Содержание и формы работы классного руководителя с родителями
Важной задачей в работе классного руководителя с родителями является повышение их родительской компетентности, повышение их коммуникативной культуры, умения сотрудничать с детьми, находить с ними “общий язык”, развитие их родительских чувств. Одним из способов помочь детям и их родителям является просвещение родителей, обучение их навыкам сотрудничества с детьми, повышение их психолого-педагогической грамотности. Воспитание родителей на сегодняшний день – одна из важнейших задач в работе, стоящая перед педагогами и психологами, работающими в школе.
Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Велика роль учителя начальных классов в организации этой работы. Очень важно с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса.
Функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников – важное направление его деятельности. В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Школа была, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
К основным направлениям деятельности педагогов и родителей относятся:
1 - познавательная сфера жизни (работа с учителями-предметниками);
2 - поддержка физического здоровья учащихся;
3 - дополнительное образование детей и развитие творческого потенциала детей;
4 - поддержка одаренных детей;
5 - социальная поддержка и профилактика безнадзорности.
Сотрудничество классного руководителя с родителями включает несколько направлений:
1 - вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
2 - психолого-педагогическое просвещение родителей;
3 - участие семей учащихся в управлении учебно-воспитательным процессом в школе.
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс возможно с помощью таких форм деятельности:
- открытые уроки и внеклассные мероприятия;
- тематические недели знаний в школе;
- дни творчества детей и родителей;
- родительские вечера;
- инструктажи-рекомендации;
- практикумы;
- шефская помощь;
- родительское общественное патрулирование во время проведения школьных мероприятий;
- помощь в организации и проведении внеклассных дел;
- помощь в укреплении материально-технической базы класса и школы.
Организацию психолого-педагогического просвещения родителей можно осуществить с помощью таких форм работы:
- родительские собрания;
- индивидуальные консультации;
- тематические консультации;
- родительские лекции;
- родительские тренинги;
- общешкольные конференции.
Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом можно с помощью таких форм деятельности:
- участие родителей в родительском комитете класса;
- участие родителей класса в общешкольном комитете;
- участие родителей в совете школы.