СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сочинение-рассуждение по фотографии

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторская разработка урока " Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по фотографии" (Подготовка к устному собеседованию)

Просмотр содержимого документа
«Сочинение-рассуждение по фотографии»

Технологическая карта урока в 7в классе по теме «Подготовка к сочинению-описанию фотографии»



Этап урока

Задача этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организационный момент



На партах заранее стоят карточки с номерами групп, выбраны лидеры и дети распределены на группы. На партах каждой группы – несколько фотографий ч изображением обрядовых праздников: Масленица, Святочные гуляния. День Ивана Купалы, Осенины

Создать мотивацию к действиям на уроке



- Добрый день, уважаемые коллеги! Здравствуйте, ребята! Садитесь. Мы уже не в первый раз принимаем с вами гостей на наших уроках, вы всегда производите очень хорошее впечатление, вы умные, организованные, активные. Я верю, что и сегодня вы подтвердите свои знания и умения.

- Начнем мы наш урок необычно. Внимание на экран! (просмотр фрагмента)

-Какое событие изображено в фильме?

-Хорошо. Произведения какого автора вам сейчас вспоминаются после просмотра фильма? Мы совсем недавно с ними знакомились. Кто автор этих рассказов?



– Что объединяет эти рассказы?

Приветствуют учителя.



Просмотр фрагмента фильма «Ночь перед Рождеством» (Рождество, Святочная неделя, колядование, гуляние) 4 минуты



- Рождество, Святки

- Лидия Михайловна Чарская

( Святочный вечер, Елка через 100 лет, Два сочельника)

Сегодня ей исполняет 144 года со дня рождения

- Сочельник, Рождество, Святки


2

Актуализация знаний учащихся, необходимых для изучения и понимания нового материала

Актуализировать знания учащихся, необходимые для понимания нового материала

-Расскажите, что вы знаете о Рождественских праздниках?








- Расскажите, как проходит Святочная неделя?


Сочельник – день подготовки к Рождеству, Рождество – рождение Бога Иисуса в религии православных христиан, Святки – с Рождества до Крещения (с 7 по 19 января)



- Верующие прославление Бога, пост закончился, люди веселятся, устраивают игрища, хороводы, колядки, вечерки, переодеваются в ряженых, загадывают загадки.

3

Объяснение нового материала, наблюдение над языковым материалом

Учитель предлагает сформулировать тему, цель урока, определить план действий.

- Раньше загадки не проговаривали, а напевали. У меня тоже есть для вас загадка: «Ох, и сложное это умение – написать по русскому языку хорошее … »

- Как вы думаете, что мы на уроке будем делать?

- Еще одна загадка, которая вам поможет в формулировании темы: «Листочки бумаги — что киноленты, хранят они истории моменты»

- Сочинение какого типа мы с вами будем сегодня писать?

- Запишем тему в тетради: «Подготовка к сочинению-описанию фотографии»


Учитель записывает тему на доске.


- Как вы думаете, какая будет цель нашего урока?

- Да, мы сегодня будем создавать устное коллективное сочинение-описание фотографии


- Ребята, а вы согласны с тем, что действительно, написать интересное сочинение, это нелегко?

- Что нужно сделать для того, чтобы у нас получилось хорошее сочинение?


- Верно! Вот с этого мы и начнем. (План урока написан учителем на доске заранее и открыт после озвучивания детьми.)


-Я вам предлагаю поиграть в игру «Верю - не верю» и вспомнить основные признаки такого типа речи, как описание.

- Подведем итог. Итак, описание – это….



-Хорошо. Переходим ко второй задаче нашего урока – выбору фотографии

-В каждой группе лежит несколько фотографий. Выберите ту, которая подойдет для описания Святочного гуляния.

- Объясните, почему вы выбрали именно эту фотографию?



- Почему не подошли другие фотографии?





- сочинение


- писать сочинение



- это фотографии


Сочинение – описание фотографии


Дети записываю тему в тетради.


- описать фотографию, написать сочинение - описание




- Согласны!


1) – вспомнить признаки типа речи описание

2) - нам нужно выбрать фотографию для описания

3) - составить план




Дети отвечают на вопросы


Дети формулируют точное определение типа речи описание.



- дети работают в группах (1-2 минуты)

Дети сели на свои места и отвечают:

- на фотографии изображена зима, вифлеемская звезда, колядки, ряженые, елки украшенные, игры, хороводы

- потому что на других фотографиях видны атрибуты праздников, не связанных со Святками.

4

Закрепление материала и тренировка алгоритма его применения


- А теперь поработаем в парах. На партах у вас уже есть план нашего сочинения-описания, только в разобранном виде. Ваша задача – расположить пункты плана в хронологическом порядке.

Опрос учащихся:

- Что вы выбрали 1 пунктом плана? И т.д.

Учитель поочередно вывешивает на доску пункты готового плана.


- Запишите план в тетради

Работа в парах (2 минуты)






Дети озвучивают выбранные пункты


Дети записывают план в тетради

5

Самостоятельная работа


-Мы уже близки к написанию сочинения –описания. Прежде, чем мы приступим к его созданию, скажите, без чего невозможно написать хорошее сочинение?

- Какие вы знаете образные средства выразительности?










-А зачем нужны средства выразительности?




- А какие ошибки часто встречаются в сочинениях-описаниях?

- Что нужно сделать, чтобы этого избежать?

- Придумайте синонимы к словам, написанным на доске:

Сфотографировать— сделать снимок, снять, запечатлеть, запечатлеть на плёнке.

Изобразить— показать, воспроизвести, представить, вос­создать, отобразить, передать, запечатлеть, зафиксировать, остановить мгновение.

Увидеть— заметить, приметить, подметить, по­смотреть, уловить, разглядеть, рассмотреть.

Фотография— снимок, изображение, фото, кадр, фотоснимок.

Фотограф— автор фотографии (снимка), фотохудожник.



Проверьте свои ответы у соседа по парте. Озвучьте свои синонимы.


-Переходим к самому главному. 1 группа работает над вступлением, 2,3,4 – над основной частью, 5- над заключением. В помощь вам даны клише. Не забудьте вставить образные средства выразительности и используйте при написании синонимы, чтобы исключить повторы.


- Садитесь на свои места. Прошу лидеров групп выйти к доске и прочитать получившиеся фрагменты сочинения-описания.


- без образных средств выразительности!


- метафора – слова в переносном значении (белые пчелки, крошечные белые эльфы, пушинки - снежинки )

Эпитет – образное определение ( крепкий мороз, волшебный праздник, хрустальные сосульки, звонкий смех,)

Олицетворение – очеловечивание, придание живых черт неживой природе ( зима пришла, праздник веселит, )

Сравнение – сопоставление на основе сходства ( снег словно бисер, )


-Средства выразительности придают речи яркость, усиливают её эмоциональное воздействие, привлекают внимание читателя и слушателя к высказыванию


- повторы слов

- нужно уметь подобрать синонимы к словам


Дети индивидуально работают в тетрадях, придумывают синонимы к заданным словам (1-2 минуты)











Дети проверяют свои ответы, озвучивают синонимы.


10 минут работа в группах над сочинением.







Лидеры групп выходят к доске и зачитывают получившиеся фрагменты сочинения по порядку.

6

Подведение итогов урока. Рефлексия

Подвести итоги урока, выявить затруднения, возникшие у учащихся

Итоги урока.

-Как вы считаете, достигли мы цель, которую поставили перед собой? (Создание устного коллективного сочинения-описания?)

-Работа какой группы вам понравилась больше всего?

-Какая группа лучше всего справилось со своим заданием?

- Оценить работу лидеров и участников мини-групп, озвучить оценки.

Рефлексия.

Продолжи предложения (написаны на доске):

- Сегодня на уроке я узнал новое…

- Мне было интересно…

-Больше всего мне понравилось….

- Мне было трудно…

(Предложить помощь в написании сочинения после уроков)

Учащиеся участвуют в подведении итогов уроков, высказывают свое мнение, лидеры мини-групп ставят оценки детям за работу в своих группах. (озвучивают оценочные листы) Я оцениваю лидеров.

7

Домашнее задание

Прокомментировать Д/З

Д/З на выбор:

  1. Написать сочинение-описание по фотографии сегодняшнего урока (фотография будет в группе класса)

  2. Выбрать из семейного альбома фотографию и описать ее по плану, который есть у нас в тетради.

Всем спасибо за урок, по нашей традиции поблагодарим друг друга за хорошую работу.

Учащиеся выбирают Д/З, записывают его в дневник








Аплодируем в конце урока

О.В.Великородных





Самоанализ урока.

Урок по теме «Подготовка к сочинению-описанию фотографии» разработан с учетом системно-деятельностного подхода и включает в себя:

•Мотивацию к учебной деятельности;

•Актуализацию знаний;

•Проблемное объяснение нового знания;

• Первичное закрепление во внешней речи;

• Самостоятельную работу с самопроверкой (внутренняя речь);

•Включение нового знания в систему знаний и повторение;

•Рефлексия.

Все поставленные цели и задачи мы достигли. Не проводила физминутку, тк дети вставали в течение урока. Разрешила стоять во время некоторых заданий – элемент здоровье сберегающих технологий. В группах по такому принципу дети работают давно. Дети могут меняться местами в течение урока, кто-то стоя выполняет задания, кто-то сидя. Не акцентировали внимание на подробной характеристике календарно-обрядовых праздников, тк эта тема изучена нами достаточно. Мы много путешествуем, были на народных гуляниях и в Архангельске,и в Малых Карелах, и в нашем краеведческом музее, в прошлом году посетили Великий Устюг, там были в Русском доме, на выставке старинных новогодних игрушек. С историей зимних праздников дети также знакомы. На данном уроке были использованы элементы итогового собеседования, устное описание фотографии, составление монологической речи.









Рассмотрите фотографию (люди, события)

1.Что вы видите на фотографии? Какое явление, событие изображено на снимке?

2. Почему, на ваш взгляд, фотограф запечатлел именно этот момент/событие?

3. Кто(что) выделено на снимке особо(цветом или композиционно)?

4.Опишите изображенное на фотографии:

а) главного героя/героев;

б) его/их занятия;

в) выражение лица (глаза, улыбка, взгляд);

г) поза, жесты, статика или динамика движения;

д) взаимоотношения, настроение.

5. Опишите предметы на переднем плане, на заднем плане, в центре, слева, справа.

6. Что использует фотограф для воплощения своего замысла(крупный план, композицию, детали, цвет, свет)?

6. Что больше всего привлекает в фотографии?

7. Какие чувства, мысли, переживания вызывает фотография?













Конструкции-помощники для описания фотографии

Вступление

  • На этом снимке изображен…

  • Этот снимок - жанровая зарисовка, передающая сцену из…

  • На данной фотографии фотограф запечатлел…

  • На фотографии мы видим…

  • Если внимательно посмотреть на фотографию, то …

  • Фотограф изобразил кульминационный момент события…

Фотография – это запечатлённый на бумаге яркий момент жизни.

Перед нами один из таких моментов, отраженный на фотоснимке, который сделан … (где?)

Человек научился запечатлевать с помощью фотоаппарата интересные моменты жизни.

И на данной фотографии мы видим…

Фотография – это жанровая зарисовка, передающая один из …(ярких // праздничных // обыденных // повседневных) моментов жизни.

Посмотрите на этот фотоснимок. На нем мы видим… Передо мной фотография, на которой запечатлены…













Конструкции-помощники для описания фотографии

Основная часть

  • Цель фотографа –

  • Фотограф создан настоящую картину(чего?)…

  • Фотограф запечатлел один из моментов…

  • Всё внимание фотографа сосредоточено на …



  • Фотограф поместил в центр снимка…

  • Прямо перед нами изображены…

  • На переднем плане привлекает внимание…

  • Задний план снимка занимает…

  • Слева/справа от… виднеется…

  • Внимание зрителя привлекает центральная фигура…

  • Нельзя не обратить внимание на детали, притягивающие внимание зрителя…

  • Выражение лица/ поза/ глаза/взгляд/жесты/улыбка отражает внутреннее состояние героя снимка…

  • (Какой?)Свет/цвет служит средством передачи авторского замысла/ характеристики героя/ атмосферы события…

  • Фотограф передает обстановку/ динамику/ настроение /внутреннее состояние человека…



Конструкции-помощники для описания фотографии

Заключение

  • Фотография отражает авторское отношение к …

  • Картина, запечатленная на фотографии, несет в себе определенное настроение…

  • Завершая описание, хочется отметить…

  • Фотография произвела на меня ….впечатление.

  • Фотография заставила задуматься


Речевые клише



Советы для описания фотографии


Вступление

Фотография – это запечатлённый на бумаге яркий момент жизни. Перед нами один из таких моментов, отраженный на фотоснимке, который сделан … (где?)

Говорят, что Рождественские святки - один из самых веселых и долгожданных праздников? Согласен ли ты с этим утверждением?

1. Начните с:

  • замысла, который фотограф воплотил (какова его цель: зачем он сделал этот снимок?);

  • поиска смыслового центра фотоснимка;

  • описания того, кто (или что) изображен;

2. Используйте существительные (синонимы), числительные и слова, называющие количество (группа, класс, семья, команда).

3. Не говорите того, чего нет на фотографии.

Основная часть

Фотограф воплотил свою главную задачу – привлек внимание зрителя к (чему?), построив композицию снимка так, что смысловой и зрительный центры фотографии совпали.

1. При написании описания фотографии не забудьте ключевые слова:

  • смысловой центр,

  • передний и задний план,

  • цветовой ряд (краски, оттенки, настроение),

  • персонажи,

  • яркое впечатление, сохранённое на снимке.


2. Обратите внимание, как изображены предметы:

  • опишите фон, позы, цветовые эффекты;

  • ответьте на вопросы, где и когда сделан снимок (внутри помещения сделан кадр (какого?) или на свежем воздухе),

  • укажите, если это возможно, время, зафиксированное на фотографии.

3. Расскажите, что происходит на фотографии, не избегайте глаголов:

  • если на снимке заснят человек, то расскажите о его действиях (стоит, лежит, бежит, смотрит (на что?

  • куда?), плачет или смеётся, восторгается и т.п.)

  • опишите направление взгляда (в камеру, вверх, вниз, в сторону и т.д.)

  • если на снимке заснято несколько человек, то назовите того, кто, на Ваш взгляд, выделяется (чем?); расскажите, чем заняты остальные.

4. Укажите, какова тема фотографии (чему посвящена фотография?).

Не забудьте рассказать:  что это за мероприятие;  кто принимает участие;  чем заняты; опишите их настроение.

Заключение

Фотограф сумел сохранить на своём снимке прекрасное мгновение (какое?), передав настроение (Какое? Чьё?) и наполнив им нас, зрителей.

1. Дайте оценку фотокадру, используя имена прилагательные.

2. Завершите свое монологическое высказывание описанием настроения, которое вызвала фотография.

3.Почему современные люди не должны зыбывать праздники, дошедшие до нас из глубокой древности?




План сочинения по фотографии

1. Вступление. Какой праздник изображен?

2. Основная часть. Описание фотографии:

а) сюжет фотографии (о чем повествует картина);
б) что изображено на переднем плане;
в) что изображено на заднем плане ; слева, справа от центра фотографии
г) описать основных героев фотографии
д) детали фотографии;
е) основные цвета (краски) фотографии

3.Заключение

4. Какое настроение передает эта картина?

5. Свои впечатления от картины (какое впечатление произвела, чем особенно понравилась, что осталось не до конца понятым…).

















Верите ли вы, что… (если верите, то встаете, не верите - сидите)

  1. Описание – это словесное изображение предмета, явления, события.- Да

  2. В описании перечисляются и раскрываются основные признаки выбранного предмета. – Да.

  3. В тексте описании вы должны доказать свою точку зрения? – Нет.

  4. Описание может быть портретным, пейзажным? – Да.

  5. В описании рассказывается, что происходило сначала и что происходило потом? – Нет.

  6. Объектом писания может быть все что угодно – и человек, и его эмоциональное состояние, и животное, и растение, и место, и погода. – Да.

  7. Цель – представить читателю текста образ, который легко вообразить в красках. – Да.

  8. Речевая особенность — преобладание существительных, прилагательных, наречий, слов категории состояния ? – Да.

  9. Описательный текст не отвечает на вопросы «какой? какие?» (какой предмет описывается? как выглядит? каковы его качества и свойства?). –Нет.

  10. Стиль текста описания будет художественным? – Да.

  11. Образные средства выразительности обычно присутствуют в художественном стиле речи?- Да.











Деятельность учителя

Деятельность ученика

- Добрый день, уважаемые коллеги! Здравствуйте, ребята! Садитесь. Мы уже не в первый раз принимаем с вами гостей на наших уроках, вы всегда производите очень хорошее впечатление, вы умные, организованные, активные. Я верю, что и сегодня вы подтвердите свои знания и умения.

- Начнем мы наш урок необычно. Внимание на экран! (просмотр фрагмента)

-Какое событие изображено в фильме?

-Хорошо. Произведения какого автора вам сейчас вспоминаются после просмотра фильма? Мы совсем недавно с ними знакомились. Кто автор этих рассказов?



– Что объединяет эти рассказы?

Приветствуют учителя.



Просмотр фрагмента фильма «Ночь перед Рождеством» (Рождество, Святочная неделя, колядование, гуляние) 4 минуты



- Рождество, Святки

- Лидия Михайловна Чарская

( Святочный вечер, Елка через 100 лет, Два сочельника)

Сегодня ей исполняет 144 года со дня рождения

- Сочельник, Рождество, Святки


-Расскажите, что вы знаете о Рождественских праздниках?








- Расскажите, как проходит Святочная неделя?


Сочельник – день подготовки к Рождеству, Рождество – рождение Бога Иисуса в религии православных христиан, Святки – с Рождества до Крещения (с 7 по 19 января)



- Верующие прославление Бога, пост закончился, люди веселятся, устраивают игрища, хороводы, колядки, вечерки, переодеваются в ряженых, загадывают загадки.

- Раньше загадки не проговаривали, а напевали. У меня тоже есть для вас загадка: «Ох, и сложное это умение – написать по русскому языку хорошее … »

- Как вы думаете, что мы на уроке будем делать?

- Еще одна загадка, которая вам поможет в формулировании темы: «Листочки бумаги — что киноленты, хранят они истории моменты»

- Сочинение какого типа мы с вами будем сегодня писать?

- Запишем тему в тетради: «Подготовка к сочинению-описанию фотографии»


Учитель записывает тему на доске.


- Как вы думаете, какая будет цель нашего урока?

- Да, мы сегодня будем создавать устное коллективное сочинение-описание фотографии


- Ребята, а вы согласны с тем, что действительно, написать интересное сочинение, это нелегко?

- Что нужно сделать для того, чтобы у нас получилось хорошее сочинение?


- Верно! Вот с этого мы и начнем. (План урока написан учителем на доске заранее и открыт после озвучивания детьми.)


-Я вам предлагаю поиграть в игру «Верю - не верю» и вспомнить основные признаки такого типа речи, как описание.

- Подведем итог. Итак, описание – это….



-Хорошо. Переходим ко второй задаче нашего урока – выбору фотографии

-В каждой группе лежит несколько фотографий. Выберите ту, которая подойдет для описания Святочного гуляния.

- Объясните, почему вы выбрали именно эту фотографию?



- Почему не подошли другие фотографии?





- сочинение


- писать сочинение



- это фотографии


Сочинение – описание фотографии


Дети записываю тему в тетради.


- описать фотографию, написать сочинение – описание фотографии




- Согласны!


1) – вспомнить признаки типа речи описание

2) - нам нужно выбрать фотографию для описания

3) - составить план




Дети отвечают на вопросы


Дети формулируют точное определение типа речи описание.



- дети работают в группах (1-2 минуты)

Дети сели на свои места и отвечают:

- на фотографии изображена зима, вифлеемская звезда, колядки, ряженые, елки украшенные, игры, хороводы

- потому что на других фотографиях видны атрибуты праздников, не связанных со Святками.

- А теперь поработаем в парах. На партах у вас уже есть план нашего сочинения-описания, только в разобранном виде. Ваша задача – расположить пункты плана в хронологическом порядке.

Опрос учащихся:

- Что вы выбрали 1 пунктом плана? И т.д.

Учитель поочередно вывешивает на доску пункты готового плана.


- Запишите план в тетради

Работа в парах (2 минуты)






Дети озвучивают выбранные пункты


Дети записывают план в тетради

-Мы уже близки к написанию сочинения –описания. Прежде, чем мы приступим к его созданию, скажите, без чего невозможно написать хорошее сочинение?

- Какие вы знаете образные средства выразительности?










-А зачем нужны средства выразительности?




- А какие ошибки часто встречаются в сочинениях-описаниях?

- Что нужно сделать, чтобы этого избежать?

- Придумайте синонимы к словам, написанным на доске:

Сфотографировать— сделать снимок, снять, запечатлеть, запечатлеть на плёнке.

Изобразить— показать, воспроизвести, представить, вос­создать, отобразить, передать, запечатлеть, зафиксировать, остановить мгновение.

Увидеть— заметить, приметить, подметить, по­смотреть, уловить, разглядеть, рассмотреть.

Фотография— снимок, изображение, фото, кадр, фотоснимок.

Фотограф— автор фотографии (снимка), фотохудожник.



Проверьте свои ответы у соседа по парте. Озвучьте свои синонимы.


-Переходим к самому главному. 1 группа работает над вступлением, 2,3,4 – над основной частью, 5- над заключением. В помощь вам даны клише и опорные слова Не забудьте вставить образные средства выразительности и используйте при написании синонимы, чтобы исключить повторы.


- Садитесь на свои места. Прошу лидеров групп выйти к доске и прочитать получившиеся фрагменты сочинения-описания.


- без образных средств выразительности!


- метафора – слова в переносном значении (белые пчелки, крошечные белые эльфы, пушинки - снежинки )

Эпитет – образное определение ( крепкий мороз, волшебный праздник, хрустальные сосульки, звонкий смех,)

Олицетворение – очеловечивание, придание живых черт неживой природе ( зима пришла, праздник веселит, )

Сравнение – сопоставление на основе сходства ( снег словно бисер, )


-Средства выразительности придают речи яркость, усиливают её эмоциональное воздействие, привлекают внимание читателя и слушателя к высказыванию


- повторы слов

- нужно уметь подобрать синонимы к словам


Дети индивидуально работают в тетрадях, придумывают синонимы к заданным словам (1-2 минуты)











Дети проверяют свои ответы, озвучивают синонимы.


10 минут работа в группах над сочинением.







Лидеры групп выходят к доске и зачитывают получившиеся фрагменты сочинения по порядку.

Итоги урока.

-Как вы считаете, достигли мы цель, которую поставили перед собой? (Создание устного коллективного сочинения-описания?)

-Работа какой группы вам понравилась больше всего?

-Какая группа лучше всего справилось со своим заданием?

- Оценить работу лидеров и участников мини-групп, озвучить оценки.

Рефлексия.

Продолжи предложения (написаны на доске):

- Сегодня на уроке я узнал новое…

- Мне было интересно…

-Больше всего мне понравилось….

- Мне было трудно…

(Предложить помощь в написании сочинения после уроков)

Учащиеся участвуют в подведении итогов уроков, высказывают свое мнение, лидеры мини-групп ставят оценки детям за работу в своих группах. (озвучивают оценочные листы) Я оцениваю лидеров.

Д/З на выбор:

  1. Написать сочинение-описание по фотографии сегодняшнего урока (фотография будет в группе класса)

  2. Выбрать из семейного альбома фотографию и описать ее по плану, который есть у нас в тетради.


Всем спасибо за урок, по нашей традиции поблагодарим друг друга за хорошую работу.

Учащиеся выбирают Д/З, записывают его в дневник








Аплодируем в конце урока