СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сочинения "100-летие Великой Русской Революции"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательский проект по произведениям Русской литературы...

Просмотр содержимого документа
«Сочинения "100-летие Великой Русской Революции"»





«100-летие Русской революции

в произведениях русской литературы»


Автор:



Уфа – 2017


Нечто фатальное кроется во владении другим человеком, даже если оно принимает благополучные формы, нечто медленно отравляет и господина, и его жертву и, в конечном счёте, разрушает общество, в котором они живут

Владимир Ильич Ленин



Россия — единственная страна в мире, где феодальный строй сменился рабовладельческим. Россия — единственная страна в мире, где официальный рабовладельческий строй существовал четыреста лет, вплоть до второй половины XIX века.

«Записки охотника» И. Тургенева сыграли огромную роль в общественной жизни нашей страны. Люди, прочитав светлые, яркие рассказы о крестьянах, поняли, что безнравственно владеть людьми как скотом. В стране началось широкое движение за отмену крепостного права.

Рабство, на мой взгляд, и привело монархическую Россию к страшному революционному взрыву.  Если считать только четыреста лет крепостного права — это почти двадцать поколений, родившихся и выросших в ярме, не знающих в своём воспитании ничего, кроме науки холопского выживания. Вот почему освобождение рабов в 1861 году было уже запоздалым актом.

В поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» остро стоит проблема нравственного падения русского человека, поставленного в ужасающее экономическое положение, в котором люди теряют своё человеческое достоинство, превращаясь в холуёв и пьяниц. Так, рассказы лакея, «любимого раба» князя Переметьева, или дворового человека князя Утятина, песня «Про холопа примерного, Якова верного» – своего рода притчи, поучительные примеры того, к какому духовному холопству, нравственной деградации приводило крепостное право крестьян, и прежде всего – дворовых, развращённых личной зависимостью от помещика. Это некрасовский упрёк великому и могучему по своей внутренней силе народу, смирившемуся с положением раба.

Да, в стране победила промышленная революция, даже дарованы были политические свободы, П.А. Столыпин выводил мужиков на отруба, на вольное хозяйствование. Но котёл уже перегрелся. Не дети, так внуки крепостных стали так называемыми разночинцами. Т.е. «вышли в господа». Вот они-то и не могли простить власти рабства своих отцов и дедов. Они-то, образованные, и звали Русь к топору. Чаша ненависти переполнилась. И страна двинулась к Семнадцатому году.

Быть может, начинать освобождение крестьян надо было в 1825 году? Это и поняли декабристы. Победив Наполеона, пройдя с оружием в руках через всю Европу, они увидели, как там живут простые крестьяне. Сердца их преисполнились стыдом и болью за своё, родное. И они вышли на Сенатскую площадь. Да, путь выбрали кровавый. Но в ту эпоху общество не знало, не выработало ещё других форм протеста.

Но почему другие дворяне, собравшись и поодиночке, не обратились к Царю, не сказали ему, что декабристы выступали не столько против Царя, сколько против рабства? Дворяне этого не сделали. Они смотрели, как на Кронверкской куртине палач вешает их товарищей. Дворяне знали, на что покусились декабристы. На святое. На право каждого из них быть "царём" и "богом" в своих голодаевках и погореловках, на право казнить и миловать. И дворяне с этими гнусными правами не хотели расставаться ни за что.

Вот почему они молчали. Рабство развращает и рабов, и рабовладельцев. Нация деградирует. Страна разрушается с двух сторон. Что сделал народ, мы знаем. А куда смотрели дворяне? Ведь уже искры летели. Атмосфера России была наэлектризована предчувствием катастрофы. Увы, никто не замечал. Правящие классы не думали или старались не думать, уверенные, что в крайнем случае придут казаки, разгонят взбунтовавшееся быдло, как в 1905 году. Вот почему я считаю, что монархическую Россию привели к краху именно дворяне. Ответственность за революцию лежит на них, как на правящем классе.

И Февральскую, и Октябрьскую революции можно, при желании, назвать переворотом, свержением власти узкой группой лиц. Но потом ведь была Гражданская война. Причём Белую армию, воевавшую за Веру, Царя и Отечество, поддерживали страны Антанты — страны Запада. Вот против какой союзнической силы сражалась Красная армия. И победила! Значит, миллионы и миллионы пошли за большевиками. Если народ сверг монархию, а затем пошёл за большевиками, значит, большевики задели самую чувствительную струну в характере русского человека — жажду справедливости. Даже те, кто сопротивлялся большевикам, сопротивлялись недостаточно активно, потому как чувствовали за ними некую справедливость, а за собой — некую неправедность?

К справедливости взывают, когда нет закона. Или когда законы направлены против большинства населения. Не случаен же крик души русского человека: «Суди нас не по закону, а по справедливости!» Взорвалось прошлое, взорвалась накопленная за века рабства подспудная ненависть и подспудная жажда мести. Иначе не объяснить, почему народ-богоносец поднялся против господ, громил господские усадьбы и разрушал церкви. В таких исторических условиях любой, не признающий Власти, становится Героем.





Каким должно быть будущее, чтобы человек чувствовал себя счастливым, чтобы осуществил свои надежды, реализовал идеалы? Один из возможных ответов дал в романе «Что делать?» Н.Г. Чернышевский. Земной рай представлялся автору в виде Хрустального дворца (хрупкого дворца), в котором люди всё делают вместе. Они единая, неделимая масса, всегда счастливая, довольная жизнью.



Старый и новый мир в поэме А.А. Блока «Двенадцать»


«Двенадцать» – вещь пронзительная,

кажется, единственно значительная из того, что появилось в области поэзии за Революцию.

С. Н. Булгаков


План

I. Вступление.

История создания поэмы.

II. Основная часть.

Противостояние старого и нового.

1. Изображение уходящего прошлого.

2. Двенадцать красноармейцев как символ нового порядка.

3. Неопределённость будущего.

III. Заключение.

Поэма «Двенадцать» – вершина творчества А.А. Блока.


Александр Александрович Блок создал поэму «Двенадцать» вскоре после Октябрьской революции, в январе 1918 года. Таким образом, произведение стало непосредственным и спонтанным откликом на происходящие в русском обществе перемены и отразило первые, эмоциональные впечатления автора от революции. Несмотря на то, что поэма была написана за очень короткий срок, «Двенадцать» необычайно цельное художественное произведение, поражающее своей стройностью и музыкальностью. Закончив поэму, сам Блок воскликнул: «Сегодня я – гений!»

Основной конфликт поэмы заключается в противостоянии старого, уходящего мира царской России, и нового, вызванного революцией порядка. Образ старого мира изображается сатирически и складывается из портретов прохожих, которых двенадцать красноармейцев встречают на улицах города. Эти персонажи сетуют на революцию, страшась её. Новые порядки им чужды.

– Ох, Матушка-Заступница!

– Ох, большевики загонят в гроб!

Перед нами писатель, испуганно шепчущий:

– Предатели!

– Погибла Россия!

Вот идёт «товарищ поп», рядом «барыня в каракуле». Эти персонажи изображены с некоторой долей иронии. Поп вспоминает, как сытно и спокойно ему жилось раньше:

Помнишь, как бывало

Брюхом шёл вперёд,

И крестом сияло

Брюхо на народ?

С одной стороны, герои, символизирующие уходящее прошлое, рисуются автором с иронией. Они трусливы, жалки, незначительны. Глядя на них, старый мир представляется не стоящим сожаления. Однако старушка, глядя на плакат, думает не о победе революции, беспокоится не о своей судьбе, а о нищих и голодных детях.

На что такой плакат,

Такой огромный лоскут?

Сколько бы вышло портянок для ребят,

А всякий – раздет, разут…

Автору не жаль старого мира. Образ буржуя становится символом ушедшей эпохи. Буржуй сравнивается с голодным псом, в страхе поджавшим хвост. Поэт не приемлет его трусости и нерешительности. Такой мир обречён на исчезновение.

Новый мир изображён Блоком более подробно. Его символизирует отряд из двенадцати красноармейцев. Несомненно, они представляют серьёзную силу, неуправляемую и могучую. Ни ветер, ни снег не могут остановить их.

Гуляет ветер, порхает снег.

Идут двенадцать человек.

Представители нового порядка, новой власти, творцы новой жизни – вчерашние рабочие и крестьяне, возможно каторжане. Большей части этих людей неведомы страх, сочувствие, сожаление, моральные колебания. Они готовы с оружием в руках бороться за своё будущее, не задумываясь о случайных жертвах такой борьбы.

Товарищ, винтовку держи, не трусь!

Пальнём-ка пулей в Святую Русь —

          В кондовóю,

          В избянóю,

   В толстозадую!

   Эх, эх, без креста!

Такая неограниченная свобода, вседозволенность, отсутствие моральных границ и наличие оружия, которое в любой момент можно, не раздумывая, пустить в ход, приводит к убийству.

А Катька где? – Мертва, мертва!

Простреленная голова!

Однако и среди красноармейцев есть место человечности. А. А. Блок сочувствует Петрухе, который убил свою неверную любовницу Катьку. Его сожаления искренни и вызывают сопереживание. В ответ на недоумение товарищей Петруха восклицает:

– Ох, товарищи, родные,

Эту девку и любил…

Ночки чёрные, хмельные

С этой девкой проводил…

Однако очень скоро Петруха оправился от своего поступка и снова оказался готов бороться за революционные идеалы.

Запирайте етажи,

Нынче будут грабежи!

Не приемля отживший своё старый уклад, Блок не идеализирует и революционное настоящее. Достижение нового порядка любой ценой, отсутствие нравственных ориентиров ни в коем случае не приветствуется поэтом. Создаётся впечатление, что настоящее составляют неопределённость, беспорядок, хаос, и люди «потерялись» в этом водовороте. Не случайно двенадцать красноармейцев постоянно окружают ветер и вьюга, ночь и темнота.

И идут без имени святого

    Все двенадцать – вдаль.

        Ко всему готовы,

        Ничего не жаль…

Символика цвета также подчёркивает восприятие происходящих событий автором. Двенадцать красноармейцев сопровождают чёрный и красный цвета, мрак и кровь, зло и убийство. Кажется, что нет просвета в этой темноте.

Несмотря на довольно мрачный настрой произведения, в конце поэмы звучит надежда на лучшее будущее, надежда на то, что и в новом мире найдётся место человечности, духовности, нравственности. С этими понятиями связывается светлый образ Иисуса Христа, который, однако, ещё далеко.

       И за вьюгой невидèм,

       И от пули невредим,

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

       В белом венчике из роз —

       Впереди – Исус Христос.

Поэма «Двенадцать» – шедевр творчества А.А. Блока. С необычайной силой поэт передал атмосферу разрушения, хаоса, охватившего революционную Россию. Это одно из самых сильных произведений в русской литературе, отражающих непосредственный взгляд автора на происходящие в обществе изменения. «Двенадцать» – своеобразный поэтический дневник, документ эпохи, передающий чувства и переживания поэта.


Стихия Революции и разумная эволюция


Революция сродни шторму. Это стихия, меняющая Мир. Старое время остаётся в прошлом, перестаёт существовать. На смену ему приходит новое время подобно тому, как день сменяется ночью, а старый год — новым. Часы бьют двенадцать ударов. Одно время кончилось, а другое вот-вот должно начаться.

Александр Блок слышал «музыку революции», звуки нового времени, чувствовал магию эпохи и изложил свои ощущения в поэме «Двенадцать». Это магическое число символизирует связь времен: старого и нового, дня и ночи.

Поэма от начала и до конца построена на контрасте: чёрный вечер, белый снег. Эти цвета противоположны: чёрный символизирует тьму, пустоту, неизвестность; белый — свет, простоту, открытость.

Цветовая гамма произведения небогата. Лишь три цвета, чёрный, белый и красный, использует А. Блок в этой поэме. Они меняются, преображаются.

Революция неизбежно несёт разрушение, даже крушение старого мира. Блок изображает детали, характерные для дореволюционного общества. Все эти «буржуйские штучки» должны остаться в прошлом. Им на смену приходит «свобода без креста». Олицетворение этой свободы — двенадцать красногвардейцев с бубновыми тузами на спинах. Эта карточная масть — символ неволи, знак заключённых.

Революционный патруль в поэме не выступает в роли двенадцати апостолов. Напротив, красногвардейцы шествуют гордой поступью по ночному городу вовсе не с целью защиты людей:

Запирайте етажи,

Нынче будут грабежи!

Вполне возможно, что эти псевдоапостолы — двенадцать самых настоящих разбойников, освобожденных революцией. Они видят одну-единственную цель: установление революционного порядка. И тут все методы хороши: и грабежи, и убийство дорогого тебе человека, и отречение от Бога.

У революционеров свой бог. Он появляется в самом конце поэмы. Блок называет этого предводителя Иисусом Христом. Но Бог ли это? Неужели этот предводитель псевдоапостолов, «с кровавым флагом», «в белом венчике из роз», и есть сын Бога?

Имя Иисус в сочетании с противоречивой внешностью (цвет крови и «белый венчик из роз») выдают в предводителе красногвардейцев Антихриста. Ибо только Бог и дьявол способны быть «за вьюгой невидимы» и «от пули невредимы», способны спуститься на землю в час, когда решается судьба не только России, но и всего мира. Ведь большевики открыто мечтают «раздуть мировой пожар».

Двенадцать революционеров приносят горе и страдания не только окружающим, но и самим себе. Петруха убивает свою возлюбленную, потому что неправильно понимает свободу. Для него свобода — это возможность действовать безнаказанно. Он не замечает, как становится убийцей. Поначалу Петьку мучает совесть. Но красногвардейцы не понимают страданий Петьки. Они бессердечны, не видят ничего предосудительного в убийстве ради великой пролетарской идеи.

Потяжеле будет бремя

Нам, товарищ дорогой!

Будущее люди создают собственными руками, строят его из хрупких кирпичиков человеческих судеб. Но, если общество приемлет методы насилия и террора, то светлого будущего, ради которого свершилась революция, не видать.

Жизнь отдельного человека ничтожно низко ценится в глазах революционерами, она приравнивается к жизни куклы, которой манипулируют сильные мира сего.

Типичный представитель старого мира — «товарищ поп»:

Помнишь, как бывало

Брюхом шел вперед,

И крестом сияло

Брюхо на народ?

Любой священнослужитель воспринимается красногвардейцами как «буржуй», существо, которому не место в новом мире, ибо он поклоняется другому Богу. Во время революции доминирует коллективное сознание, роль отдельного человека в этом бурлящем, всепоглощающем потоке очень и очень мала.

Человек — это винтик в суровом и жестоком механизме революции. Мы видим на примере Петрухи, как несколько людей манипулируют им, давят на его сознание, на чувства.

Революция губит личность, безвозвратно исчезают сострадание, честность, вера в истинного Бога и в самого себя.

Духовная гибель подчас бывает гораздо страшнее физической, ибо приносит страдания. Боль души ни с чем не сравнима. В духовной смерти человек перерождается. И ничто более не способно растопить лед в его сердце, пробудить совесть и сострадание.

Двенадцать красногвардейцев своим шествием открывают новую эпоху, время страданий и великих испытаний. Скрываясь под масками апостолов, сподвижников Спасителя, они разрушают старый мир, не создавая при этом ничего взамен.

Идея всеобщего равенства влечет с необычайной силой, затягивает, подобно воронке. Человек, словно одинокий кораблик, двигаясь по фарватеру, внезапно оказывается в плену у революционной стихии. Некогда спокойная морская гладь взрывается во внезапном порыве, увлекая всех и вся ко дну.

Революция всегда сопровождается социальным взрывом, кровью и смертями, а жизнь человека слишком ценна, чтобы приносить ее на алтарь революции. И единственный способ вырваться из беспощадной бури — прислушаться к зову своего сердца и решить для себя, нужно ли проходить через такие испытания ради призрачной идеи.

Ведь есть другой способ изменить существующие порядки. Эволюционный путь всегда более эффективен. Не следует разрушать то, что строилось на протяжении долгих столетий. Гораздо лучше использовать исторический опыт, а не ставить недостижимые цели, и тогда людям удастся достойно выйти изо всех революционных испытаний и построить, наконец, нечто новое взамен разрушенного старого.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!