Министерство образования и науки Астраханской области
ГАПОУ АО «Астраханский социально – педагогический колледж»
Специальность 44.02.02. «Преподавание в начальных классах»
МДК.05.02. Применение интерактивных средств в проектной деятельности младших школьников
Внеаудиторная самостоятельная работа
Содержательная часть обучающего теста по предмету
Выполнила:
студентка группы 40 ЗШ
Исаева Г.С.
Проверил:
Коржова А.П.
Астрахань, 2024
Содержательная часть обучающего теста по предмету
Очень важным компонентом современной технологии обучения является тест.
Тест – это система заданий специфической формы возрастающей трудности, позволяющая оценить структуру и измерить уровень знаний по определенной учебной дисциплине.
Достоинство:
Главное достоинство тестовой проверки в скорости и объективности, а традиционной проверки посредством дидактических материалов – в ее основательности.
Недостатки:
Чрезмерное увлечение тестированием, без должного критического осмысления, различных его аспектов, может привести к недостаточно объективной оценке его учебной ценности, и тем самым, вместо пользы, принести вред делу практического преподавания.
Если учащийся проставляет только номера ответов, тут учитель не видит характера хода решения – мыслительная деятельность учащегося и результат может быть только вероятностным. Гарантии наличия знаний у учащегося нет.
К недостаткам тестов также можно отнести возможность угадывания. Если, например, тестовое задание содержит только два ответа, один из которых правильный, то половину ответов на такие задания можно угадать.
В ходе учебного процесса тест выполняет следующие функции:
Диагностическую;
Обучающую;
Организующую;
Развивающую;
Воспитывающую;
Контролирующую.
При имеющихся различиях в классификации тестовых заданий можно выделить фактически четыре формы тестовых заданий, из которых 2 формы имеют подвиды:
1. ТЗ с выбором ответа из нескольких предложенных вариантов
1.1. с выбором одного варианта ответа;
1.2. с выбором нескольких вариантов ответа;
2. ТЗ на установление соответствия;
3. ТЗ на установление последовательности;
4. Тестовые задания с самостоятельно конструируемым ответом:
4.1. ТЗ с кратким регламентируемым ответом (дополнения) (в виде незаконченного предложения, или предложения с пропущенным словом, или вопроса, предполагающего ответ в виде одного-двух слов);
4.2. Тестовые задания со свободно конструируемым ответом (с развернутым ответом в произвольной форме).
Различные дескрипторы могут быть проверены с помощью тестовых заданий различных форм. Мастерство разработчика теста состоит в том, чтобы подобрать к каждому дескриптору наиболее оптимальную форму задания.
Содержательный раздел теста включает в себя:
титульный лист теста, включающий в себя следующие элементы: имя теста (отражение сути темы, раздела, предмета); указание класса; номер варианта (чем больше, тем лучше; min - 2); указание уровня усвоения; название организации, проводящей тестирование;место и год проведения тестирования;
вводную часть, содержащую обращение к тестируемым с пояснением цели и необходимости проведения тестирования, краткую характеристику ожидаемых результатов и их полезность;
инструкцию по заполнению тестовых заданий;
бланки тестовых заданий и варианты ответов.
Содержание заданий и всего теста в целом должно удовлетворять определенным критериям, задающим систему нормативных требований к качеству содержания теста. Это:
— критерий полноты отображения материала учебной программы;
— критерий соответствия содержания теста знаниям и умениям, на проверку которых он направлен;
— критерий соответствия теста требованиям образовательного стандарта по предмету;
— критерий качества содержания тестовых заданий.
По определению В.С. Аванесова (1998г.), педагогическим тестом называют систему заданий возрастающей трудности и специфической формы, позволяющей качественно оценить структуру и измерить уровень знаний учащихся.
Чтобы создать корректный педагогический тест по некоторой дисциплине, требуется немало времени и средств. Однако все затраты оправданы выгодами, которые приносит тестирование учебному процессу. Работа по созданию теста проходит поэтапно.
1 этап. Отбор учебного материала, подлежащего тестовому контролю, определение темы для создания теста и количества заданий.
2 этап. Формулировка вопросов в тестовой форме по теме или по проверяемой части, комплектование пробного теста.
3 этап. Проверка пробного теста на группе учащихся.
4 этап. Анализ результатов пробного тестирования, корректировка тестовых заданий.
5 этап. Формирование собственно теста, который должен состоять из заданий в тестовой форме возрастающей трудности с учетом необходимого уровня усвоения знаний.
6 этап. Проверка теста для уточнения педагогических характеристик как отдельных тестовых заданий, так и всего теста в целом, его валидности, надежности и др.
Хорошо составленный тест обеспечивает широту охвата содержания предмета и проверяет глубину знаний, полученных учащимися.
Создание тестов сопровождается соблюдением некоторых принципов:
четкое определение результатов, соответствующих целям обучения: прежде чем составить тесты, наметим и четко определим, какие знания должны быть оценены, задания должны быть четкими;
оценивание характерных образцов учебных задач: использование системного подхода для подбора заданий, которые бы адекватно отражали знания учащихся по теме;
виды заданий должны подходить для определения требуемых знаний: ключом эффективного тестирования является подбор наиболее подходящих заданий;
соответствие требований к результатам: использование учебных тестов для мониторинга учебного процесса и обеспечения обратной связи с учащимися;
соответствие задачам обучения: четкое соответствие заданий теста основным задачам обучения;
оказание помощи в учении: корректировка тестов как полезного инструмента в обучении;
определение критериев: определение тех задач, которые ученик может или не может выполнить.
Содержательная основа задания. Задание представляет собой часть утвердительного предложения. Предлагаемые варианты ответов дополняют его до полного утвердительного предложения. Задача испытуемого - выбрать правильный вариант утверждения, используя знания, полученные в ходе изучения дисциплины. Содержательная основа задания должна быть такой, чтобы для выбора правильного ответа достаточно было вспомнить и применить лишь то, что звучало на уроках. В конце содержательной части задания нет знаков препинания. Текст задания и ответы обычно пишутся строчными буквами. Номера заданий следуют в порядке возрастания, после номера ставится точка. При конструировании заданий в тестовой форме, как правило, применяются сочетания принципов, о которых шла речь выше. За правильно выполненное задание принято давать один балл, а за неправильно выполненное - ноль. Соответствующим будет и итоговый балл.
Типичные ошибки при разработке заданий. Содержание задания не должно иметь форму отрицательного утверждения. В противном случае теряется его логическая определенность.
Задания на дополнение высказывания. Задания, где элементом, завершающим задание, является один из предложенных ответов. Испытуемый должен выбрать ответ.
Из двух текстов, предназначенных для одной и той же цели, более эффективен тот, который быстрее, дешевле и качественнее измеряет знания данной группы учащихся.
Процесс создания вариантов тестов всегда должен включать опытную стадию, поэтому, прежде чем использовать задания для контроля и оценки знаний учащихся всего класса, их необходимо предложить для решения небольшой группе ребят. Этот метод в сочетании с разбором решения наиболее эффективно выявляет все ошибки, допущенные при составлении тестов. Подобная мера необходима еще и потому, что преподаватель может не увидеть двоякого толкования заданного вопроса или неоднозначность в предложенных ответах, так как то, что для специалиста является очевидным, у учеников может вызывать вполне обоснованные вопросы. Применение компьютерных технологий для оперативного контроля знаний учащихся по предмету с использованием тестовых заданий имеет свои положительные и отрицательные стороны. К негативным сторонам этой формы проверки можно отнести то, что удобство ее применения целиком зависит от заложенного программного обеспечения, а также от имеющейся компьютерной техники. Кроме этого, могут возникать трудности с согласованием расписания работы компьютерного класса и проводимых контрольных мероприятий. Следует помнить и о проблеме информационной безопасности, связанной с предотвращением несанкционированного доступа к имеющимся в компьютере базам данных. Однако, как показывает опыт, все эти трудности вполне преодолимы.
Применение заданий в тестовой форме, в сочетании с образовательными технологиями позволит обеспечить высокий уровень усвоения учебного материала, последовательность и прочность его изучения, кардинальное улучшение учебного процесса за счёт активизации обучающей, контролирующей, организующей, диагностирующей, воспитательной и мотивирующей функции таких заданий.
Список используемой литературы:
https://rirorzn.ru/upload/medialibrary/c29/c29f4799fac23b2d45b87dce6dc688f3.pdf
https://sdo.nsuem.ru/pluginfile.php/587046/mod_resource/content/2/%D0%92%D0%A8%D0%AD_%D0%A1%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D1%85%20%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9.pdf?ysclid=m3bzyxs74979805433
https://urok.1sept.ru/articles/596657?ysclid=m3bzyi4z2516341418
https://multiurok.ru/files/soderzhatelnaia-chast-obuchaiushchego-testa-po-p-8.html?ysclid=m3bzksx3ow909881177
5