СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Содержание работы по развитию сюжетно-ролевой игры во II младшей группе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ценность сюжетно/ролевых игр в том, что они не ограничивают детей правилами, а дают свободу мышления, воображения в развитии сюжета игр, используя впечатления от окружающего мира.

В сюжетно/ролевой игре беру на себя обучающую ведущую роль, использую педагогические технологии в системе знаний, совокупности методов и приемов, последовательности действий, ведущих к достижению целей не ограничивая при этом  самостоятельной деятельности детей.

Просмотр содержимого документа
««Содержание работы по развитию сюжетно-ролевой игры во II младшей группе»»

Тема: «Содержание работы по развитию сюжетно-ролевой игры во II младшей группе».


Маклакова Ирина Владимировна,

воспитатель,

МБДОУ «Детский сад №79»,

г. Каменска-Уральского.

Комплексная образовательная программа «От рождения до школы» под редакцией под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.


Ценность сюжетно/ролевых игр в том, что они не ограничивают детей правилами, а дают свободу мышления, воображения в развитии сюжета игр, используя впечатления от окружающего мира.

В сюжетно/ролевой игре беру на себя обучающую ведущую роль, использую педагогические технологии в системе знаний, совокупности методов и приемов, последовательности действий, ведущих к достижению целей не ограничивая при этом самостоятельной деятельности детей.

Педагогические мероприятия в организации сюжетно-ролевой игры детей сводятся к следующему:

  • Организовать место для игры, соответствующее возрасту и числу играющих на нем детей.

  • Продумать подбор игрушек, материалов, пособий и неуклонно следить за их обновлением соответственно запросам развивающегося игрового процесса и общего развития детей.

  • Руководя наблюдениями детей, содействовать отображению в игре положительных сторон социальной, трудовой жизни.

  • Следовать тому, чтобы подгруппа детей в игре (по возрасту, развитию речи, речевым навыкам) способствовала росту и развитию речи более слабых и детей с особенностями в развитии.

  • Проявлять интерес к играм детей беседами, обусловленными их содержанием, руководить игрой и в процессе такого руководства упражнять язык детей.

В процессе организации сюжетно-ролевой игры ставлю задачи:

  • выявить умение выбирать тему и придумывать несложные сюжеты;

  • развивать умение самостоятельно распределять и выбирать роли;

  • формировать умение пользоваться предметами-заместителями, осуществлять воображаемые действия;

  • воспитывать доброжелательные взаимоотношения в игре.

В игре идет тесное переплетение технологии проблемного обучения и игровая технология. Соблюдаю структуру игры:

  • беседа с постановкой проблемной задачи;

  • обсуждение проблемы (направлено на понимание детьми проблемы, проговаривая проблему своими словами);

  • поиск путей выхода из проблемной ситуации;

  • театрализация с развитием детьми сюжета;

  • подведение итогов, выводы.

В младшей группе я планирую одну сюжетно-ролевую игру в месяц, разбивая её понедельно на игровые ситуации. Параллельно эти игровые ситуации переплетаются со всей образовательной деятельностью в режиме детского дня. В своей деятельности руководствуюсь памятками, представленными в таблице 1 и 2, использую комплексный метод руководства игрой.

Ключевым моментом руководства сюжетно-ролевой игры выступает сформированность игровых умений и навыков, с постепенным усложнением. Общение взрослого с ребенком способствует формированию прогрессивных для каждого возрастного периода способов решения игровых задач:

  • младший дошкольный возраст – развертывание сюжета как смысловой цепочки предметных действий с сюжетными игрушками, предметами-заместителями, воображаемыми предметами;

  • средний дошкольный возраст – развертывание сюжета как цепочки ролевых действий (ролевых диалогов);

  • старший дошкольный возраст – развертывание сюжета как последовательности взаимосвязанных событий.

На примере сюжетно/ролевой игры «Доктор» хочу продемонстрировать содержание работы по развитию сюжетно-ролевой игры во II младшей группе (на месяц).

1 Обогащение жизненного опыта детей

  • Экскурсия в медицинский кабинет.

  • Наблюдение за работой медсестры.

  • Рассматривание сюжетных картин, иллюстративного материала (работа врача), предметных картинок (медицинские инструменты).

  • Рассматривание медицинских инструментов: градусник, фонендоскоп («трубка, чтобы слушать дыхание»), шпатель, шприц, грелка.

  • Чтение литературных произведений (отрывков): «Айболит» К.Чуковского, «Наш доктор» А.Карандашовой, «Чудесные таблетки» С.Михалкова, «Лечу куклу» Л.Образцова, «Кукла заболела» Я.Райниса, «Доктор» М.Грозовского, «Заболела кисонька» А.Ануфриевой.

  • Рассказ воспитателя о работе доктора; о том, как сама играла в «доктора» в детстве.

  • Прослушивание музыкальных произведений: «Заболел наш петушок», муз. В.Витлина, сл. А.Пассовой.

  • Рисование: «Шарфик для больной Мурки».

  • Аппликация: «Чудесные таблетки доктора Айболита».

2.Обогащение игрового опыта детей

Сюжетно-ролевые игры (косвенные приемы обучения детей игровым действиям)

  • Обыгрывание воспитателем роли «доктора» с последующим вовлечением в игру на роли пациентов (больных) заинтересованных детей.

  • Совместная игра воспитателя с детьми, в которой главную роль – «доктора» – выполняет ребенок, а воспитатель с остальными детьми выполняет одинаковые второстепенные роли пациентов (больных).

  • Развитие сюжета игры, в котором игровые действия детей – «докторов» – направлены на игрушки – «заболевших» зверей.

Дидактические игры

  • «Кому что нужно для работы», «Кто здесь был и что забыл», «Что лишнее» (знание детьми медицинских инструментов и понимание смысла трудовых действий врача); «Что бывает, если…» (понимание причин болезни).

Театрализованные игры

  • Игры-имитации: «Веселая – грустная кошечка», «Собачка заболела – выздоровела» (аналогично с другими известными домашними и дикими животными).

Игры-импровизации:

  • «Заяц Егорка свалился в озерко», «Зайку бросила хозяйка», «Заболела кисонька», «Заболел наш петушок» (с последующим разговором о том, что может заболеть, если…).

  • Разыгрывание ролевых диалогов по сказке К.Чуковского «Айболит».

Подвижные игры

  • «У медведя во бору» (Почему рычит медведь? Может, у него что-то болит? - разговор с детьми о причинах нездоровья медведя); «Зайка серенький сидит» (Почему у зайки замерзли лапки? Как можно их согреть? – разговор о переохлаждении как причине заболевания).

Строительно-конструктивная игра «Построим кроватки для больных зверей».

3. Создание предметно – развивающей среды

Внесение:

• игровые атрибуты (халаты, шапочки для докторов);

• маркер пространства (ширма);

• предметы оперирования: игрушки (градусники, фонендоскопы, шприцы, грелки), реальные (вата, бинт);

• предметы-заместители: горчичники (прямоугольники из бумаги), лекарства (баночки, коробки), таблетки (кружки из картона).

Обыгрывание атрибутов воспитателем.

Создание проблемных ситуаций, направленных на использование предметов-заместителей и воображаемых предметов:

  • не оказалось градусника – «давай, как будто это (палочка) будет градусником»

  • не оказалось таблеток (фонендоскопа) – предлагаю воображаемые

Создание проблемных ситуаций, направленных на мотивацию к игре – «Заболевшие звери» – игрушки с перевязанными частями тела: лапой, головой, животом, горлом.

4. Активизирующее общение педагога с детьми в процессе сюжетно-ролевых игр.

Использую педагогическую литературу, например, Н.Ф.Губанова. Развитие игровой деятельности. – М.: Мозаика – Синтез, 2012.

Содержание работы по развитию сюжетно-ролевой игры в старшей группе (на месяц).

1 Обогащение жизненного опыта детей

  • Рассматривание картинок из серии «Профессии», иллюстраций в альбомах, где изображены медработники разных специальностей: хирурги, отоларингологи, окулист, терапевт.

  • Беседы с детьми о работе врачей.

  • Расширять знания детей о работе врачей разных специальностей.

  • Познакомить с основным номером вызова врача «03».

  • Экскурсии в кабинет медсестры детского сада.

  • Познакомить с содержанием труда врача «Скорой помощи», оценить важность, качество труда, использовать мультимедийную презентацию.

  • Наблюдать взаимоотношения между врачом и медсестрой, врачом и пациентом.

  • Просмотр мультфильмов, худ. Литер. Чуковский «Айболит», И. Пришвин «Человек заболел», А. Барто «Прививка».

  • Заучивание наизусть стихов, поговорок по теме.

  • Беседы о здоровом образе жизни.

  • Ситуативные беседы на тему: «Как бы ты поступил, если бы»... (бабушке внезапно стало плохо; кто-то из детей попал во дворе в опасную ситуацию и т. п.)

2.Обогащение игрового опыта детей

  • Упражнения на развитие творческого мышления и воображения:

дидактическое упражнение «Потому что...» активизировать творческие мысли, решить изобретательские задачи.

  • Дидактическое упражнение «Составление рассказа» составление цепочки предложений, в результате которых получается небольшой рассказ о различных ситуациях, связанных с работой доктора.

  • Решение проблемных ситуаций - побуждать ставить итоговую задачу, разнообразить сюжет игры.

  • Игры-драматизации сказок, мультфильмов «Айболит», «Прививка».

  • Драматизации придуманных детьми сказок, рассказов - взятие роли на себя с целью обучения игровым действиям.

  • Игры-диалоги «разговор по телефону» - учить общаться по телефону, вести диалог, умение задавать вопросы, отвечать ни них.

  • Обучающие игры диалоги: врач-больной, врач-медсестра.

  • Игры образного плана «Угадай, кто к нам пришёл?»

  • Настольные игры «Кому что нужно для работы?», «Профессии», «Испорченный телефон».

  • Подвижные игры «Перенести предметы», «Парный бег», «Перенести раненого» - развив быстроту, ловкость, согласованность действий.

3. Создание предметно – развивающей среды

  • Внесение иллюстраций с изображением работы врачей разных специальностей.

  • Внесение детских книг.

  • Изготовление медицинских шапочек из белой бумаги по типу оригами.

  • Внесение модулей с изображением кабинета доктора.

  • Постройка из модулей машины «Скорой помощи».

  • Чемоданчик доктора с набором инструментов для врачей различных профессий.

  • Имитатор «мигалки» спец-сигнала; руль для «скорой помощи».

4. Активизирующее общение педагога с детьми

Вопросы к детям:

- Вы кто?

- А что вы лечите?

- А это больно?

На активизацию общения с детьми:

- А вы, к какому врачу пришли?

- А что с вами случилось?

Постановка проблемной ситуации для обогащения сюжета игры:

- В парке стало плохо пожилому человеку. Что делать? Как вызвать врача?

Такое планирование помогает в работе, оказывает на детей комплексное воспитательное воздействие, расширяет кругозор, способствует формированию положительных взаимоотношений. Игра - самовыражение человека, способ его совершенствования. Для этого надо научить детей играть.