СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Содержание, виды,методы,функции и формы контроля знаний и умений

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Содержание, виды,методы,функции и формы контроля знаний и умений»

Содержание,  виды, методы,  функции и формы  контроля знаний и умений (информационно-справочный материал  для рабочих программ  и технологических карт урока  в соответствии с требованиями ФГОС)   Ждан Галина Юрьевна, учитель русского языка и литературы высшей категории МАОУ СОШ №13 Калининград, 2021

Содержание,

виды,

методы, функции и формы

контроля знаний и умений

(информационно-справочный материал для рабочих программ

и технологических карт урока в соответствии с требованиями ФГОС)

Ждан Галина Юрьевна, учитель русского языка и литературы высшей категории МАОУ СОШ №13

Калининград, 2021

Содержание контроля –  это комплексная проверка учебной деятельности учащихся, в процессе которой осуществляется усвоение содержания общего среднего образования: а) формируются знания, обще учебные и предметные умения и навыки, б) развиваются творческие способности, оценочные суждения.

Содержание контроля

это комплексная проверка учебной деятельности учащихся, в процессе которой осуществляется усвоение содержания общего среднего образования:

а) формируются знания, обще учебные и предметные умения и навыки,

б) развиваются творческие способности, оценочные суждения.

Предварительный (входной) Виды контроля Текущий Тематический Итоговый

Предварительный

(входной)

Виды контроля

Текущий

Тематический

Итоговый

  Методы контроля ( способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической работы учителя) :  - ежедневное наблюдение устный опрос  письменный контроль знаний и умений практическая проверка  графическая проверка тестовый контроль

Методы контроля ( способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической работы учителя) :

- ежедневное наблюдение

  • устный опрос
  • письменный контроль знаний и умений
  • практическая проверка
  • графическая проверка
  • тестовый контроль
Функции контроля Контролирующая Обучающая Воспитывающая Организующая Развивающая Методическая

Функции контроля

Контролирующая

Обучающая

Воспитывающая

Организующая

Развивающая

Методическая

Формы контроля Фронтальная,  групповая,  индивидуальная,  комбинированная,  самоконтроль,  взаимоконтроль

Формы контроля

Фронтальная,

групповая,

индивидуальная,

комбинированная,

самоконтроль,

взаимоконтроль

Требования к контролю знаний объективность  (создание условий, в которых бы максимально точно выявлялись знания обучающихся, предъявление к ним единых требований, справедливое отношение к каждому) обоснованность оценок (их аргументация) систематичность   (как важный психологический фактор, организующий и дисциплинирующий обучаемых, формирующий настойчивость и устремленность в достижении цели) индивидуальный и дифференцированный подход к оценке знаний  (предусматривает выбор таких дидактических условий, при которых снимается психологическая напряженность при ответе, и дает преподавателю возможность полно, правильно и объективно выявить и оценить знания обучающихся) всесторонность и оптимальность.

Требования к контролю знаний

  • объективность (создание условий, в которых бы максимально точно выявлялись знания обучающихся, предъявление к ним единых требований, справедливое отношение к каждому)
  • обоснованность оценок (их аргументация)
  • систематичность

(как важный психологический фактор, организующий и дисциплинирующий обучаемых, формирующий настойчивость и устремленность в достижении цели)

  • индивидуальный и дифференцированный подход к оценке знаний

(предусматривает выбор таких дидактических условий, при которых снимается психологическая напряженность при ответе, и дает преподавателю возможность полно, правильно и объективно выявить и оценить знания обучающихся)

  • всесторонность и оптимальность.

Задачи образования

Виды УУД

Базовые образовательные

технологии

Основные результаты

начального образования

Логические УУД

Постановка и решение проблем

Функции УУД

Цель образования

Понятие УУД

Универсальные

учебные

действия (УУД)

Общеучебные универсальные действия

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

  • Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий» , обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин .
  • Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
  • Синтез – составление целого из частей.
  • Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации.
  • Подведение под понятие, выведение следствий.
  • Установление причинно-следственных связей.
  • Построение логической цепи рассуждений.
  • Доказательство.
  • Выдвижение гипотез и их обоснование.

Личностные УУД

Выделение познавательной цели

Поиск информации

формулирование проблемы

  • формирование опорной системы знаний, предметных и универсальных способов действий , обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
  • воспитание умения учиться – способности к

самоорганизации с целью решения учебных задач;

  • индивидуальный прогресс в основных сферах

личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».

5

  • целеполагание;
  • планирование;
  • прогнозирование;
  • контроль;
  • коррекция;
  • оценка;
  • волевая саморегуляция.

Структурирование знаний

Речевое развитие

общеучебные

ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ»

  • внутренняя позиция;
  • мотивация;
  • нравственно-этическая оценка.

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

умение учиться , т.·е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

совокупность действий

учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность .

Выбор способов решения задач

Смысловое чтение

управление поведением партнёра

1

4

  • Обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения.
  • Ставить учебные цели.
  • Искать и использовать необходимые средства и способы достижения целей.
  • Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
  • Создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию.
  • Обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

логические

Спасибо за внимание!

Контроль и оценка процесса

Решение проблем

УУД

УУД - это система действий учащегося, обеспечивающая культурную идентичность, социальную компетентность,

толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности.

Авторы стандартов второго поколения рассматривают УУД как обеспечение возможностей учащегося самостоятельно действовать при получении образования.

Овладение учащимися УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться .

УУД могут быть сформированы только в процессе определенной учебной деятельности.

Важно создать новые условия для такой деятельности.

Важно изменить сам образовательный процесс : освоить новые формы организации обучения, новые образовательные технологии, создать новую информационно-образовательную среду.

Познавательные УУД включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации , ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.

Личностные УУД позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЗИЦИЯ В начальной школе формирование личностных универсальных действий должно реализоваться путём развития у школьника задач самоопределения: «Я знаю...»; «Я умею...»; «Я создаю...»; «Я стремлюсь...».

МОТИВАЦИЯ Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом - определение того «какое значение, смысл имеет для меня учение».

НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА

  • Основным результатом деятельности учителя начальных классов не должна стать система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор умений универсальных учебных действий учащихся в интеллектуальной, правовой,  информационной и других сферах личности и создание условий для её реализации.
  • Необходимо на первый план выдвигать не информированность ученика, а умение разрешать возникающие в жизни проблемы .
  • В качестве результатов обучения рассматривать не сумму заученных знаний, умений и навыков, а способность действовать в различных проблемных ситуациях.

Где же идёт развитие познавательных УУД?

Где же идёт развитие коммуникативных УУД?

Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формирование собственного мнения и позиции, договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности.

  • Выделение морально-этического содержания событий и действий. Построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора. Нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм. Ориентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора.
  • Выделение морально-этического содержания событий и действий.
  • Построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора.
  • Нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм.
  • Ориентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора.

Осуществление поиска информации для выполнения учебных заданий.

Изменение модели образования требует прежде всего изменения самого учителя, готового достигать социальных, коммуникативных, информационных компетенций, толерантности, самообразования и практико-ориентированных знаний и умений у учеников.

Где же идёт развитие личностных УУД?

На основе анализа текста организуется обсуждение нравственного содержания и система поступков героя, что способствует развитию этических чувств, как регуляторов морального поведения.

знаково-символические действия

УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

самостоятельное создание способов решения проблем

постановка и решение

проблем

3

постановка вопросов

разрешение конфликтов

2

Ждан Г.Ю., учитель русского языка и литературы высшей категории

МАОУ СОШ №13 г. Калининграда

моделирование

преобразование модели

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Универсальные учебные действия (УУД) Ждан Г.Ю., учитель русского языка и литературы высшей категории  МАОУ СОШ №13 г. Калининграда

Универсальные

учебные

действия (УУД)

Ждан Г.Ю., учитель русского языка и литературы высшей категории

МАОУ СОШ №13 г. Калининграда

Понятие УУД умение учиться , т.·е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.    совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность .     УУД - это система действий учащегося, обеспечивающая культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности.  Авторы стандартов второго поколения рассматривают УУД как обеспечение возможностей учащегося самостоятельно действовать при получении образования.

Понятие УУД

умение учиться , т.·е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

совокупность действий

учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность .

УУД - это система действий учащегося, обеспечивающая культурную идентичность, социальную компетентность,

толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности.

Авторы стандартов второго поколения рассматривают УУД как обеспечение возможностей учащегося самостоятельно действовать при получении образования.

Цель образования  общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».

Цель образования

общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».

Задачи образования  Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий» , обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин .

Задачи образования

  • Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий» , обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин .
Функции УУД Обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения.  Ставить учебные цели.  Искать и использовать необходимые средства и способы достижения целей.  Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию. Обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Функции УУД

  • Обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения.
  • Ставить учебные цели.
  • Искать и использовать необходимые средства и способы достижения целей.
  • Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
  • Создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию.
  • Обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Виды УУД

Виды УУД

Личностные УУД

  • внутренняя позиция;
  • мотивация;
  • нравственно-этическая оценка.

Личностные УУД позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЗИЦИЯ В начальной школе формирование личностных универсальных действий должно реализоваться путём развития у школьника задач самоопределения: «Я знаю...»; «Я умею...»; «Я создаю...»; «Я стремлюсь...».

МОТИВАЦИЯ Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом - определение того «какое значение, смысл имеет для меня учение».

НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА

  • Выделение морально-этического содержания событий и действий. Построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора. Нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм. Ориентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора.
  • Выделение морально-этического содержания событий и действий.
  • Построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора.
  • Нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм.
  • Ориентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора.

Где же идёт развитие личностных УУД?

На основе анализа текста организуется обсуждение нравственного содержания и система поступков героя, что способствует развитию этических чувств, как регуляторов морального поведения.

Регулятивные УУД целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция.

Регулятивные УУД

  • целеполагание;
  • планирование;
  • прогнозирование;
  • контроль;
  • коррекция;
  • оценка;
  • волевая саморегуляция.

Познавательные УУД общеучебные логические Познавательные УУД включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации , ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач. Где же идёт развитие познавательных УУД? Осуществление поиска информации для выполнения учебных заданий. постановка и решение проблем

Познавательные УУД

общеучебные

логические

Познавательные УУД включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации , ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Где же идёт развитие познавательных УУД?

Осуществление поиска информации для выполнения учебных заданий.

постановка и решение

проблем

Общеучебные универсальные действия Выделение познавательной цели Поиск информации Структурирование знаний Речевое развитие Выбор способов решения задач Смысловое чтение Контроль и оценка процесса Решение проблем знаково-символические действия  моделирование преобразование модели

Общеучебные универсальные действия

Выделение познавательной цели

Поиск информации

Структурирование знаний

Речевое развитие

Выбор способов решения задач

Смысловое чтение

Контроль и оценка процесса

Решение проблем

знаково-символические действия

моделирование

преобразование модели

Логические УУД  Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Синтез – составление целого из частей. Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации. Подведение под понятие, выведение следствий. Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений. Доказательство. Выдвижение гипотез и их обоснование.

Логические УУД

  • Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
  • Синтез – составление целого из частей.
  • Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации.
  • Подведение под понятие, выведение следствий.
  • Установление причинно-следственных связей.
  • Построение логической цепи рассуждений.
  • Доказательство.
  • Выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблем формулирование проблемы самостоятельное создание способов решения проблем

Постановка и решение проблем

формулирование проблемы

самостоятельное создание способов решения проблем

Коммуникативные УУД умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли  5 планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками управление поведением партнёра  1 4 УУД  Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.  Где же идёт развитие коммуникативных УУД? Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формирование собственного мнения и позиции, договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности.  3 разрешение конфликтов  постановка вопросов  2

Коммуникативные УУД

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

5

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

управление поведением партнёра

1

4

УУД

Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.

Где же идёт развитие коммуникативных УУД?

Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формирование собственного мнения и позиции, договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности.

3

разрешение конфликтов

постановка вопросов

2

Основные результаты

начального образования

  • формирование опорной системы знаний, предметных и универсальных способов действий , обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
  • воспитание умения учиться – способности к

самоорганизации с целью решения учебных задач;

  • индивидуальный прогресс в основных сферах

личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.

Овладение учащимися УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться .

УУД могут быть сформированы только в процессе определенной учебной деятельности.

Важно создать новые условия для такой деятельности.

Важно изменить сам образовательный процесс : освоить новые формы организации обучения, новые образовательные технологии, создать новую информационно-образовательную среду.

  • Основным результатом деятельности учителя начальных классов не должна стать система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор умений универсальных учебных действий учащихся в интеллектуальной, правовой,  информационной и других сферах личности и создание условий для её реализации.
  • Необходимо на первый план выдвигать не информированность ученика, а умение разрешать возникающие в жизни проблемы .
  • В качестве результатов обучения рассматривать не сумму заученных знаний, умений и навыков, а способность действовать в различных проблемных ситуациях.

Изменение модели образования требует прежде всего изменения самого учителя, готового достигать социальных, коммуникативных, информационных компетенций, толерантности, самообразования и практико-ориентированных знаний и умений у учеников.

Базовые образовательные технологии ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ» ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Базовые образовательные

технологии

ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ»

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Понятие УУД умение учиться , т.·е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта,    совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность .       УУД - это система действий учащегося, обеспечивающая культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности.  Авторы стандартов второго поколения рассматривают УУД как обеспечение возможностей учащегося самостоятельно действовать при получении образования.

Понятие УУД

умение учиться , т.·е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта,

совокупность действий

учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность .

УУД - это система действий учащегося, обеспечивающая культурную идентичность, социальную компетентность,

толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности.

Авторы стандартов второго поколения рассматривают УУД как обеспечение возможностей учащегося самостоятельно действовать при получении образования.

Функции УУД Обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения.  Ставить учебные цели.  Искать и использовать необходимые средства и способы достижения целей.  Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию. Обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Функции УУД

  • Обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения.
  • Ставить учебные цели.
  • Искать и использовать необходимые средства и способы достижения целей.
  • Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
  • Создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию.
  • Обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Виды УУД 11

Виды УУД

11

Личностные УУД

  • внутренняя позиция;
  • мотивация;
  • нравственно-этическая оценка.

Личностные УУД позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЗИЦИЯ В начальной школе формирование личностных универсальных действий должно реализоваться путём развития у школьника задач самоопределения: «Я знаю...»; «Я умею...»; «Я создаю...»; «Я стремлюсь...».

МОТИВАЦИЯ Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом - определение того «какое значение, смысл имеет для меня учение».

НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА

  • Выделение морально-этического содержания событий и действий. Построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора. Нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм. Ориентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора.
  • Выделение морально-этического содержания событий и действий.
  • Построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора.
  • Нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм.
  • Ориентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора.

Где же идёт развитие личностных УУД?

На основе анализа текста организуется обсуждение нравственного содержания и система поступков героя, что способствует развитию этических чувств, как регуляторов морального поведения.

12

Регулятивные УУД целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция.  13

Регулятивные УУД

  • целеполагание;
  • планирование;
  • прогнозирование;
  • контроль;
  • коррекция;
  • оценка;
  • волевая саморегуляция.

13

Познавательные УУД общеучебные логические Познавательные УУД включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации , ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач. Где же идёт развитие познавательных УУД? Осуществление поиска информации для выполнения учебных заданий. постановка и решение проблем 14

Познавательные УУД

общеучебные

логические

Познавательные УУД включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации , ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Где же идёт развитие познавательных УУД?

Осуществление поиска информации для выполнения учебных заданий.

постановка и решение

проблем

14

Общеучебные универсальные действия Выделение познавательной цели Поиск информации Структурирование знаний Речевое развитие Выбор способов решения задач Смысловое чтение Контроль и оценка процесса Решение проблем знаково-символические действия  моделирование преобразование модели 15

Общеучебные универсальные действия

Выделение познавательной цели

Поиск информации

Структурирование знаний

Речевое развитие

Выбор способов решения задач

Смысловое чтение

Контроль и оценка процесса

Решение проблем

знаково-символические действия

моделирование

преобразование модели

15

Логические УУД  Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Синтез – составление целого из частей. Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации. Подведение под понятие, выведение следствий. Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений. Доказательство. Выдвижение гипотез и их обоснование.

Логические УУД

  • Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
  • Синтез – составление целого из частей.
  • Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации.
  • Подведение под понятие, выведение следствий.
  • Установление причинно-следственных связей.
  • Построение логической цепи рассуждений.
  • Доказательство.
  • Выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблем формулирование проблемы самостоятельное создание способов решения проблем

Постановка и решение проблем

формулирование проблемы

самостоятельное создание способов решения проблем

Коммуникативные УУД умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли  5 планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками управление поведением партнёра  1 4 УУД  Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.  Где же идёт развитие коммуникативных УУД? Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формирование собственного мнения и позиции, договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности. 3 постановка вопросов разрешение конфликтов  2

Коммуникативные УУД

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

5

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

управление поведением партнёра

1

4

УУД

Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.

Где же идёт развитие коммуникативных УУД?

Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формирование собственного мнения и позиции, договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности.

3

постановка вопросов

разрешение конфликтов

2

Основные результаты

начального и основного

образования

  • формирование опорной системы знаний, предметных и универсальных способов действий , обеспечивающих возможность продолжения образования;
  • воспитание умения учиться – способности к

самоорганизации с целью решения учебных задач;

  • индивидуальный прогресс в основных сферах

личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.

Овладение учащимися УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться .

УУД могут быть сформированы только в процессе определенной учебной деятельности.

Важно создать новые условия для такой деятельности.

Важно изменить сам образовательный процесс : освоить новые формы организации обучения, новые образовательные технологии, создать новую информационно-образовательную среду.

  • Основным результатом деятельности учителя начальных классов не должна стать система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор умений универсальных учебных действий учащихся в интеллектуальной, правовой,  информационной и других сферах личности и создание условий для её реализации.
  • Необходимо на первый план выдвигать не информированность ученика, а умение разрешать возникающие в жизни проблемы .
  • В качестве результатов обучения рассматривать не сумму заученных знаний, умений и навыков, а способность действовать в различных проблемных ситуациях.

Изменение модели образования требует прежде всего изменения самого учителя, готового достигать социальных, коммуникативных, информационных компетенций, толерантности, самообразования и практико-ориентированных знаний и умений у учеников.

Основные виды учебной деятельности учащихся   Виды учебно-познавательной деятельности Предметы видов  учебно-познавательной деятельности Наблюдение Внешние признаки, свойства объектов познания, получаемые без вмешательства в них Эксперимент Существенные, ведущие свойства, закономерности объектов природы, получаемые непосредственно путем вмешательства, воздействия на них Работа с книгой Систематизированная информация, изложенная в учебной, научной и научно-популярной литературе Систематизация знаний Существенные связи и отношения между отдельными элементами системы научных знаний Решение познавательных задач (проблем) Комплексная разнообразная информация познавательного характера Построение графиков Закономерные связи между явлениями (свойствами, процессами, характеристиками)

Основные виды учебной деятельности учащихся

Виды учебно-познавательной деятельности

Предметы видов учебно-познавательной деятельности

Наблюдение

Внешние признаки, свойства объектов познания, получаемые без вмешательства в них

Эксперимент

Существенные, ведущие свойства, закономерности объектов природы, получаемые непосредственно путем вмешательства, воздействия на них

Работа с книгой

Систематизированная информация, изложенная в учебной, научной и научно-популярной литературе

Систематизация знаний

Существенные связи и отношения между отдельными элементами системы научных знаний

Решение познавательных задач (проблем)

Комплексная разнообразная информация познавательного характера

Построение графиков

Закономерные связи между явлениями (свойствами, процессами, характеристиками)

Виды деятельности со словесной (знаковой) основой:   Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с научно-популярной литературой; Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. Написание рефератов и докладов. Вывод и доказательство формул. Анализ формул. Программирование. Решение текстовых количественных и качественных задач. Выполнение заданий по разграничению понятий. Систематизация учебного материала. Редактирование программ.

Виды деятельности со словесной (знаковой) основой:

  • Слушание объяснений учителя.
  • Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
  • Самостоятельная работа с учебником.
  • Работа с научно-популярной литературой;
  • Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
  • Написание рефератов и докладов.
  • Вывод и доказательство формул.
  • Анализ формул.
  • Программирование.
  • Решение текстовых количественных и качественных задач.
  • Выполнение заданий по разграничению понятий.
  • Систематизация учебного материала.
  • Редактирование программ.
Виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:   Наблюдение за демонстрациями учителя. Просмотр учебных фильмов. Анализ графиков, таблиц, схем. Объяснение наблюдаемых явлений. Изучение устройства приборов по моделям и чертежам. Анализ проблемных ситуаций.

Виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:

  • Наблюдение за демонстрациями учителя.
  • Просмотр учебных фильмов.
  • Анализ графиков, таблиц, схем.
  • Объяснение наблюдаемых явлений.
  • Изучение устройства приборов по моделям и чертежам.
  • Анализ проблемных ситуаций.
Виды деятельности с практической (опытной) основой: Работа с кинематическими схемами. Выполнение работ практикума. Решение экспериментальных задач.  Сборка приборов из готовых деталей и конструкций. Работа с раздаточным материалом.  Выявление и устранение неисправностей в приборах. Сбор и классификация коллекционного материала.  Сборка электрических цепей.  Выполнение заданий по усовершенствованию приборов. Разработка новых вариантов опыта Измерение величин.  Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных. Постановка опытов для демонстрации классу.  Разработка и проверка методики экспериментальной работы. Постановка фронтальных опытов.  Проведение исследовательского эксперимента. Выполнение фронтальных лабораторных работ.  Моделирование и конструирование.

Виды деятельности с практической (опытной) основой:

Работа с кинематическими схемами.

Выполнение работ практикума.

Решение экспериментальных задач.

Сборка приборов из готовых деталей и конструкций.

Работа с раздаточным материалом.

Выявление и устранение неисправностей в приборах.

Сбор и классификация коллекционного материала.

Сборка электрических цепей.

Выполнение заданий по усовершенствованию приборов.

Разработка новых вариантов опыта

Измерение величин.

Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных.

Постановка опытов для демонстрации классу.

Разработка и проверка методики экспериментальной работы.

Постановка фронтальных опытов.

Проведение исследовательского эксперимента.

Выполнение фронтальных лабораторных работ.

Моделирование и конструирование.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

28.03.2022 11:08
Бурмистрова Людмила Леонидовна @id76827681
Спасибо!

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!