СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сочинение-рассуждение

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Структура сочинения по новым стандартам

С учетом описанных нововведений, структура сочинения 2019 года должна иметь следующий вид:

  1. Проблема.
  2. Комментарий к проблеме.
  3. Описание позиции автора.
  4. Отношение экзаменуемого к позиции автора.
  5. Обоснование своей позиции.
  6. Вывод.

   

С опорой на приведенную структуру можно составить план написания сочинения по русскому для ЕГЭ 2019 года.

Просмотр содержимого документа
«Сочинение-рассуждение»

Можно ли научиться выполнять задание части

С единого государственного

экзамена в минимально короткие сроки? Можно! А. Г. Нарушевич

Структура сочинения по новым стандартам

С учетом описанных нововведений, структура сочинения 2019 года должна иметь следующий вид:

  1. Проблема.

  2. Комментарий к проблеме.

  3. Описание позиции автора.

  4. Отношение экзаменуемого к позиции автора.

  5. Обоснование своей позиции.

  6. Вывод.

С опорой на приведенную структуру можно составить план написания сочинения по русскому для ЕГЭ 2019 года.

План

Пояснения

1

Вступление

Подводка к проблеме 2-3 предложения

2

Формулировка проблемы

2-4 предложения

3

Связка

1-2 предложения

4

Комментарий, 1-й пример + пояснение

Сколько потребуется

6

Связка

1-2 предложения

7

Комментарий, 2-й пример + пояснение

Сколько потребуется

9

Связка

1-2 предложения

10

Позиция автора

1-2 предложения

11

Собственное отношение к позиции автора

1-2 предложения

12

Аргументация собственной позиции

2-4 предложения

13

Вывод (заключение)

2-3 предложения


Стратегия работы с текстом


1 шаг

Читая исходный текст, определите, над каким вопросом размышляет автор и как он на этот вопрос отвечает. Так вы найдете проблему и сформулируете авторскую позицию

2 шаг

Перечитайте исходный текст, чтобы найти два примера, важных для понимания проблемы, поясните значения этих примеров и укажите смысловую связь между ними. Напишите комментарий, который будет помещаться между проблемой и авторской позицией.

3 шаг.

Сформулируйте собственную позицию и обоснуйте ее.

4 шаг

Сделайте вывод




Памятка к экзаменационному сочинению-рассуждению для выпускников 11-х классов


Композиция

Знайте:

Речевые клише:


Вступление

Приемы:

1)сообщение о проблеме;

2)сообщение об авторе;

3)цитата;

4)афоризм;

5)риторический вопрос;

6)вопросно-ответное единство;

7)риторическое восклицание;

8)именительный темы.


Формулировка

Проблемы

Задача:

Выбрать одну из рассматриваемых проблем, четко ее сформулировать.

Приемы:

1)«проблема чего»;

2)вопросительное предложение.


Объем:

2-3 предложения.


Проблема текста –

находится в центре

внимания автора.

Это вопрос, над которым

размышляет автор.

Выявление проблемы в художественном тексте

Проанализируйте поступки, отношения героев

Определите, какие положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в этих поступках, отношениях

Подберите абстрактные существительные, которые называют

соответствующие качества (долг, честь, совесть, благородство –

равнодушие, черствость, эгоизм)

Сформулируйте проблему, используя выявленные ключевые слова


Речевые клише:

1) .Автор поднимает проблему...

2) Автор затрагивает важную проблему...

3 Автора текста волнует проблема...

4) Проблема, которую хотел показать нам автор,

такова...

5) Проблема, которую рассматривает автор,

заключается в том, что...

6)Текст ....заставил меня задуматься над

проблемой...

7) Волнующую всех нас проблему... поднимает

писатель ......

8) роблема, поднимаемая ......., – это...

9) Я думаю, что проблема, поставленная автором,

– это...

10) Проблема... не может не волновать

современного человека. Задумался над ней и ...

11) Что такое...? (В чем заключается...? Какую

роль в жизни человека играет...?) Эту важную

проблему поднимает автор.

Комментарий к

проблеме – это

рассуждения,

пояснительные

замечания по

поводу проблемы

текста.

Комментарий

Задачи:

•показать, как именно, на каком материале раскрывается проблема

•выделить и прокомментировать наиболее важные места

•показать ход мыслей автора


Обязательна опора на текст!

2 примера-иллюстрации

Уместно цитирование!

Объем: 6-8 предложений.

комментарий - оценка прочитанного путем

соотнесения содержания текста с личной точкой

зрения читателя, его знаниями, собственным

жизненным опытом.

В любом случае комментарий должен опираться на

прочитанный текст.

Конкретизировать содержание комментария

можно с помощью следующих вопросов

Текстуальный комментарий:

1) Как, на каком материале автор раскрывает

проблему?

2) На чем заостряет внимание? Почему?

3) Какие имена (факты, события) упоминает

автор? Для чего?

3) Какие эмоции автора выражены в тексте?

5) Как выражено отношение автора к

изображаемому? В чем это проявляется?

6) Какие средства выразительности помогают

выявить авторское отношение к проблеме?

Концепционный комментарий:

1)К какому типу принадлежит эта проблема?

(Социальная, философская, экологическая,

нравственная и т.п.)

2) Актуальна ли эта проблема в наши дни? В чем

ее значимость для общества?

3)Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой?

Касается ли она каждого из нас или только людей

определенного возраста, рода занятий и т.п.?

4)Почему эта проблема привлекла внимание

автора?

5)Какой аспект (какую сторону) этой проблемы

рассматривает автор?

6)К каким выводам автор подводит читателя?

Позиция автора

Задачи:

понять мнение автора о выделенной проблеме;

четко сформулировать вывод, к которому приходит автор.

Позицию автора лучше формулировать не цитатой, а своими словами.

Объем: 1-3 предложения.

Позиция автора – это

вывод, к которому

приходит автор,


раздумывая над какой-

либо проблемой.

Речевые клише:

1)Позиция автора такова:...

2) Автор считает, что...

3) Автор стремится донести до читателя мысль о

том, что...

4) Автор убеждает нас в том, что...

5) В тексте доказывается мысль о том, что...

6) Основная мысль текста заключается в том,

что... 7)Хотя позиция автора не выражена явно, логика

текста убеждает читателя в том, что...

8) Рассуждая над проблемой, автор приходит к

следующему выводу...

9) Позиция автора такова...

10) Позиция автора, как мне кажется, может быть

сформулирована следующим образом...

11) Автор призывает нас (к чему)

12) Автор осуждает (кого / что, за что)

14) Отношение автора к поставленной проблеме

неоднозначно.

Аргументация

собственного

мнения

Задачи:

сформулировать свою позицию

подобрать не менее двух доводов, доказывающих справедливость тезиса;

подкрепить доводы конкретными примерами, ссылками.

Нужны примеры из литературы!

Объем:

5-8 предложений на каждый аргумент.

Аргументация –это

приведение

доказательств,

объяснений, примеров


для обоснования какой-

либо мысли перед


слушателями(читателями)

или собеседником.

Аргументы должны

подтвердить или

опровергнуть мнение

автора.

Для выражения своего мнения:

1)Я разделяю(не разделяю) точку зрения на

проблему...

2) Я придерживаюсь (не придерживаюсь) того же

мнения на проблему...., что и автор

3) Я согласен (не согласен) с автором в том, что...

4) Трудно(нельзя) не согласиться с автором текста

в том, что...

5) Мне близка позиция автора тем, что...

Для аргументации собственной позиции:

С использованием жизненного опыта:

1) Как часто приходится сталкиваться с ...

2)разве не стали обычными (нормами жизни)такие

явления, как...?

3) Кто из нас не наблюдал (не сталкивался; не

замечал (за собой); не оказывался свидетелем)

того, как...

4) К сожалению, зачастую в наши дни (среди нас;

вокруг нас)...

Из читательского опыта:

1) Данная проблема волновала многих великих русских писателей, в частности...

2) Особенно остро эта проблема поставлена в

произведении...

3)Злободневность темы, затронутой автором,

доказывает и то, что русские писатели в своих

произведениях обращались к ней.

Из зрительского опыта:

1) Тема часто дискутируется(обсуждается) в

Интернете ( на страницах газет и журналов; в

телепередачах)...

Вывод

Вывод

Приемы оформления:

1)сообщение об итоге анализа текста;

2)нравственный вывод;

3)призыв;

4)риторическое восклицание;

5)цитата;

6)пожелание на будущее.


Объем: 3-5 предложений.

1.Прием «Отклик» Сигналом этого приема

является деепричастная конструкция «Прочитав

этот текст...». Прочитав этот текст, становится

понятно (понимаешь), что...

2. (Использование цитаты) «,,,»,

- писал...... В этих

словах выражена мысль о ... . Автор текста тоже

считает, что... .

3. Использование цитаты, в которой выражена

главная мысль текста: «...!» - это высказывание

отражает главную мысль текста (Раскрыть смысл,

выраженный в этом высказывании)

4. Автор хочет, чтобы... .И это стремление

определяет глубину и силу авторского воззвания





















































Стратегия работы с текстом


1 шаг

Читая исходный текст, определите, над каким вопросом размышляет автор и как он на этот вопрос отвечает. Так вы найдете проблему и сформулируете авторскую позицию

2 шаг

Перечитайте исходный текст, чтобы найти два примера, важных для понимания проблемы, поясните значения этих примеров и укажите смысловую связь между ними. Напишите комментарий, который будет помещаться между проблемой и авторской позицией.

3 шаг.

Сформулируйте собственную позицию и обоснуйте ее.

4 шаг

Сделайте вывод


Образец сочинения

Публицистический текст Ч. Айтматова «Книги, открывающие нас»

Проблема

Какова роль книги в жизни человека и общества?

Над этой проблемой размышляет Чингиз Айтматов.

Первый пример

Автор искренне убеждён в том, что книга – это

«важное звено в духовной связи людей».

Пояснение к примеру №1

Действительно, книги передают знания от поколения к поколению, связывают единомышленников,

преодолевая время и пространство, сберегают

духовные ценности человечества.

Второй пример

Мне кажется особенно важной мысль Айтматова о том, что «каждая книга требует полной отрешённости от суетных дел».

Пояснение ко второму

примеру

Писатель хочет сказать, что чтение не терпит суеты и книга откроет свои секреты только вдумчивому, внимательному, чуткому читателю.

Связь между примерами

Оба эти примера, дополняя друг друга, позволяют

автору показать важность книги и чтения.

Позиция автора

Таким образом, размышляя над проблемой,

автор приходит к следующему выводу: книга учит мыслить, рассуждать, воспитывает человека, обогащает его внутренний мир.

Собственное отношение к позиции автора

В самом деле, настоящая
литература не только даёт пищу уму, но и
пробуждает душу, не даёт нам очерстветь,
стать равнодушными.

Аргументация собственной позиции

… Вспоминаю, каким ярким озарением на всю жизнь явилась для меня в ранние годы встреча с книгами …, помню потрясение от шолоховских романов; тогда я впервые понял, ощутил, что у слова есть своя глубина;:…, что у меня невольно возникало желание …каждое слово и заглянуть: что за чудодейственная сила таится в нем? Человек по-разному приходит к пониманию этой извечной истины. Многое зависит от того, как сложилась судьба, жизнь человека….

Вывод (заключение)

… Приемы оформления:

1)сообщение об итоге анализа текста;

2)нравственный вывод;

3)призыв;

4)риторическое восклицание;

5)цитата;

6)пожелание на будущее.




Работа с отрывком из повести В.М.Санина «Когда я был мальчишкой»


О чём только не мечтали в войну! Идёшь по улице — и вдруг находишь целую хлебную карточку! Или: союзники открыли второй фронт. Вот это было бы здорово!

Но никогда и нигде я не слышал ничего прекраснее мечты моей мамы — нет, всех миллионов мам: «Эх вы, сони, проспали — война окончилась!»

Тем, кто не жил этой мечтой, тем, кому она не заменяла хлеба, одежды, крова, её не понять. Можете напрячь воображение, вспомнить кинокартины о войне, книги о войне, рассказы дедушек и бабушек, пап и мам, сделать вид, что вы поняли и даже произнести: «Да-а-а!» — всё равно тем, кто не жил этой мечтой, её не понять.

А мы, мальчишки военных лет, понимали. В том числе понимал и я, далеко не самый пострадавший. Понимал и умом и сердцем, всем своим существом.

Потому что на наших глазах окрасилась кровью родная земля. Потому что в городе, в котором я прожил короткие детские годы, теперь были фашисты.

Потому что моя бабушка, мои тётки и их дети — мои братья и сестры — были расстреляны.

Потому что мы каждый день видели газеты с фотографиями замученных, повешенных, растерзанных советских людей.

Потому что от отца три месяца не было писем, пока он не вышел из окружения. Потому что я видел глаза мамы, когда эшелон увозил брата на фронт.

Потому что я видел глаза мамы, когда к нам входил почтальон: кто знал, что он принёс в своей сумке?

Потому что я видел и слышал, как бились головой о стену, катались по полу, выли женщины, потерявшие мужей и сыновей.

Нет ничего трагичнее гибели и ничего прекраснее возвращения с победой. В войну научились мечтать о главном.

Вот почему я больше всего мечтал о том, как вернусь с фронта домой, своим ключом открою дверь — неожиданно — и увижу мамины глаза, из которых навсегда уйдёт печаль.

(По В. Санину)



1.

Проблема

В чём величайшая трагедия войны? На этот вопрос отвечает в своём тексте Владимир Маркович Санин.

2

Первый пример

Автор вспоминает своё детство, пришедшееся на военные годы, и рассказывает о сокровенной мечте миллионов советских людей – мечте об окончании войны: «Тем, кто не жил этой мечтой, тем, кому она не заменяла хлеба, одежды, крова, её не понять».

3

Пояснение к первому

примеру

Действительно, никакие книги или фильмы о войне не могут передать ужаса, боли и страданий, которые пережили люди военного поколения.

4

Связь между

примерами

Однако долг писателя, свидетеля событий войны, -рассказать читателям об этом страшном времени, поэтому далее автор перечисляет то, что навсегда врезалось ему в память.

5

Второй пример

Перед нами разворачивается череда страшных картин: город, занятый оккупантами, газеты с фотографиями замученных фашистами людей, женщины, оплакивающие погибших мужей и сыновей…

6

Пояснение ко второму

примеру

И мы понимаем, почему рассказчик, как и все вокруг, мечтал о мире, о победе, мечтал увидеть, как печаль навсегда уйдёт из глаз его мамы и всех людей, которых коснулась война.

7

Позиция автора

Так автор убеждает нас в том, что война – это страшная трагедия, потому что приносит с собой смерть, азруху, голод, физическую и душевную боль, невыносимые страдания.

8



К.Г. Паустовский «Акварельные краски»

Когда при Берге произносили слово «родина», он усмехался. Не замечал красоты природы вокруг, не понимал, когда бойцы говорили: «Вот отобьём родную землю и напоим коней из родной реки».

– Трепотня! – мрачно говорил Берг . –У таких, как мы, нет и не может быть родины.

– Эх, Берг, сухарная душа! – с тяжёлым укором отвечали бойцы.

–Ты землю не любишь, чудак. А ещё художник! Может быть, поэтому Бергу и не удавались пейзажи.

Берг торопился. Берг хотел всю силу красок, всё умение своих рук, всё то, что дрожало где-то на сердце, отдать этой бумаге, чтобы хоть в сотой доле изобразить великолепие этих лесов, умирающих величаво и просто. Берг работал как одержимый, пел и кричал.

…Через два месяца в дом Берга принесли извещение о выставке, в которой тот должен был участвовать: просили сообщить, сколько своих работ художник выставит на этот раз. Берг сел к столу и быстро написал: «Выставляю только один этюд акварелью, сделанный этим летом, – мой первый пейзаж».

Спустя время Берг сидел и думал. Он хотел проследить, какими неуловимыми путями появилось у него ясное и радостное чувство родины. Оно зрело неделями, годами, десятилетиями, но последний толчок дал лесной край, осень и крики журавлей.

– Эх, Берг, сухарная душа! – вспомнил он слова бойцов. Бойцы тогда были правы. Берг знал, что теперь он связан со своей страной не только разумом, но и всем сердцем, как художник, и что любовь к родине сделала его умную, но сухую жизнь тёплой, весёлой и во сто крат более прекрасной, чем раньше.

1.

Проблема

Что является источником вдохновения для художника? Над этой проблемой предлагает своим читателям задуматься К. Паустовский.



Первый пример

Писатель изображает художника Берга - человека, равнодушного к родине и красоте её природы. Конечно же, не случайно упоминание о том, что Бергу «не удавались пейзажи». Так автор показывает значимость чувства родины для творческой работы художника: невозможно создать произведение искусства, оставаясь равнодушным к тому, что ты изображаешь.


Пояснение к первому

примеру


Второй пример

Но вот на наших глазах происходит преображение героя. Оставшись наедине с природой родного края, Берг впервые ощутил её красоту, начал напряжённо работать, чтобы передать в рисунках «всё то, что дрожало где-то на сердце», изобразить «великолепие этих лесов, умирающих величаво и просто». Мы видим, как красота природы пробудила в художнике чувство родины и вдохновила на творчество.


Пояснение ко второму

примеру


Связь между

примерами

Смысловая связь между примерами Приведённые примеры позволяют увидеть героя в развитии и показать процесс становления его личности, изменение отношения к миру и творчеству .



Позиция автора

Таким образом, автор приходит к следующему выводу: источником вдохновения для художника может быть родная природа, которая помогает по-новому посмотреть на мир и понять своё место в нём.




НЕ ЗАБУДЬТЕ!


Не забудьте после текста прочитать информацию об авторе, чтобы

избежать фактических ошибок.



Новые критерия оценивания

Каждое задание к сочинению оценивается индивидуально. Всего предусмотрено 12 пунктов, которые разделены на 3 блока. Первый из них посвящен изложению темы, второй – речевому оформлению (то, насколько связно и логично составлено эссе), третий – оценка грамотности.

Изменения 2019 коснулись критериев оценивания первого блока.

Было

Стало

К2 – 3 балла

К2 – 5 баллов

Комментирование проблемы с опорой на исходный текст, наличие 2 примеров, которые важны для понимания.

Комментирование проблемы с опорой на исходный текст, наличие 2 примеров, которые важны для понимания, пояснение приведенных примеров, выявление смысловой связи между ними.

К4 – 3 балла

К4 – 1 балл

Выражение своего мнения к позиции автора и проблеме текста, подача не менее 2 аргументов, взятых из публицистической или научной литературы.

Выражение своего мнения к позиции автора и проблеме текста, обоснование собственного мнения

Итак, задание для сочинения по русскому в рамках ЕГЭ теперь не содержит требования аргументировать написанное. Из этого получается, что работа будет носить характер рассуждения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!