СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Содержание и методика подготовки учителя физической культуры к занятиям».

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь.

 Такова духовная и философская

основа нашей профессии.

 В. А. Сухомлинский).

Просмотр содержимого документа
«Содержание и методика подготовки учителя физической культуры к занятиям».»



Тема «Содержание и методика подготовки учителя физической культуры к занятиям».

Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь.

Такова духовная и философская

основа нашей профессии.

В. А. Сухомлинский).

Какое бы образование, какую бы категорию, какой бы стаж работы не имел учитель, всё равно ему необходимо готовиться к урокам. Почему это необходимо? Потому что наша познавательная психика такова, что мы не можем в отношении умственного развития стоять на месте. Мы или работаем над собой и движемся вперёд, или же мы постоянно будем забывать, и терять приобретённые ранее знания и отступать назад.

Один из старейших специ­алистов по теории и практике школьного урока физической куль­туры К. X. Грантынь подчеркивал, что даже высококвалифициро­ванные учителя не могут пренебрегать подготовкой к уроку.

В условиях введения государственного образовательного стандарта общего образования коренным образом меняется содержание образования по предмету «Физическая культура», которое направлено на формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. Результатами обучения должны стать личностные, метапредметные и предметные достижения учащихся. И для этого учитель обязан уделять большое внимание к систематической подготовке своего урока, так как это определяет его уровень профессиональной компетентности. Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих преподавателей. Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга. Урок — главная составная часть учебного процесса. Качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем подготовки и проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Учитель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).
Систематическая подготовка к уроку — одна из наиболее эффективных форм и методов повышения педагогической квалификации самого учителя. Специалисты по вопросам теории и практики урока выделя­ют этапы подготовки к урок. Два этапа: краткосрочная, долгосрочная..




П одготовка к уроку бывает

Краткосрочной Долгосрочной

План конспект календарное планирование на учебный год

- материальная база

-методическое обеспечение

- мониторинг успеваемости учащихся

Долгосрочная или предварительная подготовка включает знакомство с программой, учебником, учебными пособиями и методической литературой; подбор наглядных пособий. На этом этапе проводится календарно-тематическое планирование, т.е. учебный материал в пределах каждой темы распределяется по урокам с указанием календарных сроков их проведения.

Для составления календарно-тематического плана учителю нужно знать количество учебных недель в году, число недельных часов, отводимых на изучение предмета и количество программных часов, требующихся для прохождения каждой темы.


1-й этап — изучение учебной программы. Особое внимание обращают на основные цели и задачи учебного предмета в целом и на цели и задачи, стоящие перед каждой учебной темой.

2-й этап — изучение методической литературы. Изучив содержание очередной учебной темы по программе, учитель просматривает соответствующие разделы учебника, методических руководств и статьи в методических журналах, собирает материал для общего плана изучения темы (тематическое планирование). Тематический план не должен быть громоздким. В нем предусматривается самое важное и существенное, а именно: разбивка учебного материала по урокам, логическая взаимосвязь материала, календарные сроки проведения уроков (по неделям).

3-й этап — изучение материала конкретного урока в учебнике.

4-й этап — изучение и подготовка имеющихся в школе средств обучения по теме урока.

Краткосрочная (текущая) подготовка включает написание учителем конспекта урока. Конспект может быть составлен в удобной для учителя форме, но обязательно должен содержать следующие элементы: тема урока; цели (планируемые результаты); оборудование (для учителя и учащихся); ход урока с указанием основных этапов и распределением времени на их проведение.

5-й этап — разработка плана урока. План урока — это конечный результат подготовительной работы учителя к проведению урока. Он составляется на основе тематического плана с учетом реального продвижения в изучении темы.

Методы подготовки учителя

  • Самообразование

1.Знакомиться с современными исследованиями ученых в области преподавания предмета «Физическая культура».

2. Знакомиться с новыми примерными и авторскими программами по физической культуре, концепциями обучения, их оценками.

3. Изучать нормативно-правовую базу по предмету, новую литературу по физической культуре и методике преподавания.

4. Своевременно повышать квалификацию.

5. Принимать участие в работе МО учителей физической культуры.

6. Принимать участие в соревнованиях, научно-практических конкурсах .

7.Своевременно обновлять инструкции по безопасной жизнедеятельности учащихся на уроках физической культуры.

8.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями, формами, методами и приемами обучения.

9. Изучать прогрессивный опыт коллег по организации различных форм уроков физической культуры.


  • Самоанализ работы учителя за прошедший год

(Самоанализ учителя - это попытка проанализировать свою педагогическую деятельность, выявить проблемы и поделиться успехами)

(мониторинг успеваемости учащихся, анализ по самообразованию, выявление недостатков и составление планов работы на предстоящий год)

Анализ собственной работы должен превратиться в органическую часть системы работы учителя, тогда новый учебный год будет приносить ему новые успехи.

  • Самоконтроль

( диагностика педагогической деятельности ее оценки)

 Подготовка учителя начинается с изучения примерной основной образовательной программы по учебному предмету» Физическая культура». После изучения программы, учитель приступает к составлению календарно- тематического планирования на весь учебный год .Все документы должны быть заверены администрацией школы. И только после этого приступить к повседневным планам конспектам.

Рассмотрим вопрос для чего нужен нам календарно - тематическое планирование на весь учебный год. План на год - это не тиски, в которые мы себя зажимаем, а это полезный инструмент, который нам облегчает нам жизнь, при правильном его использовании. Он составляется на основе примерной основной образовательной программы по учебному предмету» Физическая культура», где четко просчитывается учителем количество уроков, тем, часов. Только после этого учитель приступает к написанию поурочного планирования. Первое, что должен иметь на уроке учитель - это план конспект. Он необходим для качественного проведения урока физической культуры. Конспект урока – основной документ, определяющий содержание урока, последовательность, очерёдность, и дозировку упражнений, организационные и методические особенности проведения урока. Составление конспекта урока следует начинать с ознакомления с составленным ранее поурочным рабочим планом. Необходимо учесть оснащённость спортивным оборудованием места проведения урока, наличие спортивного инвентаря, а также уровень физической и технической подготовленности учеников класса. Важная составляющая непосредственной подготовки учителя к уроку – предупреждение травматизма.

Рассмотрим составления плана конспекта на урок.

При составлении поурочного плана можно использовать различные формы:

  • краткий план урока

  • развернутый план-конспект

Необходимо учитывать содержание и задачи каждого этапа урока.

Содержание его зависит:

- задач урока;

- типа урока;

- места проведения урока;

- наличия оборудования, инвентаря;

- возраста учащихся и их подготовленности;

- возможности и подготовки учителя.

Конспект урока должен отражать:

- новый материал;

- закрепление;

- методы ведения урока;

- методы обучения;

- теоретический материал;

- контрольные нормативы;

- сам процесс обучения поэтапно;

- работу над ошибками;

- необходимые зарисовки;

- приемы дозирования нагрузки;

- характер домашнего задания и т.д.

Требования к уроку. 

Приступая к плану конспекту, учитель перед каждым уроком обязательно должен ставить конкретные задачи. В методике физического воспитания все задачи принято делить на три группы, исходя из их направленности:

  • образовательные,

  • оздоровительные

  • воспитательные.

Педагогические задачи необходимо формулировать конкретнее, образовательные же - с указанием уровня овладения техникой движения.

Чтобы каждый урок побуждал учащихся с интересом относиться к изучаемому движению, надо организацию учебной деятельности школьников на уроке начинать с постановки цели. Она должна быть предельно ясной, четкой и увлекательной. После определения конкретных задач урока подбирается материал сначала для основной части, а потом - для вводной и заключительной. При подборе материала определяется дозировка .Организация решения задач в ходе занятий осуществляется учителем в различном порядке: последовательно, параллельно, комплексно. Поэтому компоненты урока могут располагаться и реализоваться по-разному, в различной последовательности, с разделением и без разделения класса на подгруппы, с совмещением решаемых задач.

.

Структура урока и характеристика его частей.

Структура урока – это последовательное распределение педагогических задач в уроке и средств их решения, то есть физических упражнений. Каждый урок физической культуры состоит из трех функционально связанных составных частей: подготовительной, основной, заключительной. Последовательность этих частей отражает закономерности изменения работоспособности организма под влиянием физических нагрузок.

1. Подготовительная часть урока.

Основная ее цель - подготовить занимающихся к выполнению упражнений в основной части занятия. В подготовительной части решаются методические задачи:

- обеспечение первоначальной организации занимающихся и психического настроя на занятие;

- активирование внимания и повышение эмоционального состояния занимающихся;

- обеспечение общей функциональной готовности организма к активной мышечной деятельности (выполнение несложных физических упражнений);

- обеспечение специальной готовности к первому виду упражнений основной части урока (выполнение подводящих и подготовительных упражнений).

Общая продолжительность подготовительной части составляет 10-20% от общего времени урока и зависит от продолжительности занятия, вида учебного материала, температуры окружающей среды и др., составляет 7-12 минут.

2. Основная часть урока.

Цель основной части - решение наиболее значимых оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, предусмотренных учебной программой и планом данного урока.

В основной части вначале разучиваются новые двигательные действия или их элементы. Закрепление и совершенствование усвоенных ранее навыков проводится в середине или конце основной части урока.  В рамках школьного урока физической культуры она обычно длится 25-30 мин.

3.Заключительная часть урока.

Цель заключительной части урока - постепенное снижение функциональной активности организма занимающихся и приведение его в относительно спокойное состояние.

Продуманный план урока оформляется письменно.Примерная схема его: 1. Части урока и время каждой части. 2. Частные задачи учебно-воспитательной работы. 3. Упражнения (перечень их). 4. Дозировка. 5. Организационные и методические наметки. 6. Примечания

Хочу вам напомнить, что на уроках физической культуры используются различные методы организации.

1. Фронтальный метод:

 поточный; одновременный; попеременный; сменный:

2. Групповой метод

3. Индивидуальный метод

4.Круговой метод.

Учителю в помощь.

Непосредственная подготовка учителя к уроку физической культуры заключается в следующем:

  • конкретизировать и сформулировать задачи урока;

  • подобрать физические упражнения для решения поставленных задач;

  • обеспечить санитарно-гигиенические условия для проведения урока;

  • подобрать методы организации деятельности учащихся на уроке;

определить места размещения спортивного оборудования, способы установки и уборки спортивных снарядов, раздачи и сбора инвентаря;

  • проверить свою физическую подготовленность, способность показать учащимся разучиваемые упражнения (предусмотреть, кто из учеников класса при необходимости сможет показать упражнения на достаточно хорошем уровне);

  • восстановить в памяти ту информацию, которую необходимо довести до сведения учеников, определить форму её сообщения (замечания, вопросы, обсуждение, беседа);

  • спланировать организацию учеников освобождённых от урока физической культуры;

  • ответственно отнестись к своему внешнему виду и психологическому настрою;

  • продумать содержание домашних заданий, чтобы обеспечить подготовку учеников к последующим урокам физической культуры.

В своей практике я очень часто использую на уроках игры, не зависимо от возраста школьников. У меня в запасе всегда есть игры, на различны темы уроков! Не для того, чтобы развлекать детей, а для практических целей, извлечения пользы. Игры, в которые можно играть классом, группой, парой, индивидуально. Игры на листочках, с движениями, с мячом, настольные, с ручкой и линейкой. Создавайте копилку с играми, не забывайте про задачи у каждой игры! Очень полезны игры- ребусы для детей, которые освобождены на данный урок.

Если вы работаете с классом или группой, не забывайте, что важно сочетать разные виды работ на уроке: от групповой до индивидуальной. При подборе заданий важно учитывать, где лучше поработать вместе, где разделиться на группы, а где самостоятельно. Помните, что однотонность и однотипность заданий быстро вызовет у детей усталость, а уставшие дети приравниваются к неэффективной работе.

Перед началом занятия необходимо провести тщательный осмотр места проведения занятия, убедиться в исправности спортивного инвентаря, надёжности установки и закрепления оборудования, соответствии места занятий санитарно-гигиеническим требованиям. Необходимо проинструктировать учащихся о порядке организации, последовательности и мерах безопасности при выполнении физических упражнений. Учитель физической культуры или лицо, проводящее занятия физической культурой в школе, несёт прямую ответственность за охрану жизни и здоровья.

Для совершенствования своей работы, учитель физической культуры должен постоянно проводить  мониторинг физического развития ребят, их здоровья, который позволяет при анализе данных,  выявить индивидуальные особенности каждого ребенка.

Обязательным условием  проведения мониторинговых исследований является диагностика индивидуальных особенностей и состояния здоровья учащихся с целью привлечения самих учеников к проблемам своего  здоровья и учету индивидуальных возможностей. Регулярное проведение мониторинга, его открытый анализ не только информирует учителя и учеников об индивидуальном состоянии развития  их физических качеств, но и приводит к улучшению физической подготовленности учащихся,

В кабинете учителя должны находится документация:

1.Примерная образовательная программа по предмету.

2.Нормативы.

3.Тематическое планирование (утверждается на начало учебного года).

4.Конспект урока (ежеурочный): в развернутом виде или план урока.

5.План спортивно-массовой работы, заверенный на начало учебного года.

6.Паспорт кабинета.

7.План работы на спортивной площадке и в спортзале.( расписание уроков, кружков).

8.Перечень спортивного оборудования.

9.Акт обследования спортивных объектов.

10.Инструкции по жизнедеятельности учащихся по разделам учебной программы.

11.Журнал проведения инструктажей жизнедеятельности учащихся.

12.Документация по проведенным мероприятиям (положения, результаты, протоколы).

13.Список детей, освобожденных от занятий физкультурой, спец. мед.групп.

14. Журнал испытаний инвентаря и оборудования.

15.Результаты проведения мониторинга физической подготовленности обучающихся.

16. Методическая литература.

17. Учебники

Результативность урока физической культуры во многом зависит от того, насколько преподаватель будет претворять намеченный им план, применять наиболее рациональные методы организации деятельности занимающихся и методические приемы, продуктивно использовать имеющиеся оборудование, инвентарь, технические средства обучения, учитывая при этом специфику места проведения занятия (спортивный зал или пришкольная спортивная площадка, стадион или парк, ровная или пересеченная местность), температурные условия, подготовленность школьников, их возрастные и индивидуальные особенности.

Подготовка к любому уроку, будь вы учитель в школе или частный преподаватель, всегда отнимает время и силы, но при этом является основой для успешной педагогической деятельности. Не важно, учите ли вы детей первый год или уже защитили высшую категорию, готовиться к занятиям нужно обязательно! Думаю, с этим фактом не будут спорить даже самые опытные коллеги.



7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!