СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ, ЭТАПЫ, ФУНКЦИИ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Новожилова Юлия Михайловна,
,
Магистрант образовательной программы 7М01303 «Педагогика и методика начального обучения» Кокшетауского университета им. А. Мырзахметова
Система стимулирования (побуждения) школьников к учению включает такие способы, как формирование у учащихся потребности в знаниях, творческий труд как возбудитель потребности в знаниях. Ценным в этом отношении являются технологии игровой деятельности. Учитель возбуждает у ученика потребность в знаниях, не забывая о педагогическом такте, чувстве меры, сознательной дозировке воздействия и стимулирования. Он не забывает контролировать и уравновешивать средства воздействия, находить оптимальную меру применения различных педагогических методов, поддерживать тот педагогический уровень, который отвечает задачам и требованиям процесса обучения в школе [1].
В формировании здоровых мотивов к учению, потребностей и интереса к знаниям большую роль играют: показ на конкретных примерах, живо и убедительно, необходимости знаний жизни человека; примеры из жизни, научной или художественной литературы; пример самого учителя; привлечение внимания учащихся к противоречию между наличными знаниями и новыми учебными задачами и постановка учебных задач для разрешения этого противоречия; создание учителем благоприятных условий на уроке, при которых учащиеся постоянно заняты полезной учебной работой; взаимоотношения между учителем и учащимися; умение учителя создать моральный климат в коллективе, здоровое общественное мнение ученического коллектива, определяющее чувство ответственности и долга за учение каждого школьника [65].
В своей практической деятельности учитель способствует развитию прежде всего таких психологических деятельностей, которые создают благоприятные основы для успеха последующего учения школьников. К таким педагогически ценным свойствам психической деятельности учащихся относятся: произвольные формы внимания, память, способности осмысления, творческого мышления, самостоятельность учебного труда, критичность в выборе материала, развитие мотивации учения, контроль и самоконтроль за ходом учебной деятельности, оценка и самооценка учебной работы. При этом педагог учитывает не только возрастные, но и индивидуально-психологические различия детей в процессе обучения, их характерные черты и особенности умственной деятельности, особенности мотивации и познавательных интересов. Знание возрастных психологических и индивидуальных особенностей позволяет выявить способности учеников, правильно наметить черты и выбрать средства к их дальнейшему развитию [2].
Структура процесса обучения: восприятие – осмысление – понимание – обобщение – закрепление – применение знаний в последующей учебной работе и в практике, в жизни.
Организуя учебный процесс, учитель заранее продумывает и планирует наглядно-образное отражение предметов и явлений действительности в их объективной целостности и многосторонности. Достигается это применением наглядности, демонстрацией опытов и др.
В практике работы учителей чаще всего наблюдаются два пути обобщения: 1) обобщение выступает как завершение изучения единицы учебного материала; 2) обобщенный материал дается сначала (правило, понятие, закон), а затем более конкретно раскрывается его содержание [3].
Организация деятельности учащихся включает в себя постановку учебных задач перед учащимися и создание благоприятных условий для их выполнения. При этом используются такие приемы, как инструктаж, распределение функций, предъявление алгоритма и др. Современная дидактика рекомендует правила выдвижения познавательных задач:
- познавательная задача должна вытекать из предметного содержания, чтобы сохранялась система знаний и логика науки;
- необходимо учитывать актуальный уровень развития учащихся и их подготовки, чтобы создавались реальные условия для выполнения задачи;
- задача должна содержать в себе информацию, необходимую для развития ума, воображения, творческих процессов;
- к осуществлению предметной деятельности учащихся необходимо расположить (создать положительную мотивацию);
- нужно научить учащихся решать задачу, вооружить их необходимыми способами, сначала вместе с учителем, затем в коллективной работе, постепенно переводя в план самостоятельных индивидуальных действий (М.А. Данилов [4]).
Учение как специфический вид деятельности имеет свою структуру, закономерности развития и функционирования. Возможность ее осуществления обусловлена способностью человека регулировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире, в конечном итоге выражающиеся в знаниях, умениях и навыках, системе отношений и общем развитии. Важнейшим компонентом учения являются мотивы, т.е. те побуждения, которыми ученик руководствуется, осуществляя те или иные учебные действия либо учебную деятельность в целом. И чтобы учение возникло, в учебной ситуации должны быть мотивы, движущие ученика к гностической цели - к овладению определенными знаниями и умениями. К учению школьника побуждает не один, а ряд мотивов различного свойства, каждый из которых выступает не изолированно, а во взаимодействии с другими. Учение, таким образом, имеет полимотивированный характер.
Неотъемлемыми структурными компонентами учения являются действия контроля, оценки и анализа результатов. Самоконтроль, самооценка и самоанализ, которые осуществляют школьники в процессе обучения формируются на основе наблюдения аналогичных обучающих действий учителя. Формированию этих действий способствуют приемы привлечения учащихся к наблюдению деятельности своих сверстников, организация взаимоконтроля, взаимооценки и взаимоанализа результатов деятельности на основе установленных критериев.
Функции обучения. Выделяют три функции обучения: образовательную, воспитывающую и развивающую. Образовательная функция связана с расширением объема социального опыта личности, развивающая – с его структурным усложнением, а воспитывающая – с формированием отношений (В.В. Краевский [5]).
Образовательная функция предполагает вооружение учащихся системой научных знаний, умений, навыков с целью их использования на практике.
Наиболее полная реализация этой функции должна обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность.
Конечным результатом реализации образовательной функции является действенность знаний, выражающаяся в сознательном оперировании ими, в способности мобилизовать прежние знания для получения новых, а также сформированность важнейших как специальных (по предмету), так и общеучебных умений и навыков.
Воспитывающая функция. Воспитывающий характер обучения – отчетливо проявляющаяся закономерность, действующая непреложно в любые эпохи и в любых условиях. Обучение воспитывает всегда, но не всегда в нужном направлении, поэтому реализация воспитывающей функции требует при организации учебного процесса, отборе содержания, выборе форм и методов исходить из правильно понятых задач воспитания на том или ином этапе развития общества. В современных условиях она предполагает:
- формирование научного мировоззрения, материалистического понимания законов природы, общества и мышления;
- формирование отношений воспитанников к науке (учению), природе, искусству, труду, обществу, коллективу, самому себе и другим, в конечном итоге выражающихся во взглядах, идеалах, убеждениях;
- воспитание моральных качеств личности, волевых черт характера и соответствующих социально приемлемых форм поведения;
- формирование мотивов учебной деятельности, изначально определяющих ее успешность.
Развивающая функция. Правильно поставленное обучение всегда развивает, однако развивающая функция осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности. В традиционном подходе к организации обучения осуществление развивающей функции, как правило, сводится к развитию речи и мышления ученика. Однако развивающий характер обучения предполагает ориентацию на развитие личности как целостной психической системы (когнитивной, сенсорной, эмоционально-волевой, моторной и мотивационно-потребностной сфер личности) [6].
На рисунке 1 приведены функции процесса обучения.
Рисунок 1. – Функции процесса обучения
Учебный процесс состоит из шести звеньев: а) выдвижение и осознание познавательной задачи, создание у учащихся стимулов к изучению нового материала (другим словами – подготовка к восприятию новых знаний); б) восприятие нового материала; в) обобщение и формирование понятий, законов и т.д.; г) закрепление и совершенствование знаний, упражнения; д) применение знаний, умений и навыков; е) анализ достижений учащихся и проверка усвоения ими знаний и умений.
Эти звенья можно считать дидактическими задачами, представляющими законченный цикл обучения.
Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении.
Современная школа испытывает насущную потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К подобным активным формам обучения относятся игровые технологии. Эффективность игровых педагогических технологий особенно ярко проявляется в младшем школьном возрасте.
Список литературы
-
Дидактика современной школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М.А. Данилова, М.Н. Скаткина. - М.: Просвещение, 2020. - 303 с.
-
Подласый И.П. Педагогика начальной школы.- М.: Владос, 2022. - 405 с.
-
Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М.: Политиздат, 2021. - 304 с.
-
Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Гардарики, 2021. - 520 с.
-
Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. - М.: Педагогика, 2021. - 299 с.
-
Краевский В.В. Общие основы педагогики: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2020. - 256 с.