СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Содержание обучения произношения детей с нарушением слуха

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наряду с общими требованиями к произношению, такими, как его внятность, членораздельность, следует иметь в виду и ряд вытекающих  из  них частных требований, касающихся разных сторон фонетического оформления речи, а именно: голоса, фонетического облика слова (включая  их фонематический состав, слоговый ритм, ударение, орфоэпию), фразовой интонации,  а  также  общего  темпа  и  степени  четкости  произношения.

Кроме того, необходимо указать на требования к речевому дыханию, обусловленные необходимостью слитного произношения слов и   осмысленного  членения  фраз.

Все эти общие и частные требования находят свое отражение в содержании обучения глухих детей произношению, конкретизированном в специальной  программе.

 Программа обучения произношению складывается из следующих  разделов:

I.        Формирование  и  развитие  подражательной  способности.

Данный раздел работы над произношением является специфическим для детей дошкольного возраста. Необходимость выделения данного раздела связана с неумением маленьких детей подражать действиям взрослых, а также с необходимостью развития речедвигательных кинестезий.

В данном направлении работы выделяют:

1) развитие подражания крупным движениям (рук, ног, головы, тела);

2) развитие мелкой моторики пальцев рук;

3) развитие подражания артикуляторным движениям.

II.              Речевое  дыхание.

Содержание работы – формирование у детей умения правильно пользоваться дыханием, воспроизводя слитно на одном выдохе слова  и короткие  фразы,  а  также  выработка  умения  членить  фразы  на  синтагмы.

III.           Голос.

Содержание  работы – формирование у детей навыка пользования голосом  нормальной  высоты  и  силы  без  грубых  отклонений  от  нормального  тембра.

IV.           Звуки  и  их  сочетания.

Содержание  работы – формирование умения правильно воспроизводить все звуки русского языка и их сочетания в словах. При этом, как уже было указано, соблюдается определенная последовательность в усвоении  звукового  состава  речи  глухими  учащимися.

V.            Работа  над  словом.

Эта работа предполагает формирование у учащихся умения правильно воспроизводить слова – слитно, без призвуков, сохраняя звуковой состав, соблюдая  ударение  и  орфоэпические  правила,  характерные  для  русского  произношения.

VI.           Работа  над  фразой.

Содержание работы составляет формирование у учащихся умения воспроизводить фразы в нормальном темпе, слитно (на одном выдохе или  деля  ее  паузами  на  синтагмы),  выделяя  логическое  ударение.

Таким образом, мы рассмотрели содержание обучения произношению по определенным разделам. В дальнейшем мы рассмотрим программные требования применительно к исследуемой нами возрастной группе. А сейчас необходимо рассмотреть формы организации обучения, на которых как раз и  формируются  те умения  и  навыки,  входящие  в  содержание  обучения.

 

Просмотр содержимого документа
«Содержание обучения произношения детей с нарушением слуха»

Содержание обучения произношению детей с нарушением слуха


Наряду с общими требованиями к произношению, такими, как его внятность, членораздельность, следует иметь в виду и ряд вытекающих из них частных требований, касающихся разных сторон фонетического оформления речи, а именно: голоса, фонетического облика слова (включая их фонематический состав, слоговый ритм, ударение, орфоэпию), фразовой интонации, а также общего темпа и степени четкости произношения.

Кроме того, необходимо указать на требования к речевому дыханию, обусловленные необходимостью слитного произношения слов и осмысленного членения фраз.

Все эти общие и частные требования находят свое отражение в содержании обучения глухих детей произношению, конкретизированном в специальной программе.

Программа обучения произношению складывается из следующих разделов:

I. Формирование и развитие подражательной способности.

Данный раздел работы над произношением является специфическим для детей дошкольного возраста. Необходимость выделения данного раздела связана с неумением маленьких детей подражать действиям взрослых, а также с необходимостью развития речедвигательных кинестезий.

В данном направлении работы выделяют:

1) развитие подражания крупным движениям (рук, ног, головы, тела);

2) развитие мелкой моторики пальцев рук;

3) развитие подражания артикуляторным движениям.

II. Речевое дыхание.

Содержание работы – формирование у детей умения правильно пользоваться дыханием, воспроизводя слитно на одном выдохе слова и короткие фразы, а также выработка умения членить фразы на синтагмы.

III. Голос.

Содержание работы – формирование у детей навыка пользования голосом нормальной высоты и силы без грубых отклонений от нормального тембра.

IV. Звуки и их сочетания.

Содержание работы – формирование умения правильно воспроизводить все звуки русского языка и их сочетания в словах. При этом, как уже было указано, соблюдается определенная последовательность в усвоении звукового состава речи глухими учащимися.

V. Работа над словом.

Эта работа предполагает формирование у учащихся умения правильно воспроизводить слова – слитно, без призвуков, сохраняя звуковой состав, соблюдая ударение и орфоэпические правила, характерные для русского произношения.

VI. Работа над фразой.

Содержание работы составляет формирование у учащихся умения воспроизводить фразы в нормальном темпе, слитно (на одном выдохе или деля ее паузами на синтагмы), выделяя логическое ударение.

Таким образом, мы рассмотрели содержание обучения произношению по определенным разделам. В дальнейшем мы рассмотрим программные требования применительно к исследуемой нами возрастной группе. А сейчас необходимо рассмотреть формы организации обучения, на которых как раз и формируются те умения и навыки, входящие в содержание обучения.