Средства связи частей сложного предложения. Сочинительная связь между частями сложного предложения. Сложносочинённые предложения.
РУССКИЙ ЯЗЫК, 5-й КЛАСС, Ч. 1.
Урок № 66. © ООО«Баласс», 2012.
Вспоминаем то, что знаем
Прочитайте предложения.
На лугу пестрели белые ромашки и синие васильки.
На лугу виднелись белые ромашки, и синие васильки пестрели между ними.
Установите сходство и отличия предложений.
Из скольких частей (смысловых отрезков) состоят предложения?
Какие это предложения: простые или сложные?
Проверьте себя.
Какую связь выражает союз и в этих предложениях – сочинительную или подчинительную? Почему?
Открываем новые знания
Перечитайте предложение.
На лугу виднелись белые ромашки, и синие васильки пестрели между ними.
Можно ли задать вопрос от одной части предложения к другой?
Какими средствами связаны части сложного предложения?
Сформулируйте вывод о типе связи между частями сложного предложения.
Проверьте себя.
Открываем новые знания
Связь между равноправными частями сложного предложения, соединёнными союзом и и интонацией, называется сочинительной .
Прочитайте предложения.
Чешуя покрывала тела большинства динозавров, но в воде они не жили.
Они имели очень длинные хвосты, а весили
эти животные около сорока тонн.
Какая связь между частями этих предложений?
Назовите средства связи.
Сделайте вывод: как могут соединяться части сложных предложений с сочинительной связью?
Предположите, как могут называться такие сложные предложения.
Открываем новые знания
Если части сложного предложения равноправны (то есть от одной части к другой не задаётся вопрос) и соединяются союзами и, а, но, или, да и интонацией, то такое сложное предложение называется сложносочинённым .
Части сложносочинённого предложения на письме разделяются запятыми .
Какая ещё новая и важная информация содержится в тексте?
Назовите два признака, которыми должны обладать сложносочинённые предложения.
- Части равноправны (сочинительная связь).
2. Соединяются союзами и, а, но, или, да и интонацией.
Проверьте себя.
Сложносочинённые предложения.
Поработайте в парах. Найдите в тексте упр. 300 сложносочинённые предложения.
Проверьте себя.
1, 2, 4
Спишите эти предложения, расставьте недостающие знаки препинания.
Части сложносочинённого предложения на письме разделяются запятой .
Поработайте в парах.
Составьте и запишите сложносочинённые предложения из следующих смысловых отрезков, используя союзы и, а, но, или, да .
1. Между тем затрубили рога
… Алёша от них не отставал.
2. Долго они так скакали
… он из учтивости не сказал ни слова.
3. Ему это показалось смешно
… охотники пустились скакать во всю прыть.
4. Попугай смотрел на Алёшу и хлопал глазами
… вошло множество маленьких людей.
5. Отворилась боковая дверь
… серая кошка опять умывалась лапками.
Проверьте себя.
1. Между тем затрубили рога, и охотники пустились вскачь во всю прыть.
2 . Долго они так скакали, но Алёша от них не отставал.
3 . Ему это показалось смешно, но он из учтивости не сказал ни слова.
4 . Попугай смотрел на Алёшу и хлопал глазами, а серая кошка опять умывалась лапками.
5 . Отворилась боковая дверь, и вошло множество маленьких людей.
Используя схемы и графические обозначения, расскажите о сложносочинённых предложениях.
2
]
[
[ ]
1
.
,
И, А, НО, ИЛИ, ДА
( , )
Рефлексия
Выпишите только сложносочинённые предложения. Расставьте недостающие знаки препинания.
1. Зима нарядила деревья в богатые шубы и они красуются под лучами холодного снега.
2. Снег лег и на деревья и на крыши и на плечи прохожих.
3. Зима припорошила реку снегом и разложила пышные подушки сугробов.
4. Дорожки сверкают серебряным блеском а лед на реке уже окреп.
1. Зима нарядила деревья в богатые шубы, и они красуются под лучами холодного снега.
2. Дорожки сверкают серебряным блеском, а лёд на реке уже окреп.
Проверьте себя.
Рефлексия*
Расставьте знаки препинания и назовите номер схемы, которая соответствует предложению.
Летом налетит с юга горячий ветер и иссушит степь, и погибнут растения от засухи.
Летом налетит с юга горячий ветер и иссушит степь и погибнут растения от засухи.
1. [ ═ ― ] , и [ ═ ― ] , и [ ═ ― ] .
2. [ ― и ] , и [ ═ ― ] .
3. [ ═ ― ] , и [ ― и ― ] .
4. [ ― , и , и ] .
═
═
═
═
*Задание повышенной сложности.
═
═
═
2
Проверьте себя