СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Содержание коррекционного компонента в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья поможет при организации комплексного психолого-медико- педагогического сопровождения детей в условиях образовательного процесса.

Просмотр содержимого документа
«Содержание коррекционного компонента в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ»


Учитель: Степаненко Светлана Николаевна

МОУ СОШ №1 с. Покойного



Содержание коррекционного компонента в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.


План:


1. Перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими адаптационной основной общеобразовательной программы НОО.

2. Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательного процесса.

3. Модели и технологии реализации коррекционной работы в образовательной организации. Планируемые результаты коррекционной работы.



1. Перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий


Программа коррекционной работы включает в себя перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими Общеобразовательной программы, предусматривающих в том числе:

- описание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ;

- описание специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ.

Программа коррекционной работы для детей с особыми возможностями здоровья

Основу программы коррекционной работы составляют следующие принципиальные положения:


- коррекционная работа включается во все направления деятельности образовательного учреждения;

- содержание коррекционной работы – это психолого-медико - педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, направленное на коррекцию и компенсацию отклонений в физическом и (или) психическом развитии воспитанников;

- все специалисты осуществляют коррекционную работу.

Цель программы коррекционной работы – обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ОВЗ и оказание помощи в освоении Общеобразовательной программы.

Задачи коррекционной работы:

выбор и реализация образовательного маршрута в соответствии с особыми образовательными потребностями ребёнка;

- преодоление затруднений в освоении Общеобразовательной программы.

Принципы организации коррекционной работы:

- принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;

- принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресные коррекционно-развивающие технологии в зависимости от структуры и выраженности нарушения;

- деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребенка с ОВЗ;

Структура программы коррекционной работы включает взаимосвязь диагностического, коррекционно-развивающего, оздоровительно-профилактического, социально-педагогического модулей. Модульный принцип позволяет вносить своевременные изменения в программу и процессы реализации индивидуального образовательного маршрута каждого ребенка.


План реализации коррекционных мероприятий с обучающимися с ОВЗ

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

– Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

– Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

– Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

– Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

– Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).


2. Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательного процесса.

Содержание программы коррекционной работы обеспечивает:

- выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии (содержание диагностического модуля);

- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей, в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (содержание коррекционно-развивающего, оздоровительно-профилактического, социально-педагогического модулей);

- возможность освоения детьми с ОВЗ Общеобразовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении (результат коррекционной работы).

Диагностический модуль программы коррекционной работы

Задачи модуля:

- выявить и классифицировать типичные трудности, возникающие у ребёнка при освоении Общеобразовательной программы;

  • определить причины трудностей, возникающих у ребёнка при освоении Общеобразовательной программы.

Содержание диагностического модуля составляют программы изучения ребенка различными специалистами.

Направления, содержание комплексного изучения ребенка, перечень специалистов, изучающих причины затруднений ребенка при освоении Общеобразовательной программы, отражены в таблице:

Направления и содержание комплексного изучения ребенка

Направление

Содержание работы

Специалисты

Медицинское

Выявление состояния физического и психического здоровья,

изучение медицинской документации.



Медицинские работники

Психолого-логопедическое

Обследование актуального уровня развития ребёнка,

определение зоны ближайшего развития, выявление

трудностей, возникающих у ребёнка по мере освоения

основной общеобразовательной программы, причин

возникновения данных трудностей.

Психолог, дефектолог, воспитатель, логопед

Социально-педагогическое

Изучение семейных условий воспитания ребёнка.

Психолог, дефектолог, воспитатель, логопед

Основным документом, заполняемым специалистами, является «Карта психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка»

Индивидуально-ориентированная психолого-медико-педагогическая помощь детям с ОВЗ (коррекционно-развивающий, оздоровительно-профилактический, социально-педагогический модули)

Задачи модуля:

- определить необходимые условия для реализации коррекционно-развивающей работы;

- разработать индивидуальный образовательный маршрут сопровождения ребёнка необходимыми специалистами при освоении Общеобразовательной программы (на основе полученных диагностических данных);

- организовать взаимодействие специалистов, осуществляющих сопровождение ребёнка, испытывающего трудности в освоении Общеобразовательной программы.

Коррекционно-развивающиий модуль обеспечивает создание педагогических условий для коррекции и профилактики нарушений в развитии ребенка с ОВЗ на основе комплексных диагностических данных.

Условия, необходимые для реализации коррекционно-развивающей работы:

- использование специальных образовательных программ исходя из категории детей с ОВЗ, а также специальных методов и приёмов обучения и воспитания;

- использование технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;

- организация и проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.

Индивидуальный образовательный маршрут психолого-медико-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ

Индивидуальный образовательный маршрут психолого-медико-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ:

- даёт представление о видах трудностей, возникающих у ребёнка при освоении основной общеобразовательной программы;

- раскрывает причину, лежащую в основе трудностей;

- содержит примерные виды деятельности осуществляемые субъектами сопровождения, задания для коррекции.

Он разрабатывается на основе «Карты психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка», отражающей наиболее типичные трудности; причину возникновения данной трудности, комплекс заданий для коррекционной работы по преодолению трудностей

Взаимодействие специалистов, осуществляющих сопровождение ребёнка с ОВЗ

Специалисты, осуществляющие сопровождение ребёнка, реализуют следующие профессиональные функции:

- диагностическую (заполняют диагностические карты,; определяют причину трудностей в освоении Общеобразовательной программы с помощью комплексной диагностики);

- проектную (разрабатывают на основе реализации принципа единства диагностики и коррекции индивидуальный маршрут сопровождения);

- сопровождающую (реализуют индивидуальный маршрут сопровождения);- аналитическую (анализируют результаты реализации индивидуальных образовательных маршрутов

Организационно-управленческой формой сопровождения является психолого-медико педагогический консилиум учреждения (ПМПк), который решает задачу взаимодействия специалистов.

Оздоровительно-профилактический модуль

Задачи модуля:

- создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей с ОВЗ;

- обеспечение медико-педагогического сопровождения развития ребёнка с ОВЗ.

Оздоровительно-профилактический модуль предполагает проведение индивидуальных профилактических мероприятий в соответствии с имеющимися условиями. Медико-педагогическое сопровождение за развитием ребёнка с ОВЗ осуществляется по плану профилактической работы учреждения.

Социально-педагогический модуль программы коррекционной работы

Задачи модуля:

- повышение профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми с ОВЗ;

- взаимодействие с семьёй ребёнка с ОВЗ и социальными партнёрами.

Социально-педагогический модуль нацелен на повышение уровня профессионального образования педагогов; организацию социально-педагогической помощи детям и их родителям, консультативную деятельность.


3. Модели и технологии реализации коррекционной работы в образовательной организации. Планируемые результаты коррекционной работы


Одной из основных функций Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  является реализация права каждого ребёнка, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчёркивается, что «особое внимание должно быть сосредоточено на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья».

Поэтому, в образовательном учреждении необходимо создать оптимальные условия для развития личности каждого ребёнка, раскрывающие его внутренние возможности и резервы, организовать коррекционно-развивающую, реабилитационную и здоровьесберегающую среду, обеспечивающую частичное восстановление и сохранение физического и психического здоровья, необходимого для продолжения обучения.

Программа коррекционной работы направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям  с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы.

Программа коррекционной работы обеспечивает:

- выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

- осуществляет индивидуально ориентированную помощь детям с ОВЗ с учётом особенностей психического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК);

- даёт возможность освоить детям с ОВЗ основную образовательную программу;

- обеспечивает и интеграцию детей с ОВЗ в образовательном учреждении.

Базовыми документами для создания программы коррекционной работы являются:

1) Закон 273-РФ «Об образовании в РФ»

2)  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (для коррекционных учреждений, воспитанники которых имеют нормальное интеллектуальное развитие);

3)  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования НОО обучающихся с ОВЗ;

4) Адаптированная образовательная программа специального (коррекционного) учреждения.



Структура и содержание. Программы коррекционной работы

Программа включает в себя пять модулей: концептуальный, диагностико-консультативный, коррекционно-развивающий, ле­чебно-профилактический, социально-педагогический.

Основная цель сопровождения — оказание помощи в реше­нии проблем. Задачи сопровождения: правильный выбор образо­вательного маршрута; преодоление затруднений в учебе; решение личностных проблем развития ребенка; формирование здорового образа жизни.

Организационно-управленческой формой сопровождения является медико-психолого-педагогический консилиум. Его главные задачи: защита прав и интересов ребенка; массовая диагностика по проблемам развития; выявление групп детей, требующих вни­мания специалистов; консультирование всех участников образовательного процесса.

Концептуальный модуль раскрывает сущность медико-психолого-педагогического сопровождения, его цели, задачи, содержание и формы соорганизации субъектов сопровождения.

 Диагностико-консультативный модуль составляют программы изучения ребенка различными специалистами (педагогами, психологами, медицинскими работниками, педагогами-дефектологами) и консультативная деятельность.

 Коррекционно-развивающиий модуль на основе диагностических данных обеспечивает создание педагогических условий для ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуально-типологическими особенностями.

 Лечебно-профилактический модуль предполагает проведение лечебно-профилактических мероприятий; соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима дня, питания ребенка, осуществление индивидуальных лечебно-профилактических действий.

 Социально-педагогический модуль нацелен на повышение уровня профессионального образования педагогов; организацию социально-педагогической помощи детям и их родителям.

Этапы создания и реализации Программы коррекционной работы

Реализация программы осуществляется в четыре этапа: концеп­туальный, проектный, технологический, заключительный.

Первый этап — концептуальный — направлен на раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, совместное обсуж­дение с педагогами школы предполагаемых результатов и условий сотрудничества, уточнение профессиональных ожиданий и функциональных обязанностей. В процессе формирования об­щих целей, задач, мотивов и смыслов формируется коллектив участников проекта {учителя начальных классов, психологи, медицинские работники, педагоги-дефектологи). Коллектив­ный субъект осваивает позиции теоретика, методолога и об­суждает основания проектирования Программы коррекцион­ной работы.

Второй этап — проектный — включает в себя: подготовку учи­телей к участию в реализации Программы коррекционной рабо­ты и знакомство с комплектом документов, входящих в струк­туру программы. Это: карта медико-психолого-педагогического сопровождения детей, диагностическая карта школьных трудно­стей, индивидуальный образовательный маршрут, дневник на­блюдений.

. На третьем этапе — технологическом осуществляется практи­ческая реализация Программы коррекционной работы. На основе индивидуальных карт медико-психолого-педагогической диагностики и карт медико-психолого-педагогического сопровождения определяются функции и содержание деятельности учителей на­чальных классов, родителей, психолога, учителя физкультуры, дефектолога, логопеда, медицинских работников.

Четвертый этап — заключительный (аналитико-обобщаюший) включает в себя итоговую диагностику, совместный анализ резуль­татов коррекционной работы, рефлексию.

Результатом коррекционной работы является достижение ре­бенком с ОВЗ планируемых результатов освоения Образователь­ной программы.

Результаты реализации программы коррекционной работы

Итоговые и промежуточные результаты реализации программы коррекционной работы ориентируются на освоение детьми с ОВЗ Общеобразовательной программы. Динамика развития детей отслеживается по мере реализации индивидуального образовательного маршрута, успешное продвижение по которому свидетельствует о снижении количества трудностей при освоении Общеобразовательной программы

Технологии реализации коррекционной работы

 -Технология работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности.

Особые потребности таких детей в том, чтобы:

•  на ранних стадиях с помощью медико-психологической и социально-педагогической диагностики выявить первичное нарушение в развитии;

•  начать применять специальное обучение и психолого-педагогическую поддержку сразу же после диагностики;

•  проводить абилитацию и реабилитацию по индивидуальной программе;

•  использовать различные средства, « обходные пути» в обучении, применять такое содержание, которое не включается в образование обычного ребенка;

•  регулярно контролировать, проводить мониторинг хода развития в процессе абилитации и реабилитации;

•  особым образом организовать образовательную среду и жизненное пространство, адекватное нарушению;

•  интегрировать усилия семьи и специалистов, участие окружающих взрослых в процессе абилитации и реабилитации;

•  дифференцировать каждый из возрастных периодов;

•  пролонгировать образование с выходом за рамки школьного возраста.

абилитация  система лечебно-педагогических мероприятий с целью предупреждения и лечения тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся в социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможностей учиться, трудиться и быть полезным членом общества.

Современная система специальных услуг по удовлетворению особых образовательных потребностей детей включает:

•  психолого-медико-социально-педагогический патронаж ; профилактику и комплексную помощь (ПМСП-центры, консультации);

•  специальное образование (специальные образовательные учреждения);

•  профессиональную адаптацию , ориентацию, образование, трудоустройство (реабилитационные центры, УПК, мастерские);

•  социально-педагогическую помощь (социально-педагогические центры).

Чтобы ребенок с ограниченными возможностями успешно интегрировался в общество, важно применять трудотерапию.

Трудотерапия – универсальный метод абилитации и реабилитации детей с самыми разными гипотезами и степенями нарушения психики или двигательных функций.

На занятиях по трудотерапии проводится работа по профориентации детей-инвалидов с целью дальнейшего трудоустройства (по возможностям ребенка) и как минимум – обучение элементарному самообслуживанию в быту. Детей учат готовить пищу, ремонтировать одежду и обувь, домашнюю электро- и радиоаппаратуру, мебель, посуду и т.д.

- Технологии дифференциации и индивидуализации обучения.

 Дифференциация обучения – это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы, путем организации учащихся в однородные (гомогенные) группы.

Содержательная основа уровневой дифференциации – наличие нескольких вариантов программ учебной дисциплины, отличающихся глубиной и объемом материала. Ученикам с различными типами проблем предлагается усвоить адекватную программу (вариант). При этом целевая установка учебного процесса изменяется от ориентировки на усвоение всего, что дает наиболее полный вариант программы, к установке «возьми, сколько ты можешь и хочешь, но не меньше обязательного».

Это имеет следующие преимущества:

•  исключается уравниловка и усреднение детей;

•  повышается уровень мотивации учения в сильных группах;

•  в группе, где собраны дети с равными способностями, ребенку легче учиться;

•  создаются щадящие условия для слабых;

•  у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному;

•  отсутствие в классе отстающих позволяет не снижать общий уровень преподавания;

•  появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам;

•  реализуется желание сильных учащихся быстро и глубже продвигаться в образовании;

•  повышается уровень Я-концепции ученика: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности.

Индивидуальный подход – это принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности.

Индивидуальный подход осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях, особенно в проектном, продуктивном обучении.

- Технологии компенсирующего обучения.

 6По статистическим данным в настоящее время до 20% детей, поступающих в общеобразовательную школу, имеют различные психосоматические дефекты. Если не оказывать ученику дополнительной психолого-педагогической помощи, это приведет к хроническому отставанию в учебной деятельности и последующей социально-педагогической дезадаптации. В связи с этим в общеобразовательных школах существуют классы компенсирующего обучения , где предусмотрены диагностико-коррекционные программы, с помощью которых выявляются и корректируются дефекты развития детей, предпринимаются дополнительные педагогические усилия в отношении отстающих учеников.

К компенсирующим элементам (средствам) реабилитационного пространства относят в первую очередь: любовь к ребенку ( забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие, необходимую помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой).

Коррекционная часть основной образовательной программы направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основных образовательных программ, коррекцию недостатков в физическом, психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию, а также на обеспечение условий для реализации основных образовательных программ. Коррекционная часть предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации образовательного процесса.

Программа коррекционной работы (далее Программа) должна обеспечивать выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими основных образовательных программ в образовательной организации. Программа реализует комплексное индивидуально ориентированное психолого-медико-педагогическое сопровождение в условиях образовательного процесса детей с особыми образовательными потребностями с учётом состояния здоровья и особенностей психофизического развития и в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии. Программа определяет специальные условия воспитания, обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, условия безбарьерной среды жизнедеятельности и учебной деятельности, условия использования специальных учебных и дидактических пособий, условия соблюдения допустимого уровня нагрузки, определяемого с привлечением медицинских работников, условия проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий, условия предоставления услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь.

Коррекционная часть основной образовательной программы содержит, во-первых, цели и задачи коррекционной работы с обучающимися. Во-вторых, перечень, содержание и план индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, способствующих освоению обучающимися с особыми образовательными потребностями основных образовательных программ. В-третьих, структурные элементы системы комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса, включающего психолого-медико-педагогическое обследование детей для выявления особых образовательных потребностей, мониторинг динамики их развития и успешность освоения ими основных образовательных программ. В-четвертых, механизм взаимодействия, предусматривающий общую целевую и единую стратегическую направленность работы с учётом вариативно-деятельностной тактики учителей, специалистов в области коррекционной и специальной педагогики, специальной психологии, медицинских работников образовательной организации, других организаций, реализующийся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

Далее в коррекционной части основной образовательной программы прописываются специальные условия получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и планируемые результаты коррекционной работы.

Под специальными условиями получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья следует понимать условия воспитания, развития и обучения, включающие в себя использование методов воспитания и обучения, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента, оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Направленность Программы коррекционной работы образовательной организации должна быть отражена во всех разделах основных образовательных программ, таких как «Пояснительная записка»; «Планируемые результаты»; «Учебный план», «Программа развития универсальных учебных действий»; «Программа духовно-нравственного развития, воспитания»; «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни», и учтена по направлениям организации внеурочной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Программа коррекционной работы составляется с учетом возможности образовательной организации проводить индивидуальное сопровождение детей, имеющих различные проблемы в воспитании, развитии и обучении. Индивидуализация образовательного процесса рекомендована в ситуациях хронической неуспеваемости ребенка, в силу своих особенностей который не может освоить учебный материал в определенном темпе, форме, объеме так, как это могут делать другие дети. Индивидуализация образовательного процесса может быть показана при неспособности ребенка самостоятельно справиться с учебными затруднениями, при значительных пропусках ребенком занятий, при обнаружившихся у него пробелах в знаниях, при сложившихся конфликтных отношениях с одноклассниками или учителями, осложняющими образовательный процесс.

Выделим несколько групп обучающихся, для которых может быть составлена Программа коррекционной работы. Первая группа - обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, имеющие парциальные недостатки в развитии школьно-значимых функций, слабое здоровье и др. Другая группа - обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью, при взаимодействии с которыми учитываются индивидуальные возможности и особые образовательные потребности. Обучающимся данной группы, как правило, нужна постоянная специальная коррекционная работа. Следующая группа - обучающиеся, часто пропускающие учебные занятия по различным причинам (семейные обстоятельства, частые простудные заболевания и др.). Для данной группы детей может быть организована как постоянная, так и эпизодическая психолого-педагогическая помощь. Далее группы обучающихся с поведенческими нарушениями, а также обучающиеся, нуждающиеся в разовых или кратковременных коррекционно-развивающих занятиях, первоклассники с недостаточным уровнем готовности к школе.

Поскольку обучающийся с ограниченными возможностями здоровья определяется как физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий, то следует обозначить различные категории детей с ограниченными возможностями здоровья по нозологическому принципу. К категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, относим детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, детей с различной степенью выраженности интеллектуального недоразвития, с различными соматическими заболеваниями, а также с выраженными поведенческо-эмоциональными расстройствами, в том числе детей с различной степенью выраженности расстройств аутистического спектра.

Наряду с этим выделим особые потребности, свойственные детям с ограниченными возможностями здоровья:

- раннее начало комплексной коррекционно-развивающей работы (сразу же после выявления проблемы или ряда проблем);

- использование специальных методов, приемов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих доступность образовательной среды для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, как необходимого инструмента реализации освоения основных образовательных программ;

- индивидуализация и дифференциация обучения с учетом состояния и особенностей коммуникации, восприятия, двигательного и познавательного развития детей с ограниченными возможностями здоровья;

- обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;

- введение, при необходимости, в содержание обучения ребенка специальных разделов, не присутствующих в программах образования нормативно развивающихся сверстников;

- организация работы по социализации детей с использованием методов дополнительного образования, соответствующих интересам детей и обеспечивающих их личностный рост.

Кадровый ресурс, способный реализовать Программу коррекционной работы, представлен не только учителями-предметниками, но и также педагогами-психологами, учителями-логопедами, учителями-дефектологами, социальными педагогами, педагогами дополнительно образования. Образовательная организация при отсутствии данных специалистов должна быть включена в систему комплексного взаимодействия организаций образования различного уровня с целью восполнения недостающих ресурсов и получения своевременной квалифицированной консультативной помощи.

Разработка Программы коррекционной работы выполняется педагогическими работниками образовательной организации коллегиально. В процессе обсуждения Программы коррекционной работы организуется представление ее Управляющему Совету школы и осуществляется процедура согласования. Программа коррекционной работы, как и любая другая программа, по истечении времени будет нуждаться в анализе существующих проблем ее реализации в образовательной организации, коррекции и доработке.

Одним из основных механизмов реализации Программы коррекционной работы образовательной организации является комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля. Наиболее распространенными и действенными формами организованного взаимодействия специалистов в образовательной организации являются консилиумы и службы психолого-педагогического сопровождения, которые предоставляют комплексную помощь ребенку, его семье, образовательной организации в решении вопросов, связанных с адаптацией, социализацией, воспитанием, развитием обучающегося.

Следует заметить, что организация коррекционной работы в образовательной организации значительно повышает профессиональный уровень педагогов в области психологии и педагогики, специальной (коррекционной) педагогики, а также сплачивает усилия коллектива для совместной деятельности по освоению обучающимися основных образовательных программ.

В настоящее время в образовательной системе происходит процесс накопления практического опыта в инклюзивной практике, основанной на организации учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, имеющего особые образовательные потребности, а также с учетом системно-деятельностного подхода, так как деятельностная парадигма образования призвана создать условия для индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Ресурсом для выстраивания индивидуализации и дифференциации образовательного процесса выступает материально-техническая база образовательной организации, призванная обеспечить реализацию Программы коррекционной работы и стать гарантом освоения обучающимися основных образовательных программ.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья должно отвечать не только общим, но и особым образовательным потребностям детей каждой категории. В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения выделяются требования к:

- организации пространства, в котором обучается ребенок с ограниченными возможностями здоровья;

- организации временного режима обучения;

- организации рабочего места ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

- техническим средствам обеспечения комфортного доступа ребенка с ограниченными возможностями здоровья к образованию (ассистирующие средства и технологии);

- техническим средствам обучения для каждой категории детей с ограниченными возможностями здоровья (включая специализированные компьютерные инструменты обучения, ориентированные на удовлетворение особых образовательных потребностей);

- специальным учебникам, рабочим тетрадям и дидактическим материалам, отвечающим особым образовательным потребностям детей.

Специфика требований к материально-техническому обеспечению образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья ориентирована на освоение ими основных образовательных программ по уровням образования.

В содержании коррекционной работы можно выделить несколько направлений: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно просветительское, профилактическое, координационное и экспертное.

Диагностическое направление обеспечивает своевременное выявление детей, нуждающихся в коррекционной работе специалистов, предусматривает определение причин, спровоцировавших появления тех или иных проблем ребенка в образовательной организации. Данное направление устанавливает объективный подход к изучению возможностей ребенка в условиях конкретной образовательной среды, предусматривает изучение динамики его развития в процессе коррекционной работы, выступает инструментом контроля эффективности проводимых комплексных мероприятий, направленных на предупреждение или устранение неблагоприятных факторов, уже имеющих место или возможных в образовательном процессе.

Коррекционно-развивающее направление осуществляет специально организованную комплексную помощь детям в освоении содержания образования. Коррекционно-развивающая деятельность обеспечивает коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации, выполняет отслеживание причин их возникновения и проявления, осуществляет мониторинг динамики достижений обучающихся в процессе воспитания и обучения в каждом конкретном случае.

Консультативное направление способствует непрерывности сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей относительно реализации дифференцированных психолого-педагогических условий воспитания, развития, обучения, коррекции, социализации.

Информационно-просветительское направление предполагает расширение образовательного пространства окружающего социума и информирование всех участников образовательных отношений об особенностях образовательного процесса для определенной категории учащихся.

Профилактическое направление осуществляет организацию образовательной среды, обеспечивает предупреждение возникновения проблем, связанных с трудностями освоения основных образовательных программ.

Координационное направление выстраивает организацию деятельности педагогов, педагогов-психологов, учителей-логопедов, медицинских работников, сотрудников администрации, родителей и обеспечивает функционирование в образовательной организации специального школьного консилиума, наделенного особыми организационными полномочиями и несущего вместе с администрацией образовательной организации коллегиальную ответственность за реализацию Программы коррекционной работы.

Условия освоения основных образовательных программ всеми учащимися, в том числе, детьми с ограниченными возможностями, зафиксированные в Федеральных государственных образовательных стандартах:

  1. учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;

  2. обеспечение преемственности программ дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

  3. определение видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;

  4. обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

  5. обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основных образовательных программ;

  6. оценка динамики учебных и внеучебных достижений обучающихся;

  7. возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры образовательной организации.

Описанные выше условия освоения основных образовательных программ обеспечивают получение качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со своими возможностями и индивидуальными потребностями наравне с другими сверстниками в образовательных организациях.


Литература

1. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»

2. Приказ Министерства образования и науки от 19.12.2014 г., №1598 «Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ», приложение 1,п.2.9.9., п.2.9.4.

3. Коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. М., 1999.

4. «Коррекционно-развивающие занятия» В. Л. Шарохина - М.: Книголюб, 2006.

5. Вильшанская А.Д., Прилуцкая М.И., Протченко Е.М. Психолого-медико-педагогичесий консилиум в школе: Взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка. – М.: Генезис. 2012

6. Мошняга В.Т. Технологии социальной реабилизации детей с ограниченными возможностями/ технологии социальной работы (Под.общ.ред.И.И.Холостовой), м., Инфа-М,2003.