(1)Лина уже полмесяца жила в Москве. (2)Гнетущие и безрадостные события в её жизни отдавались постоянной болью в сердце, окрасили мрачными тонами всё её существование.
(3)Забыться было невозможно.
(4)Она ходила в театры, и там почти в каждой опере, в каждом балете была жизненная драма. (5)Мир вечно разделён на два полюса: жизнь и смерть. (6)В эти понятия, между этими полюсами в два коротких слова вмещалось всё.
(7)В Третьяковке почти на половине картин изображалось что-то грустное.
(8)Однажды Лина пошла в зоопарк. (9)Но и тут ей не понравилось: жалко было попрошаек медведей, зады у которых были вытерты и голы оттого, что они часто на потеxy людям усаживались и «служили» за конфетку, за кусок булки. (10)Жалко сонных, полуоблезлых хищников: они были совсем-совсем нестрашны – эти засаженные в клетку клыкастые звери.
(11)Она ушла из зоопарка, побродила по улицам, села на скамейку отдохнуть и стала оглядываться.
(12)Глобус. (13)Синий глобус, в жёлтом блестящем обруче, карты неба, трассы спутников. (14)Лина догадалась: она попала в ограду Планетария.
(15)«Планетарий так Планетарий, всё равно», – подумала она и пошла вовнутрь здания, купила билет. (16)Экскурсоводы рассказывали о метеоритах, о смене дня и ночи, времён года на Земле, ребятишки глазели на макеты спутников и на ракету. (17)Вдоль карнизов тянулись изображения звёзд. (18)Лина пошла наверх и очутилась в куполе Планетария.
(19)Доедая мороженое и потихоньку бросая бумажки под сиденья, люди ждали лекции.
(20)Погас свет, и зазвучал голос лектора. (21)Он рассказывал о Вселенной. (22)На небе Планетария появились кинокадры: представление древних людей о строении мира, портреты Галилея, Джордано Бруно.
(23)А по небу Планетария летело небесное светило – солнце. (24)Солнце, дающее всему жизнь. (25)Оно проходило по игрушечному небу, над игрушечной Москвой, и само солнце было игрушечным.
(26)И вдруг купол над ней зацвёл звёздами, и откуда-то с высот, нарастая, ширясь и крепчая, полилась музыка.
(27)Лина слышала эту музыку не раз. (28)Она даже знала, что это музыка Чайковского, и на мгновение увидела сказочных лебедей и тёмную силу, подстерегающую их. (29)Нет, не для умирающих лебедей была написана эта музыка. (30)Музыка звёзд, музыка вечной жизни, она, как свет, возникла где-то в глубинах мироздания и летела сюда, к Лине, долго-долго летела, может, дольше, чем звёздный свет.
(31)Звёзды сияли, звёзды лучились, бесчисленные, вечно живые. (32)Музыка набирала силу, музыка ширилась и взлетала к небу всё выше, выше. (33)Рождённый под этими звёздами человек посылал небу свой привет, славил вечную жизнь и всё живое на Земле.
(34)Музыка уже разлилась по всему небу, она достигла самой далёкой звезды и грянула на весь необъятный поднебесный мир.
(35)Лине хотелось вскочить и крикнуть:
– (36)Люди, звёзды, небо, я люблю вас!
(37)Вскинув руки, она приподнялась с сиденья и устремилась ввысь, повторяя заклинание:
– (38)Жить! (39)Жить!
(По В.П. Астафьеву)*
* Астафьев Виктор Петрович (1924–2001) – русский советский писатель, автор широко известных романов, повестей, рассказов.
Задание 13.1.
Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Какую роль в художественном тексте играют двоеточия?».
Приведите в сочинении два примера из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком
Задание 13.2.
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Рождённый под этими звёздами человек посылал небу свой привет, славил вечную жизнь и всё живое на Земле».
Приведите в сочинении два примера из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Задание 13.3.
Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Для чего людям нужны произведения искусства?» Дайте определение выражению НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО и прокомментируйте его, ответив на вопрос в теме сочинения.
Приведите в сочинении два примера, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример приведите из прочитанного текста, а другой – из прочитанного текста или из Вашего жизненного опыта. (Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.) Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
13.1.
Какую роль в художественном тексте играют двоеточия?
Двоеточие в художественном тексте, на мой взгляд, помогает автору обратить внимание читателя на следующую после него информацию. Оно требует паузы и предупредительной интонации, а также помогает сделать предложение более динамичным благодаря отсутствию подчинительных союзов.
Обратимся к тексту В.П. Астафьева. В нем автор часто использует двоеточие. Предложения 5, 9, 10, 14, 22 сложные бессоюзные. Двоеточие в них указывает на то, что часть текста после него связана причинными или пояснительными отношениями с частью текста после него. Например, в предложении 14 вторая часть «она попала в ограду Планетария» дополняет первую «Лина догадалась:». Увидев двоеточие, мы понимаем, что после него будет объяснение, о чем догадалась Лина.
В предложениях 35 и 37 двоеточие отделяет слова автора от прямой речи. И здесь с помощью двоеточия автор предупреждает, что сейчас прозвучат слова героини, поэтому необходимо сделать паузу и сосредоточить внимание на последующих за двоеточием словах. Ту же самую информацию можно передать, используя сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными, то есть изложить слова Лины, используя косвенную речь. Однако это отняло бы у этой части текста его пронзительность, ослабило бы силу воздействия на читателя.
В художественном тексте двоеточия играют важную роль. Они могут употребляться для указания на то, что вторая часть предложения будет содержать разъяснение содержания первой части или что после слов автора последует прямая речь. Двоеточия помогают привлечь внимание к следующей за ними информации, указывают на паузу при чтении, а также помогают автору избежать тяжеловесности сложноподчиненного предложения.
13.2
Объясните, как вы понимаете смысл фрагмента текста: «Рожденный под этими звездами человек посылал небу свой привет, славил вечную жизнь и все живое на Земле».
«Рожденный под этими звездами человек посылал небу свой привет, славил вечную жизнь и все живое на Земле». Эти слова я понимаю так: настоящее искусство помогает понять прекрасное, ощутить радость бытия, возрождает в человеке жажду жизни и открывает ее смысл.
Обратимся к тексту В.П. Астафьева. «Гнетущие и безрадостные события» в жизни героини заслонили от нее другую сторону существования, окрасили мир в темные краски. Во всех проявлениях жизни она могла замечать лишь отрицательные стороны, созвучные с ее настроением, еще больше усиливающие ее тоску (4 - 10).Но ее мироощущение чудесным образом меняется под влиянием музыки П.И. Чайковского. На лекции в Планетарии, где игрушечное солнце «проходило по игрушечному небу над игрушечной Москвой», заиграла уже знакомая Лине музыка «для умирающих лебедей». Именно эту музыку вдруг осознала героиня как гениальную, совершенную, преобразующую все вокруг. Эта мелодия становится для нее «музыкой звезд, музыкой вечной жизни» (30).
И вот уже Лина ощущает себя не в «игрушечном» Планетарии, а под самым настоящим бесконечным звездным небом. Ее уныние прошло, она не помнит о своих невзгодах, музыка смогла наполнить ее жизнь смыслом, увидеть мир с другой стороны, так что ей хочется жить и любить все и всех вокруг себя (34 - 38).
Волшебная сила гениальной музыки, благодаря которой изображения звезд в Планетарии засияли, стали лучиться и ожили, точно так же оживляет человека, открывая ему красоту жизни, направляя его устремления ввысь, вдохновляет и воодушевляет его.
13.3.
Для чего людям нужны произведения искусства? Дайте определение выражению НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО.
По моему мнению, настоящее искусство - это опыт человеческого осмысления мира, воплощенный в книгах, картинах, музыкальных и архитектурных творениях, признаваемый и почитаемый людьми разных стран и разных времен. Произведения искусства нужны людям для того, чтобы передать другим то, что они поняли о своей жизни: красоту и мудрость мироустройства, силу и величие человеческого духа, основополагающие законы бытия.
Так, в тексте В.П. Астафьева именно музыка возвращает героине ощущение радости, вызывает восхищение красотой мира и желание жить. Лина искала способ забыться от постоянной боли в сердце из-за безрадостных событий в жизни. Но и в театре, и в балете, и в Третьяковской галерее она обращала внимание лишь на те произведения, которые были созвучны с ее внутренним состоянием. Когда же героиня, сидя на лекции в Планетарии, услышала уже знакомую ей мелодию Чайковского, то поняла, что «не для умирающих лебедей была написана эта музыка. Музыка звезд, музыка вечной жизни…». Это гениальное произведение оживило нарисованные звезды на игрушечном небе Планетария (31). Эта музыка оживила и ее саму, вернула любовь к жизни (34 - 39).
Подтверждение моим мыслям о важности произведений искусства для передачи жизненного опыта можно найти в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Главная героина Татьяна Ларина с раннего возраста любила читать, предпочитала чтение общению со сверстниками. Она любила сентиментальные романы. Из книг она черпала знания о любви, искренних и глубоких чувствах людей. Эти книги были для Татьяны настоящими произведениями искусства, оказавшими большое влияние на формирование ее характера, внутренних убеждений.
Произведения искусства не просто украшают собой этот мир и являются предметами восхищения. Передавая опыт предыдущих поколений, они воспитывают человека, взращивают в нем чувство прекрасного, обогащают его внутренний мир, влияют на его мировоззрение.
Русский язык 10 класс ФГОС
Электронная тетрадь по русскому языку 7...
Русский язык 8 класс ФГОС
Правила русского языка. Орфография и...
Русский язык 5 класс ФГОС
Электронная тетрадь по русскому языку...
Электронная тетрадь по русскому языку 5...
Русский язык 9 класс ФГОС
© 2025, Кучеренко Марина Ивановна 1689 8
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей