СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сочинение-рассуждение на дискуссионную тему

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

•Дискуссионная тема – это тема, которая вызывает споры.

Просмотр содержимого документа
«Сочинение-рассуждение на дискуссионную тему»

Сочинение-рассуждение  на дискуссионную тему.

Сочинение-рассуждение на дискуссионную тему.

Ответьте на вопросы: Чем отличается сочинение-рассуждение от других типов речи? Какому типу текстов соответствует каждая из представленных в таблице схем?

Ответьте на вопросы:

  • Чем отличается сочинение-рассуждение от других типов речи?
  • Какому типу текстов соответствует каждая из представленных в таблице схем?

Общее впечатление о предмете. Признаки предмета. Тезис. Доказательства. Вывод. Начало события. Продолжение события. Конец события.
  • Общее впечатление о предмете.
  • Признаки предмета.
  • Тезис.
  • Доказательства.
  • Вывод.
  • Начало события.
  • Продолжение события.
  • Конец события.

Описание Рассуждение Общее впечатление о предмете. Признаки предмета. Повествование Тезис. Доказательства Вывод. Начало события.  Развитие события. Конец события.

Описание

Рассуждение

  • Общее впечатление о предмете.
  • Признаки предмета.

Повествование

  • Тезис.
  • Доказательства
  • Вывод.
  • Начало события.
  • Развитие события.
  • Конец события.

Дискуссионная тема – это тема, которая вызывает споры.  Например, о манере вести спор. Ребята, приходилось ли вам в жизни дискутировать? (Какие синонимы мы можем подобрать к слову «дискутировать»?) Получалось ли у вас грамотно вести спор? Убеждали ли вы своего собеседника в собственной правоте? Сегодня мы поучимся это делать.
  • Дискуссионная тема – это тема, которая вызывает споры.

  • Например, о манере вести спор.
  • Ребята, приходилось ли вам в жизни дискутировать? (Какие синонимы мы можем подобрать к слову «дискутировать»?) Получалось ли у вас грамотно вести спор? Убеждали ли вы своего собеседника в собственной правоте? Сегодня мы поучимся это делать.

Знаете ли вы, что существует множество разновидностей манеры вести спор? Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута, дискуссии, полемики – вы, конечно, убедитесь, что ведут они себя по-разному. Одни, например, держатся уважительно по отношению друг к другу, не прибегая к нечестным приемам и уловкам, не допускают резкого тона. Они внимательно анализируют доводы, которые предлагает оппонент, и основательно аргументируют свою позицию. Как правило, во время такого спора стороны испытывают глубокое удовлетворение, желание разобраться в обсуждаемых проблемах.
  • Знаете ли вы, что существует множество разновидностей манеры вести спор? Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута, дискуссии, полемики – вы, конечно, убедитесь, что ведут они себя по-разному.
  • Одни, например, держатся уважительно по отношению друг к другу, не прибегая к нечестным приемам и уловкам, не допускают резкого тона. Они внимательно анализируют доводы, которые предлагает оппонент, и основательно аргументируют свою позицию. Как правило, во время такого спора стороны испытывают глубокое удовлетворение, желание разобраться в обсуждаемых проблемах.
Другие же, вступив в спор, начинают себя чувствовать как на войне, поэтому они применяют непозволительные уловки. Главное – наголову разбить противника, поставив его в невыгодное, с их точки зрения, положение. Значит, и вам нужно находиться в боевой готовности. Наконец, есть и такие горе-спорщики, которые ведут себя самым непозволительным образом. Они в грубой форме обрывают оппонента, унижают его оскорбительными выпадами, говорят пренебрежительным или оскорбительным тоном, насмешливо переглядываются со слушателями, одним словом, ведут себя как невоспитанные люди.
  • Другие же, вступив в спор, начинают себя чувствовать как на войне, поэтому они применяют непозволительные уловки. Главное – наголову разбить противника, поставив его в невыгодное, с их точки зрения, положение. Значит, и вам нужно находиться в боевой готовности.
  • Наконец, есть и такие горе-спорщики, которые ведут себя самым непозволительным образом. Они в грубой форме обрывают оппонента, унижают его оскорбительными выпадами, говорят пренебрежительным или оскорбительным тоном, насмешливо переглядываются со слушателями, одним словом, ведут себя как невоспитанные люди.
Таким образом, поведение полемистов, безусловно, влияет на успех обсуждения, поэтому понимание особенностей манеры спорить, умение на лету уловить изменения в поведении своих оппонентов, конечно, позволяет лучше ориентироваться в споре, наиболее точно выбирать вариант собственного поведения и определять тактику в споре.
  • Таким образом, поведение полемистов, безусловно, влияет на успех обсуждения, поэтому понимание особенностей манеры спорить, умение на лету уловить изменения в поведении своих оппонентов, конечно, позволяет лучше ориентироваться в споре, наиболее точно выбирать вариант собственного поведения и определять тактику в споре.
Беседа по тексту. – Какие существуют способы вести спор? – Какой вам кажется наиболее приемлемым? – Какие приемы можно использовать во время дискуссии? – Рассмотрите полемистов на репродукции картины Ю. Пименова «Спор». Какую манеру вести спор они предпочитают? По каким деталям можно сделать такой вывод? – Приходится ли во время спора критиковать собеседника? Как это правильно сделать? Воспользуйтесь советом Д. Карнеги. Как правильно критиковать людей

Беседа по тексту.

  • – Какие существуют способы вести спор?
  • – Какой вам кажется наиболее приемлемым?
  • – Какие приемы можно использовать во время дискуссии?
  • – Рассмотрите полемистов на репродукции картины Ю. Пименова «Спор». Какую манеру вести спор они предпочитают? По каким деталям можно сделать такой вывод?
  • – Приходится ли во время спора критиковать собеседника? Как это правильно сделать? Воспользуйтесь советом Д. Карнеги.
  • Как правильно критиковать людей
Как правильно критиковать людей Правило 1: начинайте с похвалы и искренних достоинств собеседника. Правило 2: указывайте на ошибки других не прямо, а косвенно. Правило 3: сначала поговорите о собственных ошибках, а затем уж критикуйте своего собеседника. Правило 4: задавайте собеседнику вопросы, вместо того чтобы ему что-то приказывать. Правило 5: давайте людям возможность спасти свой престиж. Правило 6: выражайте людям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечайте каждый их успех. Будьте чистосердечны в своей оценке и щедры на похвалу. Правило 7: создавайте людям хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать. Правило 8: прибегайте к поощрению. Создавайте впечатление, что ошибка, которую вы хотите видеть исправленной, легко исправима. Делайте вид, чтобы то, на что вы побуждаете людей, казалось им нетрудным. Правило 9: добивайтесь, чтобы люди были рады сделать то, что вы предлагаете.
  • Как правильно критиковать людей
  • Правило 1: начинайте с похвалы и искренних достоинств собеседника.
  • Правило 2: указывайте на ошибки других не прямо, а косвенно.
  • Правило 3: сначала поговорите о собственных ошибках, а затем уж критикуйте своего собеседника.
  • Правило 4: задавайте собеседнику вопросы, вместо того чтобы ему что-то приказывать.
  • Правило 5: давайте людям возможность спасти свой престиж.
  • Правило 6: выражайте людям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечайте каждый их успех. Будьте чистосердечны в своей оценке и щедры на похвалу.
  • Правило 7: создавайте людям хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать.
  • Правило 8: прибегайте к поощрению. Создавайте впечатление, что ошибка, которую вы хотите видеть исправленной, легко исправима. Делайте вид, чтобы то, на что вы побуждаете людей, казалось им нетрудным.
  • Правило 9: добивайтесь, чтобы люди были рады сделать то, что вы предлагаете.
Искусство ошибаться Я не люблю смотреть телевизионные передачи. Но были программы, которые я смотрел всегда: танцы на льду. Потом я устал от них и смотреть перестал – перестал систематически, смотрю только эпизодически. Больше всего мне нравится, когда те, кого считают слабыми или кто еще не вошел в обоймы «признанных», выступают удачно. Удача начинающих или удача неудачливых приносит гораздо более удовлетворения, чем удача удачников.
  • Искусство ошибаться
  • Я не люблю смотреть телевизионные передачи. Но были программы, которые я смотрел всегда: танцы на льду. Потом я устал от них и смотреть перестал – перестал систематически, смотрю только эпизодически. Больше всего мне нравится, когда те, кого считают слабыми или кто еще не вошел в обоймы «признанных», выступают удачно. Удача начинающих или удача неудачливых приносит гораздо более удовлетворения, чем удача удачников.
Но дело не в этом, больше всего меня восхищает, как «конькобежец» (так в старину называли спортсменов на льду) выправляет свои ошибки во время танца. Упал и встает, быстро вступая снова в танец, и ведет этот танец так, точно падения и не было, – это искусство, огромное искусство. Но ведь в жизни ошибок бывает гораздо больше, чем на ледяном поле. И надо уметь выходить из ошибок: исправлять их немедленно и… красиво. Да, именно красиво.
  • Но дело не в этом, больше всего меня восхищает, как «конькобежец» (так в старину называли спортсменов на льду) выправляет свои ошибки во время танца. Упал и встает, быстро вступая снова в танец, и ведет этот танец так, точно падения и не было, – это искусство, огромное искусство.
  • Но ведь в жизни ошибок бывает гораздо больше, чем на ледяном поле. И надо уметь выходить из ошибок: исправлять их немедленно и… красиво. Да, именно красиво.
Когда человек упорствует в своей ошибке или чересчур переживает, думает, что «жизнь кончилась», «все погибло», – это досадно и для него и для окружающих. Окружающие испытывают неловкость не от самой ошибки, а от того, какое недоумение проявляет ошибшийся в ее исправлении.
  • Когда человек упорствует в своей ошибке или чересчур переживает, думает, что «жизнь кончилась», «все погибло», – это досадно и для него и для окружающих. Окружающие испытывают неловкость не от самой ошибки, а от того, какое недоумение проявляет ошибшийся в ее исправлении.
Признаться в своей ошибке перед самим собой (не обязательно делать это публично: тогда это либо стыдно, либо рисовка) не всегда легко, нужен опыт. Нужен опыт, чтобы после совершенной ошибки как можно скорее и как можно легче включиться в работу, продолжить ее. И окружающим не надо понуждать человека к признанию ошибки, надо побуждать к ее исправлению; реагируя так, как реагируют зрители на соревнованиях, иногда даже награждая упавшего и легко исправившего свою ошибку радостными аплодисментами при первом же удобном случае. (Д. С. Лихачев.)
  • Признаться в своей ошибке перед самим собой (не обязательно делать это публично: тогда это либо стыдно, либо рисовка) не всегда легко, нужен опыт. Нужен опыт, чтобы после совершенной ошибки как можно скорее и как можно легче включиться в работу, продолжить ее. И окружающим не надо понуждать человека к признанию ошибки, надо побуждать к ее исправлению; реагируя так, как реагируют зрители на соревнованиях, иногда даже награждая упавшего и легко исправившего свою ошибку радостными аплодисментами при первом же удобном случае.
  • (Д. С. Лихачев.)
Задания:  Умеешь ли ты ошибаться?  Помог ли тебе автор текста своими советами?  Какова тема текста?  Сколько проблем поднимает автор?  Какая из них тебе наиболее близка?  Составь тезисный план текста.  Какие фразы из текста тебе кажутся ключевыми?  Выражена ли позиция автора открыто? В чем она заключена?
  • Задания:
  • Умеешь ли ты ошибаться?
  • Помог ли тебе автор текста своими советами?
  • Какова тема текста?
  • Сколько проблем поднимает автор?
  • Какая из них тебе наиболее близка?
  • Составь тезисный план текста.
  • Какие фразы из текста тебе кажутся ключевыми?
  • Выражена ли позиция автора открыто? В чем она заключена?
 Какова идея текста?  Согласен ли ты с мнением автора: «И окружающим не надо понуждать человека к признанию ошибки…»?  Вырази свое мнение по данному вопросу, аргументируй его.  Как выполнить совет Лихачева: «…надо побуждать к ее исправлению…»?  Заполни таблицу, воспользовавшись текстом Лихачева.
  • Какова идея текста?
  • Согласен ли ты с мнением автора: «И окружающим не надо понуждать человека к признанию ошибки…»?
  • Вырази свое мнение по данному вопросу, аргументируй его.
  • Как выполнить совет Лихачева: «…надо побуждать к ее исправлению…»?
  • Заполни таблицу, воспользовавшись текстом Лихачева.
Как поступить, если ты ошибся? Можно Нельзя
  • Как поступить, если ты ошибся?
  • Можно Нельзя