СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СОЧИНЕНИЕ-2017. В помощь выпускникам

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В папке собраны материалы, которые могут пригодиться для подготовки к итоговому сочинению.

Просмотр содержимого документа
«вступление»

Вступление и заключение к сочинению.

Вы должны учитывать следующие правила создания вступления и заключения в сочинении:

1. Вступление (без плана и эпиграфа) и заключение вместе не должны превышать по объему четверти всего сочинения.

2. Вступление и заключение должны быть связаны друг с другом по смыслу. Обычно во вступлении задается вопрос или ставится проблема, а в заключении даются ответы или показывается, что проблема решения не имеет.

3. Вступление и заключение должны быть связаны по смыслу с основной частью сочинения.

Виды вступлений к сочинению.

1.Репортажное описание. Самый удачный вид вступления. Если удастся ярко описать какую-то картину, ситуацию, проверяющий просто увлечется чтением сочинения и забудет об ошибках. Глаголы должны быть в форме настоящего времени. Используйте побольше назывных предложений. Описывать ситуацию надо так, будто вы видите ее на самом деле и ведете прямой репортаж о происходящем. Лучше всего не говорить сразу, что происходит, потомить читателя ожиданием развязки или пояснения.

Пример.

На обложке книги - две фигуры: солдат в телогрейке, галифе, кирзовых сапогах и шапке-ушанке и мальчонка лет пяти- шести, одетый тоже почти по-военному. Конечно, вы догадались. Это “Судьба человека” Михаила Александровича Шолохова.” (Тема: Судьба военного поколения в рассказах Шолохова.)

...За окном сгущались сумерки. Неторопливо падал снег. Кругом была такая тишина, что казалось, только треск дров в жарко пылающем камине напоминал, что жизнь не прекращалась.

Вдруг Пушкин явственно услыхал звон колокольчика. Он бросился к окну. Как был в одной рубахе, босиком - распахнул двери, ведущие из сеней на крыльцо дома. Из саней выскочил кто-то в шубе, схватил в охапку, потащил в комнаты. Это был Пущин, навестивший поэта в ссылке в Михайловском. Шла зима 1825 года.” (Тема: Дружба в жизни и поэзии Пушкина).

2. А - великий русский писатель. Он оставил многотомные труды, которые до сих пор с наслаждением перечитывает все человечество. Его имя бессмертно. И т.д., и т.п.

Слабое вступление, но и его при случае можно использовать за неимением лучшего.

3. Обыгрывание даты смерти автора. Это удачное начало. Во-первых, смерть - повод подвести итог жизни и творчества, во-вторых, под это дело можно написать слезное начало, а если у проверяющего возникли какие-то эмоции - это хорошо. Но любую дату надо связывать с главной мыслью.

Пример.

Он возвращался на родину. Позади осталась Европа, впереди русская земля. Гоголь ехал умирать. Колокольчик мерно отсчитывал дорожные ухабы пыльного шляха. Стояло душное лето 1847 года...”

4. Обыгрывание даты рождения автора. Школьники часто начинают свои сочинения с даты рождения автора. Это начало не очень удачно и правомерно только в том случае, если дата не просто названа, а связана с основной частью сочинения (через связь с другими событиями в мире: происшедшим в стране, в семье писателя, с затмениями лун и солнца, полетами комет, рождениями людей и эпох.)

Пример.

Вероятно, есть какая-то символика в том, что Пушкин родился накануне нового столетья. Все, что принес он с собой не только в литературу, но и в миропонимание, было необычны для многих его соплеменников. Пушкин значительно обогатил свое время...”

5. Обыгрывание даты написания произведения. Во вступлении такого вида необходимо показать, какие события жизни страны повлияли на автора, как они отразились в произведении.

6. Обыгрывание даты событий произведения. Авторы не всегда пишут о том времени, в котором живут. Пушкин, например, описывал восстание Пугачева, Толстой войну начала века. Во вступлении такого вида важно дать объяснение, почему автор начал описывать именно те исторические события.

7. Отталкивание от цитаты. Сочинение начинается с эпиграфа или цитаты в первом абзаце. Далее идет фраза типа: “я не случайно начал свое сочинение с этих слов” и начинается обсуждение смысла процитированной фраз, потом - плавный переход к основной части сочинения. Такое вступление может получиться очень удачным.

8. Раскрытие основного понятия темы сочинения.

Пример.

Добро и зло... Понятия вечные и неразделимые. И пока живы дух и сознание человека, они будут бороться друг с другом, добро будет открываться человек, освещая ему путь к истине...” (Тема:Добро и зло в романе Булгакова “Мастер и Маргарита”.)

9. Произведение “...” - неустаревающее, великое, многогранное, всеми читаемое и т.д. Слабое вступление, но пригодное в случае предательства воображения на экзамене.

10. Основная проблема, которая волновала писателя - это... Некоторые писатели всегда пишут об одном и том же (их тема не меняется) или думают над одними и теми же вопросами (их проблема не меняется). Например, Некрасов всегда писал о народе и думал над тем, как народ спасти от гнета. Во вступлении к сочинению можно показать основную тему или проблему автора для того, чтоб рассмотреть конкретное произведение в ряду других произведений этого автора. Если четко выделить проблему и довести ее до философского осмысления, может получиться замечательное вступление.

Пример.

Александр Николаевич Островский впервые в русской литературе глубоко и реалистично изобразил быт и нравы русского купечества, нарисовал колоритные образы самодуров, мир темного царства. Не побоялся показать консервативную силу этого мира.”

Творчество великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева - гимн высокой, вдохновенной, поэтической любви...”

11. Личное восприятие. Проблема, которая взволновала автора сочинения после прочтения и анализа произведения. Высказывание и анализ своих мыслей всегда импонирует проверяющему.

Пример.

Что же такое простота, правда, доброта? Всесилен ли человек, обладающий всеми этими свойствами характера? Я часто задавал себе эти вопросы, но ответить на них мне было трудно. Я обращаюсь к классике. Пусть она мне поможет в этом разобраться. Имя Льва Николаевича Толстого знакомо мне с раннего детства. Но вот недавно, всего лишь год назад, я прочитал роман “Война и мир”. Это великое произведение заставило меня по-иному посмотреть на вопросы, которые стоят в начале моего сочинения.”





Просмотр содержимого документа
«жанр»

Жанр школьного сочинения или что от вас требуется


Школьное сочинение - это небольшая научная работа, которая учит школьника

  • анализировать тексты, 

  • рассуждать на сложные темы, 

  • логически мыслить, 

  • подбирать в пользу своей мысли доказательства,

  • грамотно выражать мысли письменно.

С научным стилем сочинение роднят следующие требования:

  • научный подход при подборе материала,

  • наличие одной главной мысли и подчинение ей всех элементов сочинения,

  • трехчастное деление (вступление, основная часть, заключение),

  • наличие плана (требуется не всегда),

  • для некоторых тем - использование литературоведческих терминов.

По сути, чаще всего нужно написать небольшую научную (чаще всего литературоведческую) статью. Если вы читали к урокам литературы критические материалы, то должны представлять, что это такое. Но, в отличие от тех статей, что создают учёные, сочинение обычно пишется простым языком, близким к языку публицистики


Не всякая тема касается литературы. Существуют так называемые "свободные темы", которые позволяют порассуждать о каких-либо явлениях жизни, не прибегая к анализу конкретных произведений. Например "Как изменил нашу жизнь Интернет", "Что я думаю о русском характере". Дадут ли свободные темы в этот году - большой вопрос.


Объём школьного сочинения обычно составляет 400 - 600 слов. На экзамене будет указано минимальное количество слов, но, мы уверяем вас, что минимального количества не хватит на то, чтоб раскрыть тему, ведь надо написать несколько предложений для вступления, проанализировать 2 - 3 примера, выразить мысль, сделать вывод. 



Алгоритм работы над сочинением

  • Шаг первый. Я внимательно читаю формулировку темы.

  • Шаг второй. Выделяю в ней «опорное» слово или выражение, в котором мне видится главный смысл.

  • Шаг третий. Пытаюсь своими словами, коротко сформулировать тему.

  • Шаг четвёртый. Поворачиваю тему к себе, спрашиваю себя: «Что я хочу сказать по этому поводу?», «Что я могу сказать по этому поводу?».

  • Шаг пятый. Я кратко пытаюсь ответить на эти вопросы – одним-двумя предложениями, я записываю их в черновике как в твиттере. Это может быть началом, отправной точкой моих рассуждений и вступительной частью моего сочинения.

  • Шаг шестой. Я пытаюсь занять другую (противоположную) позицию по отношению к своей мысли, представить себе своего оппонента и начать с ним диалог, пытаясь доказать верность своего рассуждения.

  • Шаг седьмой. Вспоминаю примеры из литературных произведений, которые помогут мне доказать свою правоту.

  • Шаг восьмой. Выстраиваю логическую последовательность своих доказательств.

  • Шаг девятый. Записываю их, составляю план.

  • Шаг десятый. Пишу черновик, пытаясь связно, красноречиво и убедительно изложить свои мысли.

  • Шаг одиннадцатый. Возвращаюсь к началу своих рассуждений; сравниваю исходную мысль и мысли, которые пришли во время рассуждения, обращения к художественным текстам; делаю выводы, записываю их; это заключительная часть моего сочинения

  • Шаг двенадцатый. Я проверяю написанное, переписываю в чистовик; проверяю пунктуацию и орфографию; ещё раз читаю, нахожу ошибки, исправляю их.

Просмотр содержимого документа
«клише »

КЛИШЕ

1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

  1. Автор NN коснулся такой-то проблемы. Уделил внимание какой-либо проблеме.

  2. над какой-либо проблемой думать, работать. Какая-либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения. Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить какую-либо проблему

  3. Что такое настоящая дружба? Каких друзей можно назвать настоящими? Над этими вопросами размышляет автор цитаты.

  4. Честь... Человеческое достоинство... Всегда ли нужно отстаивать их? Не лучше ли в трудную минуту для своего собственного покоя, покоя близких людей промолчать, спрятаться? Очень многие размышляли над этими вопросам, не оставили они равнодушными и NN, который остро и полемично рассматривает проблему чети и бесчестия в ...

  5. Проблема, обозначенная таким-то автором, заключается в следующем:

  6. Проблема сложная или трудная, глубокая, актуальная, злободневная, философская, политическая, нравственная и т. д.

2. КОММЕНТАРИЙ ПРОБЛЕМЫ

  1. «Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости». Так сказал однажды великий русский поэт А.С. Пушкин. Актуальна ли эта проблема в наше время? Многие ли могут оглянуться назад и с теплотой вспомнить то, что было в далеком прошлом, например в юности, в детстве? Именно о сказочной поре своего детства, о том времени, когда формируется характер и мировоззрение ребенка, закладываются те основы, с которыми ему придется жить в будущем, и рассуждает Ю. Нагибин в своем тексте».

  2. «Размышляя над актуальной во все времена (актуальной особенно в наше время, злободневной, философской, глубокой, главной, общественно значимой, вечной, важной, общечеловеческой) …

  3. Таким образом, позиция автора заключается в том, что...

3. АРГУМЕНТАЦИЯ

  1. Правоту автора подтверждает и опыт художественной литературы. Не случайно писатели всегда рассматривали

  2. Вспомним хотя бы …

  3. известный русский писатель, выдающийся ученый, философ и т.п. 
    Например: Выдающийся борец за гражданские права Мартин Лютер Кинг учил, что...; Гениальный русский ученый Д. И. Менделеев однажды сказал, что...; Еще Петр 1 говорил, что...; Любой историк скажет вам, что...; Большинство врачей считают, что...; Как установлено японскими учеными... и т. п.

  4. Что значит быть высоконравственным человеком? Мне кажется, нравственный человек – это тот, кто стремиться к тому, чтобы стать лучше, не причинять боли другим людям. Примеров стремления «быть вполне хорошим» очень много в русской классической литературе. Вспомним героев романа»Война и мир» Льва Николаевича Толстого. Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова... Все они стремились стать лучше, добрее, чище...

4. ВВОДНЫЕ СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ

  1. на мой взгляд, я убеждён, мне кажется, по моему мнению, несомненно, не вызывает сомнении;, возможно, я, ошибаюсь, но позволю себе высказать собственноё видение проблемы и др.

  2. NN открыл для меня новый взгляд на проблему..., помог мне по-новому взглянуть на.... Словно повторил мои мысли о..., выразил близкие мне чувства о... и т.д.

  3. Следовательно, таким образом, подводя итог, можно сделать вывод о и др



Источник: https://www.ctege.info/itogovoe-sochinenie-2018/klishe-dlya-itogovogo-sochineniya-2017/2018.html










Просмотр содержимого документа
«направления итогового сочинения 2017»



6 декабря 2017 года;

7 февраля 2018 года;

16 мая 2018 года.





























  1. «ВЕРНОСТЬ И ИЗМЕНА»

В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам. Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.

  1. «РАВНОДУШИЕ И ОТЗЫВЧИВОСТЬ» 

Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь). В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.

  1. «ЦЕЛИ И СРЕДСТВА» 

Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека. Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.



  1. «СМЕЛОСТЬ И ТРУСОСТЬ» 

В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций. На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.

  1. «ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО» 

Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.



Просмотр содержимого документа
«примерные темы сочинения 2017»

Примерные список тем для итогового сочинения в 2017/2018 учебном году по официальному направлению от ФИПИ

Смелость и трусость

  • Что значит быть храбрым?

  • Для чего человеку нужна смелость?

  • К чему приводит трусость?

  • На какие поступки толкает человека трусость?

  • Можно ли утверждать, что смелость – двигатель прогресса?

  • В каких жизненных ситуациях лучше всего проявляется смелость?

  • Нужна ли смелость в любви?

  • Нужно ли иметь смелость, чтобы признать свои ошибки?

  • Смелость — начало победы

  • Согласны ли Вы с утверждением О. Де Бальзака: «Смельчака страх может сделать робким, но нерешительным он придает отвагу»?

  • Как вы понимаете устойчивое выражение «у страха глаза велики»?

  • Как вы понимаете слова Конфуция: «Трусость — в том, чтобы знать, что должно делать, и не делать этого»?

  • Как Вы понимаете высказывание: «Боязливая собака больше лает, чем кусает»?

  • Справедливо ли высказывание «смелость – это половина победы»?

  • Какие поступки можно назвать смелыми?

  • В чем разница между наглостью и смелостью?

  • Кого можно назвать трусом?

  • Можно ли воспитать в себе смелость?

  • Как Вы понимаете высказывание М. Твена: «Смелость — это сопротивление страху, а не его отсутствие»

  • Согласны ли Вы с утверждением Л. Берне: «Трус опаснее всякого другого человека, его надо бояться более всего»?

  • Каковы причины возникновения страха?

  • Может ли человек с высокими моральными принципами быть трусом?

  • Трусливость –это приговор?

  • Согласны ли Вы с утверждением Б. Рассела: «Бояться любви — значит, бояться жизни, а бояться жизни, значит быть на две трети мёртвым»?

  • Можно ли любить того, кого боишься?

  • Может ли смелый человек бояться чего-либо?

  • Можно ли утверждать, что человек страшится только того, чего не знает?

  • Согласны ли Вы с утверждением Д. Дидро: «Мы считаем трусом того, кто допустил, чтобы в его присутствии оскорбительно отзывались о его друге. Д. Дидро»

  • Как Вы понимаете выражение Ф. Купера: «Страх делает умных глупыми и сильных слабыми»?

  • Чем отличается истинная смелость от ложной?

  • Всегда ли смелость выражается в поступках?

  • Как Вы понимаете выражение: «Дело мастера боится»?

  • Стыдно ли испытывать страх?

  • Как экстремальные условия влияют на смелость?

  • Как Вы понимаете высказывание У. Шекспира: «Трусы много раз умирают до наступления смерти, храбрые умирают только один раз»?

  • Можно ли утверждать, что смелость и трусость-две стороны одной медали?

  • Почему важно быть смелым в жизни?

  • Согласны ли Вы с утверждением Ж.Ж. Руссо: «Не надо смешивать смелость с наглостью и грубостью: нет 
    ничего более несходного и по своему источнику, и по результату»?

  • Согласны ли Вы с утверждением Г.С. Криспа: «В сражении те больше всего подвергаются опасности, которые больше других одержимы страхом; смелость — все равно что стена»?

  • Что значит быть смелым в повседневной жизни?

  • Какая разница между смелостью и рискованностью?

  • Чем отличается страх от трусости?

  • Согласны ли Вы с утверждением Вольтера: «Успехи науки — дело времени и смелости ума»?

  • Как сила воли связана со смелостью?

  • Нужно ли иметь смелость, что сказать «нет»?

  • Почему важно иметь смелость в отстаивании своих идеалов?

  • Почему важно иметь смелость при принятии решений?

  • Нужна ли смелость, чтобы принять что-то новое?

  • Как Вы понимаете высказывание Гельвеция: «Чтобы быть совершенно лишенными смелости, нужно быть 
    совершенно лишенными желаний»?

  • Может ли трусость тормозить развитие личности?

  • Согласны ли Вы с утверждением У. Черчилля: «Смелость не зря считается высшей добродетелью — ведь в смелости залог остальных положительных качеств»?

  • Как влияет смелость на формирование личности?

  • Подтвердите или опровергните утверждение Фукидида: «Невежество делает людей смелыми, а размышление — нерешительными».

  • Как влияет трусость на формирование личности?

  • Чем отличается трус от смельчака?

  • Согласны ли Вы с П. Гольбахом: «Никогда нельзя жить счастливо, когда все время дрожишь от страха»?

  • Почему люди боятся высказать свое мнение?

  • Как проявляется смелость на войне?

  • Согласны ли Вы с утверждением Г.Ю. Цезаря: «Легче находятся такие люди, которые добровольно идут на смерть, чем такие, которые терпеливо переносят боль»?

  • Какие качества человек проявляет на войне?

  • Согласны ли Вы с высказыванием Г. Ибсена: «Трусость в своем расцвете обращается в жестокость»?

  • Почему творчество требует смелости?

  • Почему люди на войне проявляют трусость?

  • Как Вы понимаете высказывание Ф. Бэкона: «Геройство — понятие искусственное, ведь смелость относительна»?

  • Согласны ли Вы с утверждением С. Лагерлёф: «При бегстве всегда гибнет больше солдат, чем в сражении»?

  • Как мнительность связана с трусостью?

  • Нужна ли смелость в любви?

  • Может ли трус быть счастливым?

  • Согласны ли Вы со словами Плутарха: «Смелость — начало победы»?


Цели и средства

  • Можно ли утверждать, что на войне все средства хороши?

  • Оправдывает ли цель средства?

  • Как вы понимаете поговорку: «Овчинка выделки не стоит»?

  • Почему важно иметь цель в жизни?

  • Для чего нужна цель?

  • Согласны ли Вы с утверждением: «Человек, который непременно хочет чего-нибудь, принуждает судьбу сдаться»?

  • Как Вы понимаете высказывание: «Когда цель достигнута о пути забывают»?

  • Достижение какой цели приносит удовлетворение?

  • Подтвердите или опровергните высказывание А. Энштейна: «Если вы хотите вести счастливую жизнь, вы должны быть привязаны к цели, а не к людям или к вещам»?

  • Можно ли добиться цели, если преграды кажутся непреодолимыми?

  • Какими качествами должен обладать человек, чтобы достигать великие цели?

  • Справедливо ли высказывания Конфуция: «Когда вам покажется, что цель недостижима, не изменяйте цель — изменяйте свой план действий»?

  • Что значит «великая цель»?

  • Кто или что помогает человеку добиться цели в жизни?

  • Как Вы понимаете высказывание О.де Бальзака: «Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти»?

  • Может ли человек жить без цели?

  • Как Вы понимаете высказывание Э.А. По «Никакой транспорт не будет попутным, если не знаешь, куда идти»?

  • Можно ли добиться цели, если все против тебя?

  • К чему приводит отсутствие цели в жизни?

  • Какая разница между истинной и ложной целью?

  • Чем мечта отличается от цели?

  • Чем опасно бесцельное существование?

  • Как Вы понимаете высказывание М.Ганди: «Найди цель, ресурсы найдутся».

  • Как достигнуть цели?

  • Согласны ли Вы с утверждением: «Тот шагает быстрей, кто шагает один»?

  • Можно ли судить о человеке по его цели?

  • Можно ли оправдать великие цели, достигнутые нечестным путем?

  • Как общество влияет на формирование целей?

  • Согласны ли Вы с утверждением А. Энштейна: «Никакая цель не высока настолько, чтобы оправдывала недостойные средства для ее достижения»?

  • Существуют ли недостижимые цели?

  • Как Вы понимаете слова Дж. Оруэлла: «Я понимаю как; не понимаю зачем»?

  • Может ли благая цель служить прикрытием низменных планов?

  • Согласны ли Вы с утверждением А. Рэнд: «Потерян навсегда лишь тот, в ком угасли стремления»?

  • В каких жизненных ситуациях достижение цели не приносит счастья?

  • На что способен ли человек, потерявший цель в жизни?

  • Всегда ли достижение цели делает человека счастливым?

  • Какова цель существования человека?

  • Нужно ли ставить перед собой «недостижимые» цели?

  • Как Вы понимаете словосочетание «идти по головам»?

  • Чем отличается «сиюминутное желание» от «цели»?

  • Как моральные качества человека связаны со средствами, которые он выбирает для достижения своих целей?

  • Как Вы понимаете утверждение Л. да Винчи: «Не оборачивается тот, кто устремлён к звёздам»?


Равнодушие и отзывчивость

  • Какого человека можно назвать «отзывчивым»?

  • Какого человека можно назвать «равнодушным»?

  • Согласны ли Вы с утверждением Б.Шоу: «Худший грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности»?

  • Как вы понимаете слова А.В. Суворова: «Как тягостно равнодушие к самому себе!»?

  • Чем опасно равнодушие?

  • Может ли отзывчивость принести разочарование?

  • Что значит быть отзывчивым?

  • Может ли равнодушие ранить человека?

  • Нужно ли учиться сочувствию?

  • Как соотносятся понятия доброта и отзывчивость?

  • Можно ли равнодушного человека назвать эгоистичным?

  • Согласны ли вы с тем, что «здоровый эгоизм» полезен?

  • Всегда ли нужно быть отзывчивым?

  • К каким последствиям приводит равнодушное отношение к природе?

  • Как связаны понятия «равнодушие» и «эгоизм»?

  • Как Вы понимаете пословицу: «В пути нужен спутник, в жизни - сочувствие»?

  • Согласны ли Вы, что доброта и отзывчивость – это залог семейного счастья?

  • Можно ли научиться отзывчивости?

  • Когда отзывчивость может навредить?

  • Может ли внимательность к людям спасти жизнь?

  • Как привить чувство сотрадания детям?

  • Как можно объяснить нежелание человека тратить душевные силы на чужую жизнь?

  • Что значит "быть бескорыстным" человеком?

  • Согласны ли Вы с утверждением, что друг познается не только в беде, но и в радости?

  • Может ли сострадание к людям быть проявлением эгоизма?

  • Важно ли уметь прощать?

  • Сочувствие и доброта – это синонимы?

  • Нужно ли бороться с несправедливостью?

  • Вы согласны с тем, что равнодушие «разъедает душу» человека?

  • Что можно привести  к равнодушию?

  • Какие жизненные уроки помогают развить в себе чувство сострадания?

  • Как Вы понимаете высказывание А.П. Чехова: «Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть».

  • Нужно ли сочувствовать людям, которые тебе не нравятся?

  • Подтвердите или опровергните высказывание Ван Гога: «Равнодушие к живописи — явление всеобщее и непреходящее.»

  • Не сочувствуй самому себе. Самим себе сочувствуют только примитивные люди»

  • Как связано равнодушие к отдельно взятому человеку с равнодушием к Родине?

  • Чем опасно равнодушие к своей стране?

  • Согласны ли Вы с утверждением Ги де Мопассана: «Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери»?

  • Можно ли ожидать сочувствия, если ты сам его не проявляешь?

  • Можно ли утверждать, что подросткам сочувствие свойственно в меньшей степени, чем зрелым людям?

  • Как вы понимаете слова В.А. Сухомлинского: «Эгоизм — это первопричина рака

  • Согласны ли Вы с утверждением Б. Ясинского: «Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство»?

  • Почему, по вашему мнению, поступки говорят громче слов?

  • Можно ли сказать, что неравнодушие к животным, является высшим проявлением человечности?

  • Может ли чрезмерное сочувствие стать преградой?

  • Существуют ли люди, недостойные сочувствия?

  • Что важнее: сочувствие или реальная помощь?



Верность и предательство

  • Какое предательство самое страшное?

  • Согласны ли вы с утверждением : «Доверие — признак мужества, а верность — свидетельство силы»?

  • Можно ли иметь дело с человеком, которому нельзя доверять?

  • Может ли быть неверным благородное сердце?

  • Подтвердите или опровергните слова Ф.Шиллера: «Верная любовь помогает переносить все тяготы»?

  • Как, по- вашему, связаны понятия верность и любовь?

  • Как, по-вашему, связаны верность и дружба?

  • Чем опасна измена?

  • Подтвердите или опровергните высказывание У. Черчилля: «Глуп тот человек, который никогда не меняет своего мнения».

  • Можно ли простить предательство?

  • В чем причины измен и предательств?

  • Как вы понимаете слово «верность»?

  • Когда возникает выбор между верностью и предательством?

  • Важно ли быть верным слову?

  • Что толкает человека на измену?

  • Может ли быть неверным благородное сердце?

  • Подтвердите или опровергните слова Ф. Шиллера: « Верная любовь помогает переносить все тяготы»?

  • Как вы понимаете слова: «Чтобы сохранить любовь, надо не изменять, но изменяться»? ?(К. Мелихан)

  • Согласны ли вы с утверждением Н. Чернышевского: «Для измены Родине нужна чрезвычайная низость души»?

  • Можно ли быть героем, сражаясь против Родины?

  • Можно ли назвать собаку самым верным другом?

  • Почему измена друга гораздо болезненнее, чем измена любимой?

  • Согласны ли вы с изречением Лопе де Вега «Измена другу — преступленье без оправданья, без прощенья»?

  • Можно ли утверждать, что верность друга – «самое драгоценное, что вообще может быть дано человеку»? (Э. Тельман)

  • Как Вы понимаете высказывание В. Гюго: «Наполовину друг — предатель вполовину»?
    Как Вы понимаете смысл высказывания: «Неверный друг подобен тени, которая влачится за тобой, пока светит солнце».

  • Нужно ли быть верным самому себе?

  • Справедливо ли утверждение Л. Сухорукова: «Кто верен только себе, неверен всегда с другими»?
    Согласны ли Вы с высказыванием: «Кто никогда не меняет взглядов, больше любит себя, чем истину»? (Жозеф Жубер)

  • Как Вы думаете, почему предатели предают прежде всего самих себя?

  • Как Вы понимаете высказывание: «Быть подлинным, значит быть верным самому себе»? (Ошо)

  • Согласны ли Вы с высказыванием А.П. Чехова: «Верность - это то качество, которое утратили люди, но сохранили собаки»?

  • Согласны ли Вы с народной мудростью: «Верный друг лучше сотни слуг»?

  • Справедливо ли утверждение: «Кто испытал привязанность к верной и умной собаке, тому нет нужды объяснять, какой горячей благодарностью платит она за это»?.

  • Может ли верность принести человеку разочарование?


Человек и общество

  • В чем проявляется конфликт между человеком и обществом?

  • Согласны ли вы с утверждением Плавта: «человек человеку — волк»?

  • Что, по вашем мнению, значит мысль А. Де Сент-Экзюпери: «Все дороги ведут к людям»?

  • Может ли человек существовать вне общества?

  • Может ли человек изменить общество?

  • Как общество влияет на человека?

  • Несет ли общество ответственность за каждого человека?

  • Как общество влияет на мнение личности?

  • Согласны ли Вы с утверждением Г. К. Лихтенберга: «В каждом человеке есть что-то от всех людей.

  • Можно ли жить в обществе и быть от него свободным?

  • Что такое толерантность?

  • Почему важно сохранять индивидуальность?

  • Подтвердите или опровергните высказывание А. де Сталь: «Нельзя быть уверенным ни в своем поведении, ни в своем благополучии, когда мы ставим это в зависимость от людского мнения»

  • Согласны ли Вы с утверждением: «Неравенство унижает людей и поселяет между ними несогласие и ненависть»?

  • Кажется ли Вам справедливым мнение о том, что сильные люди часто бывают одинокими?

  • Справедливо ли мнение Тютчева о том, что «всякое ослабление умственной жизни в обществе неизбежно влечет за собой усиление материальных наклонностей и гнусно-эгоистических инстинктов»?

  • Нужны ли общественные нормы поведения?

  • Какого человека можно назвать опасным для общества?

  • Согласны ли Вы с высказыванием В. Розанова: «Общество, окружающие убавляют душу, а не прибавляют. “Прибавляет” только теснейшая и редкая симпатия, “душа в душу” и “один ум”»?

  • Можно ли назвать любого человека личностью?

  • Что происходит с человеком, оторванным от общества?

  • Почему общество должно помогать обездоленным?

  • Как вы понимаете высказывание И. Бехера: «Человек становится человеком только среди людей»?

  • Согласны ли Вы с утверждением Х. Келлер: «Самая прекрасная жизнь – это жизнь, прожитая для других людей»

  • В каких ситуациях человек чувствует себя одиноко в обществе?

  • Какова роль личности в истории?

  • Как социум влияет на решения человека?

  • Подтвердите или опровергните утверждение И .Гёте: «Лишь в людях себя познать способен человек».

  • Как Вы понимаете высказывание Ф. Бэкона: «Всякий, кто любит одиночество, – либо дикий зверь, либо Господь Бог»?

  • Ответственен ли человек перед обществом за свои поступки?

  • Сложно ли отстаивать свои интересы перед обществом?

  • Как вы понимаете слова С.Е. Леца: «Ноль – это ничто, но два ноля уже кое-что значат»?

  • Нужно ли высказывать свое мнение, если оно отличается от мнения большинства?

  • Один в поле не воин?

  • Что важнее: личные интересы или интересы общества?

  • К чему ведет равнодушие общества к человеку?

  • Согласны ли вы с мнением А. Моруа: «Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни»?

  • Как Вы понимаете выражение «маленький человек»?

  • Почему человек стремится быть оригинальным?

  • Нужны ли обществу лидеры?

  • Согласны ли Вы со словами К. Маркса: «Если ты хочешь оказать влияние на других людей, то ты должен быть человеком, действительно стимулирующим и двигающим вперед других людей»?

  • Может ли человек посвятить свою жизнь интересам общества?

  • Кто такой мизантроп?

  • Как вы понимаете высказывание А.С. Пушкина: «Легкомысленный свет беспощадно гонит на самом деле то, что дозволяет в теории»?

  • К чему приводит неравенство в обществе?

  • Меняются ли общественные нормы?

  • Согласны ли Вы со словами К. Л. Бёрне: «Без многого человек может обойтись, только не без человека»?

  • Человек ответственен перед обществом?

  • Может ли личность одержать победу в борьбе с обществом?

  • Как человек может изменить историю?

  • Как вы думаете, важно ли иметь свое мнение?

  • Может ли человек стать личностью в отрыве от общества?

  • Как Вы понимаете высказывание Г. Фрейтага: «В душе каждого человека находится миниатюрный портрет его народа»?

  • Можно ли нарушать общественные нормы?

  • Каково место человека в тоталитарном государстве?

  • Как Вы понимаете фразу: «одна голова –хорошо, а две-лучше»?

  • Существуют ли люди, чей труд незаметен для общества?

  • Сложно ли сохранить индивидуальность в коллективе?

  • Согласны ли Вы с высказыванием У. Блэкстоуна: «Человек создан для общества. Он не способен и не имеет 
    мужества жить один»?

  • Подтвердите или опровергните высказывание Д. М. Кэйджа: «Мы нуждаемся в общении более, чем в чем-либо другом»

  • Что такое равноправие в обществе?

  • Для чего нужны общественные организации?

  • Можно ли утверждать, что счастье человека зависит исключительно от особенностей его общественной жизни?

  • Согласны ли вы с тем, что человека формирует общество?

  • Как общество относится к людям, сильно отличающимся от него?

  • Как вы понимаете утверждением У. Джеймса: «Общество деградирует, если не получает импульсов от отдельных личностей»?

  • Как вы понимаете словосочетание «общественное сознание»?

  • Чего не хватает современному обществу?

  • Согласны ли Вы с утверждением И. Гёте: «Человек не может жить в уединении, ему нужно общество»?

  • Как вы понимаете высказывание Т. Драйзера: «Люди думают о нас то, что мы хотим им внушить»?

  • Согласны ли Вы что «нет ничего опаснее в обществе, чем человек без характера»?



По материалам сайта rustutors.ru



Источник: https://www.ctege.info/napravlenie-smelost-i-trusost/temyi-sochineniy-smelost-i-trusost.html







Просмотр содержимого документа
«примеры»


  • Одна из основных логических ошибок школьных сочинений - несоответствие примеров и главной мысли. Подбираются примеры, которые доказывают не ту мысль, что развивается в сочинении, а какую-то другую. Такие ошибки возникают из-за того, что ученики не умеют сами анализировать литературные произведения и спешат воспользоваться чужим анализом. Благо, сейчас такого материала полный Интернет.


  • Внимание! Не всякий хороший анализ произведения будет соответствовать именно вашей главной мысли! Если уж вы пользуетесь опытом, накопленным многими поколениями литературных критиков, то хотя бы вчитайтесь в то, что копируете или списываете.


  • Каждое произведение в зависимости от цели анализа и от доказываемой мысли можно многократно разобрать, и каждый раз - по-разному. Если вы считали, что бывает некий универсальный анализ произведения, сделанный по единому плану, и этот анализ можно подставить к любому тезису, спешим вас разочаровать. 


  • Суть анализа заключается в выборе определённых элементов и исследовании этих элементов. Если просят найти мотив одиночества в стихах Лермонтова, надо искать в стихах (а не в прозе) Лермонтова (а не Пушкина) слова "одиночество", "один", "изгнание" и т.п. (а не доказательства любви поэта к Родине или мотив бури). Если сказано в теме "мастерство поэта" - надо искать в стихах метафоры, сравнения, олицетворения и т.п. и показывать, что средств выразительности много и они помогают донести до читателя такой-то смысл. В этом случае уже не надо показывать, что мотив одиночества - один из основных мотивов.


  • Представим, что некто для своих целей сделал анализ средств выразительности стихотворения "Парус" и показал, что стихотворение написано мастерски, несмотря на юный возраст поэта. Вам понравился этот анализ, вы поняли, что умнее не напишете. В каком случае можно воспользоваться такой заготовкой? Только в том случае, если тема вашего сочинения "Мастерство Лермонтова в изображении природы", или "Ранние стихи М.Ю. Лермонтова", или "Роль развёрнутой метафоры в стихах поэтов 19 в." И то вам придётся  немного перефразировать предложения, "заточить" свой пример под конкретную тему сочинения. Если вы пишете о теме Родины в творчестве поэта, о чертах романтизма, мотиве одиночества, мотиве потерянного поколения и даже о мотиве бури, то взять и списать тот абзац уже нельзя. В этом же стихе вы должны найти элементы текста и в разборе сделать акцент на другие слова и смыслы. 


  • Ни для красоты сочинения, ни для объёма нельзя списывать неподходящие примеры!


Если вы исследуете текст сами и помните о главной мысли, подобного казуса не возникнет.

Просмотр содержимого документа
«список литературы по направлениям»


«ВЕРНОСТЬ И ИЗМЕНА»

1. А.Н. Островский. Гроза.

2. Л.Н. Толстой. Война и мир.

3. Н.В. Гоголь. Тарас Бульба.

4. А.И. Куприн. Гранатовый браслет. Олеся.

5. М.А. Булгаков. Мастер и Маргарита.

6. М.А. Шолохов. Судьба человека. Тихий Дон.

7. А.С. Пушкин. Евгений Онегин. Капитанская дочка.

8. И.А. Бунин. Тёмные аллеи.

9. И.А. Гончаров. Обломов.

10. У. Шекспир. Ромео и Джульетта.


«РАВНОДУШИЕ И ОТЗЫВЧИВОСТЬ»

1. Л.Н. Толстой. Война и мир.

2. Ф.И. Достоевский. Преступление и наказание. Идиот.

3. И.А. Бунин. Господин из Сан-Франциско.

4. М.А. Булгаков. Мастер и Маргарита. Собачье сердце.

5 . В. Распутин. Уроки французского.

6. А.И. Солженицын. Матрёнин двор.

7. А.П. Чехов. Тоска. Крыжовник.

8. А. И. Куприн. Чудесный доктор.

9. К.Г. Паустовский. Телеграмма.

10. А.С. Пушкин. Капитанская дочка.



«ЦЕЛИ И СРЕДСТВА»

1. Л. Н. Толстой. Война и мир.

2. А.И. Солженицын. Архипелаг ГУЛАГ. В круге первом.

3. М.А. Шолохов. Судьба человека. Тихий Дон.

4. М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени.

5. А.С. Грибоедов. Горе от ума.

6. А.С. Пушкин. Капитанская дочка.

7. Басня И. Крылов. Ворона и лисица. Свинья под дубом.

8. Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание.

9. В.А. Каверин. Два капитана.

10. Н.В. Гоголь. Мертвые души.


«СМЕЛОСТЬ И ТРУСОСТЬ»

1. В.В. Быков. Сотников. Журавлиный крик.

2. Л.Н. Толстой. Война и мир.

3. А.С. Пушкин. Капитанская дочка.

4. Б.Л. Васильев. А зори здесь тихие...

5. М.А. Булгаков. Мастер и Маргарита .

6. Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание.

7. М.А. Шолохов. Судьба человека. Тихий Дон.

8. М.Горький. Старуха Изергиль.

9. А.Т. Твардовский. Василий Тёркин.

10. М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени.


«ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО»

1. М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени.

2. И.А. Бунин. Господин из Сан-Франциско.

3. А.И. Солженицын. В круге первом.

4. М.Горький. Старуха Изергиль. На дне.

5. Л.Н. Толстой. Война и мир.

6. А.А. Чехов. Крыжовник. Человек в футляре. Ионыч.

7. М.А. Булгаков. Мастер и Маргарита .

8. И.С. Тургенев. Отцы и дети.

9. М.А. Шолохов. Тихий дон.

10. Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание.



Читать далее: https://sochinenie11.ru/podgotovka/568-spisok-literatury-k-novym-napravleniyam.html



Просмотр содержимого документа
«тема и идея»

Как подобрать главную мысль сочинения

ТВОЁ СОЧИНЕНИЕ ДОЛЖНО ИМЕТЬ ГЛАВНУЮ МЫСЛЬ.

Главная мысль - это основной тезис, который доказывается всем сочинением. Из формулировки главной мысли должно быть понятно, о чём говорится в сочинении (предмет речи) и что самое главное об этом говорится (признак предмета речи)

Главная мысль должна быть сформулирована в одном простом предложении.

Пример главной мысли сочинения: тема войны (предмет речи) помогает автору раскрыть образ главного героя (признак предмета речи).



Все части сочинения должны быть подчинены главной мысли.

Перед тем, как начать работу,

ОБЯЗАТЕЛЬНО СФОРМУЛИРУЙ ГЛАВНУЮ МЫСЛЬ И ДЕРЖИ ЕЁ В ГОЛОВЕ, ПОКА НЕ ПОСТАВИШЬ ПОСЛЕДНЮЮ ТОЧКУ В СОЧИНЕНИИ.

Записывать главную мысль совершенно не обязательно, она может быть выражена и в подтексте, и другими словами. Но обязательно нужно все время задавать себе вопрос: "Имеет ли отношение к главной мысли то, о чем я пишу?"

Пиши, как пишется. Не обязательно сначала составлять план, продумывать композицию сочинения и подбирать тезисы. Не останавливай полет своей мысли, пока она не умчится далеко от темы. Главное вовремя остановиться, сказав себе: "О чем это я?" Потом можно поработать с черновиком, переставить абзацы и привести всё в порядок. Заметив у себя тезис или пример, не связанный с главной мыслью, ищи и показывай эту связь. Или вычёркивай абзац.



Главная мысль должна вытекать из темы сочинения.

Тема сочинения может более или менее жестко диктовать, о чем надо писать.

Тема может задавать предмет речи (то, о чём пойдёт речь в сочинении).

Примеры таких тем. "Образ Коробочки в поэме Гоголя "Мертвые души"; "Роль пейзажа в

пьесе "Гроза"; "Проблематика романа-эпопеи "Война и мир"; "Судьба Чехова"; "Что такое романтизм?".

Тема может задавать признак предмета речи (самое главное о предмете речи, но предмет речи не задан).

Примеры таких тем. "Над чем смеемся, читая Гоголя?"; "Мой любимый литературный герой"; "Кто из героев романа "Отцы и дети" прав?".

Тема может задавать всю главную мысль (предмет речи + признак предмета речи).

Примеры таких тем. "Катерина Кабанова - луч света в темном царстве"; "Наташа Ростова - моя любимая героиня"; "Чехов - гениальный драматург".

В теме может и не быть конкретных указаний на предмет речи и его признак. Есть темы, которые лишь нечетко очерчивают поле смыслов.

Примеры таких тем. "Нам не дано предугадать..."; "Только вперед, только на линию

огня..."; "Размышления над страницами любимой книги".

Хорошо, если главная мысль сразу задана. Что же делать в остальных случаях?

Давай разберемся.

Предположим надо написать сочинение на тему, которая задаёт предмет речи: "Образ Катерины Кабановой в пьесе "Гроза". Эта тема задает предмет речи сочинения.

Говоря языком логики, мы имеем субъект своих размышлений. А предиката не имеем. Для того, чтобы сформулировать суждение, необходимо подобрать предикат. Для этого надо ответить на один вопрос: "Что самое главное я могу сказать об образе Катерины Кабановой?" Тебя никто не неволит при выборе признака предмета речи. Можешь сказать, что мы видим один из первых образов революционерки в русской литературе. Тогда главная мысль будет формулироваться так: "Образ Катерины Кабановой - образ революционерки в русской литературе середины 19 века". Можешь иначе подойти к делу и написать о Катерине как об истинной христианке или как о психически неуравновешенном человеке. Кто хочет, может вообще обойтись без комментариев по поводу личности героини и взять за основу своего рассуждения такую мысль: "Образ Катерины Кабановой мастерски создан Островским".

Как будет звучать основной тезис сочинения в данном случае – дело твое, лишь бы ты мог хорошо ее развить и доказать свою правоту.

Если тема задает только признак предмета речи, то ты должен подобрать по своему усмотрению предмет речи. Пример подбора недостающей части главной мысли вы видите ниже.

Тема «Мой любимый литературный герой».

Возможные главные мысли сочинения:

  • Евгений Онегин – мой любимый литературный герой.

  • Воланд– мой любимый литературный герой.

  • Сережа Каховский– мой любимый литературный герой.

  • Пьер Безухов– мой любимый литературный герой.

  • Николай Стоврогин– мой любимый литературный герой.

  • Плюшкин– мой любимый литературный герой.

  • Мальчиш-Кибальчиш– мой любимый литературный герой.

  • Павка Корчагин– мой любимый литературный герой.

  • Кот Матроскин– мой любимый литературный герой.

Если экзаменатор или преподаватель уже все решил за тебя и задал тему, в которой есть и предмет речи и его признак, то больше ничего не остается, как начать развивать готовую главную мысль.

Сложней всего придумать главную мысль в том случае, когда тема лишь набрасывает поле смыслов. Зато открывается простор для творчества. Для людей, которые любят сочинять, такие темы часто оказываются спасительной соломинкой на экзамене. Логиков же туманные фразы ставят в творческий тупик. Для них могу дать такой совет - постарайтесь выделить в формулировке темы ключевое словосочетание и сделайте его предметом речи. А лучше всего не беритесь за эту тему, оставьте ее лирикам.



Можно ли узнать, какую главную мысль желает видеть экзаменатор?

Язык выдает позицию человека. Даже придумывая тему, преподаватель может открыть свое отношение к тому, о чем тебе предстоит написать. Внимательно прочитай каждое слово, если повезет, ты можешь понять, чего от тебя ждут.

Разберемся сначала с простым примером. Представьте, что Старуха Шапокляк из мультфильма про Чебурашку придумала тему: "Кто людям помогает, тот тратит время зря. Хорошими делами прославиться нельзя." Мы видим, что ценностью для нее является слава. При попытках прославится она будет руководствоваться девизом: цель оправдывает средства. Она не сторонник зла вообще, зло - средство. Такой человек может признаться полиции в преступлении, которого не совершал для того, чтобы попасть на страницы газет. Для того, чтобы правильно раскрыть тему Старухи Шапокляк, нужно придумать такое злое дело, которое заинтересовало бы прессу.

Ближе к жизни. Вот реальная тема: "Какими образами, мыслями, чувствами обогатила меня русская классическая литература". Человек, задавший такую тему, не может согласиться с существованием такой позиции, что русская классика хоть одного из учеников ничем не обогатила. Не надо спорить в таких случаях. Лучше поищи, чем тебя обогатила классика.

Хороши темы со знаком вопроса. Если преподаватель не задал жесткой позиции, то при проверке он не будет относиться к вашим мыслям предвзято.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!