Мотив вечернего звона в поэзии, музыке, живописи
(подготовка к сочинению-описанию картины И.И.Левитана «Вечерний звон» в 6 классе).
Цели: дать представление о вечных темах в искусстве; формировать желание и способность размышлять на философские темы; воздействовать на эмоциональную сферу средствами произведений искусства; приобщать к прекрасному, учить понимать и ценить художественные произведения, обогащать лексический запас; анализировать поэтический текст.
Оборудование: медиапроектор, репродукция с картины И.И.Левитана «Вечерний звон», портреты И.И.Левитана, И.И.Козлова, Н.Рубцова, запись песни «Вечерний звон» на стихи И.И.Козлова, аудиодиск «Колокольный звон», выставка репродукций картин И.И.Левитана.
Предварительная подготовка: рассказ о жизни И.И.Козлова; подготовленное чтение стихотворения «Вечерний звон» И.И.Козлова.
Ход урока.
1.Активизация внимания учащихся.
- Тема урока «Мотив вечернего звона в поэзии, музыке, живописи». Как вы понимаете слово «мотив»? (Это повторяющийся смысловой элемент художественного произведения. Мотив может рассматриваться в творчестве одного или нескольких писателей, литературного направления или целой эпохи).
Предлагаю послушать «живой» колокольный звон, для того чтобы настроиться на серьезный разговор.
Звучит колокольный звон.
- Что вам известно о колокольном звоне? Каково его назначение? Какие виды колокольного звона вам знакомы? (Благовест, трезвон, перезвон, перебор и др.)
- Какие чувства у вас возникают, когда вы слышите колокольный звон?
Целевая установка.
Сегодня нам предстоит прислушаться к звукам колокола, чтобы понять его тайну. И тогда, наверное, нам станет понятно, почему художников столь разных видов искусства (музыка, поэзия, живопись) волновала эта тема.
2.Работа со стихотворением И.И.Козлова «Вечерний звон».
- Ребята, тема нашего урока «Мотив вечернего звона в музыке». Не возникает ли у вас каких-либо музыкальных ассоциаций?
-Дело в том, что автор слов песни «Вечерний звон» И.И.Козлов (вольный перевод стихотворения ирландского поэта Томаса Мура). Более подробно о этом расскажут ребята. Пожалуйста.
1). Ученики рассказывают о личности поэта.
Иван Иванович Козлов родился в 1779 году в Москве в родовитой и богатой семье. Он получил хорошее домашнее образование, владел иностранными языками. Обладал приятной внешностью, веселым нравом. О литературной деятельности и не помышлял.
Но в 1816 году Козлова поразила тяжелая болезнь. А спустя три года он начал терять зрение, и к 1821 году ослеп. К тому времени от наследства у него ничего не осталось, он оказался в бедственном положении.
Слепота Козлова резко изменила образ жизни Козлова и определила его дальнейшую судьбу. Будучи слепым, он, знавший в совершенстве французский и итальянский языки, выучил английский и немецкий. Козлов начал переводить, а на сороковом году жизни стал писать собственные стихи.
Ему покровительствовал Жуковский. Он работал все больше и больше. Несмотря на напряженную литературную работу и помощь друзей, Козлов сильно нуждался. Жизнь его протекала в тяжелых физических страданиях. Он терял речь и слух, но продолжал трудиться, диктуя стихи дочери. Умер он в Петербурге 30 января 1840 года.
2). Анализ стихотворения.
- Прочитаем стихотворение (подготовленное чтение учащегося).
Вечерний звон.
Вечерний звон, вечерний звон!
Как много дум наводит он
О юных днях в краю родном,
Где я любил, где отчий дом,
И как я, с ним навек простясь,
Там слушал звон в последний раз!
Уже не зреть мне светлых дней
Весны обманчивой моей!
И сколько нет теперь в живых
Тогда веселых, молодых!
И крепок их могильный сон;
Не слышен им вечерний звон.
Лежать и мне в земле сырой!
Напев унылый надо мной
В долине ветер разнесет;
Другой певец по ней пройдет,
И уж не я, а будет он
В раздумье петь вечерний звон!
- Что означает вечерний звон? (Начало вечерней службы, с нее начинается православный суточный круг богослужения, в храме вспоминают сотворение мира).
- Какими думами отзывается на вечерний колокольный звон лирический герой стихотворения Козлова? Как об этом говорится в 1-й строфе? Чем были полны для лирического героя дни юности?
- А что происходит сейчас? Как меняется настроение во 2-й строфе? (Грусть, уныние…)
- Как в 3-й строфе назван колокольный звон? (Напев унылый).
- И о чем же грустит лирический герой? (Вечерний звон напоминает о проходящей жизни, предстоящей кончине, а воспоминания о юности только усиливают тоску).
- Вскоре это стихотворение превратилось в песню, которую знают почти все русские люди. Послушаем запись. Подумайте, каким чувством наполнена песня.
Аудиозапись песни «Вечерний звон».
- Скажите, отличается песня от стихотворения? За счет чего? В каком ладу звучит? (В мажоре).
3.Работа над картиной И.Левитана «Вечерний звон».
Безусловно, известный русский художник И.И.Левитан не мог не слышать этой песни. Он написал картину с таким же названием – «Вечерний звон». Давайте внимательно рассмотрим ее.
Ученики рассматривают картину.
Беседа по картине.
- Какое время изображено на картине? (Летний теплый вечер. Солнце уже опустилось за лес, бросая последние лучи из-за горизонта и освещая монастырь, лес).
- Что мы видим на переднем плане? (Спуск к реке. На лужайке – трава, цветы, тропинка ведет к реке. У берега лодки, в которых сидят мужчины, готовые переправить людей на другой берег).
- Что еще изобразил художник? (По реке плывет паром, перевозящий людей на другой берег).
-Опишите монастырь. Какое место в картине он занимает? (Широкая дорога ведет к монастырю, по ней идут богомольцы. Ворота в виде арки. Собор освещен последними лучами солнца. Над лесом возвышается колокольня. Художник изобразил монастырь в центре картины).
- Картина названа «Вечерний звон».А разве можно изобразить на полотне звук? (Стоит безветренный вечер: неподвижны цветы, трава, листья на деревьях, облака почти неподвижны, по реке легкая рябь от парома. Вода – это всегда звуки).
- С помощью чего художник выражает отношение к увиденному? ( Колорит картины – теплые, нежные краски; оттенки зеленого, желтого, коричневого, розовато- сиреневого. Картина прозрачная).
- В чем особенность композиции? (В картине все символично: и тропинка, ведущая к реке, и монастырь в центре полотна. Большую часть занимает небо, отражающееся в реке.).
- Какие чувства у вас выражает картина?
4. Подготовка к сочинению.
- Итак, мы готовимся к написанию сочинения по картине Левитана. Мы должны активизировать лексику, подобрать слова и словосочетания, необходимые для описания картины; систематизировать материал и составить план.
1.Словарно-стилистическая работа.
Подберите и запишите синонимы к словам:
Художник… (живописец, пейзажист (в данном контексте).
Нарисовал…(изобразил, изображено).
Картина… (рисунок, полотно, репродукция, произведение живописи, полотно).
- Составьте и запишите простые предложения, начинающиеся словами:
Пространство картины расширено за счет…(изображения реки, в которой отражается вода).
Звон слышен повсюду: …(и в небе, и на реке, и на противоположном берегу, и в лесу).
2.Орфографическая диктовка.
Теплая зелень, золотые купола, венчающие церковь кресты, спускающаяся к реке тропинка, рябь от плывущего парома, задумчивый лодочник, философские размышления.
3.Составление плана.
План.
1.Мотив колокольного звона в живописи, музыке и поэзии.
2.Вечерний звон в картине Левитана.( Мир картины и средства его изображения).
А) ваше впечатление;
Б) композиция картины;
В) колорит;
Г) изображение пространства.
Проговаривание каждого пункта плана, продумывание предложений между частями сочинения. Рекомендации учителя.
4. Итоги урока.
- Почему же нас волнует колокольный звон? (Заставляет задуматься о жизни, Боге, вере, о судьбе России).
- Как вы понимаете выражение «вечные темы» в искусстве? (Вечные темы в искусстве – это темы, которые волнуют людей разных эпох, интересов, представителей разных видов искусства).
- Что нового узнали? В чем сила искусства? (Воздействие на мысли, чувства).
Домашнее задание. Написать сочинение-описание картины И.Левитана «Вечерний звон»
Просмотр содержимого документа
«сочинение-описание по картине»
Мотив вечернего звона в поэзии, музыке, живописи
(подготовка к сочинению-описанию картины И.И.Левитана «Вечерний звон» в 6 классе).
Цели: дать представление о вечных темах в искусстве; формировать желание и способность размышлять на философские темы; воздействовать на эмоциональную сферу средствами произведений искусства; приобщать к прекрасному, учить понимать и ценить художественные произведения, обогащать лексический запас; анализировать поэтический текст.
Оборудование: медиапроектор, репродукция с картины И.И.Левитана «Вечерний звон», портреты И.И.Левитана, И.И.Козлова, Н.Рубцова, запись песни «Вечерний звон» на стихи И.И.Козлова, аудиодиск «Колокольный звон», выставка репродукций картин И.И.Левитана.
Предварительная подготовка: рассказ о жизни И.И.Козлова; подготовленное чтение стихотворения «Вечерний звон» И.И.Козлова.
Ход урока.
1.Активизация внимания учащихся.
- Тема урока «Мотив вечернего звона в поэзии, музыке, живописи». Как вы понимаете слово «мотив»? (Это повторяющийся смысловой элемент художественного произведения. Мотив может рассматриваться в творчестве одного или нескольких писателей, литературного направления или целой эпохи).
Предлагаю послушать «живой» колокольный звон, для того чтобы настроиться на серьезный разговор.
Звучит колокольный звон.
- Что вам известно о колокольном звоне? Каково его назначение? Какие виды колокольного звона вам знакомы? (Благовест, трезвон, перезвон, перебор и др.)
- Какие чувства у вас возникают, когда вы слышите колокольный звон?
Целевая установка.
Сегодня нам предстоит прислушаться к звукам колокола, чтобы понять его тайну. И тогда, наверное, нам станет понятно, почему художников столь разных видов искусства (музыка, поэзия, живопись) волновала эта тема.
2.Работа со стихотворением И.И.Козлова «Вечерний звон».
- Ребята, тема нашего урока «Мотив вечернего звона в музыке». Не возникает ли у вас каких-либо музыкальных ассоциаций?
-Дело в том, что автор слов песни «Вечерний звон» И.И.Козлов (вольный перевод стихотворения ирландского поэта Томаса Мура). Более подробно о этом расскажут ребята. Пожалуйста.
1). Ученики рассказывают о личности поэта.
Иван Иванович Козлов родился в 1779 году в Москве в родовитой и богатой семье. Он получил хорошее домашнее образование, владел иностранными языками. Обладал приятной внешностью, веселым нравом. О литературной деятельности и не помышлял.
Но в 1816 году Козлова поразила тяжелая болезнь. А спустя три года он начал терять зрение, и к 1821 году ослеп. К тому времени от наследства у него ничего не осталось, он оказался в бедственном положении.
Слепота Козлова резко изменила образ жизни Козлова и определила его дальнейшую судьбу. Будучи слепым, он, знавший в совершенстве французский и итальянский языки, выучил английский и немецкий. Козлов начал переводить, а на сороковом году жизни стал писать собственные стихи.
Ему покровительствовал Жуковский. Он работал все больше и больше. Несмотря на напряженную литературную работу и помощь друзей, Козлов сильно нуждался. Жизнь его протекала в тяжелых физических страданиях. Он терял речь и слух, но продолжал трудиться, диктуя стихи дочери. Умер он в Петербурге 30 января 1840 года.
2). Анализ стихотворения.
- Прочитаем стихотворение (подготовленное чтение учащегося).
Вечерний звон.
Вечерний звон, вечерний звон!
Как много дум наводит он
О юных днях в краю родном,
Где я любил, где отчий дом,
И как я, с ним навек простясь,
Там слушал звон в последний раз!
Уже не зреть мне светлых дней
Весны обманчивой моей!
И сколько нет теперь в живых
Тогда веселых, молодых!
И крепок их могильный сон;
Не слышен им вечерний звон.
Лежать и мне в земле сырой!
Напев унылый надо мной
В долине ветер разнесет;
Другой певец по ней пройдет,
И уж не я, а будет он
В раздумье петь вечерний звон!
- Что означает вечерний звон? (Начало вечерней службы, с нее начинается православный суточный круг богослужения, в храме вспоминают сотворение мира).
- Какими думами отзывается на вечерний колокольный звон лирический герой стихотворения Козлова? Как об этом говорится в 1-й строфе? Чем были полны для лирического героя дни юности?
- А что происходит сейчас? Как меняется настроение во 2-й строфе? (Грусть, уныние…)
- Как в 3-й строфе назван колокольный звон? (Напев унылый).
- И о чем же грустит лирический герой? (Вечерний звон напоминает о проходящей жизни, предстоящей кончине, а воспоминания о юности только усиливают тоску).
- Вскоре это стихотворение превратилось в песню, которую знают почти все русские люди. Послушаем запись. Подумайте, каким чувством наполнена песня.
Аудиозапись песни «Вечерний звон».
- Скажите, отличается песня от стихотворения? За счет чего? В каком ладу звучит? (В мажоре).
3.Работа над картиной И.Левитана «Вечерний звон».
Безусловно, известный русский художник И.И.Левитан не мог не слышать этой песни. Он написал картину с таким же названием – «Вечерний звон». Давайте внимательно рассмотрим ее.
Ученики рассматривают картину.
Беседа по картине.
- Какое время изображено на картине? (Летний теплый вечер. Солнце уже опустилось за лес, бросая последние лучи из-за горизонта и освещая монастырь, лес).
- Что мы видим на переднем плане? (Спуск к реке. На лужайке – трава, цветы, тропинка ведет к реке. У берега лодки, в которых сидят мужчины, готовые переправить людей на другой берег).
- Что еще изобразил художник? (По реке плывет паром, перевозящий людей на другой берег).
-Опишите монастырь. Какое место в картине он занимает? (Широкая дорога ведет к монастырю, по ней идут богомольцы. Ворота в виде арки. Собор освещен последними лучами солнца. Над лесом возвышается колокольня. Художник изобразил монастырь в центре картины).
- Картина названа «Вечерний звон».А разве можно изобразить на полотне звук? (Стоит безветренный вечер: неподвижны цветы, трава, листья на деревьях, облака почти неподвижны, по реке легкая рябь от парома. Вода – это всегда звуки).
- С помощью чего художник выражает отношение к увиденному? ( Колорит картины – теплые, нежные краски; оттенки зеленого, желтого, коричневого, розовато- сиреневого. Картина прозрачная).
- В чем особенность композиции? (В картине все символично: и тропинка, ведущая к реке, и монастырь в центре полотна. Большую часть занимает небо, отражающееся в реке.).
- Какие чувства у вас выражает картина?
4. Подготовка к сочинению.
- Итак, мы готовимся к написанию сочинения по картине Левитана. Мы должны активизировать лексику, подобрать слова и словосочетания, необходимые для описания картины; систематизировать материал и составить план.
1.Словарно-стилистическая работа.
Подберите и запишите синонимы к словам:
Художник… (живописец, пейзажист (в данном контексте).
Нарисовал…(изобразил, изображено).
Картина… (рисунок, полотно, репродукция, произведение живописи, полотно).
- Составьте и запишите простые предложения, начинающиеся словами:
Пространство картины расширено за счет…(изображения реки, в которой отражается вода).
Звон слышен повсюду: …(и в небе, и на реке, и на противоположном берегу, и в лесу).
2.Орфографическая диктовка.
Теплая зелень, золотые купола, венчающие церковь кресты, спускающаяся к реке тропинка, рябь от плывущего парома, задумчивый лодочник, философские размышления.
3.Составление плана.
План.
1.Мотив колокольного звона в живописи, музыке и поэзии.
2.Вечерний звон в картине Левитана.( Мир картины и средства его изображения).
А) ваше впечатление;
Б) композиция картины;
В) колорит;
Г) изображение пространства.
Проговаривание каждого пункта плана, продумывание предложений между частями сочинения. Рекомендации учителя.
4. Итоги урока.
- Почему же нас волнует колокольный звон? (Заставляет задуматься о жизни, Боге, вере, о судьбе России).
- Как вы понимаете выражение «вечные темы» в искусстве? (Вечные темы в искусстве – это темы, которые волнуют людей разных эпох, интересов, представителей разных видов искусства).
- Что нового узнали? В чем сила искусства? (Воздействие на мысли, чувства).
Домашнее задание. Написать сочинение-описание картины И.Левитана «Вечерний звон».