Русский язык. 7 класс. Урок ОНЗ (Слайд 1)
Тема: Сочинительные союзы: соединительные, противительные, разделительные
Цели урока: (для учителя)
-
(образовательная) Познакомить учащихся с разрядами сочинительных союзов
-
(образовательная) Сформировать у учащихся умение определять разряд сочинительных союзов.
-
(деятельностная) Тренировать умение фиксировать шаги по построению нового знания, умение работать в парах, группах, умение оценивать свою деятельность.
Ход урока
1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
-Здравствуйте, ребята, садитесь. Я очень рада вас видеть. Уверена, что наше общение сегодня будет приятным и плодотворным. У всех хорошее настроение. И мы начинаем урок.
-А начать его я хотела бы с высказывания белорусского писателя Якуба Коласа.
Слайд 2
«Нет у человека ничего прекраснее и дороже родины. Человек без родины- нищий человек.»
-Понравилось ли вам это утверждение? Согласны ли вы с ним? А как вы его поняли?
-Что значит словосочетание «нищий человек»?
(Родина- это самое дорогое, что есть у каждого из нас. Человек нищий, если у него ее нет.)
-Я полностью согласна с вами. Родина- это место, где мы родились и живем, это дом, семья, все, что мы любим.
-Какой частью речи является самое маленькое слово в этом высказывании? (Союз)
-Как вы думаете, а легко было бы обойтись нам без союзов? (Нет)
-Да, союз занимает особое место в русском языке, и он очень важен для нас. Мы продолжаем изучать эту часть речи, и сегодня вы узнаете что-то интересное о союзах, сами сформулируете тему и откроете новые знания. Итак, как вы будете открывать новое знание? (Выясним, что мы не знаем, и сами найдём способ.)
-Молодцы, желаю вам удачи!
2. Актуализация знаний.
-Сейчас мы повторим то, что нам потребуется. Дополните предложения.
Слайд 3
1. Союз – это…
2. Союзы бывают простыми и …
3. Союзы, связывающие однородные члены предложения и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного, называются…
4. Союзы, связывающие в сложном предложении простые предложения, из которых одно подчиняется другому, называются…
-Мы повторили, что такое союзы и на какие разряды они делятся. Зачем мы это сделали? (Чтобы открыть новые знания)
- А теперь выполним задание на пробное действие. У каждого из вас есть карточка, на которой вы видите сочинительные союзы. Разделите их на группы по значению.
И, но, тоже, либо, однако, зато, или, а, также.
-Кто не смог выполнить это задание? Что не смогли?
-А кто справился? Назовите варианты ответов. Объясните свой выбор.
3. Выявление места и причины затруднения
-Давайте вернемся к пробному действию. Что нужно было сделать? (Мы должны были разделить сочинительные союзы на группы)
-Почему вы не смогли это сделать? (Мы не знаем, как распределить сочинительные союзы на группы)
4. Построение проекта выхода из затруднения
- Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (Узнать, на какие разряды делятся сочинительные союзы, научиться распознавать их и применять в предложениях)
-Как же будет звучать тема нашего урока? (Разряды сочинительных союзов по значению)
-Давайте запишем тему в тетрадь
-Сейчас вы будете работать в группах. Всегда легче работать по плану. Я предлагаю вам такой план.
Слайд 4
План
-
Прочитайте предложения.
-
Найдите в них сочинительные союзы.
-
Подумайте, какую функцию они выполняют в предложениях.
-
Запишите предложения в нужные колонки.
-
Сделать вывод.
Работая по плану, вы должны заполнить таблицу и сделать вывод.
-
Реализация построенного проекта
Работа в группах
-
Месяц светил с высокого неба, и в степи видна была каждая травинка.
-
Не от росы урожай, а от пота.
-
То ветер завоет, то сильный дождь польёт.
Обозначают явления, которые происходят одновременно или следуют одно за другим (и это и то) | Указывают, что одно явление противопоставляется другому или чем-то от него отличается (не то, а это) | Указывают на то, что из двух или более явлений возможно только одно (или то, или это) |
Соединительные союзы | Противительные союзы | Разделительные союзы |
| | |
(У доски представители групп)
-Что у вас получилось?
- Какой союз в первом предложении? Какую функцию он выполняет? (Соединяет явления, которые происходят в одно время)
-Во втором предложении какой союз? Какое значение он имеет? Одно явление противопоставляет другому)
-А в третьем предложении зачем нужен союз? (Указывает на то, что из двух явлений возможно только одно)
-Итак, на какие же разряды делятся союзы? (Соединительные, противительные, разделительные.
Слайд 5
Обозначают явления, которые происходят одновременно или следуют одно за другим (и это, и то) | Указывают, что одно явление противопоставляется другому или чем-то от него отличается (не то, а это) | Указывают на то, что из двух или более явлений возможно только одно (или то, или это) |
Соединительные союзы | Противительные союзы | Разделительные союзы |
Месяц светил с высокого неба, и в степи видна была каждая травинка. | Не от росы урожай, а от пота. | То ветер завоет, то сильный дождь польёт. |
-Давайте сделаем вместе вывод. Сочинительные союзы в предложениях могут выполнять разные функции:обозначать явления, которые происходят одновременно или следуют одно за другим, указывать на то, что явления противопоставляются, или на то, что из нескольких явлений возможно только одно. В зависимости от этого все сочинительные союзы делятся на соединительные, разделительные и противительные.
-Где мы это можем проверить? (По учебнику.)
-Откройте с.164. Прочитаем.
Обозначают явления, которые происходят одновременно или следуют одно за другим (и это, и то) | Указывают, что одно явление противопоставляется другому или чем-то от него отличается (не то, а это) | Указывают на то, что из двух или более явлений возможно только одно (или то, или это) |
Соединительные союзы | Противительные союзы | Разделительные союзы |
И Да (= и) Также Тоже Ни … ни Не только… но и Как … так и | А Но Да (= но) Зато Однако | То ... то То ли … то ли Или Или … или Либо |
- А теперь вернёмся к заданию на пробное действие, с которым вы не смогли справиться в начале урока, и выполним его.
-Что мы узнали? (Узнали, на какие разряды делятся сочинительные союзы)
-А что теперь надо сделать? (Потренироваться)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
-Выполните задание (у доски). Запишите предложения. Определите разряд сочинительных союзов.
1. Дверь хлопала и открывалась снова
2. Любят Родину не за то, что она велика, а за то, что она своя.
3. Вы то прислушиваетесь к музыке, то отвлекаетесь на телевизор.
Задание в парах
Подберите подходящие по смыслу союзы и определите их разряд (а, да, то…то)
-
На улице весь декабрь … снег, … дождь.
-
Добрая пословица не в бровь, … в глаз.
-
Дела … случаи совсем замучили.
Проверка
-
На улице весь декабрь то снег, то дождь.(разделит.)
-
Добрая пословица не в бровь, а в глаз. (противит.)
-
Дела да случаи совсем замучили. (соединит.)
-Встаньте, у кого получилось так при проверке.
-Кто допустил ошибки?(проанализировать предложения с ошибками). Чем должны были воспользоваться? (эталоном)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
-Теперь надо понять, как усвоил новый материал каждый из вас. Для этого выполним самостоятельную работу. Вставьте подходящие по смыслу союзы и определите разряд.
1. При солнце тепло, (… )при матери добро.
2. Иногда он подрабатывал на местной пристани, поднося тюки (…) чемоданы.
3. По выходным мы с друзьями ходили на стадион (…) в бассейн.
Проверка (Слайд 6)
1. При солнце тепло, а при матери добро. (Против.)
2. Иногда он подрабатывал на местной пристани, поднося тюки и чемоданы. (Соед.)
3. По выходным мы с друзьями ходили на стадион или в бассейн. (Раздел.)
- Кто ошибся?
-Где было затруднение?
-Каким правилом вы должны были воспользоваться?
-Какой вывод сделают для себя те ребята, которые ошиблись?
-Какой цели достигли? (потренировались)
8. Включение в систему знаний и повторение
-Где нам нужны будут эти знания? (при выполнении упражнений, во время сдачи экзаменов, при выражении своих мыслей)
-Правильно, ребята! Знания союзов нам потребуются и для сдачи экзаменов в 9 и в 11 классах, и для общения друг с другом. Я хочу вам предложить выполнить задание из ЕГЭ по русскому языку.
Задание 2
Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в 1 предложении текста.
(1) История планетариев решительным образом изменила свой ход в 20 веке, (…)связано это с основанием в 1903 году Немецкого музея в Мюнхене.
Проверка
(1) История планетариев решительным образом изменила свой ход в 20 веке, и(а) связано это с основанием в 1903 году Немецкого музея в Мюнхене.
9. Рефлексия
-Какую цель ставили на уроке? (Узнать, на какие разряды по значению делятся сочинительные союзы, и научиться их применять в предложениях)
-Удалось ли достичь поставленной цели?
-В чём были трудности?
- Какую цель себе поставите?
-Оцените себя при помощи оценочной таблицы.
Учащимся предлагается заполнить таблицу для оценивания.
Сегодня я самостоятельно открывал новые знания | |
У меня были затруднения при открытии новых знаний | |
У меня не было ошибок в самостоятельной работе | |
У меня возникли затруднения при выполнении самостоятельной работы | |
Я активно помогал работе своей группы | |
Я не был активным, работая в группе | |
-Запишите домашнее задание: § 50, упражнение 306.
-Урок закончен. До свидания.