СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сочинительная связь

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сочинительная связь»

Средства связи частей сложного предложения. Сочинительная связь между частями сложного предложения. Сложносочинённые предложения.  РУССКИЙ ЯЗЫК, 5-й КЛАСС, Ч. 1.  Урок № 66. © ООО«Баласс», 2012.

Средства связи частей сложного предложения. Сочинительная связь между частями сложного предложения. Сложносочинённые предложения.

РУССКИЙ ЯЗЫК, 5-й КЛАСС, Ч. 1.

Урок № 66. © ООО«Баласс», 2012.

Вспоминаем то, что знаем Прочитайте предложения. На лугу пестрели белые ромашки и синие васильки. На лугу виднелись белые ромашки, и синие васильки пестрели между ними. Установите сходство и отличия предложений. Из скольких частей (смысловых отрезков) состоят предложения? Какие это предложения: простые или сложные? Проверьте себя. Какую связь выражает союз и в этих предложениях – сочинительную или подчинительную? Почему?

Вспоминаем то, что знаем

Прочитайте предложения.

На лугу пестрели белые ромашки и синие васильки.

На лугу виднелись белые ромашки, и синие васильки пестрели между ними.

Установите сходство и отличия предложений.

Из скольких частей (смысловых отрезков) состоят предложения?

Какие это предложения: простые или сложные?

Проверьте себя.

Какую связь выражает союз и в этих предложениях – сочинительную или подчинительную? Почему?

Открываем новые знания Перечитайте предложение. На лугу виднелись белые ромашки, и синие васильки пестрели между ними. Можно ли задать вопрос от одной части предложения к другой? Какими средствами связаны части сложного предложения? Сформулируйте вывод о типе связи между частями сложного предложения. Проверьте себя.

Открываем новые знания

Перечитайте предложение.

На лугу виднелись белые ромашки, и синие васильки пестрели между ними.

Можно ли задать вопрос от одной части предложения к другой?

Какими средствами связаны части сложного предложения?

Сформулируйте вывод о типе связи между частями сложного предложения.

Проверьте себя.

Открываем новые знания Связь между равноправными частями сложного предложения, соединёнными союзом и и интонацией, называется сочинительной . Прочитайте предложения. Чешуя покрывала тела большинства динозавров, но в воде они не жили. Они имели очень длинные хвосты, а весили эти животные около сорока тонн. Какая связь между частями этих предложений? Назовите средства связи. Сделайте вывод: как могут соединяться части сложных предложений с сочинительной связью? Предположите, как могут называться такие сложные предложения.

Открываем новые знания

Связь между равноправными частями сложного предложения, соединёнными союзом и и интонацией, называется сочинительной .

Прочитайте предложения.

Чешуя покрывала тела большинства динозавров, но в воде они не жили.

Они имели очень длинные хвосты, а весили

эти животные около сорока тонн.

Какая связь между частями этих предложений?

Назовите средства связи.

Сделайте вывод: как могут соединяться части сложных предложений с сочинительной связью?

Предположите, как могут называться такие сложные предложения.

Открываем новые знания Если части сложного предложения равноправны (то есть от одной части к другой не задаётся вопрос) и соединяются союзами и, а, но, или, да  и интонацией, то такое сложное предложение называется сложносочинённым . Части сложносочинённого предложения на письме разделяются запятыми . Какая ещё новая и важная информация содержится в тексте?  Назовите два признака, которыми должны обладать сложносочинённые предложения. Части равноправны (сочинительная связь). 2. Соединяются союзами и, а, но, или, да и интонацией. Проверьте себя.

Открываем новые знания

Если части сложного предложения равноправны (то есть от одной части к другой не задаётся вопрос) и соединяются союзами и, а, но, или, да и интонацией, то такое сложное предложение называется сложносочинённым .

Части сложносочинённого предложения на письме разделяются запятыми .

Какая ещё новая и важная информация содержится в тексте?

Назовите два признака, которыми должны обладать сложносочинённые предложения.

  • Части равноправны (сочинительная связь).

2. Соединяются союзами и, а, но, или, да и интонацией.

Проверьте себя.

Сложносочинённые предложения. Поработайте в парах. Найдите в тексте упр. 300 сложносочинённые предложения. Проверьте себя. 1, 2, 4 Спишите эти предложения, расставьте недостающие знаки препинания. Части сложносочинённого предложения на письме разделяются запятой .

Сложносочинённые предложения.

Поработайте в парах. Найдите в тексте упр. 300 сложносочинённые предложения.

Проверьте себя.

1, 2, 4

Спишите эти предложения, расставьте недостающие знаки препинания.

Части сложносочинённого предложения на письме разделяются запятой .

Поработайте в парах. Составьте и запишите сложносочинённые предложения из следующих смысловых отрезков, используя союзы и, а, но, или, да . 1. Между тем затрубили рога … Алёша от них не отставал. 2. Долго они так скакали … он из учтивости не сказал ни слова. 3. Ему это показалось смешно … охотники пустились скакать во всю прыть. 4. Попугай смотрел на Алёшу и хлопал глазами … вошло множество маленьких людей. 5. Отворилась боковая дверь …  серая кошка опять умывалась лапками.

Поработайте в парах.

Составьте и запишите сложносочинённые предложения из следующих смысловых отрезков, используя союзы и, а, но, или, да .

1. Между тем затрубили рога

… Алёша от них не отставал.

2. Долго они так скакали

… он из учтивости не сказал ни слова.

3. Ему это показалось смешно

… охотники пустились скакать во всю прыть.

4. Попугай смотрел на Алёшу и хлопал глазами

… вошло множество маленьких людей.

5. Отворилась боковая дверь

… серая кошка опять умывалась лапками.

Проверьте себя.  1. Между тем затрубили рога, и охотники пустились вскачь во всю прыть.  2 . Долго они так скакали, но Алёша от них не отставал.  3 . Ему это показалось смешно, но он из учтивости не сказал ни слова.  4 . Попугай смотрел на Алёшу и хлопал глазами, а серая кошка опять умывалась лапками.  5 . Отворилась боковая дверь, и вошло множество маленьких людей.

Проверьте себя.

1. Между тем затрубили рога, и охотники пустились вскачь во всю прыть.

2 . Долго они так скакали, но Алёша от них не отставал.

3 . Ему это показалось смешно, но он из учтивости не сказал ни слова.

4 . Попугай смотрел на Алёшу и хлопал глазами, а серая кошка опять умывалась лапками.

5 . Отворилась боковая дверь, и вошло множество маленьких людей.

Используя схемы и графические обозначения, расскажите о сложносочинённых предложениях. 2 ] [ [  ] 1 . , И, А, НО, ИЛИ, ДА ( , )

Используя схемы и графические обозначения, расскажите о сложносочинённых предложениях.

2

]

[

[ ]

1

.

,

И, А, НО, ИЛИ, ДА

( , )

Рефлексия Выпишите только сложносочинённые предложения. Расставьте недостающие знаки препинания. 1. Зима нарядила деревья в богатые шубы и они красуются под лучами холодного снега. 2. Снег лег и на деревья и на крыши и на плечи прохожих. 3. Зима припорошила реку снегом и разложила пышные подушки сугробов. 4. Дорожки сверкают серебряным блеском а лед на реке уже окреп. 1. Зима нарядила деревья в богатые шубы, и они красуются под лучами холодного снега. 2. Дорожки сверкают серебряным блеском, а лёд на реке уже окреп. Проверьте себя.

Рефлексия

Выпишите только сложносочинённые предложения. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Зима нарядила деревья в богатые шубы и они красуются под лучами холодного снега.

2. Снег лег и на деревья и на крыши и на плечи прохожих.

3. Зима припорошила реку снегом и разложила пышные подушки сугробов.

4. Дорожки сверкают серебряным блеском а лед на реке уже окреп.

1. Зима нарядила деревья в богатые шубы, и они красуются под лучами холодного снега.

2. Дорожки сверкают серебряным блеском, а лёд на реке уже окреп.

Проверьте себя.

Рефлексия* Расставьте знаки препинания и назовите номер схемы, которая соответствует предложению. Летом налетит с юга горячий ветер и иссушит степь, и погибнут растения от засухи. Летом налетит с юга горячий ветер и иссушит степь и погибнут растения от засухи. 1. [ ═  ― ] ,  и [ ═  ― ] , и [ ═  ― ] . 2. [ ―  и ] , и [ ═  ― ] . 3. [ ═  ― ] , и [ ―  и ― ] . 4. [ ― , и , и ] .  ═ ═ ═ ═ *Задание повышенной сложности. ═ ═ ═ 2 Проверьте себя

Рефлексия*

Расставьте знаки препинания и назовите номер схемы, которая соответствует предложению.

Летом налетит с юга горячий ветер и иссушит степь, и погибнут растения от засухи.

Летом налетит с юга горячий ветер и иссушит степь и погибнут растения от засухи.

1. [ ― ] , и [ ― ] , и [ ― ] .

2. [ ― и ] , и [ ― ] .

3. [ ― ] , и [ ― и ― ] .

4. [ ― , и , и ] .

*Задание повышенной сложности.

2

Проверьте себя


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!