МБОУ «Покровская СОШ №2 с УИОП»
Урок обществознания №2 по теме: Содержательная линия «Общество»
Автор: Егорова О.И., учитель истории и обществознания
30.09.2016
Типы обществ
Наличие пись-мен-ности
Число уровней управлений и степень социального расслоения
Д опись-менные
П ись-менные
Способ хозяйственной деятельности
П ростые (нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных)
С ложные
Формации, отличающиеся способом производства и формой собственности
О хотников и собирателей
О городничества
С котоводов
З емледельцев
И ндустриальное
П остиндустриаль-ное
П ервобыт-ное
Р абовла-
дельческое
Ф еодальное
К апиталис-тическое
Общественно-экономическая формация
Как люди производят материальные блага
Исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства .
совокупность идей и
взглядов общества,
соответствующих им
отношений и организаций
НАДСТРОЙКА
БАЗИС
совокупность
производственных
отношений
Недостатки формационного подхода
- Абсолютизация экономического фактора в жизни общества
- Однолинейное понимание исторического процесса
- Претензия на абсолютную правильность и универсальность
+ цивилизационный подход!
«Гражданский»
Цивилизация
- Ступень в развитии человечества вслед за дикостью и варварством (Л. Морган, Ф. Эн-гельс)
- Стадия упадка и деградации, когда на смену органическо-жизненному приходит технико-механическое господство (О. Шпенглер)
- Синоним культуры (А. Тойнби)
- Целостность материальной и духовной жизни людей в определенных пространственно-временных границах
Недостатки цивилизационного подхода
- История не рассматривается как единый процесс развития всего человечества
- Народы и общества изучаются изолированно
- Трудно выявить закономерности в историческом процессе
Традиционное общество
Господство натурального хозяйства, экстенсивное производство
Экономика
Политика
Абсолютная монархия, правовая незащищенность, узаконенная внеэкономическая зависимость
Социальная сфера
Сословное деление, отсутствие социальной мобильности
Господство религии, низкий уровень образования, неграмотность населения
Духовная сфера
Индустриальное общество
Развитая промышленность, интенсивные методы производства, революции в технике и технологии
Экономика
Политика
Расширение прав и свобод, демократия, разделение властей
Социальная сфера
Классовое деление, рост социальной мобильности, формирование гражданского общества, урбанизация
Рост образовательного уровня населения, общей культуры, развитие науки
Духовная сфера
Постиндустриальное общество
Сфера производства уступает сфере услуг
Экономика
Политика
Формирование правового государства и дальнейшее развитие демократии
Социальная сфера
Профессиональное деление, развитие гражданского общества
Приоритет отдается науке и образованию
Духовная сфера
Основные черты восточной и западной цивилизации
Западная цивилизация
Восточная цивилизация
Зависимость собственности от власти, господство государственной собственности над частной
Развитый рынок, частная собствен-ность, предпринимательство и конкуренция в экономике
Вера в мудрого правителя, его обожествление, неразвитость права, бесправие подданных
Правовое государство, демократические формы правления
Интересы личности подчинены общественным, коллективным
Личность выступает как высшая ценность, инициативность, самостоятельность, индивидуализм
Преобладание науки, главная цель человека – получение нового знания для улучшения комфорта
Преобладание религии, главная цель человека – нравственное совершенствование
Домашнее задание Баранов П.А. Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ Читать раздел 1, темы 1-5