Что такое толерантность? Урок подготовки к сочинению-рассуждению в 8-м классе на морально-этическую тему. презентацию подготовила Смирнова О.А. учитель МОУ Лучинниковская оош
Цели урока
- Цели:
- Образовательные:
- 1. Познакомить учащихся с понятием “ толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности.
- 2. Уточнить значения слов тематической группы “ толерантность”.
- 3. Повторить материал о сочинении- рассуждении.
-
- Развивающие:
- 1. Сформировать умение определять понятие “ толерантность”, разграничивать черты толерантной и интолерантной личности.
- 2. Сформировать умение определять значения слов тематической группы “толерантность”.
- 3. Закрепить умение строить текст рассуждения.
-
- Воспитательные:
- 1. Воспитать у учащихся чувство доброты и ответственности, самоуважения и уважения окружающих.
-
- Оборудование: на доске – плакат с изображением яркого солнца, магнитофон, компьютер.
-
Начнем со сказки…
Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было
жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому,
седому, прожившему сто лет волшебнику:- Помоги мне, дедушка,
выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную
мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет. . .
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное
место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот выбирай, - сказал волшебник. – Одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. - Не знаю, кого и выбрать. . .
- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет твоей подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
А кого выбрали бы вы? Почему?
Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку…
В. Гюго писал: “Во внутреннем мире человека доброта - это солнце”.
Эти слова мы возьмем эпиграфом к нашему уроку. Сегодня у нас урок развития речи, на котором мы готовимся к сочинению.
Какие пословицы, стихотворения о доброте знаете вы?
- Доброта без разума пуста.
- Доброе дело питает и душу, и тело.
- Добрый человек в добре живёт век.
- Доброта нигде не теряет своего достоинства.
-
Почитаем стихи о доброте.
Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто,
Направь шаги
Тропою
Доброты
И радость помоги найти кому-то. (И. Романов)
Как бы жизнь не летела -
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело -
Тем живём на земле. (А. Лесных)
Каким делает человека доброта ? Какой человек может быть добрым ?( запишите)
Доброта делает человека обаятельным, красивым. Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах…
Добрым может быть только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других…
Толерантность ?
- Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.
Как слово “толерантность” определяется на разных языках земного шара.
В английском – готовность быть терпимым, снисходительным
В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения
В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным
Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам
В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение
В русском прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо
Работа с текстом.
Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрёпанная сумка. Он тихо стонал, а в глазах стояли слёзы.
- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.
- Он грязный, ты подцепишь заразу,- ответил молодой человек, сжав её руку.
- Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.
- А нам-то что? Он сам виноват.
- Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.
- Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?
- Я всё равно подойду, - вырвала руку девушка.
- Я тебя не пущу. Ты - моя девушка и не смей общаться со “всякими”. Пойдём отсюда,- он попытался увести её.
- Знаешь что, я… Да как ты можешь? Ему же больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!
Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно одёрнула руку.
- Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой?
- Я сломал её. . . кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.
- Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать “скорую”.
- Спасибо, леди, спасибо. . .
- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним, - у тебя нет “мобильника”?
Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда. . . Она поднялась и приблизилась к парню.
- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.
- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.
Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь.
- У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро пошла к телефонному автомату.
- Девушка! - окликнул её мужчина - Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбнулась-. Вы обязательно найдёте свое счастье.
- Почему молодой человек отказался помочь?
- - Как бы вы поступили в этом случае?
- -Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?
Вывод: Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, будь то случайный попутчик, бродяга, друг – это и будет проявление доброты.
Разделите слова на «толерантность» и «интолерантность»
- Уважение мнения других,
- Непонимание
- Игнорирование
- Доброжелательность
- Желание что-либо делать вместе,
- Эгоизм
- Раздражительность
- Равнодушие
- Цинизм
- Чуткость, любознательность
- Снисходительность
- Доверие
- Гуманизм
- Нетерпимость
- Пренебрежение
- Понимание и принятие
Создайте синквейн
толерантность
доброта
Толерантность
Терпимый снисходительный
Принимает располагает прощает
Толерантность способствует уважению личности
Терпение
Доброта
Отзывчивый душевный
Поддерживает помогает облагораживает
Доброта спасёт наш мир
Душевность
Схема сочинения-рассуждения
I. Основная мысль (тезис).
II. Доказательства:
а)…
б)…
в)…
III. Вывод.
Вспомогательные клише в определении темы
- 1. …- вот тема, к которой обращается автор текста.
- 2. Эта статья о …
- 3. Автор обращается к актуальной теме – теме…
- 4. Этот текст о…
Определив тему, формулируем проблему текста (проблема текста - вопрос, над которым задумывается автор).
- 1. … ? Над этим вопросом задумывается автор текста.
- 2. Автора интересует вопрос: …
- 3. … ? Над этой проблемой предлагает поразмышлять автор текста.
Определяем авторскую позицию, идею текста
- 1. Автор подводит читателя к мысли о том, что…
- 2. Идея текста такова:
- 3. …- вот главная мысль текста.
- 4. Решая проблему, автор приходит к такому выводу:
- 5. Цель автора текста - убедить читателя в том…
Клише, которые помогут начать сочинен ие
- 1. Когда читаешь этот текст, представляешь себе (думаешь, чувствуешь, испытываешь, понимаешь и т. д. )…
- 2.Наверное, каждый из нас когда-то (задумывался, размышлял, наблюдал, чувствовал)… Прочитав текст, я снова (представил, вспомнил, подумал и т. д. )
Клише, которые помогут сформулировать собственную позицию
- 1. Нельзя не согласиться с автором в том, что…
- 2. С автором можно поспорить:
- 3. Автор прав в том, что… однако его мысль о…вызывает сомнение
Как заканчивать сочинение ?
- Сочинение- рассуждение заканчиваем выражением собственного отношения к авторской позиции. Доказывая собственное мнение, мы должны привести не менее трех аргументов (приводя доказательства, можно обращаться к своему жизненному и читательскому опыту). Выражая собственную позицию, соблюдаем корректность: например, в случае несогласия с автором не следует писать “автор неправ”, лучше употребить выражение “с автором трудно согласиться ”.
- Домашнее задание:
- - Дома напишите сочинение: “Что такое толерантность?” или
- сочинение «О милосердии ».
Эпилог урока… Китайска я притча.. …
“ Ладная семья”:
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:- И всё?
Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:- И мира тоже.
Ваш класс – это маленькая семья. И поэтому старайтесь, чтобы в ней всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание.
Всем спасибо за урок.
презентацию подготовила Смирнова О.А. учитель МОУ Лучинниковская оош
В подготовке урока использовала материал
Водопьяновой А.Б.
учителя
МОУ «СОШ № 2» г.Ясного
Оренбургской области.