СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Содержание и структура курса физики общеобразовательных учреждений

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Физическая картина мира как предмет изучения в школьном курсе физики

Идеальную модель природы, включающую в себя общие понятия, принципы, гипотезы физики и характеризующую определенный этап ее развития, называют физической картиной мира

Содержание и структура курса физики общеобразовательных учреждений

Физическая картина мира как предмет изучения в школьном курсе физики

Принципы отбора содержания курса физики и его структурирования

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования

Важнейшими компонентами понятийной структуры ФКМ являются: исходные философские идеи и представления о материи, пространстве и времени, движении и взаимодействии; физические теории с присущими каждой из них характеристиками (система основополагающих постулатов и принципов, понятийный аппарат, эмпирический базис и т.д.), а также система фундаментальных физических идей и принципов, выражающих взаимосвязи между физическими теориями

В истории физики существовали три физические картины мира: механическая (МКМ), электродинамическая (ЭДКМ), квантово-полевая (КПКМ)

Каждая из них характеризуется определенными представлениями о материи; в каждую из них входит определенная система теорий и законов

Смена картины мира – качественное, коренное изменение этих представлений

Классификации физических теорий

В. Гейзинберг:

Механика Ньютона, включая небесную механику

Статистическая механика

Электродинамика, включая волновую оптику и специальную теорию относительности

Квантовая теория

Данная классификация проведена в соответствии с формами движения материи и учитывает динамику развития физической науки, в частности эволюции ФКМ

Г.Я. Мякишев проводит классификацию по двум признакам: формам движения материи и уровням глубины познания окружающего мира. В соответствии с этим выделяются теории макроскопических систем и теории микроскопических объектов. Теории процессов в макросистемах делятся на макроскопические (феноменологические) и микроскопические.

В число этих теорий входят как динамические, так и статистические теории, между которыми могут быть установлены связи.

Принципы отбора содержания курса физики и его структурирования

Положения, отражающие взаимосвязь между наукой и учебным предметом

Физическая наука как система знания отражается во всех элементах физики – учебного предмета (в его содержательном и процессуальном компонентах)

Все элементы физики – науки, в которых фиксируется научное знание, входят в содержание курса физики (научные факты, понятия, законы, теории, ФКМ)

Основные структурные элементы физической науки (факты, понятия, законы, теории, ФКМ) являются дидактическими единицами содержания обучения физике, теми объектами, которые должны быть усвоены целостно с внутренними связями

Дидактические единицы определяют процесс обучения (методы, формы и средства); предметное и внутри предметное содержание; способ организации материала, логику его представления (структуру)

Физическая наука влияет на формирование личности (формирование типологических и индивидуальных свойств средствами физической науки)

Общие принципы конструирования содержания физического образования

Принцип соответствия общего среднего образования во всех элементах и на всех уровнях его конструирования потребностям общественного развития

Принцип учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения

Принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования

Дидактические принципы

Принцип направленности обучения на комплексное решение задач образования, воспитания и развития

Принцип научности

Принцип систематичности и последовательности

Принцип системности

Принцип межпредметных связей

Принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью

Принцип политехнизма и профессиональной направленности

Принцип наглядности

Принцип доступности

Принцип индивидуализации и дифференциации

Принцип мотивации и создания положительного отношения к учению

Просмотр содержимого документа
«Содержание и структура курса физики общеобразовательных учреждений»

Содержание и структура курса физики общеобразовательных учреждений Физическая картина мира как предмет изучения в школьном курсе физики Принципы отбора содержания курса физики и его структурирования Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования

Содержание и структура курса физики общеобразовательных учреждений

Физическая картина мира как предмет изучения в школьном курсе физики

Принципы отбора содержания курса физики и его структурирования

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования

Физическая картина мира как предмет изучения в школьном курсе физики

Физическая картина мира как предмет изучения в школьном курсе физики

Важнейшими компонентами понятийной структуры ФКМ являются: исходные философские идеи и представления о материи, пространстве и времени, движении и взаимодействии; физические теории с присущими каждой из них характеристиками (система основополагающих постулатов и принципов, понятийный аппарат, эмпирический базис и т.д.), а также система фундаментальных физических идей и принципов, выражающих взаимосвязи между физическими теориями

Важнейшими компонентами понятийной структуры ФКМ являются: исходные философские идеи и представления о материи, пространстве и времени, движении и взаимодействии; физические теории с присущими каждой из них характеристиками (система основополагающих постулатов и принципов, понятийный аппарат, эмпирический базис и т.д.), а также система фундаментальных физических идей и принципов, выражающих взаимосвязи между физическими теориями

В истории физики существовали три физические картины мира: механическая (МКМ), электродинамическая (ЭДКМ), квантово-полевая (КПКМ) Каждая из них характеризуется определенными представлениями о материи; в каждую из них входит определенная система теорий и законов Смена картины мира – качественное, коренное изменение этих представлений

В истории физики существовали три физические картины мира: механическая (МКМ), электродинамическая (ЭДКМ), квантово-полевая (КПКМ)

Каждая из них характеризуется определенными представлениями о материи; в каждую из них входит определенная система теорий и законов

Смена картины мира – качественное, коренное изменение этих представлений

Классификации физических теорий В. Гейзинберг: Механика Ньютона, включая небесную механику Статистическая механика Электродинамика, включая волновую оптику и специальную теорию относительности Квантовая теория Данная классификация проведена в соответствии с формами движения материи и учитывает динамику развития физической науки, в частности эволюции ФКМ

Классификации физических теорий

В. Гейзинберг:

  • Механика Ньютона, включая небесную механику
  • Статистическая механика
  • Электродинамика, включая волновую оптику и специальную теорию относительности
  • Квантовая теория

Данная классификация проведена в соответствии с формами движения материи и учитывает динамику развития физической науки, в частности эволюции ФКМ

Г.Я. Мякишев проводит классификацию по двум признакам: формам движения материи и уровням глубины познания окружающего мира. В соответствии с этим выделяются теории макроскопических систем и теории микроскопических объектов. Теории процессов в макросистемах делятся на макроскопические (феноменологические) и микроскопические. В число этих теорий входят как динамические, так и статистические теории, между которыми могут быть установлены связи.

Г.Я. Мякишев проводит классификацию по двум признакам: формам движения материи и уровням глубины познания окружающего мира. В соответствии с этим выделяются теории макроскопических систем и теории микроскопических объектов. Теории процессов в макросистемах делятся на макроскопические (феноменологические) и микроскопические.

В число этих теорий входят как динамические, так и статистические теории, между которыми могут быть установлены связи.

ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА Принципы, выражающие связи между теориями Исходные философские идеи и понятия Физические теории Классическая механика Молекулярная физика Электродинамика Квантовая физика Материя Движение Пространство Взаимодействие Соответствия Дополнительности Симметрии Причинности

ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА

Принципы, выражающие связи между теориями

Исходные философские идеи и понятия

Физические теории

Классическая механика

Молекулярная физика

Электродинамика

Квантовая физика

Материя

Движение

Пространство

Взаимодействие

Соответствия

Дополнительности

Симметрии

Причинности

Частные теории Фундаментальные теории Основание Интерпретация Следствия Ядро Эмпирический базис Идеализированный объект (модель) Система понятий Процедуры измерения Система законов Законы сохранения Принципы и постулаты Фундаментальные постоянные Объяснение фактов Практические применения Выведение следствий Предсказание нового Истолкование основных понятий и законов Осмысление границ применимости

Частные теории

Фундаментальные теории

Основание

Интерпретация

Следствия

Ядро

Эмпирический базис

Идеализированный объект (модель)

Система понятий

Процедуры измерения

Система законов

Законы сохранения

Принципы и постулаты

Фундаментальные постоянные

Объяснение фактов

Практические применения

Выведение следствий

Предсказание нового

Истолкование основных понятий и законов

Осмысление границ применимости

Принципы отбора содержания курса физики и его структурирования УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «ФИЗИКА» Содержательный блок Процессуальный блок Формы организации процесса Способы деятельности Вспомогательные знания: логические, методологические, философские, межпредметные, оценочные Основные предметные научные знания

Принципы отбора содержания курса физики и его структурирования

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «ФИЗИКА»

Содержательный блок

Процессуальный блок

Формы организации процесса

Способы деятельности

Вспомогательные знания: логические, методологические, философские, межпредметные, оценочные

Основные предметные научные знания

Положения, отражающие взаимосвязь между наукой и учебным предметом Физическая наука как система знания отражается во всех элементах физики – учебного предмета (в его содержательном и процессуальном компонентах) Все элементы физики – науки, в которых фиксируется научное знание, входят в содержание курса физики (научные факты, понятия, законы, теории, ФКМ)

Положения, отражающие взаимосвязь между наукой и учебным предметом

  • Физическая наука как система знания отражается во всех элементах физики – учебного предмета (в его содержательном и процессуальном компонентах)
  • Все элементы физики – науки, в которых фиксируется научное знание, входят в содержание курса физики (научные факты, понятия, законы, теории, ФКМ)
Основные структурные элементы физической науки (факты, понятия, законы, теории, ФКМ) являются дидактическими единицами содержания обучения физике, теми объектами, которые должны быть усвоены целостно с внутренними связями Дидактические единицы определяют процесс обучения (методы, формы и средства); предметное и внутри предметное содержание; способ организации материала, логику его представления (структуру) Физическая наука влияет на формирование личности (формирование типологических и индивидуальных свойств средствами физической науки)
  • Основные структурные элементы физической науки (факты, понятия, законы, теории, ФКМ) являются дидактическими единицами содержания обучения физике, теми объектами, которые должны быть усвоены целостно с внутренними связями
  • Дидактические единицы определяют процесс обучения (методы, формы и средства); предметное и внутри предметное содержание; способ организации материала, логику его представления (структуру)
  • Физическая наука влияет на формирование личности (формирование типологических и индивидуальных свойств средствами физической науки)
ИСТОЧНИКИ Социальный опыт (физические научные знания, вспомогательные знания, способы деятельности) Знания о процессе обучения Знания о закономерностях усвоения ФАКТОРЫ Цели обучения Способности учащихся Интересы учащихся ПРИНЦИПЫ Общие принципы формирования содержания образования Дидактические принципы Частно-методические принципы КРИТЕРИИ Общие Дидактические Частно-методические СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»

ИСТОЧНИКИ

Социальный опыт (физические научные знания, вспомогательные знания, способы деятельности)

Знания о процессе обучения

Знания о закономерностях усвоения

ФАКТОРЫ

Цели обучения

Способности учащихся

Интересы учащихся

ПРИНЦИПЫ

Общие принципы формирования содержания образования

Дидактические принципы

Частно-методические принципы

КРИТЕРИИ

Общие

Дидактические

Частно-методические

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»

Общие принципы конструирования содержания физического образования Принцип соответствия общего среднего образования во всех элементах и на всех уровнях его конструирования потребностям общественного развития Принцип учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения Принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования

Общие принципы конструирования содержания физического образования

  • Принцип соответствия общего среднего образования во всех элементах и на всех уровнях его конструирования потребностям общественного развития
  • Принцип учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения
  • Принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования
Принцип направленности обучения на комплексное решение задач образования, воспитания и развития Принцип научности Принцип систематичности и последовательности Принцип системности Принцип межпредметных связей Принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью Принцип политехнизма и профессиональной направленности Принцип наглядности Принцип доступности Принцип индивидуализации и дифференциации Принцип мотивации и создания положительного отношения к учению
  • Принцип направленности обучения на комплексное решение задач образования, воспитания и развития
  • Принцип научности
  • Принцип систематичности и последовательности
  • Принцип системности
  • Принцип межпредметных связей
  • Принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью
  • Принцип политехнизма и профессиональной направленности
  • Принцип наглядности
  • Принцип доступности
  • Принцип индивидуализации и дифференциации
  • Принцип мотивации и создания положительного отношения к учению


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!