Урок развития речи
Сочинение-описание по картине Т.Н.Яблонской «Утро» (1954)
Автор: Сидякина Т.Г.,
учитель русского языка и
литературы
МОУ СОШ № 38 г. Барнаула
Тема урока: Сочинение-описание по картине Т.Н.Яблонской «Утро»
Цель урока: подготовить учеников к художественному описанию помещения.
Задачи:
- сформировать умение систематизировать (группировать) собранный по картине материал;
- закрепить умение описывать помещение;
- активизировать лексику, связанную с описанием помещения.
Проверка домашнего задания – работа в парах
Эстамп на стене, в кашпо цветы резеды, отрывной к а лендарь, льняной скат е ртью, длинной б а хромой, в глинян о м гр а фине, пр и крыть с а лфеткой, к а рниз над окном, б а тарея ц е нтрального отопления, п а ркетный пол, д е ревянную кр о вать, вых о д на б а лкон, огр а дительная р е шётка, пр е красную кв а ртиру, аб а жур под потолком.
Актуализация знаний
- Давайте вспомним, что такое описание , что характерно для этого типа речи?
- Чем различается научное и художественное описание?
- Можно ли в художественном стиле описать помещение?
Яблонская Татьяна Ниловна 1917 – 2005 гг.
Народный художник СССР
и Украины,
действительный член
Академии искусств СССР
и Украины, профессор,
Герой Украины, лауреат
трех Государственных
премий СССР, двух
медалей Академии
искусств СССР,
национальной премии
Украины им. Тараса
Шевченко.
Этапы пути
Официальное признание
Яблонской принесла картина
«Хлеб» (1949, ГТГ). В сюжете и
композиции картины художница
идеализирует
социалистический труд
колхозного крестьянства. За это
произведение Т.Н.Яблонская
была представлена в 1950 году
к Государственной премии
СССР, а в 1958 году получила
бронзовую медаль на
Всемирной выставке в
Брюсселе.
Этапы пути
Творчество Т.Н.Яблонской разносторонне: портреты, натюрморты, пейзажи, тематические картины.
Изображает на своих полотнах обыкновенных людей, их труд, отдых. Особенно любит писать детей.
История создания картины
… подлинным остается то, что картина написана в Киеве. Изображена на ней 13-летняя девочка — дочь художницы Яблонской. Тогда ее звали Лена. Сегодня она — Елена Сергеевна, художница. Мы встретились в мастерской ее матери…
интервью
Лексическое значение
УТРО
Весна
Дети
Начало дня
Ассоциативные связи
Зарядка
Душ
Завтрак
УТРО
Сборы в школу
Уборка
в комнате
Эпитеты
Рад о с т ное
Со лн е чн ое
Ярк ое
Утро
С и яющ ее
Чуде сн ое
О бы чн ое
Светл ое
Ясн ое
Работа с учебником
- Рассмотрите внимательно репродукцию.
- Что изображено на картине?
Работа с учебником
- Какое это время года?
- Как вы это определили?
Работа с учебником
- Что делает девочка?
- Как характеризует эта комната её хозяйку?
Девочка… Какая она?
- А кк уратная
- Ч и стоплотная
- Стройная
- П од тянутая
- Сп о ртивная
Систематизация материала
1 . Опишите комнату.
2. Какая она?
3. Подберите
определения:
- большая
- просторная
- с высокими потолками
- светлая
- солнечная
Систематизация материала
Стены:
- светло-ж ё лтые с р о з о ватым о тт енком
- на стене д е к о ративная
т а релка
- кашпо с в ью щимися цветами
Систематизация материала
Пол:
- п а ркетный
- «в ёлочку»
- бл е стящий
- натертый до блеска
- светло-ж ё лтый
- чистый
Систематизация материала
Окно:
- высокое
- дуг оо бразное
- с широким подоко нн иком
- окраш енн ая белой краской рама
Систематизация материала
Дверь:
- двустворч а тая
- стекл янн ая
- ар о чного типа
- вых о дящая на б а лкон
- оградительная железная реш е тка
Систематизация материала
Стол:
- круглый
- обед енн ый
- п о крытый скатертью
- льн ян ая скатерть с дли нн ой б а хр о мой
- глин ян ый кувшин
- тарелк а-х лебница
- чашка
Систематизация материала
Кровать:
- дерев янн ая
- ни з кая
- ещ ё не убра н а
- смятая п о душка
- одеяло в белом под о деяльнике
Систематизация материала
Стул:
- дерев янн ый
- лё гк ий
- прямоугольная изогнутая спинка
- круглые тонкие но ж ки
- а кк уратно слож енн ая одежда
Словарно-стилистическая работа
Помни!
Девочка одета в … ,
но на девочке
надеты …
Контекстуальные синонимы
- Яблонская Т.Н.
- Татьяна Ниловна
- художник
- мастер кисти
- автор картины
- живописец
- Девочка
- Она
- Хозяйка комнаты
Глаголы-помощники
- из о бр а зила
- п о к а зала
- п е р е дала
- нарис о вала
- запеч а тлела
- с о здала
- нап и сала
- пр ед ставила
Сложный план
- В 1954 г. была написана картина…
- Автор картины – Т.Н.Яблонская…
- Название картины.
II . Комната девочки.
- На переднем плане…
- На заднем плане…
III . Хозяйка комнаты.
IV . Впечатление от картины.
Подведение итогов урока
Какова основная идея картины?
Домашнее задание: сочинение
Желаю творческих успехов.
У вас всё получится!
Список литературы
- Русский язык: учеб. для 6 кл. общеобр. учреждений/М.Т.Баранов. – М.: Просвещение, 2008. – 254 с
- Ходякова Л.А. Сочинение по картине в 6-м классе:Метод.пособие/ Л.А.Ходякова, Е.В.Кабанова. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2004. – 254 с.
ОК
С.И.Ожегов «Словарь русского языка»
Эстамп , -а, м. Картина-оттиск, снимок с гравюры.
Кашпо , нескл., ср. Декоративная ваза для цветочного горшка.
Что такое описание?
- Описание – это тип речи.
- В описании указываются признаки предметов, явлений, которые мы видим в настоящее время, поэтому при описании обычно употребляются глаголы настоящего времени и описательные слова (прилагательные), обозначающие цвет, форму, материал, размер, объем.
Чем различается научное и художественное описание?
- В научном описании перечисляются точные признаки, употребляются научные термины, а в художественном используются яркие красочные выражения, эпитеты, сравнения, олицетворения.
Можно ли в художественном стиле описать помещение?
Можно, в литературных произведениях часто встречается такое описание:
- А.С.Пушкин «Станционный смотритель»
- Н.В.Гоголь «Мертвые души» (описание комнаты Собакевича)
- И.С.Тургенев «Муму»
Ирина Лисниченко: «Интервью с…»
13-летняя девочка, изображена во время зарядки у открытого окна. Говорят, что какой-то мальчик, увлеченный живописью, повесил репродукцию "Утра" у себя дома в Алма-Ате, а спустя десятилетие вы с ним поженились? Что это, красивая семейная легенда?
- Это правда, - говорит Елена Бейсембинова. - В мамином "Утре" был такой жизнеутверждающий сюжет, что репродукцию сразу же напечатали все журналы, в том числе "Огонек". Потом она появилась в "Родной речи", других учебниках. По-моему, по картине "Утро" несколько поколений писали сочинение. Даже мои внучки, которым сейчас 22 и 24 года, тоже описывали работу своей прабабушки.
Удачи!