СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сочинение на морально-этическую тему

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Духовно-нравственное воспитание школьников. Подготовка к сочинению на морально-этическую тему

Просмотр содержимого документа
«Сочинение на морально-этическую тему»

МОУ – Решоткинская ООШ УРОК ПОДГОТОВКИ К СОЧИНЕНИЮ- РАССУЖДЕНИЮ  НА МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКУЮ ТЕМУ   Что такое духовная культура? И.Б.Алексенкова, учитель русского языка и литературы

МОУ – Решоткинская ООШ

УРОК ПОДГОТОВКИ К СОЧИНЕНИЮ- РАССУЖДЕНИЮ НА МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКУЮ ТЕМУ

Что такое духовная культура?

И.Б.Алексенкова, учитель русского языка и литературы

Цели и задачи урока:  способствовать осознанию учащимися истинных человеческих ценностей;  привлечь учащихся к обсуждению вопросов по защите культурных ценностей;  подготовить к написанию сочинения.  Дополнительные материалы к уроку :  - тексты заданий к уроку;  -

Цели и задачи урока:

  • способствовать осознанию учащимися истинных человеческих ценностей;
  • привлечь учащихся к обсуждению вопросов по защите культурных ценностей;
  • подготовить к написанию сочинения.

Дополнительные материалы к уроку :

- тексты заданий к уроку;

- "Толковая страничка" - формулировки терминов и понятий, используемых на уроке;

- иллюстративный материал (портреты, репродукции картин).

Когда пожелаешь узнать цену  человеку, подведи его к чужой  беде или чужой радости.   Народная мудрость    Радость  –   1) весёлое чувство;  2) то, что вызывает чувство радости;  3) счастливое событие, обстоятельство.  [Словарь  С.И. Ожегова, стр. 660]  Беда  –  1) несчастье;  2) гибель (в сказочном варианте).  [Словарь  С.И. Ожегова, стр. 37 ]

Когда пожелаешь узнать цену человеку, подведи его к чужой беде или чужой радости. Народная мудрость

Радость – 1) весёлое чувство; 2) то, что вызывает чувство радости; 3) счастливое событие, обстоятельство. [Словарь

С.И. Ожегова, стр. 660]

Беда – 1) несчастье; 2) гибель (в сказочном варианте). [Словарь

С.И. Ожегова, стр. 37 ]

 В. М. Васнецов «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали» 1896 г.

В. М. Васнецов

«Сирин и Алконост.

Песнь радости и печали» 1896 г.

 Спишите, расставляя пропущенные буквы.   Два качества опред...ляют настоящего человека – добро и спр...ведливость. Горе ушло (бы) с з...мли, если (бы) каждый думал о человек... и о том, к кому относ...тся его слово или поступок. Человек ст..новится человеком, когда забота о других делается потребностью его души. Так начинается человек.   (В.Корнилов)

Спишите, расставляя пропущенные буквы.

Два качества опред...ляют настоящего человека – добро и спр...ведливость. Горе ушло (бы) с з...мли, если (бы) каждый думал о человек... и о том, к кому относ...тся его слово или поступок. Человек ст..новится человеком, когда забота о других делается потребностью его души. Так начинается человек.

(В.Корнилов)

Вопросы к тексту  Каково ключевое слово в тексте В.Корнилова?  Какое качество писатель считает самым важным в человеке?  Как вы понимаете выражение потребность души?

Вопросы к тексту

  • Каково ключевое слово в тексте В.Корнилова?
  • Какое качество писатель считает самым важным в человеке?
  • Как вы понимаете выражение потребность души?
Когда пожелаешь узнать цену  человеку, подведи его к чужой  беде или чужой радости. Народная мудрость  Вернёмся к эпиграфу. Обратите внимание на словосочетание « цена человека ».  Цена –  1) денежное выражение стоимости товара;  2) затрата, жертва (ценою потерь);  3) роль, значение (цена дружбы).  [Словарь С.И. Ожегова, стр. 905] А можно ли измерить цену человека? Каким образом человек приобретает ценность?

Когда пожелаешь узнать цену человеку, подведи его к чужой беде или чужой радости.

Народная мудрость

Вернёмся к эпиграфу. Обратите внимание на словосочетание « цена человека ».

Цена – 1) денежное выражение стоимости товара; 2) затрата, жертва (ценою потерь); 3) роль, значение (цена дружбы). [Словарь С.И. Ожегова, стр. 905]

А можно ли измерить цену человека?

Каким образом человек приобретает ценность?

Притча  Жил-был один очень странный человек. Когда-то шел он по дороге и на развилке присел отдохнуть на камень. Глянул на него внимательнее - ба, да это же настоящее золото! Вот так находка! Что с ним делать-то? Одному даже с места не сдвинуть. Бежать за тележкой тоже нельзя – вдруг кто другой утащит. Стал он звать на помощь.  Но никто не откликнулся. Одни всё время под ногами стекляшки собирают, другие в небо глядят – вдруг что упадет. Иные не верят, а последние, что быстро идут и всех обгоняют – не слышат. Каких людей называют «странными»? Что может вызвать у вас ощущение, что человек, которого вы видите «странный»?   Ответьте на вопрос: что с ним делать-то. Если бы это случилось с вами... На помощь какого человека он рассчитывал, если боялся, что камень утащат? Почему никто не откликнулся?

Притча

Жил-был один очень странный человек. Когда-то шел он по дороге и на развилке присел отдохнуть на камень. Глянул на него внимательнее - ба, да это же настоящее золото! Вот так находка! Что с ним делать-то? Одному даже с места не сдвинуть. Бежать за тележкой тоже нельзя – вдруг кто другой утащит. Стал он звать на помощь.

Но никто не откликнулся. Одни всё время под ногами стекляшки собирают, другие в небо глядят – вдруг что упадет. Иные не верят, а последние, что быстро идут и всех обгоняют – не слышат.

Каких людей называют «странными»? Что может вызвать у вас ощущение, что человек, которого вы видите «странный»?

Ответьте на вопрос: что с ним делать-то. Если бы это случилось с вами...

На помощь какого человека он рассчитывал, если боялся, что камень утащат?

Почему никто не откликнулся?

 Так бы с голоду и помер на своем камне, да, к счастью, мимо шёл странник. Сел, посторожил его камень, пока он за тележкой бегал. Он ему долю предлагал, а странник ответил: «Вот чудак! Да таких камней золотых кругом полно, куда ни глянь. Главное для человека в другом. А золото, оно что? Условность. Тяжелое и блестит». Что стало для странного человека главной ценностью? Материальные блага. Золотой слиток выявил его качества.  Может быть, это и добрый человек, он умеет поделиться своим сокровищем, но почему же странник ответил ему: «Главное для человека в другом»? Как вы думаете, о чём не сказал странник странному человеку? Почему не сказал? Утаил? Какова мораль данной притчи?

Так бы с голоду и помер на своем камне, да, к счастью, мимо шёл странник. Сел, посторожил его камень, пока он за тележкой бегал. Он ему долю предлагал, а странник ответил: «Вот чудак! Да таких камней золотых кругом полно, куда ни глянь. Главное для человека в другом. А золото, оно что? Условность. Тяжелое и блестит».

Что стало для странного человека главной ценностью?

Материальные блага. Золотой слиток выявил его качества. Может быть, это и добрый человек, он умеет поделиться своим сокровищем, но почему же странник ответил ему: «Главное для человека в другом»?

Как вы думаете, о чём не сказал странник странному человеку? Почему не сказал? Утаил? Какова мораль данной притчи?

Каким же должен быть человек? Приведите, пожалуйста, высказывания о человеке из домашнего задания.  Чем заинтересовало это высказывание? Почему оно выбрано? Завершите мысль:  «Цена человека определяется не количеством золота, а ... ».
  • Каким же должен быть человек? Приведите, пожалуйста, высказывания о человеке из домашнего задания. Чем заинтересовало это высказывание? Почему оно выбрано?
  • Завершите мысль: «Цена человека определяется не количеством золота, а ... ».
Человек – целый мир, отражающий состояние душевной чистоты.    Ф.М. Достоевский Как вы понимаете данное высказывание?   Человек – это целый мир. Каждый человек уникален и неповторим. И каждый должен осознавать, что он – единственный, особенный, значащий. Достоевский высоко ценил духовное начало в человеке, то есть мир души. А что есть мир души? Каждый человек по-своему относится к миру, его окружающему. И любой из нас не должен остаться равнодушным, читая художественные произведения или слушая классическую музыку. Мир души должен обогащаться впечатлениями. У души человека есть потребность в новых впечатлениях.

Человек – целый мир, отражающий состояние душевной чистоты.

Ф.М. Достоевский

Как вы понимаете данное высказывание?

Человек – это целый мир. Каждый человек уникален и неповторим. И каждый должен осознавать, что он – единственный, особенный, значащий. Достоевский высоко ценил духовное начало в человеке, то есть мир души.

А что есть мир души?

Каждый человек по-своему относится к миру, его окружающему. И любой из нас не должен остаться равнодушным, читая художественные произведения или слушая классическую музыку. Мир души должен обогащаться впечатлениями. У души человека есть потребность в новых впечатлениях.

Красота – это радость нашей жизни. Человек стал Человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней зари, прозрачную дымку степных просторов, багровый закат перед ветреным днем, трепетание марева над горизонтом, синие тени в сугробах мартовского снега, журавлиную стаю в голубом небе, отражение солнца в мириадах капель утренней росы, серые нити дождя в пасмурный день, фиолетовое облако на сиреневом кусте, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника – увидел и, изумленный, пошел по земле, создавая новую красоту. Остановись и ты в изумлении перед красотой – и в твоем сердце расцветет благородство. Перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шуршанье снежинок и стон метели, ласковое плесканье волны и торжественную тишину ночи, – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку. Дорожи красотой, береги ее.

В. А. Сухомлинский

Все мы должны быть сопричастны к миру прекрасного, потому что так человек приобщается к культуре. Что же такое «культура»?  Культура –  1) совокупность достижений человечества;  2) культурность;  3) разведение растения;  4) разводимое растение;  5) высокий уровень чего-либо.   [ Словарь С.И. Ожегова, стр. 286 ]

Все мы должны быть сопричастны к миру прекрасного, потому что так человек приобщается к культуре.

Что же такое «культура»?

Культура – 1) совокупность достижений человечества; 2) культурность; 3) разведение растения; 4) разводимое растение; 5) высокий уровень чего-либо. [ Словарь С.И. Ожегова, стр. 286 ]

 Так что же отличает культурного человека? – цивилизованность и образованность,  – интеллигентность и ответственность,  – умение ценить высокие достижения и почитание Высшего  начала,  – любовь к Природе и Родине,  – признательность и умение быть благодарным,  – преклонение перед Прекрасным и утонченность вкуса,  – почитание Знания, творческий труд и стремление к  высокому качеству,  – истинное понимание сотрудничества и доброжелательство,  – сердечная преданность ко всему новому , созидательному,  – утонченность и культура сердца...

Так что же отличает культурного человека?

– цивилизованность и образованность, – интеллигентность и ответственность, – умение ценить высокие достижения и почитание Высшего

начала, – любовь к Природе и Родине, – признательность и умение быть благодарным, – преклонение перед Прекрасным и утонченность вкуса, – почитание Знания, творческий труд и стремление к

высокому качеству, – истинное понимание сотрудничества и доброжелательство, – сердечная преданность ко всему новому , созидательному, – утонченность и культура сердца...

 Духовность – свойство души, состоящее в преобладании нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.  [ Словарь С.И. Ожегова, стр. 185 ] Духовность  проявляется целым рядом человеческих качеств: любовь к ближнему и всему миру, забота об общем благе, стремление к прекрасному, человечность, сострадание, терпимость (религиозная, идеологическая и т. п.), великодушие, бескорыстие, дружелюбие, самоотверженность, доброжелательность, справедливость, трудолюбие, мужество в трудных жизненных ситуациях, самообладание, чувство ответственности, искренность и т. п. Бездуховностью является всё, что разъединяет, разрушает, противопоставляет части целому. Имеет явные признаки: злобность, бесчеловечность, зависть, жестокость, ненависть, корыстолюбие, идеологическая и религиозная нетерпимость, властолюбие, лицемерие, ложь, насилие, предательство, страх, неблагодарность, насмешка, брань и т. п.

Духовность – свойство души, состоящее в преобладании нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.

[ Словарь С.И. Ожегова, стр. 185 ]

Духовность проявляется целым рядом человеческих качеств: любовь к ближнему и всему миру, забота об общем благе, стремление к прекрасному, человечность, сострадание, терпимость (религиозная, идеологическая и т. п.), великодушие, бескорыстие, дружелюбие, самоотверженность, доброжелательность, справедливость, трудолюбие, мужество в трудных жизненных ситуациях, самообладание, чувство ответственности, искренность и т. п.

Бездуховностью является всё, что разъединяет, разрушает, противопоставляет части целому. Имеет явные признаки: злобность, бесчеловечность, зависть, жестокость, ненависть, корыстолюбие, идеологическая и религиозная нетерпимость, властолюбие, лицемерие, ложь, насилие, предательство, страх, неблагодарность, насмешка, брань и т. п.

Что же относится к культурным ценностям? Материальные ценности Духовные ценности - памятники архитектуры, искусства или истории (религиозные или светские),  - археологические месторасположения, архитектурные ансамбли, которые в качестве таковых представляют исторический или художественный интерес,  - произведения искусства,  - книги, рукописи,  - другие предметы художественного, исторического или археологического значения,  - научные коллекции или важные коллекции книг, архивных материалов или репродукций ценностей, указанных выше; - общее благо, - гуманизм (человеколюбие), - патриотизм, - коллективизм, - оптимизм и т. п.

Что же относится к культурным ценностям?

Материальные ценности

Духовные ценности

- памятники архитектуры, искусства или истории (религиозные или светские), - археологические месторасположения, архитектурные ансамбли, которые в качестве таковых представляют исторический или художественный интерес, - произведения искусства, - книги, рукописи, - другие предметы художественного, исторического или археологического значения, - научные коллекции или важные коллекции книг, архивных материалов или репродукций ценностей, указанных выше;

- общее благо,

- гуманизм (человеколюбие), - патриотизм,

- коллективизм,

- оптимизм и т. п.

Прочитайте стихотворение поэта М.Львова, догадайтесь, какое слово в нем пропущено .   Нет, не права ________ душа,  Собой живя, одной собой дыша,  За той душой богатства – ни гроша.  Ни люди, ни зверье ее не примут –  Не даст житья ее __________ климат.  Ее лучи _________ и нищи.  Причины очерственья не ищи –  Условия... ошибки воспитанья.  Ей нету никакого оправданья.  За ней нет правды, даже небольшой,  И нету права числиться душой.  Ее и с камнем сравнивать не должно.  Из камня все же дом построить можно.

Прочитайте стихотворение поэта М.Львова, догадайтесь, какое слово в нем пропущено .

Нет, не права ________ душа, Собой живя, одной собой дыша, За той душой богатства – ни гроша. Ни люди, ни зверье ее не примут – Не даст житья ее __________ климат. Ее лучи _________ и нищи. Причины очерственья не ищи – Условия... ошибки воспитанья. Ей нету никакого оправданья. За ней нет правды, даже небольшой, И нету права числиться душой. Ее и с камнем сравнивать не должно. Из камня все же дом построить можно.

 Пропущенное слово – холодный (в разных формах ).   - О ком говорят «холодная душа»? - Какое богатство за душой подразумевает автор? - Назовите причины очерствения. - Какими морфологическими средствами выражена идея «неправильности» существования холодной души?

Пропущенное слово – холодный (в разных формах ).

- О ком говорят «холодная душа»?

- Какое богатство за душой подразумевает автор?

- Назовите причины очерствения.

- Какими морфологическими средствами выражена идея «неправильности» существования холодной души?

Д.С. Лихачёв  «Письма о добром и прекрасном» 1. Человек живет не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой его предков и им самим. Человек воспитывается в окружающей его культурной среде незаметно для себя. Его воспитывает история, прошлое. Прошлое открывает ему окно в мир, и не только окно, но и двери, даже ворота — триумфальные ворота. Жить там, где жили поэты и прозаики великой русской литературы, жить там, где жили великие критики и философы, ежедневно впитывать впечатления, которые так или иначе получили отражение в великих произведениях русской литературы, посещать квартиры-музеи — значит постепенно обогащаться духовно.

Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»

1. Человек живет не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой его предков и им самим. Человек воспитывается в окружающей его культурной среде незаметно для себя. Его воспитывает история, прошлое. Прошлое открывает ему окно в мир, и не только окно, но и двери, даже ворота — триумфальные ворота. Жить там, где жили поэты и прозаики великой русской литературы, жить там, где жили великие критики и философы, ежедневно впитывать впечатления, которые так или иначе получили отражение в великих произведениях русской литературы, посещать квартиры-музеи — значит постепенно обогащаться духовно.

 2. Лишите человека его памяти. Пусть он забыл все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события, но если при этом он сохранит восприимчивость к культурным ценностям, эстетическое чутье, сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой «штуковины», сделанной, только чтобы удивить, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству — вот это и будет человек... Ненавязчиво и ненастойчиво входят впечатления прошлого в духовный мир человека, и человек с открытой душой входит в прошлое.

2. Лишите человека его памяти. Пусть он забыл все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события, но если при этом он сохранит восприимчивость к культурным ценностям, эстетическое чутье, сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой «штуковины», сделанной, только чтобы удивить, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству — вот это и будет человек... Ненавязчиво и ненастойчиво входят впечатления прошлого в духовный мир человека, и человек с открытой душой входит в прошлое.

 3. Человек учится уважению к предкам и помнит о том, что в свою очередь нужно будет для его потомков. Прошлое и будущее становятся своими для человека. Он начинает учиться ответственности — нравственной ответственности перед людьми прошлого и одновременно перед людьми будущего, которым прошлое будет не менее важно, чем нам, а может быть, с общим подъемом культуры и умножением духовных запросов, даже и важнее.

3. Человек учится уважению к предкам и помнит о том, что в свою очередь нужно будет для его потомков. Прошлое и будущее становятся своими для человека. Он начинает учиться ответственности — нравственной ответственности перед людьми прошлого и одновременно перед людьми будущего, которым прошлое будет не менее важно, чем нам, а может быть, с общим подъемом культуры и умножением духовных запросов, даже и важнее.

 4. Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саде, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране.

4. Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саде, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране.

 5. Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет. Он не должен быть самоуверен и нагл в отвержении культуры прошлого без разбора и «суда». Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры. Человеческая культура в целом обладает памятью. Культура человечества — это активная память человечества, активно же введенная в современность.

5. Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет. Он не должен быть самоуверен и нагл в отвержении культуры прошлого без разбора и «суда». Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры. Человеческая культура в целом обладает памятью. Культура человечества — это активная память человечества, активно же введенная в современность.

 Какие вопросы, проблемы в нем затронуты в данных отрывках? Темы сочинений:   1. «Лишь духовными ценностями живо человечество».   2. «Почему нужно защищать культурные ценности?»   3. «Человек, будь человечнее!

Какие вопросы, проблемы в нем затронуты в данных отрывках?

Темы сочинений:

1. «Лишь духовными ценностями живо человечество».

2. «Почему нужно защищать культурные ценности?»

3. «Человек, будь человечнее!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!