Содержание учебно-методического комплекта «Окружающий мир» (А.А. Плешаков) с точки зрения формирования исторических представлений и понятий
Изучение предмета «Окружающий мир» (А.А. Плешаков) в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Анализ содержания учебного материала в учебниках по окружающему миру А.А. Плешакова («Школа России») с точки зрения формирования исторических представлений и понятий у младших школьников.
В учебнике 1-го класса (часть 1) предусмотрено изучение ряда тем по формированию исторических представлений и понятий.
Раздел: «Что и кто?» Содержит следующие темы:
«Что такое Родина?» Обсуждается, что такое Родина, и почему она так дорога каждому из нас; что вы знаете о нашей стране и своем городе; как выглядит флаг и герб России. Дается определение понятия «Родина».
«Что мы знаем о Москве?» Дети знакомятся с понятием «столица», у них формируется представление о президенте России.
Во второй части учебника исторические представления и понятия практически не встречаются. В некоторых параграфах представлены иллюстрации: одежда первобытных людей, история появления велосипедов, первый полет человека в космос.
Особенность учебника для 2-го класса данной программы состоит в том, что он опирается на культурологические принципы, понятия, категории. Ведущей, с точки зрения организации содержания, является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное единство, а человек – как часть природы, как создатель культуры и как ее продукт, т. е. тоже природно-культурное единство. Программа знакомит обучающихся с природой и традиционной культурой календаря на фоне сезонных изменений. При этом происходит формирование знаний о природном многообразии, об экологических связях, о правилах поведения человека в природе, необходимых для ее сбережения и сохранения здоровья детей в течение года.
2 класс (часть 1). Раздел: «Где мы живем». Содержит следующие темы:
«Родная страна». Дети вспоминают, как выглядит наш герб и флаг. У них формируется уважительное отношение к государственным символам России. Даются формулировки понятий: «Россия», «федерация». Прилагаются иллюстрации флага и герба, представлен гимн России. В задании «Проверим себя и оценим свои достижения» предлагается выполнить задания на знание гимна и народов России.
«Культура и образование». Учащиеся узнают, какие бывают учреждения культуры и образования. По иллюстрациям в учебнике рассматривают и определяют их. Даются формулировки понятий: «учреждения культуры и образовательные учреждения». Младшие школьники получают представления о том, какие учреждения культуры и образования есть в их родном городе.
«Какие бывают музеи». Дети знакомятся с некоторыми музеями России, узнают о Кунсткамере. В конце данного параграфа предлагается выполнить задание: с помощью Интернета совершить воображаемую экскурсию в любой интересный для вас музей.
2 класс (часть 2). Раздел: «Общение».
В задании «Прочитаем и обсудим» представлен текст «Семейные традиции», в котором происходит знакомство детей с понятиями семья и традиции. В конце параграфа представлено задание на знание понятия «традиция».
«Путешествие по Москве». Учащиеся знакомятся с планом и гербом Москвы и Санкт-Петербурга, работают с картами. В параграфе представлена дополнительная информация и иллюстрации памятника Юрию Долгорукому, Храма Христа Спасителя, Красной площади, «гром-камня». Дается определение понятий «план» и «Московский Кремль».
Учебник для 3-го класса направлен на осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
3 класс (часть 1). Раздел: «Как устроен мир».
Тема «Общество» знакомит учащихся с такими понятиями, как «человечество», «народ», «государство». Идет повторение изученных во 2-м классе понятий «флаг», «герб», «президент». Дается дополнительная информация «Что такое государство?».
Предлагаются задания: с помощью таблицы определить, кто является главой государства в разных странах, а также домашнее задание: используя информацию из учебника, дай характеристику нашему государству – России; запиши в словарик слова: семья, народ, государство, общество.
3 класс (часть 2). Раздел: «Путешествие по городам и странам».
Учащиеся работают с политической картой, осознают необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры, узнают о людях, основавших города Золотого кольца России. Также представлены иллюстрации древних сооружений и основателей городов.
Учебник для 4-го класса нацелен на:
- формирование у детей основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- формирование становления гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Рассматриваются исторические периоды (первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время), важнейшие события и великих людей отечественной истории; государственная символика и государственные праздники современной России, что такое Конституция, основные права ребенка.
4 класс (часть 1). Раздел «Земля и человечество».
«Мир глазами историка». Даются определения понятий: «история», «архив», «исторический источник», «летопись», «археология», «век», «столетие», «тысячелетие», «летосчисление», «историческая карта», «эра». Подробно изучается время до нашей эры и наша эра. Предлагается домашнее задание: записать эти слова в словарик. Проводится работа с римскими цифрами и картой. Встречается задание, в котором нужно определить в каком веке произошло событие (первое упоминание о Москве – 1147 год, основание Санкт-Петербурга – 1703, твое рождение). Домашнее задание: найди в энциклопедии даты жизни известных тебе великих людей. По этим датам определи век.
4 класс (часть 2). Раздел «Страницы всемирной истории». Включает в себя следующие темы: «Начало истории человечества», «Мир древности: далекий и близкий», «Средние века: время рыцарей и замков», «Новое время: встреча Европы и Америки», «Новейшее время: история продолжается сегодня».
Изучая этот раздел, учащиеся будут:
- узнавать, как ученые изучают жизнь людей в разные исторические времена, различать и сравнивать источники информации о прошлом;
- распознавать некоторые знаменитые сооружения прошлого и рассказывать о них;
- показывать с помощью глобуса, как человек открывал планету Земля;
- описывать по иллюстрациям некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого, высказывать суждения об их значении в истории человечества;
- узнавать о занятиях и профессиях людей прошлого;
- составлять словарь по теме, различать слова и выражения, относящиеся к истории.
Даются определения понятий: «первобытные люди», «древний мир», «средние века», «рыцарь», «христианство», «новое время», «новейшее время». Предлагаются задания:
- изобразить в картинках занятия первобытных людей;
- в краеведческом музее посетить отдел, посвященный жизни первобытных людей, рассмотреть находки археологов и рассказать о них на уроках;
- сравнить источники по истории Древнего мира и по истории Средних веков;
- сочинить рассказ об одном дне из жизни европейца конца XIX века;
- найти в учебнике слова, которые отражают историю Нового времени;
- подобрать слова, которые отражают историю XX века.
Раздел «Страницы истории России». Включает в себя следующие темы: «Жизнь древних славян», «Во времена Древней Руси», «Страна городов», «Из книжной сокровищницы Древней Руси», «Трудные времена на Русской земле», «Русь расправляет крылья», «Куликовская битва», «Иван Третий», «Мастера печатных дел», «Патриоты России», «Петр Великий», «Михаил Васильевич Ломоносов», «Екатерина Великая», «Отечественная война 1812 года», «Страницы истории XIX века», «Россия вступает в XX век», «Страницы истории 20-30-х годов», «Великая война и Великая Победа».
Изучая данный раздел, учащиеся учатся:
- показывать на карте границы, территорию, столицу, города России, места некоторых важных событий;
- рассказывать по плану, карте, иллюстрациям об исторических событиях;
- соотносить даты и события;
- определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России;
- составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого;
- находить в домашнем архиве исторические свидетельства;
- понимать важную роль России в мировой истории.
Предлагается множество заданий, включая работу с картой, например:
- найдите на карте территорию Древней Руси: а) в конце IX века; б) в середине XI века;
- найдите на карте место Куликовской битвы, проследите по карте передвижение русских и ордынских войск;
- найдите на карте города, основанные Петром Первым;
- с помощью Интернета подготовь рассказ-биографию одного из героев Отечественной войны 1812 года;
- найдите на карте территорию Советского Союза, его столицу, союзные республики и их столицы.
Даются определения понятий: «восточные славяне», «бояре», «Крещение», «вече», «дань», «хан», «Золотая орда», «монастырь», «книгопечатание», «император», «дворяне», «крепостные крестьяне», «гражданская война».
Раздел «Современная Россия» включает следующие темы [33]: «Основной закон России и права человека», «Мы – граждане России», «Славные символы России», «Такие разные праздники», «Путешествие по России».
Изучая этот раздел, учащиеся учатся:
- объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный среди них – Конституция РФ – защищают наши права;
- понимать, в чем состоят различия между государственным устройством современной России и государственным устройством нашей страны в другие периоды ее истории;
- раскрывать значение государственных символов России, находить их среди символов других стран;
- осознавать связь современной России с ее историей;
- рассказывать о традициях, праздниках народов страны.
Даются такие понятия, как: «Конституция», «федерация», «закон», «президент», «герб», «флаг», «гимн».
Предлагаются задания:
Подготовь проект «Декларация прав»:
- членов твоей семьи;
- учащихся твоего класса;
- учителей и учащихся твоей школы.
Посмотри программу новостей и расскажи о государственных делах Президента, Федерального собрания и Правительства России.
Сравни изображения современного герба России с изображением на печати Ивана Третьего. В чем сходство? Что изменилось?
Также есть «Странички для любознательных», в которых встречается огромное количество заданий на формирование у детей исторических представлений и понятий. В курсе изучения исторического материала по учебнику А.А. Плешакова учащиеся знакомятся со следующими понятиями: - история – наука о прошлом людей; - век, столетие – период времени, протяженностью в сто лет; - исторический источник – все, что может рассказать нам о прошлом людей; - архив – хранилище документов; - эра – большой исторический период; - государство – механизм управления обществом в какой-либо стране; - конституция – основной закон страны; - законы – правила, обязательные для всех жителей страны; - государственный гимн – торжественное музыкальное произведение, принятое как символ государственного единства и др.
Таким образом, УМК «Окружающий мир» А.А. Плешакова обладает значительным потенциалом с точки зрения формирования исторических представлений и понятий у младших школьников.