Частное общеобразовательное учреждение
«ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ В ЧЕСТЬ
КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ»
г. Нижневартовска
Сочинение
по картине Б. Кустодиева
«Земская школа в Московской Руси»
в 3 классе
Методическая разработка
урока русского языка
Шмелева Татьяна Васильевна,
учитель начальных классов
г. Нижневартовск
2017 год
Тема: Обучающее сочинение по картине Б. Кустодиева «Земская школа в Московской Руси»
УУД:
Учить писать сочинение по картине; формировать умение строить текст в определённой композиционной форме, систематизировать собранный материал, определять основную мысль сочинения, формировать навыки самоконтроля, речевая подготовка уч-ся с целью предупреждения речевых недочётов и грамматических ошибок в сочинениях.
Знакомить с жизнью и творчеством Б. Кустодиева.
Воспитывать умение работать в группах, творческую активность, эстетическое восприятие произведений искусства, любовь к русской истории. .
Развивать способность внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи.
Оборудование: репродукция картины, карточки –помощники у каждого ученика.
Ход урока
Целеполагание.
- Как вы думаете: какова тема нашего урока? Почему?
- А чему вы хотите научиться на этом уроке?
- Какие виды работ вы бы хотели использовать на уроке?
Вывод: С какой целью провели данный этап урока?
Рассматривание картины
- Борис Кустодиев назвал свою картину «Земская школа в Московской Руси»
( название - открываю на доске)
-Давайте подумаем, почему именно земская?
- Как по-другому можно озаглавить картину?
- Как вы думаете: к какому жанру относится данная картина:
портрет;
сюжет;
пейзаж;
натюрморт?
- Данную картину художник написал в 1907 году?
- Сколько лет картине?
- А что вы можете сказать про художника, который написал картину?
(Он очень любил историю Руси, русские праздники, русский быт.)
- Как вы думаете: как называют людей, которые исследуют картины? (искусствоведы)
Знакомство с творчеством Б. Кустодиева:
а) интересные факты из жизни Б. Кустодиева;
-Какие нтересные факты из жизни Б. Кустодиева вы узнали при подготовке к уроку?
б) показ картин художника: видео «Кустодиев Б.: Картины и их фрагменты»;
в) картины художника - (православный компонент).
Показ картин - видео «Кустодиев Б.: Картины и их фрагменты»;
Вывод: Как жизнь и творчество Б. Кустодиева связаны с Русью православной?
Цветовая палитра; игра «Цветные синонимы»
( По 2 чел. От группы
Игра «Магнит»
- Какие цвета преобладают на картине?
Группы выполняют задания: ( по 2 чел от группы, а все другие: игра «Магнит»)
1гр.- подобрать синонимы к слову коричневый;
2гр.- подобрать синонимы к слову жёлтый;
3гр.- подобрать синонимы к слову салатный;
Группам даны слова:
Коричневый, бежевый, шоколадный, кофейный, бурый, каштановый;
Жёлтый, желтоватый, канареечный, соломенный, яичный, лимонный, песочный;
Зелёный, светло-зелёный, оливковый, зеленоватый, травяной, болотный.
На доске выставляют синонимы к данным словам.
Вывод: С какой целью определили цветовую палитру и подобрали синонимы?
Игра «Магнит»
- Подберите слова и словосочетания к слову магниту - школа, используя данные синонимы, картину и ваши наблюдения.
Вывод: С какой целью провели данную игру?
Творческие вопросы задают группы «по цепочке» и ответы дают учащиеся (класс разбит на 3 группы).
мальчикам, сидяшими за столом;
2 группа - творческие вопросы к изображённым в центре картины учителю и мальчикам, сидящими на полу;
3 группа - творческие вопросы к обстановке комнаты.
- А вам хотелось бы оказаться в том месте, которое изобразил художник? Почему?
Походить по классу, услышать скрип пера, погладить кошку.
Вывод: С какой целью провели данный этап урока?
Составление плана сочинения
- Какое это сочинение? (описание)
- Сколько частей обычно мы выделяем в сочинении?
(Три части: вступление, основная часть, заключение)
- О чём можно написать во вступлении? (О художнике и его творчестве, о картине).
Составьте устно вступление вашего сочинения. (Учащиеся предлагают различные варианты).
Каким будет первый пункт нашего плана?
1.Название картины и автор Б. Кустодиев «Земская школа в Московской Руси»
- О чём вы должны написать в основной части? (Описать то, что изображено на картине).
2.Описание картины
- Вспомните, в какой последовательности мы описывали картину:
• мальчики, изображённые в центре картины, сидяшие за столом;
• учитель и мальчики, сидящие на полу;
• обстановка избы в которой учатся ребята
.
- Что вы напишите в заключение? (Что понравилось в картине; какие чувства вызывает картина; о чувствах художника, переданных в картине; о своих впечатлениях).
Как можно озаглавить заключительную часть?
3.Мои впечатления от картины.
Словарно – орфографическая работа.
-Обратите внимание на написание следующих слов, которые вы можете использовать в своих работах.
(Слова написаны на доске. Учащиеся читают их, обращая внимание на орфограммы).
-Подберите синонимы к слову художник. (Мастер кисти, живописец).
Эти слова вы будете использовать в сочинении, чтобы не было повторов.
Изобразил – продолжите ряд синонимов. (Показал, передал).
На доске записаны слова:
в творчестве художника Бориса Кустодиева
картины, с изображением быта народа Руси
на переднем плане картины
видим учителя и семерых его учеников
пятеро прилежно за столом перьями выводят буквы
двое стоят на коленях перед учителем, читая
плохо себя вели
получили наказание
может быть они читают молитву перед иконой
висит в углу школы
может это "Псалтырь", "Евангелие", а также "Житие святых".
учитель сидит в «красном» углу комнаты, над его головой укреплены образа
на заднем плане картины – комната земской школы
в углу — русская печь
рядом с ней рукомойник
На лавке, на платке стоит корчага с кашей.
Выглядит уютно, полностью деревянная.
в комнате очень чисто
Некрашеный деревянный пол натерт до блеска.
Сквозь светло-жёлтые окна в комнату падает свет.
Теплые цвета картины передают спокоствие.
Мирно дремлющая на подоконнике кошка завершает эту великолепную картину.
Картина просто прекрасна. Ведь умели же художники тех времён так передать свою мысль при помощи кисти и холста! Смотря на неё, у меня возникает чувство восторга.
Словарь «выражения отношения»
меня радует
мне нравится
по-моему
меня тронуло
меня удивило
меня поразило
я любуюсь
я считаю,что
на мой взгляд
меня восхищает
Слева, вдали, внизу
Рассказ по цветовой палитре картины с использованием плана.
Самостоятельная работа по написанию сочинения ( использование словарей)
Одна из наиболее интересных тем в творчестве художника Бориса Кустодиева – это его картины, посвященные быту народа Руси. Картиной такой тематики является его произведение «Земская школа в Московской Руси», год написания которой 1907.
На переднем плане картины мы видим учителя и семерых его учеников. Пятеро из них прилежно что-то пишут за столом, а двое стоят на коленях перед учителем, читая. Скорее всего, они плохо себя вели и получили такое незамысловатое наказание. Сам учитель выглядит даже немного величественно. Он осознает всю благодатность того, что обучает детей грамоте.
На заднем плане картины – комната земской школы. Выглядит она довольно уютно, полностью деревянная. В комнате очень чисто, видно, что порядку уделяют здесь большое внимание. Сквозь небольшие окна в комнату попадает свет. Кажется, что его едва ли хватает для того, чтобы ребята разглядывали буквы.
Теплые цвета картины передают то спокойствие и тишину, которые царили на таких уроках. На картину можно смотреть долго, замечая небольшие детали, например, кошку, дремлющую на подоконнике.
Сразу бросается в глаза, что школа-это, скорей всего, дом, в котором жил учитель, а не отдельное здание, как в наше время.
Ученики очень уважают и почитают учителя, но в тоже время очень бояться его. Провинившиеся в чем-то стоят на коленях перед учителем. А может быть они читают молитву перед иконой, которая висит в углу школы. Дети читают книги, скорей всего это "Псалтырь" и "Евангелие", также может быть и "Житие святых". Эти три книги ученики в то время читали каждый день.
Учитель внимательно слушает всех, при этом читая сам.
Учитель-это старец, который уже "пожил и все повидал, набравшись ума".
Помещение, которое очень напоминает обыкновенную русскую избу. Здесь вдоль стен расположены лавки, а в центре большой деревянный стол, за которым сидят ученики и их строгий учитель. В углу — русская печь, рядом с ней рукомойник. На самом видном месте, на стене, висят розги — гроза нерадивых учеников.
Историческая живопись традиционно привлекала Кустодиева как рьяного блюстителя народных традиций Руси. Он не просто на словах любил свою родину, он интересовался ее историей, о чем свидетельствуют хотя бы исторические знаменитые портреты.
Здесь много оттенков любимого цвета Бориса Кустодиева – зеленого. Цвета надежды, веры в будущее, которое обязательно будет намного лучше.
Умиротворяющее воздействие оказывает на всех, кто находится в комнате, тепло настоящего дерева, это придает школе общие черты с домашним очагом, от которого оторвали детей.
Ученики земских школ не только вместе учились, в перерывах ученики вместе ели кашу.
Отсюда и слово “однокашник”
Однокашник – это товарищ по воспитанию, учению, выросший вместе.
9. Чтение сочинений
10. Контрольно – оценочная деятельность.
- Достиг ли наш урок цели? Докажите.
- Какие виды работ вам понравились?
- С кем было приятно работать на уроке?
- С какими источниками работали?
словарь синонимов;
словарь «выражения отношения»;
интернет;
энциклопедия - Википедия;