Творческая работа
Сочинение
на тему: «Горы и горцы»
Выполнила ученица 10 класса
МКОУ «Утамышская СОШ»
Баматханова Кистаман
Руководитель: Исаева Эльмира Халилибрагимовна,
учитель родного языка и литературы
МКОУ «Утамышская СОШ»
Дагестан, ты Отчизна святая!
Нет для нас благодатного края.
Горы твои – мудры,
Степи твои – щедры.
Расул Гамзатов
Дагестан. Горная страна. Горный цветущий край, который является одним из уникальных регионов во всем мире.
В Дагестане проживает около тридцати народов и этнических групп, говорящих на самостоятельных языках.
Наиболее крупными из них являются аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, лакцы, русские, рутульцы, табасаранцы, агулы, цахуры. Все они живут дружной единой семьёй.
Дагестан – наш общий дом, и поэтому этническое, лингвистическое, религиозное, географческое и иное разнообразие является уникальным достоянием всех дагестанцев, которое обеспечивает единство общества и которое необходимо ценить и беречь.
Судьба дагестанских народов связана с горами. Ещё в древности, когда люди не могли объяснить стихийные бедствия «Почему так происходит?», горцам непонятен был смысл таких выражений, как « борьба со стихийными силами природы», «победа над суровой природой» и т.д.
К окружающей природе горцы всегда относились бережно. В те времена не было телеграфа, чтобы передать сообщения близким или соседям, им понадобились горы.
Когда враги наступали, нападали на их земли, одни поднимались на высокие вершины гор и разжигали костры. И это было сигналом о помощи. Другие с оружием в руках сражались с врагами.
Увидев сигнальные костры, горцы готовились к защите Родины, затем они тоже разжигали предупредительные костры на вершинах гор, и так дальше соседним сёлам передавалась информация.
С горами связано много обычаев и обрядов народов Дагестана.
Так, например, при засухе помимо общеизвестног обряда вызывания дождя Земире, Мевшевле, сельчане совершали и другой обряд. Как бабушка рассказывала, жители села при сильной засухе поднимались на вершину горы Аминтав, просили Аллаха, молились, совершали какие-то ритуалы, раздавали садака. Таким образом, совершали обряд вызывания дождя.
Еще в древности, когда люди жили племенами, горы, пещеры служили им убежищем от нападения других племен или от крупных животных.
В годы войн с иноземными захватчиками горцы оборонялись, горы, скалы использовали для защиты, для нападения.
В годы гражданской войны горцы, чтобы собрать войско, уходили в леса, в горы, влубь пещер.
Пакистанский поэт Фаиз Ахмад о Дагестане написал: «Прекрасная страна Дагестан, окруженная горами, славилась всегда воинственными горцами, поэтами. Как те, так и другие участвовали в борьбе за освобождение и счастье своего народа…»
Под руководством имама Шамиля освободительная война принимала широкий размах, воюющие горцы одерживали блистателные победы.
Сила духа, непреклонность воли, стремление к свободе, бесстрашие мюридов, горских воинов и даже женщин-горянок, детей признавали и враги.
Можно напомнить героический поступок Парту Патимат,Айкиз из «Анжи –наме»,героя из произведения «Каменный мальчик» и других.
У народов Дагестана были общие праздники, обычаи, обряды. Общеизвестным праздником у всех народов является праздник первой борозды «Навруз байрам, «Укладывание ребёнка в люльку», «Новоселье» и т. д.
Хочу завершить работу строчками из стихотворения Ф.Алиевой «Мои горы»:
Это вам, мои горы,
Дарю я
Строку за строкой,
Потому что вы с детства
Учили
В дороге крутой
Не страшиться ни гроз,
Ни обрывов,
Ни гибельных бурь,
А стремиться к вершинам-
Туда, где орлы
Да лазурь.