Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Слаутнинская средняя школа»
688867 с. Слаутное, Пенжинский район, Камчатский край, ул. Давыдова 10 тел/факс: 8(41546)66-0-28 e-mail:shkola-slautnoe@mail.ru |
Разработка методического материала по урочной деятельности
«Сочинение-репортаж
по картине А.В.Сайкиной
«Детская спортивная школа»
по данному началу»
7 класс
Койбарова
Татьяна Константиновна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Слаутнинская средняя школа»
2018 год
Пояснительная записка
Обучение русскому языку учащихся 7 класса ведется по учебнику М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской. Учебник ориентирован на работу по программе ФГОС.
Изучение русского языка в основной школе согласно Приказу Минобразования России от 05.03 2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» предусматривает достижение следующих целей:
Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний;
Развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков; готовности и способности к речевому взаимодействию; потребности в речевом самосовершенствовании;
Освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности и соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
Применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Достижение этих целей осуществляется в процессе формирования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций у обучающихся.
Согласно данным целям и задачам в течение учебного года каждый урок русского языка проводится в форме сотрудничества, в ходе которого отрабатывается умения и навыки, необходимые для понимания чужих и создания собственных высказываний. Соответственно систематически идет развитие коммуникативной компетенции обучающихся.
Для развития коммуникативных, языковых и лингвистических(языковедческих), культуроведческих компетенций на любом уроке русского языка обучающиеся вместе с учителем ставят цели и задачи для изучения темы. Поэтому с интересом, используя имеющийся учебный материал, технические средства, решают поставленные на уроке задачи и достигают цели. По мере своих способностей дети плодотворно усваивают языковедческий материал. Систематически ведется знакомство с национально-культурной спецификой русского языка, овладение русским речевым этикетом. Прививаются умения и навыки владения русским языком.
Также используемая программа предусматривает уроки развития речи, на которых обучающиеся знакомятся с теоретическими основами русской литературной речи. На уроках развития речи закрепляются знания через написание сочинений, изложений, тексты художественного и публицистического стиля различных типов. Практические работы наглядно демонстрируют развитие речи каждого ребенка. Детские работы помогают корректировать дальнейшую и групповую, и индивидуальную работу.
Руководствуясь данными принципами, разработан урок развития речи на тему «Сочинение-репортаж по картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа» по данному началу», целью которого является подготовка к написанию сочинения-репортажа. Для эффективной подготовки применяется дифференцированное обучение, проблемное обучение, а также здоровьесберегающие и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ - презентация PowerPoint, компьютер, проектор, экран). Используются различные формы работы: рассказ-лекция, аналитическая беседа с учащимися по текстам, словарная работа, знакомство с картиной, демонстрация слайдов.
В начале урока больше акцентируется внимание на жанр будущего текста, т.к. умение писать текст-репортаж актуально для формирования патриотических чувств любого неравнодушного гражданина государства. Для мотивации работы над темой применен региональный компонент в начале урока (видеорепортаж с финиша камчатской гонки на собачьих упряжках «Берингия» 2017 года). С кратких эмоциональных высказываний начинается знакомства с понятием репортаж. В процессе исследования обучающиеся вспоминают характерные признаки публицистического стиля: акцентируют внимание на эмоциональность, выражение авторской позиции, эффект присутствия, возможность использования чужой речи (интервью).
Основная часть урока – подготовка к написанию сочинения-репортажа на основе увиденного на картине А.В. Сайкиной «В детской спортивной школе». Снова спорт. Снова напоминается значимость спорта для плодотворного развития каждой личности. На значимость движения обращается во время проведения физминутки. Получив удовольствие от разминки, эмоционально, с восхищением обращается внимание на значимость искусства живописи. На то, что искусство живописи – особая возможность воспринимать окружающий нас удивительный многогранный мир. Прививается умение читать картины, включив свое воображение в форме беседы. Прививается мысль о том, чтение возможно при желании понять душу, чувства и переживания других людей. Только эмоционально проникнувший в ситуацию журналист сможет воздействовать на читателя. Убедить читателя: как хороша спортивная школа, с каким энтузиазмом гимнастки готовятся к предстоящим соревнованиям, какие могут быть у гимнасток в перспективе результаты. В помощь детям предлагается в учебнике готовое начало текста и примерное продолжение, которое воспринимается как образец.
Для этого учителем предлагается работа в группах: описание грациозных движений героев картины по предложенным вопросам, используя, однородные члены предложения, причастные и деепричастные обороты для емкости высказываний. Коллективно письменно в нескольких предложениях создается словесная картина действий спортсменов. Полученные предложения озвучиваются, обсуждаются, оцениваются. Предлагается готовый план для написания сочинения-репортажа с оговоркой, что данный план соответствует всей работе классного коллектива на уроке.
Работа каждого значимого этапа урока закрепляется страницей презентации. Обогащение словарного запаса детей идет кратко, но непрерывно в течение всего урока. Значение некоторых объясняется синонимами. Лексическое значение слов дается заранее подготовленным учеником. Все слова записываются в тетрадь для их использования в будущем тексте.
Листы с планом сочинения, особенностями репортажа, списком действия гимнасток, качеством характера гимнасток, сведениями о знаменитой художнице, вопросами для работы по группам лежат на партах обучающимся.
В заключение мотивация проводится словесно. Учитель нацеливает на то, что навыки написания текстов публицистического стиля понадобятся любому человеку, живущему полной жизнью, в течение всей жизни.
План урока развития речи:
I. Просмотр видеорепортажа гонки на собачьих упряжках «БЕРИНГИЯ» по Камчатскому краю
1. Фронтальная беседа-анализ прослушанного текста;
2. Определение темы урока
3. Определение цели и задачи урока
Систематизация знаний текстов публицистического стиля.
Знакомство с термином РЕПОРТАЖ
Особенность репортажа 1
Особенность репортажа 2
4. Что еще может присутствовать для экспрессии в репортаже?
5. Закрепление. Особенности репортажа
III. Подготовка к созданию своего репортажа по картине
Знакомство с художником картины
Постановка задачи урока
Чтение картины. Художественная гимнастика
Чтение картины. Настроение героев картины
Описание в публицистическом стиле в движении каждого участника тренировок
План сочинения
IV.Подведение итога по вопросам учителя
Сочинение-репортаж
по картине А.В.Сайкиной
«Детская спортивная школа»
по данному началу
Тема урока: Подготовка к сочинению по картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа.
Цель урока: подготовка к написанию сочинения-репортажа на основе увиденного на картине А.В. Сайкиной «В детской спортивной школе»
Задачи:
Систематизировать имеющиеся у учащихся сведения об особенностях публицистического стиля.
Сформировать представление о конструировании текста-репортажа.
Создать условия для развития коммуникативной компетентности учащихся, применения полученных в курсе изучения русского языка знаний, умений и навыков в процессе самостоятельной творческой деятельности.
Формировать интерес к здоровому образу жизни и творческому труду, профессии журналиста, искусству живописи.
Ход урока
Долг журналистики – успокаивать
обеспокоенных и тревожить ублаготворенных.
Джером Лоуренс
№ | Этапы деятельности на уроке | Выводы каждого этапа деятельности | Сопутствующая словарная работа (подготовленный ученик ведет запись слов на доске, учащиеся в тетради) |
Просмотр видеорепортажа гонки на собачьих упряжках «БЕРИНГИЯ» по Камчатскому краю |
11 | Фронтальная беседа-анализ прослушанного текста - При просмотре звучал текст. Данный текст называется репортажем - Какова тема и основная мысль услышанного текста? | Тема: камчатские гонки на собачьих упряжках «Берингия» в 2017 году; Основная мысль: успешное завершение камчатских гонок на собачьих упряжках «Берингия» | |
22 | Определение темы урока - Как вы думаете, ребята, какова тема нашего урока? - Эпиграфом нашего урока будут слова американского писателя Джером Лоренса, который начал свою карьеру именно с репортажей | 1 слайд. Репортаж на основе увиденного на картине А.В.Сайкина «Детская спортивная школа»по данному началу Долг журналистики – успокаивать обеспокоенных и тревожить ублаготворенных. Джером Лоуренс | |
3 3 | Определение цели и задачи урока - Как вы думаете, какова цель нашего урока? | 2 слайд Цель урока: подготовка к написанию сочинения-репортажа на основе увиденного на картине А.В. Сайкиной «В детской спортивной школе» Задачи: 1. Систематизировать имеющиеся сведения об особенностях публицистического стиля. 2. Сформировать представление о конструировании текста-репортажа. 3. Создать условия для развития коммуникативной компетентности учащихся, применения полученных в курсе изучения русского языка знаний, умений и навыков в процессе самостоятельной творческой деятельности. 4. Формировать интерес к здоровому образу жизни и творческому труду, профессии журналиста, искусству живописи. | |
Систематизация знаний текстов публицистического стиля. |
1 1 | Знакомство с термином РЕПОРТАЖ - Что же такое репортаж? - Интересный репортаж? – Какую цель преследовал человек, озвучивая данный текст? - Следовательно, к какому стилю относится репортаж? Чем она характерна? - Смог ли данный корреспондент воздействовать на вас? - Какие приемы воздействия использовал автор репортажа? | 3 слайд Репортаж – 1. Сообщение о местных событиях, о событиях дня, информация (в печати, по радио, в телевидении) 2. Работа корреспондента, пишущего такие сообщения …Словарь С.И.Ожегова Репортаж — (франц. reportage от англ. report сообщать), жанр журналистики, оперативно сообщающий для печати, радио, телевидения о каком либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент … Большой Энциклопедический словарь. 4 слайд. Публицистический стиль предполагает воздействие на читателя, на слушателя | Репортаж, репортер, журналист |
2 2 | Особенность репортажа 1 -В чем сила его воздействия? | 4 слайд. В особой эмоциональности автора, который прямо обращается к читателю, к его чувствам, разуму, говорит о том, что его волнует. Автор должен высказать свое отношение к тому, о чем он пишет, т.е. должна присутствовать четко выраженная авторская позиция. | Эмоциональность, авторская позиция |
3 3 | Особенность 2 репортажа Обязателен «эффект присутствия» Виды репортажа: фоторепортаж, телерепортаж, радиорепортаж, газетный (текстовый)). | Познакомить людей с важными и интересными событиями во всех подробностях, воссоздать полную картину события. Репортер должен так описать событие, чтобы людям показалось, что они все видели своими глазами | Эффект присутствия,фоторепортаж, телерепортаж, радиорепортаж, газетный |
44 | - Что еще может присутствовать для экспрессии в репортаже? | Высказывание участников события | Интервью |
5 5 | Закрепление - Итак, назовите особенности репортажа | Слайд 5. Особенности репортажа: Событийность. Освещение актуальных общественных вопросов. Краткость, ёмкость, точность. Публицистичность: - воздействие на мысли, чувства, поступки читателей, - употребление слов и выражений, характерных для публицистического стиля, -возможность распространения через средства массовой информации. | Актуальность |
Подготовка к созданию своего репортажа по картине |
1 1 | Знакомство с художником картины | Она родилась в Ивановской области, но долгие годы жила в Нижнем Новгороде, работала преподавателем в Нижегородском художественном училище. Александра Васильевна – член Союза художников, заслуженный художник РФ. Ее картины можно увидеть на выставках в Нижнем Новгороде и Москве, других городах России. Одна из последних выставок состоялась в 2005 году к 80-летию художника. | |
2 2 | Задача урока для обучающихся -Дорогие, ребята! Вы сейчас должны, включив свое богатое воображение, подготовиться к написанию репортажа о спортивном комплексе в городе N (1979г.) по картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа». Начало текста дано в упр.348 на стр. 143. Примерное продолжение на странице презентации. Попробуйте взглянуть на мир глазами современников художницы, порадоваться энтузиазму молодого поколения, их желанию быть в центре спортивных событий. | Рассматривание картины и самостоятельное чтение начала текста. Слайд 7 | |
3 5 | Физминутка - Попробуем выполнить простые физические упражнения. - Какие эмоции теперь ощущаете? | По швам руки ОПУСКАЯ, Плечи вверх ПРИПОДНИМАЯ, Корпус влево НАКЛОНЯЯ, Затем вправо ПРОГИБАЯ, Головою ПОМОТАВ, ПОКИВАВ и ПОВЗДЫХАВ... ОТДОХНУВ немного дружно, Скажем: "Поработать нужно!" | |
4 6 | Чтение картины. Художественная гимнастика - Каким видом спорта заняты девушки в зале? - Кто такие гимнасты? (Раздать листы с определенными понятиями) | Художественная гимнастика — вид спорта, выполнение под музыку различных гимнастических и танцевальных упражнений без предмета, а также с предметом (скакалка, обруч, мяч, булавы, лента). Действия гимнасток: прыжки, махи, танцевальные движения, акробатические упражнения, выразительно, артистично передвигаются. Качества характера гимнасток: целеустремленность, ответственность, упорство, смелость, гибкость, прыгучесть, равновесие, координационные способности, силовые возможности, внимание, чувство ритма, музыкальный слух, эмоциональная раскрепощенность, красота | Акробатика, координация, раскрепощенность, выразительность |
5 7 | Чтение картины. Настроение героев картины - Каков, по-вашему, настрой всех участников тренировок? - Почему они так плодотворно работают? | Спорт - это здоровье нации. В то же время достижения в спортивных соревнованиях любого человека всегда высоко ценится окружающими. Видно, что идет активная подготовка к каким-то значимым соревнованиям, потом что гимнасты с большим энтузиазмом, старанием выполняют указания тренера и при этом получают удовольствие. | |
6 8 | Описание в публицистическом стиле движений каждого участника тренировок (коллективная работа). Так же продолжается работа по героям картины. Даются вопросы для характеристики гимнасток. Желательно составлять ёмкие предложения с ПО, ДО, ОЧП для репортажа(вопросы раздаются) | Самостоятельная работа по группам и озвучивание ответов 1 группа вопросов: - Кто привлекает внимание в центре? - Гимнастка закончила упражнение или только готовится к его выполнению? - Что можно сказать о ее настроении? - Как зовут девочку? - Каких успехов она добилась? Возьмите интервью у спортсменки. 2 группа вопросов: - Какое упражнение закончили выполнять девочки? - Что можно сказать о настроении спортсменок? - О чем задумались гимнастки? 3 группа вопросов: - Чем занимается последняя группа? - Кто контролирует работу гимнасток? - Какой элемент упражнения отрабатывают девочки? - Что можно сказать о внешности девочек, фигуре, осанке? | Эффектный, грациозный |
7 9 | План сочинения - Вы можете сами составить план своего репортажа. Я рекомендую такой | Слайд 8 План. 1. Вступление. Первый взгляд репортёра. 2. Основная часть. В спортивном зале. а). Группа девочек в центре. Юная гимнастка. б). Группа девочек сбоку. Спорт – это творчество. в). Группа девочек сзади. Тяжело в учении – легко в бою. 3. Заключение. Спорт – это здоровье, красота и сила. | |
Подведение итога |
1 1 | - Особенности какого текста рассмотрели на уроке? - Назовите особенности текста-репортажа. | Удачи в творческой деятельности!!! | |
Использованная литература:
М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская. Русский язык. Учебник для 7 класса. – М.: Просвещение, 2015 год;
Е.А. Касатых. Поурочные разработки. 7 класс. – М.: Просвещение, 2014 год;
С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. – М.: «Азъ», 1993 год;
М.В. Панов. Энциклопедический словарь юного филолога. – М.: Педагогика, 1984 год;
З.Е. Александрова. Словарь синонимов русского языка. М.: «Русский язык», 1986 год;
Интернет-ресурсы:
http://androidmafia.ru/video/1it01t6aKDM
Приложение 1
Особенности репортажа:
Событийность.
Освещение актуальных общественных вопросов.
Краткость, ёмкость, точность.
Публицистичность:
- воздействие на мысли, чувства, поступки читателей;
- употребление слов и выражений, характерных для публицистического стиля (авторская позиция, эффект присутствия);
- возможность распространения через средства массовой информации.
Приложение 2
А.В.Сайкина родилась в Ивановской области, но долгие годы жила в Нижнем Новгороде, работала преподавателем в Нижегородском художественном училище. Александра Васильевна – член Союза художников, заслуженный художник РФ. Ее картины можно увидеть на выставках в Нижнем Новгороде и Москве, других городах России. Одна из последних выставок состоялась в 2005 году к 80-летию художника.
Приложение 3
Действия гимнасток: прыжки, махи, танцевальные движения, акробатические упражнения, выразительно, артистично передвигаются.
Качества характера гимнасток: целеустремленность, ответственность, упорство, смелость, гибкость, прыгучесть, равновесие, координационные способности, силовые возможности, внимание, чувство ритма, музыкальный слух, эмоциональная раскрепощенность, красота.
Приложение 4.
Самостоятельная работа по группам и озвучивание ответов
1 группа вопросов:
- Кто привлекает внимание в центре?
- Гимнастка закончила упражнение или только готовится к его выполнению?
- Что можно сказать о ее настроении?
- Как зовут девочку?
- Каких успехов она добилась?
Возьмите интервью у спортсменки.
2 группа вопросов:
- Какое упражнение закончили выполнять девочки?
- Что можно сказать о настроении спортсменок?
- О чем задумались гимнастки?
3 группа вопросов:
- Чем занимается последняя группа?
- Кто контролирует работу гимнасток?
- Какой элемент упражнения отрабатывают девочки?
- Что можно сказать о внешности девочек, фигуре, осанке?
Приложение 5
План.
1. Вступление. Первый взгляд репортёра.
2. Основная часть. В спортивном зале.
а). Группа девочек в центре. Юная гимнастка.
б). Группа девочек сбоку. Спорт – это творчество.
в). Группа девочек сзади. Тяжело в учении – легко в бою.
3. Заключение. Спорт – это здоровье, красота и сила.
Приложение 6
Журналист (корреспондент) — человек, который занимается сбором, созданием, редактированием, подготовкой и оформлением информации для редакции средства массовой информации, связанный с ним трудовыми или иными договорными отношениями — или занимается такой деятельностью по собственной инициативе.
Эмоция, -и, ж. Душевное переживание, чувство. Положительные, отрицатеяьньи эмоции. Э. радости, 11 прил. эмоциональный, -ая, ое. Эмоциональное воздействие
Интервью -
[стэ], нескл., ср. Предназначенная для печати (или передачи по радио, телевидению) беседа с каким-н. лицом. Взять и. у кого-н. Дать и. Получить и. Эффект - -а, м. 1. Впечатление, производимое кем-чем-н. на кого-н. Произвести э. 2. Действие как результат чего-н., следствие чего-н. Лекарство не дало желаемого эффекта. Экономический э. 3. Средство, с помощью к-рого создается какое-н. впечатление. Шумовые, световые эффекты в театре.
Координировать-рую, -руешь; -а-нный; сов. и несов., что и что с чем (книжн.). Согласовать (-вывать), установить (-навливать) целесообразное соотношение между какими-н. действиями, явлениями. К. усилия. К. работу смежных предприятий. II сов. также скоординировать, -рую, -руешь; -анный. II сущ. координация, -и, ж. К. движений (согласованность движений частей тела). К. военных действий. II прил. координационный, -ая, -ое.
Акробатика - -и, ж. 1. Цирковая гимнастика. 2. Вид спорта. Спортивная а. (комплексы прыжковых, силовых, вольных и других упражнений). II прил. акробатический, -ая, -ое.
Раскрепощенность - раскомплексованность, непринужденность, раскованность, непосредственность, свободность
Координировать - -рую, -руешь; -а-нный; сов. и несов., что и что с чем (книжн.). Согласовать (-вывать), установить (-навливать) целесообразное соотношение между какими-н. действиями, явлениями. К. усилия. К. работу смежных предприятий. II сов. также скоординировать, -рую, -руешь; -анный. II сущ. координация, -и, ж. К. движений (согласованность движений частей тела). К. военных действий. II прил. координационный, -ая, -ое.
Грациозный - -ая, -ое; -зен, -зна. Исполненный грации, стройный. Г. танец. Грациозная девушка. II сущ. грациозность, -и, ж.
Грация - -и, ж. 1. Изящество, красота в движениях. 2. Красивая, грациозная девушка, женщина (устар.). 3. Род эластичного корсета (в 1 знач.), поддерживающего грудь.
Эффектный - -ая, -ое; -ген, -тна. Производящий эффект (в 1 знач.), впечатляющий. Э. коатом. Эффектное зрелище. II сущ. эффектность, -и, ж.
Эффект - -а, м. 1. Впечатление, производимое кем-чем-н. на кого-н. Произвести э. 2. Действие как результат чего-н., следствие чего-н. Лекарство не дало желаемого эффекта. Экономический э. 3. Средство, с помощью к-рого создается какое-н. впечатление. Шумовые