II Подготовка к изучению новой темы: активизация деятельности | 1. Подготовка учителя к уроку. Материал о жизни и творчестве А.А. Пластова, слайд-шоу «Здравствуй, гостья-зима» -Какие чувства вызывают у вас эти фотографии? С какими воспоминаниями, событиями жизни ассоциируются? 2. Сопоставление личных наблюдений детей и описание снега в литературных произведениях. Стихи И.А.Бунина «Первый снег»,К.Бальмонта«Снежинка»,Саши Чёрного«Первый снег» -Какие сравнения и эпитеты встретились в стихах? Какие чувства стихи пробуждают у читателей? 3.Сообщение цели урока | | Активизация опорных знаний учащихся (анализ, синтез); умение донести свою позицию до других.(П) (К) |
III. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися новой темы. | 1.Подготовка к восприятию картины. Художник Аркадий Александрович Пластов передал свое ощущение первого снега и особого состояния природы, которое бывает в час первого снегопада в одной из своих работ.Это картина «Первый снег».(Молчаливое рассматривание картины) 2.Рассматривание картины, беседа по содержанию. - Какое время года изобразил художник?- Какое время суток изображено? Как вы догадались? - Почему они выбежали на крыльцо? Опишите их внешний вид. - Что еще показывает художник на переднем плане? - Какой ребята увидели улицу? Как она изменилась? - Что можно сказать, глядя на выражение лиц детей? - Для чего автор изображает ещё берёзу и ворону?
- Обратите внимание на фон картины. Какой он, темный или светлый? - А какой цвет здесь главный и почему? - Какие чувства и настроение вызывает у вас картина? Художник на картине хочет подчеркнуть единство живой и неживой природы. В чем это проявляется?
| Слушают учителя. Выполняют задания, отвечают на вопросы.
Дети удивлены, обрадованы, им еще и интересно смотреть на первый снег, они очень любознательны. Первый снег мягкий, теплый, добрый. Он тихо падает с неба крупными хлопьями.)(В палисаднике большая старая береза с раскидистыми ветвями. Кажется, что она тоже обрадовалась снегу. Береза, наверное, давно ждала этого события, она как будто именно для встречи первого снега раскинула ветви так широко в стороны. Ворона около березы тоже как будто рада. Снег покрывает землю, крыши домов, ветви деревьев. На заднем плане уже появились люди на санях. Кажется, что природа ликует, радуется первому снегу вместе с человеком, со всем живым на земле. В картине преобладают теплые и светлые тона: розоватые, лиловые, бледно-голубые, голубовато-сероватые, серовато-розовые, светло-коричневые.
Главный цвет здесь бело-розовый. Он везде: и на земле, и в небе, и на веточках деревьев. Этот цвет помогает нам ощутить красоту природы, свежесть, нежность первого снегопада. | Коррекция мыслительной деятельности учащихся; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения
|
IV. Первичное закрепление Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию V.Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | 1.Речевая подготовка к написанию сочинения, выявление изобразительных средств картины небо | снег | береза | земля | дети | ворона | человек на санях | |
Радость Удивление испуг | Восторг Восхищение интерес | Волнение Беспокойство грусть |
- Выберите несколько опорных слов, которые являются главными для описания картины.
- Какие чувства и настроение вызывает у вас картина?
- Попробуйте описать опорные слова, используя сравнения, эпитеты, слова, характеризующие их действия. - Постараемся в своих сочинениях избегать ненужных повторов. Поработаем над подбором синонимов.
2. Составление плана сочинения: 1.Представление картины (автор, название, что изображено) 2.Описание картины 3. Моё отношение к картине. - Как бы вы закончили своё сочинение? Выберите вариант из предложенных. (У меня возникает ощущение радости, праздника …Я благодарен художнику, что еще раз могу… Трудно остаться равнодушным, когда… 3. Орфографическая подготовка. (Проводится на уроках ранее, дети ведут записи в тетрадях.)
4. Написание учащимися сочинения в черновике.
- Исследование какой темы вели на уроке? - Удалось решить поставленную задачу? - Каким способом? - Где можно применить новые знания? - Оцените свою работу на уроке. Работу класса - Выберите смайлик своего настроения. Д.З. Переписать сочинение в тетрадь по развитию речи.
| Слушают, отвечают на вопросы Работают с опорными словами. Учащиеся подбирают характеристики ко всем остальным опорным словам. Силой своего искусства художник показал светлый праздник природы, мы чувствуем этот праздник. Нельзя оставаться равнодушным, глядя на это великолепие природы. Картина, произведение живописи, полотно, работа. Художник, автор картины, живописец, он, Аркадий Александрович Пластов. Изобразил, показал, запечатлел, передал.
Работают в черновиках. Дают ответы на вопросы Анализируют работу на уроке через самооценку | Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Оценивание усваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р) Строить понятные для партнёра высказывания; оформлять свои мысли в устной и письменной форме;обосновывать собственное суждение. Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) |