Просмотр содержимого документа
«Сочинение - рассуждение "Смертельная дорога жизни" посвященное снятию блокады Ленинграда»
Смертельная Дорога жизни .
Ученик 4 а класса МБОУ ОШ №25 Артемов Олег
Думая о солдатах Великой Отечественной войны, мы в первую очередь представляем тех, кто носил оружие и водил боевую технику. Вторую мировую войну принято называть войной моторов. Роль, как пехоты, так и кавалерии снизилась, а на первое место вышла моторизированная техника. Но где есть техника, там должен быть и водитель.
Я хочу поделиться с вами, уважаемые читатели, рассказом о водителях-фронтовиках, которые не меньше других рисковали жизнью.
В истории войны страшным периодом является блокада Ленинграда. 22 ноября 1941 года, когда лед на Ладожском озере стал достаточно крепким, на лед выехала первая колонна грузовиков, а этот непростой путь стали называть Дорогой жизни. После того, как Ленинград оказался в кольце фашистских захватчиков, путь по озеру оказался почти единственной транспортной артерией, доставляющей продукты в город .
Всего за самую страшную блокадную зиму 1941–1942 годов, работавшие на Дороге жизни водители, доставили в Ленинград 361 тысяч тонн грузов, в том числе 262 тысяч тонн продовольствия, и вывезли полмиллиона людей, в основном женщин и детей.
Открыли движение по Ладоге легендарные полуторки — это маломощные грузовики ГАЗ-АА. В ледяных торосах, на не укатанной еще трассе, они зачастую буксовали. В первое время водитель, сбившийся с пути, рисковал расстаться с жизнью, потому что шансов на то, что в плохой видимости, в метели, а тем более в ночной темноте или утреннем полумраке его хватятся и обнаружат, были невелики.
Опасности, ждавшие шоферов, которые первыми прокладывали путь по льду в осажденный город, не ограничивались риском сбиться с дороги. Первые автоколонны отправлялись в рейс с полупустыми баками, ведь горючего должно было впритык хватить на путь в один конец. Машина должна была двигаться с распахнутыми дверями и на малой скорости. Все эти меры, призванные не только уберечь водителей, но и сэкономить бесценные в военных условиях ресурсы, говорили о постоянно подстерегавшей опасности провалиться под не так давно вставший ладожский лед.
При этом большинство водителей, обеспечивавших движение на Дороге жизни, были ленинградцами. Многие из тех, кто ежедневно доставлял в город продовольствие, сами жили по блокадной норме.
Первая автомобильная «навигация» закрылась только в середине весны, 21 апреля 1942-го года. К этому моменту лед, достигший метровой толщины, начал таять. Почти на протяжении всего пути машины следовали по воде. У самого берега их груз иногда приходилось переносить на руках, так как подъехать к берегам вплотную толщина льда уже не позволяла. Однако до тех пор, пока оставался шанс доставить в город продовольствие, движение продолжалось. Короткие минуты отдыха ждали водителей только тогда, когда машины в очередной раз загружались.
Дорога жизни продолжала работу до марта 1943 года, всего на ней работали больше 20 тыс. человек. Сколько из них отдали свои жизни, чтобы мог жить Ленинград, точно не известно до сих пор.