СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 02.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сочинительные союзы: соединительные, противительные, разделительные. 7 класс. Урок ОНЗ.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сочинительные союзы: соединительные, противительные, разделительные. 7 класс. Урок ОНЗ.»

Русский язык. 7 класс. Урок ОНЗ (Слайд 1)

Тема: Сочинительные союзы: соединительные, противительные, разделительные

Цели урока: (для учителя)

  1. (образовательная) Познакомить учащихся с разрядами сочинительных союзов

  2. (образовательная) Сформировать у учащихся умение определять разряд сочинительных союзов.

  3. (деятельностная) Тренировать умение фиксировать шаги по построению нового знания, умение работать в парах, группах, умение оценивать свою деятельность.


Ход урока


1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

-Здравствуйте, ребята, садитесь. Я очень рада вас видеть. Уверена, что наше общение сегодня будет приятным и плодотворным. У всех хорошее настроение. И мы начинаем урок.

-А начать его я хотела бы с высказывания белорусского писателя Якуба Коласа.

Слайд 2

«Нет у человека ничего прекраснее и дороже родины. Человек без родины- нищий человек.»

-Понравилось ли вам это утверждение? Согласны ли вы с ним? А как вы его поняли?

-Что значит словосочетание «нищий человек»?

(Родина- это самое дорогое, что есть у каждого из нас. Человек нищий, если у него ее нет.)

-Я полностью согласна с вами. Родина- это место, где мы родились и живем, это дом, семья, все, что мы любим.

-Какой частью речи является самое маленькое слово в этом высказывании? (Союз)

-Как вы думаете, а легко было бы обойтись нам без союзов? (Нет)

-Да, союз занимает особое место в русском языке, и он очень важен для нас. Мы продолжаем изучать эту часть речи, и сегодня вы узнаете что-то интересное о союзах, сами сформулируете тему и откроете новые знания. Итак, как вы будете открывать новое знание? (Выясним, что мы не знаем, и сами найдём способ.)

-Молодцы, желаю вам удачи!


2. Актуализация знаний.

-Сейчас мы повторим то, что нам потребуется. Дополните предложения.

Слайд 3

1. Союз – это…

2. Союзы бывают простыми и …

3. Союзы, связывающие однородные члены предложения и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного, называются…

4. Союзы, связывающие в сложном предложении простые предложения, из которых одно подчиняется другому, называются…

-Мы повторили, что такое союзы и на какие разряды они делятся. Зачем мы это сделали? (Чтобы открыть новые знания)


- А теперь выполним задание на пробное действие. У каждого из вас есть карточка, на которой вы видите сочинительные союзы. Разделите их на группы по значению.

И, но, тоже, либо, однако, зато, или, а, также.

-Кто не смог выполнить это задание? Что не смогли?

-А кто справился? Назовите варианты ответов. Объясните свой выбор.

3. Выявление места и причины затруднения

-Давайте вернемся к пробному действию. Что нужно было сделать? (Мы должны были разделить сочинительные союзы на группы)

-Почему вы не смогли это сделать? (Мы не знаем, как распределить сочинительные союзы на группы)

4. Построение проекта выхода из затруднения

- Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (Узнать, на какие разряды делятся сочинительные союзы, научиться распознавать их и применять в предложениях)

-Как же будет звучать тема нашего урока? (Разряды сочинительных союзов по значению)

-Давайте запишем тему в тетрадь

-Сейчас вы будете работать в группах. Всегда легче работать по плану. Я предлагаю вам такой план.

Слайд 4

План

  1. Прочитайте предложения.

  2. Найдите в них сочинительные союзы.

  3. Подумайте, какую функцию они выполняют в предложениях.

  4. Запишите предложения в нужные колонки.

  5. Сделать вывод.

Работая по плану, вы должны заполнить таблицу и сделать вывод.


  1. Реализация построенного проекта

Работа в группах

  1. Месяц светил с высокого неба, и в степи видна была каждая травинка.

  2. Не от росы урожай, а от пота.

  3. То ветер завоет, то сильный дождь польёт.

Обозначают явления, которые происходят одновременно или следуют одно за другим

(и это и то)

Указывают, что одно явление противопоставляется другому или чем-то от него отличается

(не то, а это)

Указывают на то, что из двух или более явлений возможно только одно


(или то, или это)

Соединительные союзы

Противительные союзы

Разделительные союзы





(У доски представители групп)

-Что у вас получилось?

- Какой союз в первом предложении? Какую функцию он выполняет? (Соединяет явления, которые происходят в одно время)

-Во втором предложении какой союз? Какое значение он имеет? Одно явление противопоставляет другому)

-А в третьем предложении зачем нужен союз? (Указывает на то, что из двух явлений возможно только одно)

-Итак, на какие же разряды делятся союзы? (Соединительные, противительные, разделительные.


Слайд 5

Обозначают явления, которые происходят одновременно или следуют одно за другим

(и это, и то)

Указывают, что одно явление противопоставляется другому или чем-то от него отличается

(не то, а это)

Указывают на то, что из двух или более явлений возможно только одно


(или то, или это)

Соединительные союзы

Противительные союзы

Разделительные союзы

Месяц светил с высокого неба, и в степи видна была каждая травинка.



Не от росы урожай, а от пота.


То ветер завоет, то сильный дождь польёт.


-Давайте сделаем вместе вывод. Сочинительные союзы в предложениях могут выполнять разные функции:обозначать явления, которые происходят одновременно или следуют одно за другим, указывать на то, что явления противопоставляются, или на то, что из нескольких явлений возможно только одно. В зависимости от этого все сочинительные союзы делятся на соединительные, разделительные и противительные.


-Где мы это можем проверить? (По учебнику.)

-Откройте с.164. Прочитаем.

Обозначают явления, которые происходят одновременно или следуют одно за другим

(и это, и то)

Указывают, что одно явление противопоставляется другому или чем-то от него отличается

(не то, а это)

Указывают на то, что из двух или более явлений возможно только одно


(или то, или это)

Соединительные союзы

Противительные союзы

Разделительные союзы

И

Да (= и)

Также

Тоже

Ни … ни

Не только… но и

Как … так и

А

Но

Да (= но)

Зато

Однако


То ... то


То ли … то ли

Или

Или … или

Либо


- А теперь вернёмся к заданию на пробное действие, с которым вы не смогли справиться в начале урока, и выполним его.



-Что мы узнали? (Узнали, на какие разряды делятся сочинительные союзы)

-А что теперь надо сделать? (Потренироваться)


6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

-Выполните задание (у доски). Запишите предложения. Определите разряд сочинительных союзов.

1. Дверь хлопала и открывалась снова

2. Любят Родину не за то, что она велика, а за то, что она своя.

3. Вы то прислушиваетесь к музыке, то отвлекаетесь на телевизор.


Задание в парах

Подберите подходящие по смыслу союзы и определите их разряд (а, да, то…то)

  1. На улице весь декабрь … снег, … дождь.

  2. Добрая пословица не в бровь, … в глаз.

  3. Дела … случаи совсем замучили.

Проверка

  1. На улице весь декабрь то снег, то дождь.(разделит.)

  2. Добрая пословица не в бровь, а в глаз. (противит.)

  3. Дела да случаи совсем замучили. (соединит.)


-Встаньте, у кого получилось так при проверке.

-Кто допустил ошибки?(проанализировать предложения с ошибками). Чем должны были воспользоваться? (эталоном)


7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

-Теперь надо понять, как усвоил новый материал каждый из вас. Для этого выполним самостоятельную работу. Вставьте подходящие по смыслу союзы и определите разряд.



1. При солнце тепло, (… )при матери добро.

2. Иногда он подрабатывал на местной пристани, поднося тюки (…) чемоданы.

3. По выходным мы с друзьями ходили на стадион (…) в бассейн.


Проверка (Слайд 6)

1. При солнце тепло, а при матери добро. (Против.)

2. Иногда он подрабатывал на местной пристани, поднося тюки и чемоданы. (Соед.)

3. По выходным мы с друзьями ходили на стадион или в бассейн. (Раздел.)


- Кто ошибся?

-Где было затруднение?

-Каким правилом вы должны были воспользоваться?

-Какой вывод сделают для себя те ребята, которые ошиблись?

-Какой цели достигли? (потренировались)


8. Включение в систему знаний и повторение


-Где нам нужны будут эти знания? (при выполнении упражнений, во время сдачи экзаменов, при выражении своих мыслей)

-Правильно, ребята! Знания союзов нам потребуются и для сдачи экзаменов в 9 и в 11 классах, и для общения друг с другом. Я хочу вам предложить выполнить задание из ЕГЭ по русскому языку.


Задание 2

Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в 1 предложении текста.

(1) История планетариев решительным образом изменила свой ход в 20 веке, (…)связано это с основанием в 1903 году Немецкого музея в Мюнхене.

Проверка



(1) История планетариев решительным образом изменила свой ход в 20 веке, и(а) связано это с основанием в 1903 году Немецкого музея в Мюнхене.



9. Рефлексия

-Какую цель ставили на уроке? (Узнать, на какие разряды по значению делятся сочинительные союзы, и научиться их применять в предложениях)

-Удалось ли достичь поставленной цели?

-В чём были трудности?

- Какую цель себе поставите?


-Оцените себя при помощи оценочной таблицы.

Учащимся предлагается заполнить таблицу для оценивания.


Сегодня я самостоятельно открывал новые знания


У меня были затруднения при открытии новых знаний


У меня не было ошибок в самостоятельной работе


У меня возникли затруднения при выполнении самостоятельной работы


Я активно помогал работе своей группы


Я не был активным, работая в группе



-Запишите домашнее задание: § 50, упражнение 306.

-Урок закончен. До свидания.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс