СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сочинение по картине Т.Н.Яблонской "Утро"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы для работы по теме: "Сочинение - описание картины Т.Н.Яблонской "Утро".

Просмотр содержимого документа
«Сочинение по картине Т.Н.Яблонской "Утро"»

Урок развития речи  Сочинение-описание по картине Т.Н.Яблонской «Утро» (1954) Автор: Сидякина Т.Г., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 38 г. Барнаула

Урок развития речи

Сочинение-описание по картине Т.Н.Яблонской «Утро» (1954)

Автор: Сидякина Т.Г.,

учитель русского языка и

литературы

МОУ СОШ № 38 г. Барнаула

Тема урока: Сочинение-описание по картине Т.Н.Яблонской «Утро»   Цель урока: подготовить учеников к художественному описанию помещения. Задачи: сформировать умение систематизировать (группировать) собранный по картине материал; закрепить умение описывать помещение; активизировать лексику, связанную с описанием помещения.

Тема урока: Сочинение-описание по картине Т.Н.Яблонской «Утро»

Цель урока: подготовить учеников к художественному описанию помещения.

Задачи:

  • сформировать умение систематизировать (группировать) собранный по картине материал;
  • закрепить умение описывать помещение;
  • активизировать лексику, связанную с описанием помещения.
Проверка домашнего задания – работа в парах   Эстамп на стене, в кашпо цветы резеды, отрывной к а лендарь, льняной скат е ртью, длинной б а хромой, в глинян о м гр а фине, пр и крыть с а лфеткой, к а рниз над окном, б а тарея ц е нтрального отопления, п а ркетный пол, д е ревянную кр о вать, вых о д на б а лкон, огр а дительная р е шётка, пр е красную кв а ртиру, аб а жур под потолком.

Проверка домашнего задания – работа в парах

Эстамп на стене, в кашпо цветы резеды, отрывной к а лендарь, льняной скат е ртью, длинной б а хромой, в глинян о м гр а фине, пр и крыть с а лфеткой, к а рниз над окном, б а тарея ц е нтрального отопления, п а ркетный пол, д е ревянную кр о вать, вых о д на б а лкон, огр а дительная р е шётка, пр е красную кв а ртиру, аб а жур под потолком.

Актуализация знаний Давайте вспомним, что такое описание , что характерно для этого типа речи? Чем различается научное и художественное описание? Можно ли в художественном стиле описать помещение?

Актуализация знаний

  • Давайте вспомним, что такое описание , что характерно для этого типа речи?
  • Чем различается научное и художественное описание?
  • Можно ли в художественном стиле описать помещение?
Яблонская Татьяна Ниловна  1917 – 2005 гг.  Народный художник СССР и Украины, действительный член Академии искусств СССР и Украины, профессор, Герой Украины, лауреат трех Государственных премий СССР, двух медалей Академии искусств СССР, национальной премии Украины им. Тараса Шевченко.

Яблонская Татьяна Ниловна 1917 – 2005 гг.

Народный художник СССР

и Украины,

действительный член

Академии искусств СССР

и Украины, профессор,

Герой Украины, лауреат

трех Государственных

премий СССР, двух

медалей Академии

искусств СССР,

национальной премии

Украины им. Тараса

Шевченко.

Этапы пути  Официальное признание Яблонской принесла картина «Хлеб» (1949, ГТГ). В сюжете и композиции картины художница идеализирует социалистический труд колхозного крестьянства. За это произведение Т.Н.Яблонская была представлена в 1950 году к Государственной премии СССР, а в 1958 году получила бронзовую медаль на Всемирной выставке в Брюсселе.

Этапы пути

Официальное признание

Яблонской принесла картина

«Хлеб» (1949, ГТГ). В сюжете и

композиции картины художница

идеализирует

социалистический труд

колхозного крестьянства. За это

произведение Т.Н.Яблонская

была представлена в 1950 году

к Государственной премии

СССР, а в 1958 году получила

бронзовую медаль на

Всемирной выставке в

Брюсселе.

Этапы пути   Творчество Т.Н.Яблонской разносторонне: портреты, натюрморты, пейзажи, тематические картины.   Изображает на своих полотнах обыкновенных людей, их труд, отдых. Особенно любит писать детей.

Этапы пути

Творчество Т.Н.Яблонской разносторонне: портреты, натюрморты, пейзажи, тематические картины.

Изображает на своих полотнах обыкновенных людей, их труд, отдых. Особенно любит писать детей.

История создания картины  … подлинным остается то, что картина написана в Киеве. Изображена на ней 13-летняя девочка — дочь художницы Яблонской. Тогда ее звали Лена. Сегодня она — Елена Сергеевна, художница. Мы встретились в мастерской ее матери… интервью

История создания картины

… подлинным остается то, что картина написана в Киеве. Изображена на ней 13-летняя девочка — дочь художницы Яблонской. Тогда ее звали Лена. Сегодня она — Елена Сергеевна, художница. Мы встретились в мастерской ее матери…

интервью

Лексическое значение УТРО Весна Дети Начало дня

Лексическое значение

УТРО

Весна

Дети

Начало дня

Ассоциативные связи Зарядка Душ Завтрак УТРО Сборы в школу Уборка в комнате

Ассоциативные связи

Зарядка

Душ

Завтрак

УТРО

Сборы в школу

Уборка

в комнате

Эпитеты Рад о с т ное Со лн е чн ое Ярк ое Утро С и яющ ее Чуде сн ое  О бы чн ое  Светл ое Ясн ое

Эпитеты

Рад о с т ное

Со лн е чн ое

Ярк ое

Утро

С и яющ ее

Чуде сн ое

О бы чн ое

Светл ое

Ясн ое

Работа с учебником Рассмотрите внимательно репродукцию. Что изображено на картине?

Работа с учебником

  • Рассмотрите внимательно репродукцию.
  • Что изображено на картине?
Работа с учебником Какое это время года? Как вы это определили?

Работа с учебником

  • Какое это время года?
  • Как вы это определили?
Работа с учебником Что делает девочка? Как характеризует эта комната её хозяйку?

Работа с учебником

  • Что делает девочка?
  • Как характеризует эта комната её хозяйку?
Девочка… Какая она? О прятная А кк уратная Ч и стоплотная Стройная П од тянутая Сп о ртивная О рганизова нн ая Пр и лежная

Девочка… Какая она?

  • О прятная
  • А кк уратная
  • Ч и стоплотная
  • Стройная
  • П од тянутая
  • Сп о ртивная
  • О рганизова нн ая
  • Пр и лежная
Систематизация материала 1 . Опишите комнату. 2. Какая она? 3. Подберите определения: большая просторная с высокими потолками светлая солнечная

Систематизация материала

1 . Опишите комнату.

2. Какая она?

3. Подберите

определения:

  • большая
  • просторная
  • с высокими потолками
  • светлая
  • солнечная
Систематизация материала Стены: светло-ж ё лтые с р о з о ватым о тт енком на стене д е к о ративная  т а релка кашпо с в ью щимися цветами

Систематизация материала

Стены:

  • светло-ж ё лтые с р о з о ватым о тт енком
  • на стене д е к о ративная

т а релка

  • кашпо с в ью щимися цветами
Систематизация материала Пол: п а ркетный «в ёлочку» бл е стящий натертый до блеска светло-ж ё лтый чистый

Систематизация материала

Пол:

  • п а ркетный
  • «в ёлочку»
  • бл е стящий
  • натертый до блеска
  • светло-ж ё лтый
  • чистый
Систематизация материала Окно: высокое дуг оо бразное с широким подоко нн иком окраш енн ая белой краской рама

Систематизация материала

Окно:

  • высокое
  • дуг оо бразное
  • с широким подоко нн иком
  • окраш енн ая белой краской рама
Систематизация материала Дверь: двустворч а тая стекл янн ая ар о чного типа вых о дящая на б а лкон оградительная железная реш е тка

Систематизация материала

Дверь:

  • двустворч а тая
  • стекл янн ая
  • ар о чного типа
  • вых о дящая на б а лкон
  • оградительная железная реш е тка
Систематизация материала Стол: круглый обед енн ый п о крытый скатертью льн ян ая скатерть с дли нн ой б а хр о мой глин ян ый кувшин тарелк а-х лебница чашка

Систематизация материала

Стол:

  • круглый
  • обед енн ый
  • п о крытый скатертью
  • льн ян ая скатерть с дли нн ой б а хр о мой
  • глин ян ый кувшин
  • тарелк а-х лебница
  • чашка
Систематизация материала Кровать: дерев янн ая ни з кая ещ ё не убра н а смятая п о душка одеяло в белом под о деяльнике

Систематизация материала

Кровать:

  • дерев янн ая
  • ни з кая
  • ещ ё не убра н а
  • смятая п о душка
  • одеяло в белом под о деяльнике
Систематизация материала Стул: дерев янн ый лё гк ий прямоугольная изогнутая спинка круглые тонкие но ж ки а кк уратно слож енн ая одежда

Систематизация материала

Стул:

  • дерев янн ый
  • лё гк ий
  • прямоугольная изогнутая спинка
  • круглые тонкие но ж ки
  • а кк уратно слож енн ая одежда
Словарно-стилистическая работа  Помни! Девочка  одета в … , но  на девочке надеты …

Словарно-стилистическая работа

Помни!

Девочка одета в ,

но на девочке

надеты

Контекстуальные синонимы Яблонская Т.Н. Татьяна Ниловна художник мастер кисти автор картины живописец Девочка Она Хозяйка комнаты

Контекстуальные синонимы

  • Яблонская Т.Н.
  • Татьяна Ниловна
  • художник
  • мастер кисти
  • автор картины
  • живописец
  • Девочка
  • Она
  • Хозяйка комнаты
Глаголы-помощники из о бр а зила п о к а зала п е р е дала нарис о вала  запеч а тлела с о здала нап и сала пр ед ставила

Глаголы-помощники

  • из о бр а зила
  • п о к а зала
  • п е р е дала
  • нарис о вала
  • запеч а тлела
  • с о здала
  • нап и сала
  • пр ед ставила
Сложный план В 1954 г. была написана картина… Автор картины – Т.Н.Яблонская… Название картины. II . Комната девочки. На переднем плане… На заднем плане… III . Хозяйка комнаты. IV . Впечатление от картины.

Сложный план

  • В 1954 г. была написана картина…
  • Автор картины – Т.Н.Яблонская…
  • Название картины.

II . Комната девочки.

  • На переднем плане…
  • На заднем плане…

III . Хозяйка комнаты.

IV . Впечатление от картины.

Подведение итогов урока Какова основная идея картины?

Подведение итогов урока

Какова основная идея картины?

Домашнее задание: сочинение  Желаю творческих успехов. У вас всё получится!

Домашнее задание: сочинение

Желаю творческих успехов.

У вас всё получится!

Список литературы Русский язык: учеб. для 6 кл. общеобр. учреждений/М.Т.Баранов. – М.: Просвещение, 2008. – 254 с Ходякова Л.А. Сочинение по картине в 6-м классе:Метод.пособие/ Л.А.Ходякова, Е.В.Кабанова. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2004. – 254 с. ОК

Список литературы

  • Русский язык: учеб. для 6 кл. общеобр. учреждений/М.Т.Баранов. – М.: Просвещение, 2008. – 254 с
  • Ходякова Л.А. Сочинение по картине в 6-м классе:Метод.пособие/ Л.А.Ходякова, Е.В.Кабанова. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2004. – 254 с.

ОК

С.И.Ожегов  «Словарь русского языка»   Эстамп , -а, м. Картина-оттиск, снимок с гравюры.   Кашпо , нескл., ср. Декоративная ваза для цветочного горшка.

С.И.Ожегов «Словарь русского языка»

Эстамп , -а, м. Картина-оттиск, снимок с гравюры.

Кашпо , нескл., ср. Декоративная ваза для цветочного горшка.

Что такое описание? Описание – это тип речи. В описании указываются признаки предметов, явлений, которые мы видим в настоящее время, поэтому при описании обычно употребляются глаголы настоящего времени и описательные слова (прилагательные), обозначающие цвет, форму, материал, размер, объем.

Что такое описание?

  • Описание – это тип речи.
  • В описании указываются признаки предметов, явлений, которые мы видим в настоящее время, поэтому при описании обычно употребляются глаголы настоящего времени и описательные слова (прилагательные), обозначающие цвет, форму, материал, размер, объем.
Чем различается научное и художественное описание? В научном описании перечисляются точные признаки, употребляются научные термины, а в художественном используются яркие красочные выражения, эпитеты, сравнения, олицетворения.

Чем различается научное и художественное описание?

  • В научном описании перечисляются точные признаки, употребляются научные термины, а в художественном используются яркие красочные выражения, эпитеты, сравнения, олицетворения.
Можно ли в художественном стиле описать помещение?   Можно, в литературных произведениях часто встречается такое описание: А.С.Пушкин «Станционный смотритель» Н.В.Гоголь «Мертвые души» (описание комнаты Собакевича) И.С.Тургенев «Муму»

Можно ли в художественном стиле описать помещение?

Можно, в литературных произведениях часто встречается такое описание:

  • А.С.Пушкин «Станционный смотритель»
  • Н.В.Гоголь «Мертвые души» (описание комнаты Собакевича)
  • И.С.Тургенев «Муму»
Ирина Лисниченко: «Интервью с…»   13-летняя девочка, изображена во время зарядки у открытого окна. Говорят, что какой-то мальчик, увлеченный живописью, повесил репродукцию

Ирина Лисниченко: «Интервью с…»

13-летняя девочка, изображена во время зарядки у открытого окна. Говорят, что какой-то мальчик, увлеченный живописью, повесил репродукцию "Утра" у себя дома в Алма-Ате, а спустя десятилетие вы с ним поженились? Что это, красивая семейная легенда?

- Это правда, - говорит Елена Бейсембинова. - В мамином "Утре" был такой жизнеутверждающий сюжет, что репродукцию сразу же напечатали все журналы, в том числе "Огонек". Потом она появилась в "Родной речи", других учебниках. По-моему, по картине "Утро" несколько поколений писали сочинение. Даже мои внучки, которым сейчас 22 и 24 года, тоже описывали работу своей прабабушки.

Удачи!

Удачи!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!