Исходный текст
(1)Рано утром впотьмах поднимался я и брёл к электричке, ехал в битком набитом вагоне. (2)Потом – слякотный перрон… (3)Городские зимние угрюмые сумерки. (4)Людской поток несёт тебя ко входу в метро. (5)Там давка: в дверях, у турникетов, у эскалаторов, в подземных переходах. (6)В жёлтом электрическом свете течёт и течёт молчаливая людская река…
(7)К вечеру наглядишься, наслушаешься, устанешь, еле бредёшь.
(8)Снова – метро, его подземелья… (9)Выберешься оттуда, вздохнёшь и спешишь к электричке, в её вечернюю толкотню, Бога моля, чтобы не отменили.
(10)Так и текла моя московская жизнь: за днём – день, за неделей – другая. (11)Затемно встанешь, затемно к дому прибьёшься. (12)Ничему не рад, даже зиме и снегу.
(13)Уже пошёл декабрь, спеша к новогодью…
(14)Однажды вечером мне повезло вдвойне: электричку не отменили и вагон оказался не больно набитым. (15)Уселся, газету развернул. (16)Хотя чего там вычитывать: убили, взорвали, ограбили... (17)Вечерний поезд, усталые люди. (18)Зима, теснота, из тамбура дует, кто-то ворчит…
(19)Глаза прикрыл, но задремать не успел: застрекотали рядом молоденькие девушки. (20)Хорошо, что обходились без убогого «короче», «прикольно». (21)Обычная девичья болтовня: лекции, практика, зачёты – словом, учёба. (22)Потом Новый год вспомнили, ведь он недалеко.
(23)– Подарки пора покупать, – сказала одна из них. (24)– А чего дарить? (25)И всё дорого.
(26)– Ты ещё подарки не приготовила?! – ужаснулась другая девчушка.
(27)– Когда же ты успеешь?!
(28)– А ты?
(29)– Ой, у меня почти всё готово. (30)Маме я ещё осенью, когда в Кимрах была, купила домашние тапочки на войлоке, старичок продавал. (31)Ручная работа, недорого. (32)У мамочки ноги болят. (33)А там – войлок. (34)Ой, как мама обрадуется! – голос её прозвенел такой радостью, словно ей самой подарили что-то очень хорошее.
(35)Я голову поднял, взглянул: обычная молоденькая девушка. (36)Лицо живое, милое, голосок, как колокольчик, звенит.
(37)– А папе… (38)У нас такой папа хороший, работящий… (39)И я ему подарю… (40)А дедушке… (41)А бабушке...
(42)Не только я и соседи, но, кажется, уже весь вагон слушал счастливую повесть девушки о новогодних подарках. (43)Наверное, у всех, как и у меня, отступило, забылось дневное, несладкое, а проснулось, нахлынуло иное, ведь и вправду Новый год близок…
(44)Я вышел из вагона с лёгким сердцем, торопиться не стал, пропуская спешащих. (45)Дорога славная: берёзы да сосны сторожат тропинку; не больно холодно, а на душе вовсе тепло. (46)Спасибо той девочке, которую унесла электричка. (47)А в помощь ей – малиновый чистый закат над чёрными елями, бормочущая во тьме речушка под гибким деревянным мостком, говор вдали, детский смех и, конечно, надежда.
(48)Так что шагай, человече…
(По Б.П. Екимову)*
* Борис Петрович Екимов (род. в 1938 г.) – русский прозаик и публицист.
Сочинение выпускника | Комментарий эксперта | Баллы по критериям 1-6 |
Можно ли в повседневной жизни сохранить праздник в душе? Возможно ли не утонуть в серости однообразных будней? В тексте, предложенном для анализа, Б.П. Екимов рассматривает проблему умения находить радость даже в мелочах окружающего мира. | Проблема четко сформулирована. Перечислены основные вопросы, на которые автор отвечает в исходном тексте. | К1 – 1 балл |
Автор рассказывает нам, как обычная поездка в электричке повлияла на его подавленное состояние. Герой просто услышал рассказ незнакомой девушки о своих родных, о подарках, которые она им приготовила, о приближающемся Новом годе. Казалось бы, обычный чужой разговор, но он был наполнен такой теплотой и нежностью, что не мог не повлиять на всех, кто его слышал, поэтому из электрички автор вышел уже совсем в другом расположении духа. После счастливой поездки в героя вселились необычайные чувства. Он словно ожил: «…отступило, забылось дневное, несладкое, а проснулось, нахлынуло иное…» | Проблема достаточно полно прокомментирована – экзаменуемый выявляет основные мысли автора по проблеме. | К2 – 2 балла |
Хоть в тексте и не содержится прямой просьбы, но мы чувствуем, как автор призывает людей не поддаваться унылости повседневной жизни. Екимов уверен, что достаточно оглянуться по сторонам, вглядеться в окружающий нас мир, чтобы найти ту мелочь, которая сможет подарить частичку праздника, радость, а может быть, и счастье. | Замысел автора текста понят, его позиция сформулирована верно. | К3 – 1 балл |
С мнением автора текста трудно не согласиться, ведь вокруг так много замечательных вещей и явлений, которые как будто специально созданы для того, чтобы повышать нам настроение. Нужно не только самому находить источники радости, но и дарить их окружающим людям. Радоваться жизни нас учит героиня романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Наташа Ростова. Какой воодушевлённости полон её монолог, в котором девушка восхищается ночным пейзажем! В это время героиня испытывает безграничное чувство радости, которое «заражает» и ставшего невольным свидетелем сцены Андрея Болконского. Из своей жизни могу привести следующий пример. Когда я чувствую, что устала, что повседневная суета начинает меня одолевать, я прихожу к маме. На её лице обязательно появляется улыбка, которая меня вырывает из суетного течения жизни. Я забываю все проблемы, ведь что может быть радостней, чем улыбка родного человека. | В форме согласия с автором выражено мнение экзаменуемого по сформулированной им проблеме. Приведены два аргумента из художественной литературы, подтверждающие мысль о том, что источники радости заключаются в самых обычных деталях, нужно лишь обратить на них внимание. | К4 – 3 балла |
Итак, всем нужно помнить, что в мире бесконечно много мелочей, которые не дают потерять вкус жизни. Главная задача заключается в том, чтобы их найти. | Заключительная часть работы является выводом, подтверждающим тезис, сформулированный в начале работы. Отсутствуют логические ошибки и нарушения абзацного членения текста. | К5 – 2 балла |
| Работа характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматических форм, уместным использованием средств выразительности. | К6 – 2 балла |