Сочинение по картине художника Федора Павловича Решетникова
«Опять двойка!»
Малыгина О.Н., учитель русского языка
и литературы
ГБОУ СОШ 88
г.Санкт-Петербург
Цель:
обучение составлению текста-описания по жанровой картине,
отработка общих принципов работы, стимулировать творческое воображение
РЕШЕТНИКОВ ФЕДОР ПАВЛОВИЧ 1906-1988
Живописец, народный художник СССР (1974), действительный член (1953), вице-президент (1974-87) АХ СССР. Жанровые картины ("Опять двойка", 1952). Мастер шаржа. Государственная премия СССР (1949, 1951).
Познакомимся с репродукциями картин художника
Дочь художника Любаша
«Переэкзаменовка»
«Прибыл на каникулы»
«На побывку»
«За мир!»
«Опять двойка!» (1952 г.)
Как художник показал, что ученик - главный герой картины?
Школьник изображен на переднем плане картины. Он хорошо виден на фоне голубовато- белой стены комнаты, на него падает свет из бокового окна. Все присутствующие в комнате: мать, старшая сестра, братишка - смотрят именно на него и невольно обращают наше внимание на главного героя.
Определите возраст мальчика.
- Что вы можете сказать о внешности мальчика?
- Что вы можете сказать о выражении его лица и позе?
- О чем говорит его «бывалый» портфель?
О многом говорит его портфель. Он потрепанный, весь в трещинах. Видно не раз он побывал в боях, служил мячом и санками своему хозяину. Из портфеля, небрежно перевязанного бечевкой, торчат блестящие коньки. Они-то, пожалуй, явились причиной двойки мальчика. Увлекся, заигрался в хоккей и забыл про уроки. художник не случайно так отчетливо на переднем плане изобразил портфель. Эта деталь говорит о многом. Взглянешь на портфель с коньками и сразу поймешь причину двойку мальчика.
- Как относятся к появлению школьниками (с двойкой) сестра и мать?
- Как художник показал огорчение матери?
Мать сидит на стуле, стиснув до боли руки. Она с немым упреком смотрит на сына. В ее взгляде выражается боль и отчаяние: мальчишка совсем отбился от рук, вот и сегодня- опять двойка!
- Что выражает взгляд и поза сестры?
Осуждение, неодобрение. Она возмущена поведением брата. Ей непонятно, как можно так, спустя рукава, относиться к учебе. Аккуратная, подтянутая, в пионерском галстуке, она смотрит, чуть склонив голову, и внимательно, требовательно смотрит на брата.
В глубине комнаты, около стола, на фоне открытой двери, так, что свет, падая из окна, хорошо освещает ее фигуру. Из-за этого она хорошо видна, хотя и изображена на заднем плане картины.
Кто встречает ученика с радостью?
Каково отношение к мальчику младшего братишки?
Как вы думаете, есть ли у этого мальчика возможность учиться?
Конечно, есть. Это видно по обстановке в квартире. Дома у них чисто, уютно. Стол накрыт белой скатертью с желтой каймой, на полу большой бордовый ковер, у стены стоит кресло. В открытую дверь видна смежная комната, на стене которой висит большая географическая карта полушарий.
Подумайте, какова основная мысль картины?
Невесело приносить домой двойки - вот основная мысль картины.
План сочинения
- Название картины, автор, тема, идея.
Вступление должно быть необычным!
- Композиция картины (передний план, центр, задний план). Интерьер, герои.
- Краски картины.
- Впечатления о картине.
- Мастерство художника.
Словарная работа :
С…мья
Отд…хнуть
С…дит
Ст…ит
Ог…рченно
Уд…вленно
Взгл…нула
Зам…лчали
П…ртфель
К…ньки
Скат…рть
В…л…сипед
Комн…та
Ост…новиться
С…бака
Сер…це
Пиши правильно:
С е мья
Отд о хнуть
С и дит
Ст о ит
Ог о рченно
Уд и вленно
Взгл я нула
Зам о лчали
П о ртфель
К о ньки
Скат е рть
В е л о сипед
Комн а та
Ост а новиться
С о бака
Сер д це
Желаю вам успехов, ребята и, конечно,
Н.Заболоцкий «Опять пятерка» (1954 г.)