СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сочинения. Декабрь

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образцы сочинений по указанным направлениям, в которых даётся анализ литературных произведений в соответствии с заявленной темой.

Просмотр содержимого документа
«Сочинения. Декабрь»

«Я и другие» (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир» Человек вынужден жить среди людей, вступая с ними в различные взаимоотношения, которые приносят ему целую гамму чувств: ощущение полного счастья, смятение, разочарование, обиду, напрасные надежды. Литературные герои также находятся в мире бушующих страстей и духовных исканий. Созданный фантазией автора этот реалистичный мир увлекает нас, читателей, заставляя познавать и самих себя. Размышляя над поступками героев произведений, мы задаем себе важные вопросы, связанные с человеческим взаимодействием. Я хотел бы обратиться к великому произведению русской литературы – роману Л.Н. Толстого «Война и мир».



Это произведение актуально во все времена, т. к. поднимает вечные проблемы, заставляет задуматься над сложными нравственными, философскими, психологическими вопросами бытия. Верность и измена – важнейшие морально-этические понятия, связанные с устоями и нормами жизни общества, в котором живут герои бессмертного романа. Любимые герои великого русского писателя ищут смысл жизни, ошибаются, разочаровываются, приходят к пониманию важных истин, но измена, ложь, предательство глубоко чужды им. Они верны своим жизненным принципам и нравственной сущности. Помолвленная с князем Андреем Наташа Ростова, приняв внезапно нахлынувший чувственный порыв за настоящую любовь, горько обманывается и разочаровывается. Героиня понимает, что отношения с князем Андреем безвозвратно разрушены, счастье с этим достойнейшим человеком невозможно, она глубоко несчастна. Читатель сочувствует Наташе, понимая её неопытность, доверчивость и наивность: девушка попадает в искусно расставленные сети. Читатель переживает вместе с героиней романа крушение её мечты, прекрасно сознавая, что драматическая развязка истории с Анатолем Курагиным просто неизбежна. Наташа изменила князю Андрею, но обманывать она не способна: героиня пишет Болконскому письмо, где объясняет причины разрыва. На долю Наташи выпадают нелёгкие испытания, но она очень достойно и мужественно выходит из них. И очень важно то, что героиня искренне кается в своих заблуждениях, во всей этой истории она винит только себя. Наташа становится жертвой безнравственных и развращённых людей: Анатоля и Элен Курагиных. Невольно задаёшься вопросом: «Зачем была нужна юная Наташа многоопытному и имеющему постоянный успех у женщин красавцу Анатолю?» Мужчины, подобные ему, находят смысл бытия в том, чтобы «побеждать» женские сердца, обольщать их пустыми, лживыми обещаниями. Анатоль никогда не задумывается о последствиях своих поступков. Этот герой легкомысленно и бездушно способен сломать жизнь девушке. Он не ведает раскаяния и сострадания, человек бесчестный и безнравственный в полном смысле слова. Анатоль скрывает, что женат, обольщая Наташу, нисколько не задумываясь о её судьбе. Этот герой достоин презрения и осуждения. Именно во взаимоотношениях с другими людьми проявляется вся нравственная сущность этого человека. У Анатоля и Элен Курагиных – много общего: они беспринципны, корыстны и лицемерны. Элен с присущей ей коварством и хитростью добивается брака с Пьером Безуховым, следуя плану своего светского отца, князя Василия Курагина. Простодушный и доверчивый Пьер, сам того не заметив, попадает в умело расставленные сети. Для семьи Курагиных только богатство имеет подлинную ценность, ради которого они готовы на всё, никаких нравственных реград для этих людей не существует. Красавица Элен, привыкшая вести «свободный от морали» образ жизни, начинает изменять Пьеру, доставляя ему сильные душевные страдания. В душе она презирает своего добряка-мужа, считая его слабым и никчемным человеком. Пьер становится мишенью для постоянных насмешек, в светском обществе он приобретает репутацию доверчивого рогоносца (достаточно вспомнить историю его дуэли с Долоховым). Элен добивается своего: при разводе ей достаётся значительная часть имущества мужа. Эта женщина не способна раскаиваться в своих поступках: она цинична и лжива, предательство – её сущность, а измена – состояние естественное и привычное. Пьер – полная противоположность жене. Это благородный и добрый человек, способный к состраданию. Он верен своим нравственным принципам и в конце романа вознаграждён за все испытания судьбы счастливым браком с Наташей Ростовой. Лев Толстой, погружая читателя в сложный и противоречивый духовный мир героев романа, даёт ему бесценные нравственные уроки: уроки благородства, мужества, верности. Писатель предостерегает людей от душевной слепоты, легкомыслия, учит отличать истину от лжи, умению противостоять подлости и предательству. Анализируя межличностные конфликты героев, мы становимся более осмотрительными и зоркими в нравственном плане. ________________________

Вечные проблемы в романе «Мастер и Маргарита»

Роман «Мастер и Маргарита» - вершина творчества Михаила Булгакова. В нём нашли отражение излюбленные идеи и мысли писателя. Мне кажется, что это самое значительное произведение из всего созданного им. Роман стал источником многочисленных споров, размышлений, так как его повествование направлено в будущее, его содержание психологически, философски и исторически достоверно, а проблемы, поднятые в нём, - глубоко направленные, вечные. Человек веками бьётся над этими непостижимыми тайнами, в которых перемешано добро и зло, прекрасное и безобразное, земное и возвышенное. Стержнем романа является борьба добра со злом, понятий вечных и неразделимых, как сама жизнь. В «Мастере и Маргарите» Булгаков сопрягает два временных плана – события 30-х годов 20-го века и события древних библейских времён, великолепно сочетая быт, фантастику, политику, любовь, сатиру, философию. Действия романа, происходящее с промежутком почти в две тысячи лет, гармонируют между собой, а связывает их борьба добра со злом, творчество, всепроникающая мысль, поиск истины. Но замечательный писатель переворачивает обычные представления о добре и зле, показывая их по-своему, заставляя тем самым читателя задуматься, переосмыслить нынешние представления о жизни, о нравственности. Великий прокуратор Иудеи Понтий Пилат судит человека по имени Иешуа, который обвиняется в подстрекательстве к уничтожению Ершалаимского храма. Арестант пытается оправдаться, доказать свою невиновность: «Добрый человек! Поверь мне»… «… рухнет Храм старой веры и создастся Храм истины…», «…злых людей не на свете, есть люди несчастливые…» Эти слова непонятны и чужды «свирепому чудовищу» Пилату, у которого своя «вялая» философия: мир поделён на господ и рабов, «раб подчиняется господину». Однако умные, немного дерзкие и наивные мысли Иешуа заинтересовали прокуратора, пробудили в его душе зачатки нравственности, духовности. Пилат сразу же убедился в невиновности арестанта и решил спасти его. Но Иешуа решительно отказался изменять своей истине, совершая тем самым великий нравственный подвиг. Его гуманистические проповеди всеобщей любви, доброты и свободомыслия, отрицание власти вызывают у Пилата страх, боязнь потерять свои привилегии, расположение великого кесаря. Прокуратор объявляет арестанта преступником и выносит смертный приговор. Обнаруживается слабохарактерность Пилата, его малодушие. Он идёт против своего желания, голоса сердца, ради привычного благополучия. На примере Пилата Булгаков показал существование в человеке противоречивых нравственных устремлений, духовного и бездуховного, преобладание мыслей над чувствами. Но с момента казни Иешуа странные муки одолевают прокуратора, совесть мучает его. Он понимает, что прав Иешуа, что по его вине погиб добрый, хороший человек. Душа Пилата погибла от меча, выкованного им самим. Видения Иешуа преследуют прокуратора во сне. Изо дня в день его мучают воспоминания о человеке, которого алчность и низость Иуды довели до гибели. Тяжёлое раскаяние ждёт Пилата! Горька будет чаша наказания, далеки забвение и покой! И трудно сказать, что преобладает в этот момент в Ершалаиме – добро или зло. Носителем зла, представителем тьмы в романе является Воланд, переосмысленный писателем образ сатаны, дьявола. Воланд и его чёрная свита вовсе не призваны творить зло. Их основная цель – проверить людей, испытать на подлость и милосердие, обнажить человеческие пороки. Тем самым Воланд берёт на себя функции добра, правосудия, он наказывает настоящее зло, карает только грешников, не принося вреда праведнику, и изредка дарит свободу и покой тем, кто настрадался и раскаялся. Результат, к которому приходит Воланд, печален: зло друг другу творят люди; душа человека – это арена борьбы добра со злом, незыблемых нравственных законов и сиюминутных животных интересов; и чаще всего торжествуют гордыня, зло, бессильным становится голос рассудка, сердца и всевластным – безумие. Образ Воланда служит в романе доказательством вечности нравственных законов. И хотя Воланд всемогущ, обладая властью и на земле, и на небесах, он не может решить, когда прервать дарованный человеку и без того короткий миг, который называется жизнью, он не в силах победить добро, установить свою диктатуру, так как добро и зло находятся в романе на равных. Сатана не противостоит Иешуа – представителю добра, света и истины. Недаром в романе всего один эпиграф, и он на титульном листе. Это строки из «Фауста»:

… так кто ж ты наконец? - Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.

(Гёте)

Этим Булгаков хотел сказать, что мир поделён между Богом и дьяволом и что они заодно правят миром. В этих строках можно уловить одну из любимейших булгаковских мыслей: «Мы должны оценить человека во всей совокупности его существа, человека как человека, даже если он грешен, несимпатичен, озлоблен. Нужно искать сердцевину, самое глубокое сосредоточение человеческого в этом человеке». Наконец, главные, по замыслу Булгакова, герои, чьи имена внесены в название романа – Мастер и Маргарита. С ними связана излюбленная булгаковская тема – тема любви, следование нравственной заповеди любви. По мнению автора, всё счастье, выпавшее в жизни человеку, проистекает из любви; в любви заключена мировая тайна. Любовь – это философский камень, который обладает магическим свойством всё превращать в золото, в добро. Любовь возвышает человека над миром, с её помощью он постигает духовное, возвышенное, обретает покой. Если любовь истинна, она не может угаснуть, она бессмертна, вечна. Таково чувство Мастера и Маргариты. Маргарита – роковая, целеустремлённая женщина, она всецело отдаётся любви и ради спасения Мастера заключает сделку с дьяволом, становится ведьмой, хозяйкой бала нечистой силы, окунается в таинственный мир чёрной магии. И несмотря на то, что Маргарита совершает тяжкий грех, продавая душу Воланду, она всё же является самым положительным героем романа, чью позицию поддерживают и сам Булгаков, и читатель. Ведь будь Маргарита хоть трижды ведьмой, она любит так, как способны любить немногие. Даже Воланд по достоинству оценил это величайшее чувство, которое нельзя купить ни за какие деньги на свете, - истинную любовь женщины. Маргарита действует по голосу сердца, согласно нравственным ценностям человеческой души. И за это она вознаграждена вечной жизнью рядом с любимым человеком. На примере Маргариты талантливый писатель показал, что каждый человек непременно должен решать для себя нравственные проблемы, делать личный выбор, прозревать сам, не взывая ни к небу, прося его явить свою благосклонность, ни к аду, прося его явить могущество сил преисподней. Человек не может ждать милостей от жизни, шепча слова, взывающие к ней, он сам должен многое определить, изменить свою судьбу к лучшему. Такая возможность предоставляется многим героям романа. Им дано прозреть, познать свою суть, проникнуть в дебри своего сознания, повернуть парус своей жизни в благоприятную сторону. По невидимой лестнице нравственности поднимаются Рюхин, Бездомный, осознавая ничтожность своего таланта и решая найти дело по совести. Шаги к нормам человеческого поведения делает Варенуха, ставший добрым человеком, и Семплияров, занявшийся делом. Другим же персонажам романа не дано постичь мудрость жизни, предназначение человека, сделать для себя нравственные открытия. Странной, нелепой смертью погиб Берлиоз, глава МАССОЛИТа, отвергавший моральный закон, идею добра. Торжествует подлый доносчик и предатель Алоизий Магарыч, продолжая вести прежнюю жизнь, полную корысти, зла и коварства. «Мастер и Маргарита» является романом-предупреждением, что нравственные проблемы придётся решать каждому человеку самостоятельно, кем бы он ни был и где бы он не находился.

«Я и другие» (по рассказу Чехова «Попрыгунья»)

Именно в поступках человека и проявляется вся его нравственная сущность. Кто-то живет ради удовлетворения своего тщеславия и непомерных амбиций, а кто-то посвящает свою судьбу благородному служению и милосердию. Размышляя над этой проблемой, хочется обратиться к замечательному рассказу А.П. Чехова «Попрыгунья», где автор создает образы героев-антиподов: Ольги Ивановны и ее мужа, доктора Осипа Дымова. Рассказ А. П. Чехова «Попрыгунья» поднимает очень серьёзные нравственно-философские проблемы: мечты и реальность, мнимая или подлинная ценность человеческой жизни, преданность и предательство, верность и измена. Каждый человек может и должен мечтать, мечта придаёт значимость существованию, окрыляет, окрашивает жизнь в новые цвета, выявляет скрытые способности и таланты человека. Но иногда мечты заслоняют реальность, ослеплённый мечтой и ложными ценностями человек не способен понять ценность чего-то привычного или постоянного. В своём рассказе мудрый писатель рассказывает грустную историю жизни молодой женщины, Ольги Ивановны, тщеславной и недалёкой мечтательницы, посвятившей себя «мнимому искусству». Не обладающая настоящим талантом героиня окружила себя, как она полагает, людьми «особенными», подающими большие надежды, - музыкантами, актёрами, художниками. Вся её жизнь проходит в бесконечном круговороте ненужных событий, малознакомых людей, в пустой и праздной суете. «Она пела, играла на рояле, писала красками, лепила, участвовала в любительских спектаклях, но всё это не как-нибудь, а с талантом», - пишет, безусловно, с иронией А. П.Чехов. Тщеславие и нелепую мечтательность Ольги подогревают её обожатели, которые хитро и небескорыстно пользуются её наивностью. Героиня буквально «растворяется» среди талантливых знаменитостей, забывая о своём женском, человеческом долге перед любящим мужем, Дымовым. Дымов, врач, представитель скучной, обыденной профессии. «Среди этой компании он казался чужим, лишним и маленьким, хотя был высок ростом и широк в плечах». Ольга Ивановна принимает, как само собой разумеющееся, заботу, доброту, любовь мужа; легкомысленно, не задумываясь, тратит деньги на свои капризы, не сознавая того, как тяжёло достаются деньги. Героиня в силу своей внутренней пустоты и бездушия не способна оценить самоотверженности мужа. Она мечтает о «неземной» любви, не замечая, что рядом с ней живёт преданно любящий человек. Ольга изменяет Дымову с молодым художником Рябовским, а когда тот охладевает к ней, унижается, преследуя ветреного любовника. «Она начинала умолять его, чтобы он любил её, не бросал, пожалел…» А верный Дымов прекрасно понимает, что происходит с его обожаемой женой, но находит в себе силы прощать, ни слова упрёка, ни обиды и ревности – святой человек. Но какая душевная боль скрыта за всем этим – мы можем только догадываться. Он утешает Ольгу, преданный и благородный человек, прощающий ей все грехи. А избалованная вниманием неверная жена нисколько не ценит такой душевной щедрости, она говорит: «Этот человек гнетёт меня своим великодушием». Читатель поражён бессердечием и эгоизмом героини, её чёрствостью. Живя в своём выдуманном мирке, героиня ежедневно предаёт того, кто её действительно любит. Она даже не обращает никакого внимания на радостную весть о том, что муж защитил диссертацию, его дела Ольгу не интересуют. Горькое прозрение наступает слишком поздно, когда Дымов заболевает дифтеритом и умирает. «Ей вдруг стало до боли жаль Дымова, его безграничной любви к ней, его молодой жизни…» Ольге Ивановне внезапно открывается правда о муже: он был талантливым учёным, прекрасным врачом. Друг Дымова, Коростелёв, говорит с горечью и возмущением: …был великий, необыкновенный человек! Какие дарования! Какие надежды подавал нам всем! Какая потеря для науки… » Героиня рассказа осознаёт, что «прозевала» по-настоящему необыкновенного человека, любящего и самоотверженного. Это рассказ о душевной, нравственной слепоте, о жутком эгоизме, предательстве и запоздалом раскаянии. Но, безусловно, это глубокое произведение и о крушении тщеславной мечты, и о необходимости в реальной жизни ценить доброту, преданность и любовь. ________________

«Я и другие» (на примере героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» и романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»)

Удивительный, противоречивый, вечно меняющийся мир человеческих отношений…Сколько поистине бесценных нравственных уроков мы получаем, размышляя над страницами русской классики! Наши любимые герои произведений – люди глубоко порядочные и великодушные, благородные и гуманные, не способные на мелочную мстительность и зло. Княжна Марья, кроткая и самоотверженная, мечтает о семье и детях, в её душе живёт безграничная любовь к людям, эта прекрасная героиня, как никто, достойна счастья. Когда она знакомится с Анатолем Курагиным, приехавшим в Лысые горы свататься, кажется, что вот-вот мечты её сбудутся, а надежда станет реальностью. Но любимую героиню Толстого ожидает горькое разочарование. Поражённая красотой Анатоля, она жестоко обманывается: Курагин подло пренебрегает всеми нравственными законами и наносит девушке душевную рану, оскорбив её женское достоинство. Иллюзии рассеиваются как дым, княжна Марья понимает, что за привлекательной внешностью скрывается человек корыстный, беспринципный и легкомысленный. На первый взгляд, кажется, что княжна должна наказать предательницу Бурьен, жалкую приживалку-француженку, пользующуюся добротой и расположением семьи Болконских. Но кроткая и великодушная княжна не способна мстить, более того, она, несмотря на душевные муки, хочет устроить судьбу Бурьен, выдав её замуж за Анатоля. Увы, наивная героиня не понимает, что бесприданница Бурьен не нужна расчётливому Курагину. Княжна Марья – чистый и нравственный человек, и как все религиозные и духовно богатые личности, благородна в своих поступках и мыслях. Мы, читатели, глубоко сопереживаем княжне, которой нелегко живётся в отцовском доме; в конце романа видим Марью Болконскую счастливой матерью и любимой женой Николая Ростова. Судьба вознаграждает героиню за терпение, доброту и великодушие. Вспомним ещё один эпизод из бессмертного романа «Война и мир». Когда тяжело раненный Андрей Болконский во фронтовом лазарете видит страшные физические мучения Анатоля Курагина, то прощает этого слабого, презренного человека. Мы знаем, какую роль сыграл Курагин в судьбе князя Андрея, разрушив его счастье с Наташей Ростовой. В душе Андрея возникает «вселенская» любовь ко всем людям, любовь неземная, божественная, герой приходит к осознанию новых истин. Это пример настоящего великодушия. Нет в сердце Андрея Болконского чувства мести к человеку, страдающему от боли, находящемуся на гране жизни и смерти. Говоря о мести и великодушии литературных героев, хочется привести ещё один пример. Вспомним роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». Евгений Базаров и П. П. Кирсанов – герои-антиподы: нигилист, отрицающий общепринятое мироустройство с его традициями и моралью, и аристократ, живущий по строгим принципам, консервативный и абсолютно убеждённый в своей правоте. Между ними возникают непреодолимые противоречия, происходит яростная идеологическая «дуэль» в Марьине, где каждый достаточно убедительно и в резкой форме высказывает свои убеждения. Павел Петрович ненавидит Базарова, взгляды этого молодого, самоуверенного человека претят ему, для истинного аристократа они неприемлемы. В глазах же Базарова Павел Петрович со своими «архаическими» принципами, манерой поведения и консервативными суждениями просто смешон. И серьёзный конфликт между героями неизбежен. Второе противостояние нигилиста и аристократа происходит из-за того, что Кирсанов оказывается невольным свидетелем сцены с Фенечкой. Павел Петрович оскорблён до глубины души «наглостью» Базарова и вызывает его на дуэль. Эта дуэль обнажает до самой сути человеческую сущность героев: оба ведут себя мужественно и благородно. Базаров, проявив великодушие, оказывает раненному противнику необходимую медицинскую помощь. В нём нет ни капли мстительности или злорадства, герой держится уверенно и достойно. Я думаю, что месть – это удел слабых и ущербных личностей. Человек сильный, уверенный в себе, имеющий нравственные принципы, чаще всего благороден и великодушен. Духовно сильные личности благородны, способны не помнить зла, прощать чужие заблуждения и ошибки. _______________

«Я и другие»(по роману Ф.М.Достоевского»Преступление и наказание»

Есть страницы в русской литературе, которые навсегда остаются в нашей памяти, так как созданы великим писателем-психологом Ф.М.Достоевским. Автор исследует самые тайные уголки души своих героев, показывая их нравственную сущность. Именно во взаимоотношениях с другими людьми проявляются характеры персонажей романа «Преступление и наказание». Любимые герои Достоевского великодушны и правдивы, их антиподы - порочны и мелочны. Всем известно, что месть – удел подлых и низких людей, великодушие – настоящая доброта, выраженная в сострадании к ближнему своему. Одна из самых ярких в психологическом плане сцен – это поминки Мармеладова и обвинение Сони в воровстве. Пётр Петрович Лужин, самовлюблённый, мелочный и подлый делец, он не может простить Раскольникову того, что тот разрушил его планы, расстроив женитьбу на Дуне. Лужин хотел жениться на бедной, но образованной и красивой девушке, чтобы та всю жизнь видела в нём благодетеля. Но он явно просчитался: корыстный делец явно не ожидал такой прозорливости, ума и смелости от брата своей невесты, нищего студента. Раскольников, прочитав искреннее письмо матери, сразу понял, «какого поля ягода» жених Дуни. И Родион делает всё, чтобы помешать коварному замыслу Лужина, он не может допустить, чтобы Дуня, его любимая сестра, попала в сети этого бездушного и низкого человека. Раскольникову удаётся убедить сестру и мать в своей правоте, теперь они уже не сомневаются в истинных намерениях жениха. А сам Лужин одержим местью, он разыгрывает целый спектакль на поминках несчастного Мармеладова, подложив тайно Сонечке в карман сторублёвую купюру, чтобы обвинить её в краже. И всё это для того, чтобы скомпрометировать Раскольникова, помогающего несчастной семье спившегося чиновника. Бедная Соня становится невольной жертвой в преступных замыслах Лужина, и, если бы не разоблачение подлого Лужина, кто знает, чем бы закончилась эта история для беззащитной, кроткой Сони. Мстительный Лужин терпит полное фиаско, его замысел раскрыт. Главный герой романа Раскольников весьма благородно ведёт себя по отношению к Соне и нищей семье Мармеладовых. Он отдаёт на похороны главы их семейства практически все деньги, присланные матерью. Не единожды на страницах великого романа бедный студент совершает добрые, великодушные поступки. Например, спасает пьяную девочку от назойливого преследования некоего мужчины. Благородная сущность Родиона вступает по ходу повествования в неразрешимый конфликт с его бесчеловечной теорией, провоцирующей Раскольникова на совершение тяжкого преступления. Ф.М. Достоевский – тонкий и педантичный психолог, исследующий самые тайные закоулки подсознания своих героев. Читатель понимает, что главный герой романа, пытавшийся доказать самому себе, что он «человек необыкновенный», имеющий право «разрешить кровь по совести», сам себя загоняет в тупик. Его душа и сознание не выдерживают страшного груза совершённого преступления. Известный поэт Е. Евтушенко так писал о герое Достоевского:

Думал я с топором под полою: Человечество - это одно, - Ну, а жертва, как данность, - другое И жива или нет – всё равно.

Покаяние в грехах становится неизбежным следствием для дальнейшей жизни героя, для возрождения его больной, исстрадавшейся души. А начинается само раскаяние с разговора с Соней, в котором Раскольников признаётся в совершённом преступлении. Соня, по мнению Родиона, также преступила нравственный закон, герой чувствует в ней родственную душу, способную к сопереживанию. Сонечка Мармеладова – великий женский образ, в котором мысли автора о христианском всепрощении и человеческом сострадании. Соня, напуганная страшным признанием Раскольникова, не осуждает героя, а старается поддержать его, вселить веру в заблудшую душу. Она даже готова пойти с ним на каторгу – это ли не проявление истинного сострадания и жертвенности. Великий Достоевский стремится убедить своего читателя в ценности, незыблемости вечных христианских истин, обратить его душу к всепрощению и великодушию.

______________

Жестокость в рассказе А.П. Чехова «Устрицы»

Неподготовленному читателю может показаться, что рассказ «Устрицы» - это просто короткий рассказ ни о чём. Но это совсем не так, у Чехова нет невзрачных или невыразительных рассказов, а его творчество – это полная энциклопедия российской жизни на рубеже 19-го и 20-го веков. О чём же этот рассказ? Это рассказ о жестокости, он красочно повествует об отсутствии сочувствия и милосердия и у отдельных людей, и у толпы в целом. Двое голодных нищих просят подаяние возле трактира – отец, который никак не может устроиться на работу, и его маленький сын. Но других обывателей, проходящих мимо, не интересует чужое горе, чужая беда, они готовы потешаться над несчастными людьми и даже испытывают удовольствие от сознания своего превосходства. И именно устрицы использует замечательный писатель как инструмент в этой потехе. Устрицы – это деликатес, которым нельзя наесться, они вызывают только сильную жажду. Но ни отец, ни сын пока этого не знают.

«— Дайте устриц! Дайте мне устриц! — вырывается из моей груди крик, и я протягиваю вперед руки. — Помогите, господа! — слышу я в это время глухой, придушенный голос отца. — Совестно просить, но — боже мой! — сил не хватает!» Два приличных на вид господина ведут ребенка в трактир и кормят его устрицами. Мальчик, не зная, что раковины не съедобны, пытается съесть и их. А рядом стоит толпа из посетителей трактира и хохочет над бедным ребенком. А.П. Чехов непримирим к человеческой жестокости и всякому глумлению над беззащитными, нищими и обездоленными. Вся эта история становится страшным сновидением в жизни мальчика. Каждый человек может попасть в беду, очутиться в затруднительном положении, поэтому нельзя смеяться над чужим горем, а нужно стремиться хоть как-то помочь попавшему в беду человеку. Недаром говорят: « Да не оскудеет рука дающего». В этом и есть главный смысл этого пусть и небольшого, но очень впечатляющего и трогательного рассказа.