C оставила Кухарь Н. В., учитель МБОУ СОШ №3 г. Сорска.
- По сложившейся традиции познакомимся с самим автором.
Сыромятникова Екатерина Васильевна 24 ноября 1914 года в Харькове. Член Союза художников. Училась в Московском государственном институте им. В.И. Сурикова до 1948 года. Постоянный экспонент московских, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставок.
После выставки «Советское современное искусство», проходившей в Японии в 1976 году, все ее работы были приобретены в частные коллекции. Там же состоялась выставка целой серии работ. Был издан каталог. Работы художницы находятся в частных собраниях в России и за рубежом.
Е.В.Сыромятникова – личность многогранная, творческая. Большая часть её работ выполнена в стиле реализма, однако от произведения к произведению стиль работ неуловимо менялся, создавая особое настроение.
Картина Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители» посвящена творчеству, точнее, сотворчеству. Создателю любого произведения, будь то роман, музыкальная пьеса или живописное полотно, требуется зритель, который и смог бы оценить творение.
- Наиболее важные сведения об авторе картины мы можем включить в начало сочинения.
- Вспомните, как называется первая часть сочинения?
(Вступление).
- Что будем писать в первом пункте плана?
- Объясните лексическое значение слов, которые используют в своей речи художники.
- Как называются слова, используемые людьми той или иной профессии?
( Профессионализмы – слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии, специальности.)
Работа над репродукцией картины «Первые зрители».
-Рассмотрите внимательно картину и перечислите всё, что на ней изображено.
(Комната художника (или мастерская); два мальчика, заглядывающие в окно; за окном – берёзы, лес; огромное окно, распахнутое настежь; занавески; мольберт с холстом; деревянный табурет; палитра и кисти; этюдник; букет ромашек; кресло.)
- Что такое мольберт ?
Мольберт – подставка, на которой художник укрепляет подрамник с холстом, доску, картон.
Палитра – небольшая тонкая дощечка, пластинка для смешивания красок с отверстием для пальца. А также палитрой называют подбор красочных сочетаний в картине художника.
- Как вы понимаете значение слова подрамник ?
Подрамник – остов, на который натягивается холст для живописной работы.
- Опишите некоторые детали обстановки комнаты художника.
В углу у окна, затенённое, стоит старинное кресло с изящными деревянными подлокотниками и гнутыми ножками. Тонкая светлая занавеска отодвинута до самого края полностью распахнутого окна и слегка колышется. На полу стоит керамическая ваза с букетом полевых ромашек. Можно заметить и этюдник, прислонённый к стене под окном.
- Что такое этюдник?
Этюдник – специальный плоский деревянный ящик для хранения красок, кистей и палитры и местом для помещения этюда. Некоторые этюдники имеют выдвижные ножки, что очень удобно при рисовании на природе.
Этюд – рисунок, картина или скульптура, выполненные с натуры. Этюд – это подготовка к большому произведению.
- Мы не видим того, что изображено на холсте художника. А как вы думаете, что он мог нарисовать?
Точно ответить на вопрос нельзя, но можно предположить. Скорее всего – природу, возможно, ту, что видна из окна. Возможно, букет полевых ромашек, стоящий около мольберта.
- Что мог наблюдать художник из своего окна?
Через открытое окно комнаты художника виднеется прекрасный пейзаж. Мы видим белые с коричневым стволы берёз, их молодую свежую зелень. За берёзами – поляна, трава которой отливает изумрудным цветом. Вдалеке за поляной начинается лес. Он словно окутан дымкой.
- В открытое окно заглядывают два мальчика – первые зрители картины.
Что так заинтересовало ребят в комнате художника?
Темноволосый мальчик в красной рубашке перекинулся через подоконник и заглядывает в правый угол, невидимый для зрителей. Видимо, он нашёл там что-то интересное для себя. Может быть, это кошка живописца, а может – другая картина. Другой мальчик – он постарше, брюнет, на нём бело-голубая футболка – с любопытством рассматривает обращённый к нему холст – на губах лёгкая улыбка, в глазах словно бы застыл неподдельный интерес к работе мастера .
За окном – ясный летний день, видны белоснежные тонкие стволы покрытых сочной листвой берёз, вдали темнеет лес. Возникает ощущение тёплого солнца, ласкового ветерка; слышится задорный птичий щебет, шёпот листьев.
Не будем забывать о плане сочинения. Как называется вторая часть?
Основная часть.
- Что запишем во второй части?
II . Описание картины:
а) обстановка комнаты художника;
б) картина художника;
в) вид за окном;
г) первые зрители.
- Попытайтесь передать общее настроение картины.
Общее настроение картины можно сравнить только с пейзажем за окном – летнее, приподнятое, жизнерадостное.
- Что мы должны отразить в сочинении, то есть сделать идеей своего сочинения?
Пока у художника есть зрители, пусть даже такие легкомысленные и юные, он может творить, и каждая из его работ будет живой и завораживающей .
- Как называется третий пункт плана?
Заключение.
- Как мы его назовём?
III . Общее настроение картины и её идея.
- Из ваших высказываний можно сделать следующий вывод .
Во-первых, картина Сыромятниковой «Первые зрители» необычна прежде всего по жанру. Здесь есть и пейзаж за окном, и интерьер комнаты, и портрет мальчиков.
Во-вторых, мы можем придумать рассказ-повествование от трёх разных лиц: самой Сыромятниковой ; неизвестного художника , хозяина мастерской, и заглядывающих в окно мальчиков .
А можно написать сочинение-рассказ.
- Попробуйте придумать маленький рассказ-повествование от
разных лиц:
1-я группа – от лица Екатерины Васильевны Сыромятниковой,
2-я группа – от лица художника,
3-я группа – от лица мальчиков.
Работа над сюжетом рассказа. Воспользуйтесь вопросами-подсказками и продумайте сюжет рассказа.
- От лица кого ведется рассказ?(рассказчика, мальчика, художника)
- Как рассказчик попал в комнату художника?
- Куда шли ребята?
- Где был художник в то время, когда к нему заглянули мальчишки?
- Что изобразил Художник?
- Какой момент может служить кульминацией в рассказе? (загадка картины)
- Какая часть рассказа служит кульминацией?
- Где может теперь находится эта картина?
- А вот что увидел на этой картине поэт Игорь Брумер:
Картина. Комната. Мальчишки, почти залезшие в окно. И не читают они книжки, и не идут смотреть кино.
Картина в комнате и краски, и кресло мягкое в углу, но взгляд не оторвать от сказки, от той прекраснейшей завязки, что расплескалась по холсту.
В картине комната и тихо, и звука не произнести. Мы затаим дыханье, - слышишь, чтоб красоту не извести.
Чтоб свежесть красок не поблекла, ещё таких сырых, живых. Чтоб нам чудес открылась дверка, чтоб любоваться нам на них.
Рабочий словарик
Многогранная личность, творческая;
Мольберт, холст, палитра, этюдник;
Находиться, располагаться, размещаться, пристроиться, стоять;
В центре, посередине, прямо, напротив, налево, слева, направо, справа, внизу.
Слова-помощники о художнице
Сыромятникова Екатерина Васильевна
художник
живописец
автор картины
мастер кисти
редкий, необычный сюжет;
просторная светлая комната ;
старинное кресло, деревянные подлокотники, гнутые ножки;
распахнутое настежь окно ;
тонкая светлая занавеска;
мольберт , повёрнутый к окну; табурет : низкий, деревянный;
керамическая ваза , букет полевых ромашек;
белоствольные берёзы , свежая зелень;
изумрудная трава;
лес, окутанный дымкой;
неподдельный интерес;
летнее, приподнятое, жизнерадостное настроение.
Глаголы-помощники
изобразить
показать
передать
нарисовать
запечатлеть
создать
написать
представить
Рефлексия
Покажите знаком результат своей работы:
большой палец вверх – «отлично»;
большой палец вниз – «плохо»;
ладонь расположена горизонтально – «средне»
Цели: развивать умение составлять устные и письменные описания картин; совершенствовать навыки монологической речи.
Планируемые результаты: умения подбирать материалы к сочинению, устно описывать произведения живописи.