«Хороший класс – это не полк, идущий в ногу, а оркестр, играющий симфонию», - писал Даниэль Пеннак. Как я с ним согласна! Роль классного руководителя – это роль посредника между учениками и учителями-предметниками, между родителями и школой, между учениками и их родителями. Функции классного руководителя безграничны: подсказать, успокоить, дать возможность проявить инициативу, поддержать, но главное – настроить на командную работу.
Все ребята в классе разные: по темпераменту, умственным способностям, уровню воспитания, но их необходимо сплотить в дружный коллектив, который мог бы ответственно выполнить поручения, с уважением относиться к друг другу, активно участвовать в мероприятиях, конкурсах. Как же этого добиться?
Во-первых, следует избегать ставить перед учениками младших классов такие общие цели, как успешное окончание учебного года или четверти, так как интерес учебного труда не может быть единственным интересом школьников. Детей должно объединять все то, чем они живут. Тех учителей, которые пытаются сплотить класс только на основе учебных успехов, неизбежно постигает неудача, так как это не может побудить к активной совместной деятельности. Объединение коллектива должно быть связано с чем-то очень ярким, волнующим, с радостью, доставляемой развлечениями, играми.
Во-вторых, учитель-воспитатель должен постараться привлечь максимальное количество ребят в мероприятии. Важно, чтобы как можно больше учащихся получили возможность проявить и продемонстрировать свои способности, узнать больше о себе, о других людях, событиях, явлениях жизни. Заинтересованности ребят помогут совместное обсуждение подготовки и проведения мероприятия, разработка плана, распределение поручений с учетом интересов и возможностей. Очень важна атмосфера сотрудничества. Такая атмосфера исключает тон приказа, предусматривает возражения и советы со стороны ребят.
Хороший микроклимат в течение подготовки и проведения мероприятия, умение заострить внимание на интересующих темах и вопросах, создание проблемных ситуаций, а также предоставление возможности проявить свою индивидуальность – все это позволяет каждому ученику занять активную позицию участника, не остаться в стороне от класса, не быть равнодушным.
В-третьих, неизгладимый след в душе воспитанника оставляют чуткость и заботливость, проявленные не только классным руководителем, но и одноклассниками. И задача воспитателя заключается в том, чтобы каждый ребенок пережил чувство благодарности классу за проявленные отзывчивость и помощь в трудную минуту.
От помощи своим одноклассникам учитель должен вести учащихся к помощи пожилым людям, к инвалидам, детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. И в нашей школе мы оказываем такую помощь, так как у нас обучаются воспитанники из социально-реабилитационного центра, которые многое пережили за свои 7-10 лет. Часто они приходят в класс запуганными, и задача как классного руководителя, так и ребят помочь этому ученику влиться в коллектив, почувствовать себя «нужным». Практически всегда это удается, так как дети проявляют опеку над этим ребенком, предлагают ему вместе поиграть, поучаствовать в концертах, соревнованиях, поэтому нельзя представить себе воспитание ученического коллектива без такой помощи. Она является наиболее конкретной, доступной детскому пониманию взаимоотношении людей.
Таким образом, хороший класс – это опора учителя. Если дети осознают себя как единое целое, класс становится большой воспитывающей силой. И хотелось бы завершить словами Д.Уэбстера: «Люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку: единением умов и рук, сосредоточение сил может стать почти всемогущим».