То, что происходит в жизни,
рано или поздно находит отклик
в литературе.
В.Г.Распутин.
У каждого писателя есть такое произведение, где он выразился с особой полнотой. Такой книгой, по-моему, у В.Распутина является повесть « Пожар». В этом произведении нашли своё отражение все сокровенные мысли и чувства автора, боль за сегодня и завтра земли нашей, за человека.
« Пожар» является логическим продолжением того, что было создано в семидесятые годы, а это « Деньги для Марии», « Последний срок», « Прощание с Матёрой», « Живи и помни».
Герои книг Распутина настолько реальны, настолько правдивы, что сама жизнь становится содержанием его произведений. Жизненная и писательская судьба Валентина Распутина прочно связана с родным краем – Сибирью. Не случайно и название деревни в повести « Живи и помни» - Атамановка, в нём отчётливо слышится родное – Аталанка, где в тысяча девятьсот тридцать седьмом году родился писатель.
Персонажи произведений Распутина живут в суровом и требовательном мире, главные нравственные категории которого – долг и совесть. Эти понятия наполняются конкретным содержанием. Это ответственность перед теми, кто дал тебе жизнь, перед отчим домом, родной землёй.
« Живи и помни» … Эти слова становятся лейтмотивом всего творчества Распутина, как жизненное кредо писателя. Они звучат как напоминание исконных человеческих законов. Честь, сбережённая смолоду, выполненный долг и даже смерть во имя людей становятся лучшим обоснованием жизни будущей.
Эта мысль, впервые зазвучавшая в ранних произведениях писателя, находит своё отражение в повести « Пожар». Это небольшое произведение настолько значительно, так искренне и взволнованно говорит писатель, столько в нём боли, тревоги и любви, что никого не может оставить равнодушным.
Не зря сегодня называют В.Распутина совестью нашего времени.
В центре внимания писателя родные сибиряки из посёлка Сосновка, вынужденные покинуть свою затопленную родную Егоровку.
Давно отгремела война, ушли в прошлое и тяжёлые послевоенные годы. Жизнь должна налаживаться. Но увы? Главный герой повести , бывший фронтовик Иван Петрович Егоров, с ужасом замечает, что « свой враг» наступал. Всё меньше человеческого остаётся в человеке. Бывший директор школы подсчитал, сколько людей погибло в Сосновке в войну и сколько не своей смертью в последние четыре года. « И разница вышла небольшая».
Когда? С чего произошёл разворот на нынешнее раздольное житьё-бытьё? На эти вопросы мучительно ищет ответ Иван Петрович. Всё перевернулось с ног на голову, и то, за что держались недавно всем миром, что было общим законом для всех твердью земной, превратилось в пережиток. Власть в селе захватили « архаровцы» - люди лёгкие, они хулиганят, безжалостно губят лес.
Раздумывая о причинах происходящего, Иван Петрович приходит к выводу, что не только « архаровцы» во всём виноваты. « Люди разбрелись всяк по себе ещё раньше». Неуютным и неопрятным был посёлок бивуачного типа, словно люди здесь остановились переждать погоду и отдохнуть. Нарушена главная человеческая заповедь: работай, думая, что будешь жить вечно, относись к людям так, будто умрёшь завтра.
Человек, потерявший родину, маленький уголок, где стоит его дом, родные могилы, теряет чувство уверенности в себе, внутреннее спокойствие, самого себя. Рвётся Ариаднина нить, рушатся старые привычки и обычаи. Об этом во весь голос, с глубокой болью говорит Распутин. « Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьёй, работа, люди, с кем вместе правишь праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом. Все четыре одна важней другой. Захромает какая – весь свет в наклон».
Страшное разорение чувствовал в себе Иван Петрович. Когда начался этот раздор в его душе? Почему перемешались добро и зло? Неужели он только один видит и понимает?
Кульминационным событием в повести является пожар. Горят орсовские склады, и яркое пламя пожара высвечивает всё доброе и плохое в людях. Одни спасают народное добро, другие его бессовестно растаскивают. На пожаре погибает сторож дядя Миша Хампо и воришка Соня. Пылает пожар в душе Ивана Петровича. С глубокой горечью писатель говорит о том, что ушли в прошлое дедовские времена, когда человека оценивали по его душевным жестам, по его способности или неспособности чувствовать, как своё собственное, чужое страдание. Больно ему оттого, что хороший человек сегодня тот, кто не делает зла, кто ни во что не вмешивается и ничему не мешает. Изгоем становится фронтовик Иван Петрович, уходит из села на поиски своего крестьянского счастья: « легко, освобождено, ровно шагалось ему, будто случайно нашёл он и свой шаг, и вздох, будто вынесло его наконец на верную дорогу». Молчит , не то встречая, не то провожая его, земля. «Что ты есть, молчаливая наша земля, доколе молчишь ты? И разве молчишь ты?» Этими тревожными строками заканчивается повесть.
Нет, не молчит земля, всё помнит она и не забывает отвечать на варварское к ней отношение. Бьёт в набат В.Распутин, будто бы говорит нам: « Люди, опомнитесь! Что вы делаете ? Так давайте же беречь и любить эту землю. Ведь вы же люди?
Чувство гуманизма будит в нас писатель, приводит к пониманию того, человек не может существовать без любви к ближнему, к самому себе, к земле родной .Он снова и снова напоминает нам: « А земля –то у нас одна…Как прекрасна земля и на ней человек!»
В год юбилея Валентина Григорьевича Распутина я призываю всех перечитать произведения замечательного писателя. Я вас уверяю, что вы не пожалеете об этом. Ведь В.Г.Распутин – человек и писатель с очень обострённым чувством совести.