Содержание и организация домашних заданий по лыжной подготовке в малокомплектной школе
Важным средством физического воспитания учащихся являются домашние задания. Практика подтвердила, главное назначение домашних заданий – укрепление здоровья школьников, повышение их физического развития и двигательной подготовленности, закрепление пройденного материала на уроках. Домашние задания по физической культуре должны войти неотъемлемой частью в режим дня школьников.
При разработке домашних заданий необходимо исходить из задач и содержания учебного материала. Домашние задания условно можно разделить на постоянные и временные, направленные на освоение и совершенствование различных разделов учебной программы.
Основная задача заданий на дом по лыжной подготовке – развитие нужных двигательных качеств и повышение функциональных возможностей организма, овладение техникой.
Выполнение требований программы по лыжной подготовке зависит от силы, выносливости, гибкости и координации движений школьника. Для развития этих физических качеств в содержание самостоятельных заданий включают передвижение на лыжах с умеренной скоростью, катание с гор. Склоны, берега рек, лес, поля зачастую расположены рядом со школой и домом, что позволяет подготовить учебно-тренировочные круги длиной 300-500-1000 метров, подготовить учебный склон для совершенствования горнолыжной техники.
Домашние задания по лыжной подготовке могут быть: общими, групповыми, индивидуальными. Задания на дом может быть дано всем ученикам класса. В этом случае они служат продолжением учебной работы по лыжной подготовке и преследуют цель совершенствование способов передвижения на лыжах, изученных на уроках, повышения уровня общей работоспособности и развитие физических качеств. Такая организация учащихся позволяет школьникам, живущим в соседних домах вместе выполнять данное задание. Появляется возможность в какой-то мере контролировать дуг у друга технику выполнения способов передвижения на лыжах, проводить игры.
Первоначальные навыки такого контроля должны воспитываться у учеников в процессе уроков. Умение находить ошибки в технике ходов, изучаемых по учебной программе, помогает учащимся в личном совершенствовании, в понимании отдельных движений и элементов лыжных ходов.
Задания могут даваться в парах. Сильный ученик помогает слабому. Здесь возможен и такой своеобразный прием: за сильным учеником идет менее подготовленный след в след с последующей сменой ролями. Следование за лидером (сильным учеником) помогает освоению отдельных элементов техники (особенно длинного накатистого скользящего шага, махового движения руками с палками).
Выполнение заданий может быть индивидуальным с учетом физического развития и подготовленности школьника. В основном они направлены на развитие физических качеств.
Еще одной из разновидности домашнего задания является выполнение его детьми под руководством и контролем родителей в форме прогулок, катание с гор, походов выходного дня. Для качественного его выполнения необходимо провести подготовительную работу с родителями. Учитель физкультуры на классных родительских собраниях, консультациях раскрывает вопросы личной гигиены, одежды и инвентаря, требования, которые предъявляются к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
Можно организовать выполнение домашних заданий на специально подготовленных учебно-тренировочных кругах около школы, с дежурством в установленные часы старшеклассников (третьеклассников, четвероклассников) или юных лыжников из числа активистов школы, любителей лыжного спорта из числа пап и мам.
На период лыжной подготовки предлагается комплекс утреней гимнастики для постоянного его выполнения. Комплекс упражнений составляется с учетом возраста, физической подготовленности детей. Количество упражнений 6-8, каждое повторяется 7-8 раз. Время на гимнастику 6-10 мин.
Вот примерный комплекс утреней гимнастики в третьем классе на январь месяц, направленный на укрепление ОФП, развитие гибкости.
Ходьба на месте с постепенным увеличением темпа.
Подтягивание
И.п. – руки к плечам.
1-2 руки вверх, правую ногу на носок, прогнуться.
И.п.
3-4 – то же другой ногой.
3. Повороты.
И.п. – ноги врозь, руки согнуты в локтях перед грудью.
1-2 – движение руками назад, локти не отпускать.
3 – поворот туловища вправо, руки в стороны, ладонями вверх.
4 – И.п.
То же в другую сторону
Приседание.
И.п. – основная стойка, руки за голову.
1 – присесть, руки вверх, спина прямая.
2 – И.п.
5. Наклоны.
И.п. – ноги врозь, руки на пояс.
1-2 – пружинистые наклоны вперед до касания пальцами пола.
3 – руки вверх, прогнуться назад.
4 – И.п.
6. Махи.
И.п. – основная стойка, руки скрестно перед грудью.
1 – руки в стороны, мах правой ногой вправо до касания ладони правой руки.
2 – И.п.
То же левой ногой влево.
7. Прыжки.
И.п. – руки на пояс, ноги вместе.
1-2 – прыжки вправо, влево через полоску.
8. Ходьба с постепенным замедлением темпа.
Учитывая то, что большинство сельских школ имеют возможность начинать уроки лыжной подготовки в декабре месяце и примерно половина сельских школьников еще до прихода в школу владеют первоначальными навыками передвижения на лыжах (до школы, в путь в школу из школы на лыжах) я предлагаю выполнение домашнего задания по лыжной подготовке с декабря месяца.
Задание на дом дается школьникам из расчета 1-2 занятий в неделю продолжительностью от 20-40 минут до 1 часа.
Содержание домашних заданий по лыжной подготовке учащихся малокомплектной сельской школы
В декабре месяце к двум занятиям физкультуры продолжительностью по 45 мин добавляем одно домашнее задание еженедельно. Задача занятий – развитие общей выносливости.
1 занятие
Передвижение на лыжах в спокойном темпе 700м - 1-2 класс, 800–1200м - 3-4 класс.
2 занятие
Передвижение на лыжах в равномерном спокойном темпе 800м -1 класс, 900м - 2-3 класс, 1500м - 4 класс.
3 занятие
Передвижение на лыжах в равномерном спокойном темпе 15 мин - 1 класс, 20 мин - 2-4 класс. Катание с гор 15 мин - 1- класс.
4 занятие
Передвижение на лыжах в равномерном среднем темпе 500м - 1 класс, 600м - 2 класс, 700м - 3 класс, 900м - 4 класс.
Передвижение ступающим шагом без палок 200м - 1 класс, 300м - 2-3 класс скользящим шагом, 1000м - 4 класс попеременным двухшажным ходом.
В январе месяце домашнее задание дается два раза в неделю. Задача занятий в январе месяце на 1-2 неделю (каникулы): развитие общей выносливости. В период зимних каникул домашнее задание даются в форме передвижения в равномерном темпе, прогулки на лыжах по слабо пересеченной местности, катание с гор.
На 3-4 неделю содержание занятий будет следующее:
1 занятие
Передвижение на лыжах в среднем темпе до 600м - 1 класс, 700м - 2 класс, 800м - 3 класс, 1200м - 4 класс.
Игровое задание «Прокладка железной дороги» - 1 класс, передвижение ступающим шагом, 2-3 класс - скользящим шагом, 4 класса - попеременным двухшажным ходом.
2 занятие
Передвижение на лыжах в равномерном спокойном темпе 20 мин - 1 класс, 20-25 мин - 2-4 класс. Катание с гор 15 мин.
3 занятие
Равномерное передвижение на лыжах с умеренной скоростью на расстояние 1 класс – 1000м, 2-3 класс – 1500м, 4 класс – 2000м. игра «Быстрый лыжник» повторить 2-3 раза.
4 занятие
Передвижение по слабо пересеченной местности до 1500м - 1 класс, 2000м - 2-3 класс в среднем темпе, 3000м - 4 класс.
На февраль месяц ставится задача – развитие скоростной выносливости.
1 занятие
Равномерное передвижение на лыжах в спокойном темпе 1 класс – 700м, 2 класс – 800м, 3 класс – 1000м, 4 класс – 1500м, передвижение на лыжах в быстром темпе 5х20м – 1 класс, 5х30м – 2-3 класс, 5х40 – 4 класс.
2 занятие
Катание с гор и равномерное передвижение на лыжах с умеренной скоростью на расстояние 2-3км. Игра «Кто быстрее».
3 занятие
Равномерное передвижение в спокойном темпе 1 класс – 500м, 2-3 класс – 700м. Пройти 5х30м – 1 класс, 5х30м – 2 класс, 7х30м – 3-4 класс в быстром темпе. Игра «Пустое место», «Кто дальше».
4 занятие
Игровые задания на лыжах на склоне. «Пройти в ворота» - 2-4 класс, «Слалом» - 2-4 класс, «Быстрый лыжник» - 1-3 класс.
5 занятие
Равномерное передвижение в спокойном темпе 1 класс – 200м, 2-3 класс – 300м. Пройти дистанцию в соревновательном темпе 1 класс – 500м, 2-3 класс – 1000м, 4 класс – 1500м.
6 занятие
Катание с гор и равномерное передвижение в спокойном темпе 1 класс – 30мин, 2-3 класс – 40 мин, 4 класс – 60 мин.
7 занятие
Передвижение на лыжах в среднем темпе: 1 класс – 600м, 2-3 класс – 800м, 4 класс – 1200м.
Игровые задания «Веер», «Зигзаги».
8 занятие
Равномерное передвижение в спокойном темпе по пересеченной местности: 1 класс – 30-40 мин, 2-3 класс – 40-50 мин, 4 класс – 50-60 мин.
В марте месяце снежный покров неустойчив. Количество домашних заданий на лыжах уменьшается до 1-2 занятий. Они направлены на развитие выносливости, совершенствование ранее изученных элементов с помощью равномерного передвижения, катания с гор.
1 занятие
Прогулка на лыжах в равномерном темпе: 1-2 класс – 45 мин, 3-4 класс – 55мин. Катание с гор.
2 занятие
Игровые задания на склоне и на равнине. «Смелее с горки», «Скатись – не за день» (под воротами из палок), «Пройди – не урони» (на равнине), «Кто быстрее».
Равномерное передвижение на местности в спокойном темпе: 1 класс – 20 мин, 2 класс – 25 мин, 3 класс – 30 мин, 4 класс – 40 мин.
Все задания на дом по совершенствованию учащиеся получают только после прочного освоения упражнений на уроках. Комплексы упражнений утреней зарядки предлагаются для выполнения дома после их разучивания на уроке. О домашних заданиях обязательно напоминают в заключительной части. Ряд упражнений еще раз повторяют, особое внимание обращают на правильность движений, достижение соответствующего результата, на постепенное увеличение прилагаемых усилий.
Определенную сложность вызывает проверка домашнего задания. Так как учащиеся начальной школы в силу возраста не могут вести дневники самоконтроля и тетради домашних заданий, наиболее объективной формой контроля являются визуальные наблюдения за изменением двигательной подготовленности школьников, опрос при построении учащихся на уроке, индивидуальные беседы со школьниками, встречи с родителями на родительских собраниях по вопросу выполнения домашнего задания.
Данные разработки домашнего задания не являются окончательным вариантом. Каждый учитель с учетом физической подготовленности своих учащихся, особенностями местных условий может изменить содержание домашних заданий.