СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Содержательная часть обучающего теста по предмету

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Содержательная часть обучающего теста по предмету»

Министерство образования и науки Астраханской области

ГАПОУ АО «Астраханский социально – педагогический колледж»



Специальность 44.02.02. «Преподавание в начальных классах»





МДК.05.02. Применение интерактивных средств в проектной деятельности младших школьников





Внеаудиторная самостоятельная работа

Содержательная часть обучающего теста по предмету







Выполнила:

студентка группы 40 ЗШ

Исаева Г.С.

Проверил:

Коржова А.П.















Астрахань, 2024



Содержательная часть обучающего теста по предмету

Очень важным компонентом современной технологии обучения является тест.

Тест – это система заданий специфической формы возрастающей трудности, позволяющая оценить структуру и измерить уровень знаний по определенной учебной дисциплине. 

Достоинство:

Главное достоинство тестовой проверки в скорости и объективности, а традиционной проверки посредством дидактических материалов – в ее основательности.

Недостатки:

Чрезмерное увлечение тестированием, без должного критического осмысления, различных его аспектов, может привести к недостаточно объективной оценке его учебной ценности, и тем самым, вместо пользы, принести вред делу практического преподавания.

Если учащийся проставляет только номера ответов, тут учитель не видит характера хода решения – мыслительная деятельность учащегося и результат может быть только вероятностным. Гарантии наличия знаний у учащегося нет.

К недостаткам тестов также можно отнести возможность угадывания. Если, например, тестовое задание содержит только два ответа, один из которых правильный, то половину ответов на такие задания можно угадать.

В ходе учебного процесса тест выполняет следующие функции:

  • Диагностическую;

  • Обучающую;

  • Организующую;

  • Развивающую;

  • Воспитывающую;

  • Контролирующую.

При имеющихся различиях в классификации тестовых заданий можно выделить фактически четыре формы тестовых заданий, из которых 2 формы имеют подвиды:

1. ТЗ с выбором ответа из нескольких предложенных вариантов

1.1. с выбором одного варианта ответа;

1.2. с выбором нескольких вариантов ответа;

2. ТЗ на установление соответствия;

3. ТЗ на установление последовательности;

4. Тестовые задания с самостоятельно конструируемым ответом:

4.1. ТЗ с кратким регламентируемым ответом (дополнения) (в виде незаконченного предложения, или предложения с пропущенным словом, или вопроса, предполагающего ответ в виде одного-двух слов);

4.2. Тестовые задания со свободно конструируемым ответом (с развернутым ответом в произвольной форме).

Различные дескрипторы могут быть проверены с помощью тестовых заданий различных форм. Мастерство разработчика теста состоит в том, чтобы подобрать к каждому дескриптору наиболее оптимальную форму задания.

Содержательный раздел теста включает в себя:

  • титульный лист теста, включающий в себя следующие элементы: имя теста (отражение сути темы, раздела, предмета); указание класса; номер варианта (чем больше, тем лучше; min - 2); указание уровня усвоения; название организации, проводящей тестирование;место и год проведения тестирования;

  • вводную часть, содержащую обращение к тестируемым с пояснением цели и необходимости проведения тестирования, краткую характеристику ожидаемых результатов и их полезность;

  • инструкцию по заполнению тестовых заданий;

  • бланки тестовых заданий и варианты ответов.

Содержание заданий и всего теста в целом должно удовлетворять определенным критериям, задающим систему нормативных требований к качеству содержания теста. Это:

  • — критерий полноты отображения материала учебной программы;

  • — критерий соответствия содержания теста знаниям и умениям, на проверку которых он направлен;

  • — критерий соответствия теста требованиям образовательного стандарта по предмету;

  • — критерий качества содержания тестовых заданий.

По определению В.С. Аванесова (1998г.), педагогическим тестом называют систему заданий возрастающей трудности и специфической формы, позволяющей качественно оценить структуру и измерить уровень знаний учащихся.

Чтобы создать корректный педагогический тест по некоторой дисциплине, требуется немало времени и средств. Однако все затраты оправданы выгодами, которые приносит тестирование учебному процессу. Работа по созданию теста проходит поэтапно.

1 этап. Отбор учебного материала, подлежащего тестовому контролю, определение темы для создания теста и количества заданий.

2 этап. Формулировка вопросов в тестовой форме по теме или по проверяемой части, комплектование пробного теста.

3 этап. Проверка пробного теста на группе учащихся.

4 этап. Анализ результатов пробного тестирования, корректировка тестовых заданий.

5 этап. Формирование собственно теста, который должен состоять из заданий в тестовой форме возрастающей трудности с учетом необходимого уровня усвоения знаний.

6 этап. Проверка теста для уточнения педагогических характеристик как отдельных тестовых заданий, так и всего теста в целом, его валидности, надежности и др.

Хорошо составленный тест обеспечивает широту охвата содержания предмета и проверяет глубину знаний, полученных учащимися.

Создание тестов сопровождается соблюдением некоторых принципов:

  • четкое определение результатов, соответствующих целям обучения: прежде чем составить тесты, наметим и четко определим, какие знания должны быть оценены, задания должны быть четкими;

  • оценивание характерных образцов учебных задач: использование системного подхода для подбора заданий, которые бы адекватно отражали знания учащихся по теме;

  • виды заданий должны подходить для определения требуемых знаний: ключом эффективного тестирования является подбор наиболее подходящих заданий;

  • соответствие требований к результатам: использование учебных тестов для мониторинга учебного процесса и обеспечения обратной связи с учащимися;

  • соответствие задачам обучения: четкое соответствие заданий теста основным задачам обучения;

  • оказание помощи в учении: корректировка тестов как полезного инструмента в обучении;

  • определение критериев: определение тех задач, которые ученик может или не может выполнить.

Содержательная основа задания. Задание представляет собой часть утвердительного предложения. Предлагаемые варианты ответов дополняют его до полного утвердительного предложения. Задача испытуемого - выбрать правильный вариант утверждения, используя знания, полученные в ходе изучения дисциплины. Содержательная основа задания должна быть такой, чтобы для выбора правильного ответа достаточно было вспомнить и применить лишь то, что звучало на уроках. В конце содержательной части задания нет знаков препинания. Текст задания и ответы обычно пишутся строчными буквами. Номера заданий следуют в порядке возрастания, после номера ставится точка. При конструировании заданий в тестовой форме, как правило, применяются сочетания принципов, о которых шла речь выше. За правильно выполненное задание принято давать один балл, а за неправильно выполненное - ноль. Соответствующим будет и итоговый балл.

Типичные ошибки при разработке заданий. Содержание задания не должно иметь форму отрицательного утверждения. В противном случае теряется его логическая определенность.

Задания на дополнение высказывания. Задания, где элементом, завершающим задание, является один из предложенных ответов. Испытуемый должен выбрать ответ.

Из двух текстов, предназначенных для одной и той же цели, более эффективен тот, который быстрее, дешевле и качественнее измеряет знания данной группы учащихся.

Процесс создания вариантов тестов всегда должен включать опытную стадию, поэтому, прежде чем использовать задания для контроля и оценки знаний учащихся всего класса, их необходимо предложить для решения небольшой группе ребят. Этот метод в сочетании с разбором решения наиболее эффективно выявляет все ошибки, допущенные при составлении тестов. Подобная мера необходима еще и потому, что преподаватель может не увидеть двоякого толкования заданного вопроса или неоднозначность в предложенных ответах, так как то, что для специалиста является очевидным, у учеников может вызывать вполне обоснованные вопросы.         Применение компьютерных технологий для оперативного контроля знаний учащихся по предмету с использованием тестовых заданий имеет свои положительные и отрицательные стороны. К негативным сторонам этой формы проверки можно отнести то, что удобство ее применения целиком зависит от заложенного программного обеспечения, а также от имеющейся компьютерной техники. Кроме этого, могут возникать трудности с согласованием расписания работы компьютерного класса и проводимых контрольных мероприятий. Следует помнить и о проблеме информационной безопасности, связанной с предотвращением несанкционированного доступа к имеющимся в компьютере базам данных. Однако, как показывает опыт, все эти трудности вполне преодолимы.

Применение заданий в тестовой форме, в сочетании с образовательными технологиями позволит обеспечить высокий уровень усвоения учебного материала, последовательность и прочность его изучения, кардинальное улучшение учебного процесса за счёт активизации обучающей, контролирующей, организующей, диагностирующей, воспитательной и мотивирующей функции таких заданий.





























Список используемой литературы:

  1. https://rirorzn.ru/upload/medialibrary/c29/c29f4799fac23b2d45b87dce6dc688f3.pdf

  2. https://sdo.nsuem.ru/pluginfile.php/587046/mod_resource/content/2/%D0%92%D0%A8%D0%AD_%D0%A1%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D1%85%20%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9.pdf?ysclid=m3bzyxs74979805433

  3. https://urok.1sept.ru/articles/596657?ysclid=m3bzyi4z2516341418

  4. https://multiurok.ru/files/soderzhatelnaia-chast-obuchaiushchego-testa-po-p-8.html?ysclid=m3bzksx3ow909881177

5