюдник; букет ромашек; кресло.) - Что такое мольберт ?

Работа над репродукцией картины «Первые зрители».

-Рассмотрите внимательно картину и перечислите всё, что на ней изображено.

(Комната художника (или мастерская); два мальчика, заглядывающие в окно; за окном – берёзы, лес; огромное окно, распахнутое настежь; занавески; мольберт с холстом; деревянный табурет; палитра и кисти; этюдник; букет ромашек; кресло.)

- Что такое мольберт ?

Мольберт – подставка, на которой художник укрепляет подрамник с холстом, доску, картон. Что такое палитра ?  Палитра – небольшая тонкая дощечка, пластинка для смешивания красок с отверстием для пальца. А также палитрой называют подбор красочных сочетаний в картине художника. Как вы понимаете значение слова подрамник ?  Подрамник – остов, на который натягивается холст для живописной работы.  

Мольберт подставка, на которой художник укрепляет подрамник с холстом, доску, картон.

  • Что такое палитра ?

Палитра небольшая тонкая дощечка, пластинка для смешивания красок с отверстием для пальца. А также палитрой называют подбор красочных сочетаний в картине художника.

  • Как вы понимаете значение слова подрамник ?

Подрамник остов, на который натягивается холст для живописной работы.

 

Опишите некоторые детали обстановки комнаты художника.  В углу у окна, затенённое, стоит старинное кресло с изящными деревянными подлокотниками и гнутыми ножками. Тонкая светлая занавеска отодвинута до самого края полностью распахнутого окна и слегка колышется. На полу стоит керамическая ваза с букетом полевых ромашек. Можно заметить и этюдник, прислонённый к стене под окном. - Что такое этюдник? Этюдник – специальный плоский деревянный ящик для хранения красок, кистей и палитры и местом для помещения этюда. Некоторые этюдники имеют выдвижные ножки, что очень удобно при рисовании на природе. Этюд – рисунок, картина или скульптура, выполненные с натуры. Этюд – это подготовка к большому произведению.
  • Опишите некоторые детали обстановки комнаты художника.

В углу у окна, затенённое, стоит старинное кресло с изящными деревянными подлокотниками и гнутыми ножками. Тонкая светлая занавеска отодвинута до самого края полностью распахнутого окна и слегка колышется. На полу стоит керамическая ваза с букетом полевых ромашек. Можно заметить и этюдник, прислонённый к стене под окном.

- Что такое этюдник?

Этюдник специальный плоский деревянный ящик для хранения красок, кистей и палитры и местом для помещения этюда. Некоторые этюдники имеют выдвижные ножки, что очень удобно при рисовании на природе.

Этюд рисунок, картина или скульптура, выполненные с натуры. Этюд – это подготовка к большому произведению.

- Мы не видим того, что изображено на холсте художника. А как вы думаете, что он мог нарисовать? Точно ответить на вопрос нельзя, но можно предположить. Скорее всего – природу, возможно, ту, что видна из окна. Возможно, букет полевых ромашек, стоящий около мольберта. Что мог наблюдать художник из своего окна? Через открытое окно комнаты художника виднеется прекрасный пейзаж. Мы видим белые с коричневым стволы берёз, их молодую свежую зелень. За берёзами – поляна, трава которой отливает изумрудным цветом. Вдалеке за поляной начинается лес. Он словно окутан дымкой.

- Мы не видим того, что изображено на холсте художника. А как вы думаете, что он мог нарисовать?

Точно ответить на вопрос нельзя, но можно предположить. Скорее всего – природу, возможно, ту, что видна из окна. Возможно, букет полевых ромашек, стоящий около мольберта.

  • Что мог наблюдать художник из своего окна?

Через открытое окно комнаты художника виднеется прекрасный пейзаж. Мы видим белые с коричневым стволы берёз, их молодую свежую зелень. За берёзами – поляна, трава которой отливает изумрудным цветом. Вдалеке за поляной начинается лес. Он словно окутан дымкой.

- В открытое окно заглядывают два мальчика – первые зрители картины. Что так заинтересовало ребят в комнате художника?  Темноволосый мальчик в красной рубашке перекинулся через подоконник и заглядывает в правый угол, невидимый для зрителей. Видимо, он нашёл там что-то интересное для себя. Может быть, это кошка живописца, а может – другая картина. Другой мальчик – он постарше, брюнет, на нём бело-голубая футболка – с любопытством рассматривает обращённый к нему холст – на губах лёгкая улыбка, в глазах словно бы застыл неподдельный интерес к работе мастера .

- В открытое окно заглядывают два мальчика – первые зрители картины.

Что так заинтересовало ребят в комнате художника?

Темноволосый мальчик в красной рубашке перекинулся через подоконник и заглядывает в правый угол, невидимый для зрителей. Видимо, он нашёл там что-то интересное для себя. Может быть, это кошка живописца, а может – другая картина. Другой мальчик – он постарше, брюнет, на нём бело-голубая футболка – с любопытством рассматривает обращённый к нему холст – на губах лёгкая улыбка, в глазах словно бы застыл неподдельный интерес к работе мастера .

Что изображено за окном? За окном – ясный летний день, видны белоснежные тонкие стволы покрытых сочной листвой берёз, вдали темнеет лес. Возникает ощущение тёплого солнца, ласкового ветерка; слышится задорный птичий щебет, шёпот листьев.
  • Что изображено за окном?

За окном – ясный летний день, видны белоснежные тонкие стволы покрытых сочной листвой берёз, вдали темнеет лес. Возникает ощущение тёплого солнца, ласкового ветерка; слышится задорный птичий щебет, шёпот листьев.

Не будем забывать о плане сочинения. Как называется вторая часть? Основная часть. - Что запишем во второй части?  II . Описание картины: а) обстановка комнаты художника; б) картина художника; в) вид за окном; г) первые зрители.

Не будем забывать о плане сочинения. Как называется вторая часть?

Основная часть.

- Что запишем во второй части?

II . Описание картины:

а) обстановка комнаты художника;

б) картина художника;

в) вид за окном;

г) первые зрители.

- Попытайтесь передать общее настроение картины. Общее настроение картины можно сравнить только с пейзажем за окном – летнее, приподнятое, жизнерадостное. - Что мы должны отразить в сочинении, то есть сделать идеей своего сочинения?  Пока у художника есть зрители, пусть даже такие легкомысленные и юные, он может творить, и каждая из его работ будет живой и завораживающей . - Как называется третий пункт плана? Заключение. - Как мы его назовём?   III . Общее настроение картины и её идея.

- Попытайтесь передать общее настроение картины.

Общее настроение картины можно сравнить только с пейзажем за окном – летнее, приподнятое, жизнерадостное.

- Что мы должны отразить в сочинении, то есть сделать идеей своего сочинения?

Пока у художника есть зрители, пусть даже такие легкомысленные и юные, он может творить, и каждая из его работ будет живой и завораживающей .

- Как называется третий пункт плана?

Заключение.

- Как мы его назовём?

  III . Общее настроение картины и её идея.

- Из ваших высказываний можно сделать следующий вывод . Во-первых, картина Сыромятниковой «Первые зрители» необычна прежде всего по жанру. Здесь есть и пейзаж за окном, и интерьер комнаты, и портрет мальчиков. Во-вторых, мы можем придумать рассказ-повествование от трёх разных лиц: самой Сыромятниковой ; неизвестного художника , хозяина мастерской, и заглядывающих в окно мальчиков . А можно написать сочинение-рассказ.   Попробуйте придумать маленький рассказ-повествование от разных лиц: 1-я группа – от лица Екатерины Васильевны Сыромятниковой, 2-я группа – от лица художника, 3-я группа – от лица мальчиков.  

- Из ваших высказываний можно сделать следующий вывод .

Во-первых, картина Сыромятниковой «Первые зрители» необычна прежде всего по жанру. Здесь есть и пейзаж за окном, и интерьер комнаты, и портрет мальчиков.

Во-вторых, мы можем придумать рассказ-повествование от трёх разных лиц: самой Сыромятниковой ; неизвестного художника , хозяина мастерской, и заглядывающих в окно мальчиков .

А можно написать сочинение-рассказ.

 

  • Попробуйте придумать маленький рассказ-повествование от

разных лиц:

1-я группа – от лица Екатерины Васильевны Сыромятниковой,

2-я группа – от лица художника,

3-я группа – от лица мальчиков.

 

Работа над сюжетом рассказа. Воспользуйтесь вопросами-подсказками и продумайте сюжет рассказа.  От лица кого ведется рассказ?(рассказчика, мальчика, художника)  Как рассказчик попал в комнату художника?  Куда шли ребята?  Где был художник в то время, когда к нему заглянули мальчишки?  Что изобразил Художник?  Какой момент может служить кульминацией в рассказе? (загадка картины)  Какая часть рассказа служит кульминацией?  Где может теперь находится эта картина?

Работа над сюжетом рассказа. Воспользуйтесь вопросами-подсказками и продумайте сюжет рассказа.

  • От лица кого ведется рассказ?(рассказчика, мальчика, художника)
  • Как рассказчик попал в комнату художника?
  • Куда шли ребята?
  • Где был художник в то время, когда к нему заглянули мальчишки?
  • Что изобразил Художник?
  • Какой момент может служить кульминацией в рассказе? (загадка картины)
  • Какая часть рассказа служит кульминацией?
  • Где может теперь находится эта картина?
- А вот что увидел на этой картине поэт Игорь Брумер: Картина. Комната. Мальчишки,   почти залезшие в окно.  И не читают они книжки,  и не идут смотреть кино. Картина в комнате и краски,  и кресло мягкое в углу,  но взгляд не оторвать от сказки,  от той прекраснейшей завязки,  что расплескалась по холсту. В картине комната и тихо,  и звука не произнести.  Мы затаим дыханье, - слышишь,  чтоб красоту не извести. Чтоб свежесть красок не поблекла,  ещё таких сырых, живых.  Чтоб нам чудес открылась дверка,  чтоб любоваться нам на них.  

- А вот что увидел на этой картине поэт Игорь Брумер:

Картина. Комната. Мальчишки,  почти залезшие в окно. И не читают они книжки, и не идут смотреть кино.

Картина в комнате и краски, и кресло мягкое в углу, но взгляд не оторвать от сказки, от той прекраснейшей завязки, что расплескалась по холсту.

В картине комната и тихо, и звука не произнести. Мы затаим дыханье, - слышишь, чтоб красоту не извести.

Чтоб свежесть красок не поблекла, ещё таких сырых, живых. Чтоб нам чудес открылась дверка, чтоб любоваться нам на них.

 

Рабочий словарик Многогранная личность, творческая; Мольберт, холст, палитра, этюдник; Находиться, располагаться, размещаться, пристроиться, стоять; В центре, посередине, прямо, напротив, налево, слева, направо, справа, внизу.    Слова-помощники о художнице Сыромятникова Екатерина Васильевна художник живописец автор картины мастер кисти  

Рабочий словарик

Многогранная личность, творческая;

Мольберт, холст, палитра, этюдник;

Находиться, располагаться, размещаться, пристроиться, стоять;

В центре, посередине, прямо, напротив, налево, слева, направо, справа, внизу.

 

Слова-помощники о художнице

Сыромятникова Екатерина Васильевна

художник

живописец

автор картины

мастер кисти

 

редкий, необычный сюжет; просторная светлая комната ; старинное кресло, деревянные подлокотники, гнутые ножки; распахнутое настежь окно ; тонкая светлая занавеска; мольберт , повёрнутый к окну; табурет : низкий, деревянный; керамическая ваза , букет полевых ромашек; белоствольные берёзы , свежая зелень; изумрудная трава; лес, окутанный дымкой; неподдельный интерес; летнее, приподнятое, жизнерадостное настроение.  Глаголы-помощники изобразить показать передать нарисовать запечатлеть создать написать представить

редкий, необычный сюжет;

просторная светлая комната ;

старинное кресло, деревянные подлокотники, гнутые ножки;

распахнутое настежь окно ;

тонкая светлая занавеска;

мольберт , повёрнутый к окну; табурет : низкий, деревянный;

керамическая ваза , букет полевых ромашек;

белоствольные берёзы , свежая зелень;

изумрудная трава;

лес, окутанный дымкой;

неподдельный интерес;

летнее, приподнятое, жизнерадостное настроение.

Глаголы-помощники

изобразить

показать

передать

нарисовать

запечатлеть

создать

написать

представить

Рефлексия Покажите знаком результат своей работы: большой палец вверх – «отлично»; большой палец вниз – «плохо»; ладонь расположена горизонтально – «средне»

Рефлексия

Покажите знаком результат своей работы:

большой палец вверх – «отлично»;

большой палец вниз – «плохо»;

ладонь расположена горизонтально – «средне»

Цели: развивать умение составлять устные и письменные описания картин; совершенствовать навыки монологической речи. Планируемые результаты: умения подбирать материалы к сочинению, устно описывать произведения живописи.

Цели: развивать умение составлять устные и письменные описания картин; совершенствовать навыки монологической речи.

Планируемые результаты: умения подбирать материалы к сочинению, устно описывать произведения живописи.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!