СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сочинение по репродукции картины А.А. РЫЛОВА «В ГОЛУБОМ ПРОСТОРЕ»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сочинение по репродукции картины А.А. РЫЛОВА «В ГОЛУБОМ ПРОСТОРЕ»»

Сочинение описание по репродукции картины

А.А. РЫЛОВА «В ГОЛУБОМ ПРОСТОРЕ»

Педагогические цели

Познакомить с жизнью и творчеством А.А. Рылова.

Учить «читать» картину.

Способствовать развитию умений воспринимать произведение изобразительного искусства, определять его тему, передавать содержание, составлять по картине описательный текст, высказывать свое отношение к картине, формировать читательскую компетенцию; воспитывать чувство прекрасного; воспитывать любовь к природе.

Тип урока Урок развития речи

Необходимое оборудование: Репродукция картины А.А. Рылова «В голубом просторе», карточка, учебник, презентация.


Организационная структура

Формируемые умения


1.

Орг. момент

- Пожелаем друг другу хорошего урока. Выпрямите спинки и правильно садитесь.

- Проверьте готовность к уроку.


Дети настраиваются на работу, организуют рабочее место.

2.

Подготовка к основному этапу урока

Посмотрите на экран. Как вы думаете, кто этот человек? Предположите. (слайд 2)

Хотите узнать о нем больше?

Учитель демонстрирует факты биографии на слайдах. (слайд 3, )

Аркадий Александрович Рылов (1870-1939) – известный русский живописец. Родился в селе Истобинское Вятской губернии. Мальчик воспитывался в семье отчима, служившего натуралистом в Вятке. Семья жила в Вятке, на берегу широкой реки с таким же названием. Край лесов, озер и рек покорил художника своей красотой. Он искренне любил свою родину. Часто на его картинах были изображены пейзажи родных мест. Он говорил: «Жизнь у воды, среди дикой нетронутой природы воспитала во мне художника-пейзажиста».

Художник любил природу и выражал ее в живописи. (слайды 5)

Рассматривают автопортрет А.А. Рылова.

Рассматривают картины живописца.

Работа над понятиями «пейзаж», «пейзажист»

3. Постановка учебной задачи

Узнаем с помощью учебника тему нашего урока. С.94 упр. 177

Верно, мы будем работать по картине «В голубом просторе». (слайд5)

Какие у нас задачи?

Запись числа и темы урока в тетрадь.


Физминутка


Накопление материала.

4. Усвоение новых знаний и способов действий.

Рассматривание картины. Объяснение названия картины


Рассмотрите это произведение в «Картинной галерее». Что вы видите? Что в ней особенно красиво? Какое впечатление производит на вас картина? А почему ее так назвал автор?

Как художник нам показал этот простор? (Безграничное небо, бескрайнее море, движение волн, ветра, корабля и птиц).

- Какие краски преобладают в картине? (голубые, белые)

- Какое время года изображено на полотне? (это весна, горные утесы покрыты снегом)

Поработайте в парах по учебникам и обсудите следующие вопросы (слайд 6-10): описание моря, неба и облаков, птиц, парусник, скалы.

- Какое настроение создаёт картина? Какие чувства вызывает? Впечатления (слайд11)

Работа в группах, обмен мнениями. Учащиеся высказываются, делятся впечатлениями о картине.

Отбор и систематизация материала.


Составление плана сочинения

Представьте, что вы в картинной галерее и вам рассказывают про это произведение.

На картине А.А. Рылова мы видим голубой простор.

Перед нами безбрежное синее море и бескрайнее голубое небо. По небу плывут легкие серебристые облака. Горные утесы покрыты снегом. Навстречу солнцу летят сильные красивые птицы. Это лебеди. Они гордо раскинули свои крылья. Стая лебедей возвращается домой из теплых стран. Корабль с белоснежными парусами скользит по волнам. На картине А.Рылова все движется: и волны, и ветер, и лебеди, и парусный корабль.

Эта картина создает прекрасное настроение. Она вызывает радостные светлые чувства и вселяет надежду.

2.На картине Рылова «В голубом просторе» изображен морской пейзаж.

Мы видим летнее голубое небо. По нему проплывают легкие кучевые облака. Над бескрайним морским простором легко и свободно летит стая белоснежных лебедей. Стремительный взмах их крыльев навевает мысли о свободе, о бесконечной радости жизни.

На центральном плане мы видим cинее море. Оно блестит на солнце и волнуется под порывами ветра. Небесное светило присутствует на картине незримо. Но оно ярко освещает всю картину – и птиц, и облака, и морские волны.Вдали, на горизонте виден большой корабль с белыми парусами. На всех парусах, раздуваемых ветром, он мчится к земле. Справа от судна виднеется горная гряда, покрытая снежным покровом.

Автору удалось оживить картину. Мы словно ощущаем морской воздух и порывы ветра, слышим шум морской стихии и крики птиц, словно становимся участником событий.


Совпадает это описание с тем, что вы увидели?

Опираясь на этот рассказ, составим план сочинения. Слайд 12

Сколько частей должно быть в сочинении? (вступление, основная часть, заключение)

Какое можно придумать начало? (В голубом просторе)

О чем мы расскажем в основной части? (О цветах и настроении картины)

Каким будет заключение? (Моё отношение к картине)

Предлагают варианты начала сочинения и концовки. (Перед нами картина….На картине изображено … На картине А.А. Рылова я вижу…А.А. Рылов – замечательный русский художник-пейзажист.

Мне понравилась эта картина. Эта картина вызывает …


Отбор материалов для сочинения. Работа над изобразительно-выразительными средствами языка

Составьте высказывания, опираясь на пункты плана. Используйте эпитеты, метафоры.

Вспомните сказку о царе Салтане, рассказы Л.Н. Толстого. (Синее море, бескрайнее море…)

Я вам предлагаю карточку-помощницу. Используя образные выражения, составьте описание картины.

(слайд 13).

Опираясь на пункты плана, учащиеся строят предложения, пользуясь справочными материалами. Несколько учащихся рассказывают получившийся текст. Учащихся с ОВЗ просят составить отдельно части сочинения.

( карточка № 2)

Словесное, речевое оформление сочинения.

5. Закрепление знаний и способов действий

Орфографическая работа (на доску выписаны сложные слова с изучаемой орфограммой)

Посмотрите еще раз внимательно на картину, вспомните все, что мы говорили и напишите небольшое сочинение, пользуясь карточками- помощницами.

(репродукция картины – в учебнике, а на слайде план сочинения)

Работа над сочинением. Учащиеся пишут сочинение по плану.

6.

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Оцените результаты своей работы: что вам показалось сложным, что получилось хорошо, а что не очень? (! – знак уверенности, ? – знак вопроса).

Зачитайте свои сочинения (по желанию, наиболее удавшиеся).


Решили мы задачи урока или нет?



Подводят итог. Анализируют выполнение поставленных задач. По желанию зачитывают свои сочинения.



На уроках развития речи, а именно сочинениях по репродукции картин, неоходимо учить «читать» картину, видеть и чувствовать ее, поэтому использование мультимедиа на этих уроках будет хорошим помощником в этом. Раздаточный материал каждому ученику так же необходим.