Просмотр содержимого документа
«Содержательная часть обучающего теста по предмету математика»
Содержание тестирования При отборе предметного материала мы в первую очередь ориентировались на содержание математики, изучаемое в начальной школе в РФ (1 – 4 классы). В то же время, нам представлялось важным учесть и некоторые тенденции мирового и отечественного образования, которые обязывают рассматривать содержание образования в компетентностном аспекте. Таким образом, разработанный инструмент сделан с расчетом на ближайшую перспективу. Основное содержание математики в начальной школе группируется вокруг понятия натурального числа. Сюда относится весь традиционный арифметический материал, касающийся как формальной стороны понятия числа (позиционная запись чисел, стандартные алгоритмы действий над числами, порядок выполнения действий, свойства действий), так и содержательной, связанной со счетом предметов и измерением величин (причем большая часть материала, относящегося к понятию величины, осваивается через решение так называемых текстовых задач). Геометрический материал также в значительной степени посвящен измерению и вычислениям (длина и площадь отдельных фигур). Кроме того, дается первоначальное знакомство с обыкновенными дробями, но основное изучение обыкновенных и десятичных дробей приходится на основную школу (5, 6 классы). С введением новых стандартов включен материал, посвященный анализу данных, однако в очень небольшом количестве. Указанное содержание условно разделено нами на пять областей, четыре из которых («Числа и вычисления», «Измерение величин», «Закономерности», «Зависимости») связаны с разными аспектами понятия числа, а к пятой («Элементы геометрии») относится геометрический материал, связанный с определением пространственных форм и взаимным расположением объектов. К разделу «Числа и вычисления» относится все, что связано с формальной стороной понятия натурального числа. В основе формального оперирования с натуральными числами (сравнения чисел, вычислений) лежит прежде всего позиционный принцип записи натуральных чисел, на котором построены все стандартные алгоритмы арифметических действий над числами. Кроме того, при вычислениях используются представления о порядке выполнения действий и связи между компонентами действий. Следующие три раздела отражают различные смысловые аспекты понятия числа (то, для чего служит число). Так, раздел «Измерение величин» включает материал, связанный с понятием величины – сравнением и измерением величин. Основным отношением, конституирующим эту содержательную область, является отношение «единица – измеряемая величина – число», выражаемое именованным числом. Это отношение может устанавливаться разными способами: непосредственным «укладыванием» единицы (отметим, что именно этот способ лежит в основе понятия величины), измерением с помощью приборов (линейка, весы и др.) и вычислением по стандартным формулам, например, по формуле площади прямоугольника, (задания, связанные с косвенным измерением – вычислением по формулам - могут быть отнесены и к содержательной области «Зависимости»). К указанному разделу примыкают и вопросы, касающиеся собственно прикладного аспекта измерения (практические процедуры измерения, приближенные вычисления, представление результатов измерения в виде диаграмм, графиков, таблиц и т.п.). Однако на данный момент они не включены в содержание математического теста, поскольку предполагалось, что они будут включены в тест по естествознанию («Окружающий мир»). Другой аспект понятия величины представлен разделом «Зависимости». Он охватывает содержание, связанное с выделением и описанием математической структуры отношений между величинами (моделирование); обычно материалом служат текстовые задачи. Здесь акцент делается уже не на получении результатов измерения величин, а на анализе представления этих результатов и их связей (в том числе анализе текстов), т.е. на логическом аспекте. Если расширять тест, делая его независимым от предмета естествознания, то сюда может быть отнесен и материал, связанный с анализом данных (представлением результатов измерения в виде диаграмм, графиков, таблиц и т.п.). Раздел «Закономерности», охватывает содержание, связанное с построением числовых и геометрических последовательностей и других структурированных объектов, а также с подсчетом их количественных характеристик. Этот раздел недостаточно представлен в российском начальном образовании, и мы считаем, что объем данного содержания должен быть увеличен, поскольку оно важно в плане развития математического мышления (в первую очередь – алгоритмического и комбинаторного) и может служить пропедевтикой для изучаемого в основной школе понятия функции. Наконец, пятый раздел, «Элементы геометрии», охватывает содержание, связанное с определением пространственных форм (в данном тесте ограничивается плоскими формами) и взаимным расположением объектов. Раздел выделен в некотором смысле по остаточному принципу, поскольку понятия геометрической формы и расположения работают и при измерении геометрических величин и при структурировании объектов. Выделенные области, с нашей точки зрения, охватывают основное содержание всех российских программ по математике для начальной школы. Основное содержание проверки может быть представлено в виде матрицы (см. ниже), в первом столбце которой даны названия выделенных областей предметного содержания, во втором перечислены математические средства, мера овладения которыми определяет уровень математической компетентности.