Можно ли научиться выполнять задание части
С единого государственного
экзамена в минимально короткие сроки? Можно! А. Г. Нарушевич
Структура сочинения по новым стандартам
С учетом описанных нововведений, структура сочинения 2019 года должна иметь следующий вид:
Проблема.
Комментарий к проблеме.
Описание позиции автора.
Отношение экзаменуемого к позиции автора.
Обоснование своей позиции.
Вывод.
С опорой на приведенную структуру можно составить план написания сочинения по русскому для ЕГЭ 2019 года.
№ | План | Пояснения |
1 | Вступление | Подводка к проблеме 2-3 предложения |
2 | Формулировка проблемы | 2-4 предложения |
3 | Связка | 1-2 предложения |
4 | Комментарий, 1-й пример + пояснение | Сколько потребуется |
6 | Связка | 1-2 предложения |
7 | Комментарий, 2-й пример + пояснение | Сколько потребуется |
9 | Связка | 1-2 предложения |
10 | Позиция автора | 1-2 предложения |
11 | Собственное отношение к позиции автора | 1-2 предложения |
12 | Аргументация собственной позиции | 2-4 предложения |
13 | Вывод (заключение) | 2-3 предложения |
Стратегия работы с текстом
1 шаг | Читая исходный текст, определите, над каким вопросом размышляет автор и как он на этот вопрос отвечает. Так вы найдете проблему и сформулируете авторскую позицию |
2 шаг | Перечитайте исходный текст, чтобы найти два примера, важных для понимания проблемы, поясните значения этих примеров и укажите смысловую связь между ними. Напишите комментарий, который будет помещаться между проблемой и авторской позицией. |
3 шаг. | Сформулируйте собственную позицию и обоснуйте ее. |
4 шаг | Сделайте вывод |
Памятка к экзаменационному сочинению-рассуждению для выпускников 11-х классов
Композиция | Знайте: | Речевые клише: |
Вступление Приемы: 1)сообщение о проблеме; 2)сообщение об авторе; 3)цитата; 4)афоризм; 5)риторический вопрос; 6)вопросно-ответное единство; 7)риторическое восклицание; 8)именительный темы. |
Формулировка Проблемы Задача: Выбрать одну из рассматриваемых проблем, четко ее сформулировать. Приемы: 1)«проблема чего»; 2)вопросительное предложение. Объем: 2-3 предложения. | Проблема текста – находится в центре внимания автора. Это вопрос, над которым размышляет автор. Выявление проблемы в художественном тексте Проанализируйте поступки, отношения героев Определите, какие положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в этих поступках, отношениях Подберите абстрактные существительные, которые называют соответствующие качества (долг, честь, совесть, благородство – равнодушие, черствость, эгоизм) Сформулируйте проблему, используя выявленные ключевые слова | Речевые клише: 1) .Автор поднимает проблему... 2) Автор затрагивает важную проблему... 3 Автора текста волнует проблема... 4) Проблема, которую хотел показать нам автор, такова... 5) Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что... 6)Текст ....заставил меня задуматься над проблемой... 7) Волнующую всех нас проблему... поднимает писатель ...... 8) роблема, поднимаемая ......., – это... 9) Я думаю, что проблема, поставленная автором, – это... 10) Проблема... не может не волновать современного человека. Задумался над ней и ... 11) Что такое...? (В чем заключается...? Какую роль в жизни человека играет...?) Эту важную проблему поднимает автор. |
Комментарий к проблеме – это рассуждения, пояснительные замечания по поводу проблемы текста. Комментарий Задачи: •показать, как именно, на каком материале раскрывается проблема •выделить и прокомментировать наиболее важные места •показать ход мыслей автора Обязательна опора на текст! 2 примера-иллюстрации Уместно цитирование! Объем: 6-8 предложений. | комментарий - оценка прочитанного путем соотнесения содержания текста с личной точкой зрения читателя, его знаниями, собственным жизненным опытом. В любом случае комментарий должен опираться на прочитанный текст. | Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов Текстуальный комментарий: 1) Как, на каком материале автор раскрывает проблему? 2) На чем заостряет внимание? Почему? 3) Какие имена (факты, события) упоминает автор? Для чего? 3) Какие эмоции автора выражены в тексте? 5) Как выражено отношение автора к изображаемому? В чем это проявляется? 6) Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме? Концепционный комментарий: 1)К какому типу принадлежит эта проблема? (Социальная, философская, экологическая, нравственная и т.п.) 2) Актуальна ли эта проблема в наши дни? В чем ее значимость для общества? 3)Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? Касается ли она каждого из нас или только людей определенного возраста, рода занятий и т.п.? 4)Почему эта проблема привлекла внимание автора? 5)Какой аспект (какую сторону) этой проблемы рассматривает автор? 6)К каким выводам автор подводит читателя? |
Позиция автора Задачи: понять мнение автора о выделенной проблеме; четко сформулировать вывод, к которому приходит автор. Позицию автора лучше формулировать не цитатой, а своими словами. Объем: 1-3 предложения. | Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, раздумывая над какой- либо проблемой. | Речевые клише: 1)Позиция автора такова:... 2) Автор считает, что... 3) Автор стремится донести до читателя мысль о том, что... 4) Автор убеждает нас в том, что... 5) В тексте доказывается мысль о том, что... 6) Основная мысль текста заключается в том, что... 7)Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает читателя в том, что... 8) Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу... 9) Позиция автора такова... 10) Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом... 11) Автор призывает нас (к чему) 12) Автор осуждает (кого / что, за что) 14) Отношение автора к поставленной проблеме неоднозначно. |
Аргументация собственного мнения Задачи: сформулировать свою позицию подобрать не менее двух доводов, доказывающих справедливость тезиса; подкрепить доводы конкретными примерами, ссылками. Нужны примеры из литературы! Объем: 5-8 предложений на каждый аргумент. | Аргументация –это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой- либо мысли перед слушателями(читателями) или собеседником. Аргументы должны подтвердить или опровергнуть мнение автора. | Для выражения своего мнения: 1)Я разделяю(не разделяю) точку зрения на проблему... 2) Я придерживаюсь (не придерживаюсь) того же мнения на проблему...., что и автор 3) Я согласен (не согласен) с автором в том, что... 4) Трудно(нельзя) не согласиться с автором текста в том, что... 5) Мне близка позиция автора тем, что... Для аргументации собственной позиции: С использованием жизненного опыта: 1) Как часто приходится сталкиваться с ... 2)разве не стали обычными (нормами жизни)такие явления, как...? 3) Кто из нас не наблюдал (не сталкивался; не замечал (за собой); не оказывался свидетелем) того, как... 4) К сожалению, зачастую в наши дни (среди нас; вокруг нас)... Из читательского опыта: 1) Данная проблема волновала многих великих русских писателей, в частности... 2) Особенно остро эта проблема поставлена в произведении... 3)Злободневность темы, затронутой автором, доказывает и то, что русские писатели в своих произведениях обращались к ней. Из зрительского опыта: 1) Тема часто дискутируется(обсуждается) в Интернете ( на страницах газет и журналов; в телепередачах)... |
Вывод | Вывод Приемы оформления: 1)сообщение об итоге анализа текста; 2)нравственный вывод; 3)призыв; 4)риторическое восклицание; 5)цитата; 6)пожелание на будущее. Объем: 3-5 предложений. | 1.Прием «Отклик» Сигналом этого приема является деепричастная конструкция «Прочитав этот текст...». Прочитав этот текст, становится понятно (понимаешь), что... 2. (Использование цитаты) «,,,», - писал...... В этих словах выражена мысль о ... . Автор текста тоже считает, что... . 3. Использование цитаты, в которой выражена главная мысль текста: «...!» - это высказывание отражает главную мысль текста (Раскрыть смысл, выраженный в этом высказывании) 4. Автор хочет, чтобы... .И это стремление определяет глубину и силу авторского воззвания |
Стратегия работы с текстом
1 шаг | Читая исходный текст, определите, над каким вопросом размышляет автор и как он на этот вопрос отвечает. Так вы найдете проблему и сформулируете авторскую позицию |
2 шаг | Перечитайте исходный текст, чтобы найти два примера, важных для понимания проблемы, поясните значения этих примеров и укажите смысловую связь между ними. Напишите комментарий, который будет помещаться между проблемой и авторской позицией. |
3 шаг. | Сформулируйте собственную позицию и обоснуйте ее. |
4 шаг | Сделайте вывод |
Образец сочинения |
Публицистический текст Ч. Айтматова «Книги, открывающие нас» |
Проблема | Какова роль книги в жизни человека и общества? Над этой проблемой размышляет Чингиз Айтматов. |
Первый пример | Автор искренне убеждён в том, что книга – это «важное звено в духовной связи людей». |
Пояснение к примеру №1 | Действительно, книги передают знания от поколения к поколению, связывают единомышленников, преодолевая время и пространство, сберегают духовные ценности человечества. |
Второй пример | Мне кажется особенно важной мысль Айтматова о том, что «каждая книга требует полной отрешённости от суетных дел». |
Пояснение ко второму примеру | Писатель хочет сказать, что чтение не терпит суеты и книга откроет свои секреты только вдумчивому, внимательному, чуткому читателю. |
Связь между примерами | Оба эти примера, дополняя друг друга, позволяют автору показать важность книги и чтения. |
Позиция автора | Таким образом, размышляя над проблемой, автор приходит к следующему выводу: книга учит мыслить, рассуждать, воспитывает человека, обогащает его внутренний мир. |
Собственное отношение к позиции автора | В самом деле, настоящая литература не только даёт пищу уму, но и пробуждает душу, не даёт нам очерстветь, стать равнодушными. |
Аргументация собственной позиции | … Вспоминаю, каким ярким озарением на всю жизнь явилась для меня в ранние годы встреча с книгами …, помню потрясение от шолоховских романов; тогда я впервые понял, ощутил, что у слова есть своя глубина;:…, что у меня невольно возникало желание …каждое слово и заглянуть: что за чудодейственная сила таится в нем? Человек по-разному приходит к пониманию этой извечной истины. Многое зависит от того, как сложилась судьба, жизнь человека…. |
Вывод (заключение) | … Приемы оформления: 1)сообщение об итоге анализа текста; 2)нравственный вывод; 3)призыв; 4)риторическое восклицание; 5)цитата; 6)пожелание на будущее. |
Работа с отрывком из повести В.М.Санина «Когда я был мальчишкой»
О чём только не мечтали в войну! Идёшь по улице — и вдруг находишь целую хлебную карточку! Или: союзники открыли второй фронт. Вот это было бы здорово!
Но никогда и нигде я не слышал ничего прекраснее мечты моей мамы — нет, всех миллионов мам: «Эх вы, сони, проспали — война окончилась!»
Тем, кто не жил этой мечтой, тем, кому она не заменяла хлеба, одежды, крова, её не понять. Можете напрячь воображение, вспомнить кинокартины о войне, книги о войне, рассказы дедушек и бабушек, пап и мам, сделать вид, что вы поняли и даже произнести: «Да-а-а!» — всё равно тем, кто не жил этой мечтой, её не понять.
А мы, мальчишки военных лет, понимали. В том числе понимал и я, далеко не самый пострадавший. Понимал и умом и сердцем, всем своим существом.
Потому что на наших глазах окрасилась кровью родная земля. Потому что в городе, в котором я прожил короткие детские годы, теперь были фашисты.
Потому что моя бабушка, мои тётки и их дети — мои братья и сестры — были расстреляны.
Потому что мы каждый день видели газеты с фотографиями замученных, повешенных, растерзанных советских людей.
Потому что от отца три месяца не было писем, пока он не вышел из окружения. Потому что я видел глаза мамы, когда эшелон увозил брата на фронт.
Потому что я видел глаза мамы, когда к нам входил почтальон: кто знал, что он принёс в своей сумке?
Потому что я видел и слышал, как бились головой о стену, катались по полу, выли женщины, потерявшие мужей и сыновей.
Нет ничего трагичнее гибели и ничего прекраснее возвращения с победой. В войну научились мечтать о главном.
Вот почему я больше всего мечтал о том, как вернусь с фронта домой, своим ключом открою дверь — неожиданно — и увижу мамины глаза, из которых навсегда уйдёт печаль.
(По В. Санину)
1. | Проблема | В чём величайшая трагедия войны? На этот вопрос отвечает в своём тексте Владимир Маркович Санин. |
2 | Первый пример | Автор вспоминает своё детство, пришедшееся на военные годы, и рассказывает о сокровенной мечте миллионов советских людей – мечте об окончании войны: «Тем, кто не жил этой мечтой, тем, кому она не заменяла хлеба, одежды, крова, её не понять». |
3 | Пояснение к первому примеру | Действительно, никакие книги или фильмы о войне не могут передать ужаса, боли и страданий, которые пережили люди военного поколения. |
4 | Связь между примерами | Однако долг писателя, свидетеля событий войны, -рассказать читателям об этом страшном времени, поэтому далее автор перечисляет то, что навсегда врезалось ему в память. |
5 | Второй пример | Перед нами разворачивается череда страшных картин: город, занятый оккупантами, газеты с фотографиями замученных фашистами людей, женщины, оплакивающие погибших мужей и сыновей… |
6 | Пояснение ко второму примеру | И мы понимаем, почему рассказчик, как и все вокруг, мечтал о мире, о победе, мечтал увидеть, как печаль навсегда уйдёт из глаз его мамы и всех людей, которых коснулась война. |
7 | Позиция автора | Так автор убеждает нас в том, что война – это страшная трагедия, потому что приносит с собой смерть, азруху, голод, физическую и душевную боль, невыносимые страдания. |
8 | | |
К.Г. Паустовский «Акварельные краски»
Когда при Берге произносили слово «родина», он усмехался. Не замечал красоты природы вокруг, не понимал, когда бойцы говорили: «Вот отобьём родную землю и напоим коней из родной реки».
– Трепотня! – мрачно говорил Берг . –У таких, как мы, нет и не может быть родины.
– Эх, Берг, сухарная душа! – с тяжёлым укором отвечали бойцы.
–Ты землю не любишь, чудак. А ещё художник! Может быть, поэтому Бергу и не удавались пейзажи.
Берг торопился. Берг хотел всю силу красок, всё умение своих рук, всё то, что дрожало где-то на сердце, отдать этой бумаге, чтобы хоть в сотой доле изобразить великолепие этих лесов, умирающих величаво и просто. Берг работал как одержимый, пел и кричал.
…Через два месяца в дом Берга принесли извещение о выставке, в которой тот должен был участвовать: просили сообщить, сколько своих работ художник выставит на этот раз. Берг сел к столу и быстро написал: «Выставляю только один этюд акварелью, сделанный этим летом, – мой первый пейзаж».
Спустя время Берг сидел и думал. Он хотел проследить, какими неуловимыми путями появилось у него ясное и радостное чувство родины. Оно зрело неделями, годами, десятилетиями, но последний толчок дал лесной край, осень и крики журавлей.
– Эх, Берг, сухарная душа! – вспомнил он слова бойцов. Бойцы тогда были правы. Берг знал, что теперь он связан со своей страной не только разумом, но и всем сердцем, как художник, и что любовь к родине сделала его умную, но сухую жизнь тёплой, весёлой и во сто крат более прекрасной, чем раньше.
1. | Проблема | Что является источником вдохновения для художника? Над этой проблемой предлагает своим читателям задуматься К. Паустовский. |
| Первый пример | Писатель изображает художника Берга - человека, равнодушного к родине и красоте её природы. Конечно же, не случайно упоминание о том, что Бергу «не удавались пейзажи». Так автор показывает значимость чувства родины для творческой работы художника: невозможно создать произведение искусства, оставаясь равнодушным к тому, что ты изображаешь. |
Пояснение к первому примеру |
| Второй пример | Но вот на наших глазах происходит преображение героя. Оставшись наедине с природой родного края, Берг впервые ощутил её красоту, начал напряжённо работать, чтобы передать в рисунках «всё то, что дрожало где-то на сердце», изобразить «великолепие этих лесов, умирающих величаво и просто». Мы видим, как красота природы пробудила в художнике чувство родины и вдохновила на творчество. |
Пояснение ко второму примеру |
| Связь между примерами | Смысловая связь между примерами Приведённые примеры позволяют увидеть героя в развитии и показать процесс становления его личности, изменение отношения к миру и творчеству . |
| Позиция автора | Таким образом, автор приходит к следующему выводу: источником вдохновения для художника может быть родная природа, которая помогает по-новому посмотреть на мир и понять своё место в нём. |
НЕ ЗАБУДЬТЕ!
Не забудьте после текста прочитать информацию об авторе, чтобы
избежать фактических ошибок.
Новые критерия оценивания
Каждое задание к сочинению оценивается индивидуально. Всего предусмотрено 12 пунктов, которые разделены на 3 блока. Первый из них посвящен изложению темы, второй – речевому оформлению (то, насколько связно и логично составлено эссе), третий – оценка грамотности.
Изменения 2019 коснулись критериев оценивания первого блока.
Было | Стало |
К2 – 3 балла | К2 – 5 баллов |
Комментирование проблемы с опорой на исходный текст, наличие 2 примеров, которые важны для понимания. | Комментирование проблемы с опорой на исходный текст, наличие 2 примеров, которые важны для понимания, пояснение приведенных примеров, выявление смысловой связи между ними. |
К4 – 3 балла | К4 – 1 балл |
Выражение своего мнения к позиции автора и проблеме текста, подача не менее 2 аргументов, взятых из публицистической или научной литературы. | Выражение своего мнения к позиции автора и проблеме текста, обоснование собственного мнения |
Итак, задание для сочинения по русскому в рамках ЕГЭ теперь не содержит требования аргументировать написанное. Из этого получается, что работа будет носить характер рассуждения.