СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Содержание программы по учебнику А.Лобжанидзе (5-9 классы)

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

полное содержание программы 5-9 классы 

Просмотр содержимого документа
«Содержание программы по учебнику А.Лобжанидзе (5-9 классы)»

Основное содержание курса

5 класс (34 часа)

География Земли

Раздел 1. Источники географической информации

Введение. Что изучает география. (2 часа)

Развитие географических знаний о Земле. (7 часов)

Развитие представления человека о мире. Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Появление первых географических карт.

География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина.

Выдающиеся географические открытия. Эпоха Великих географических открытий (открытие Нового света, морского пути в Индию, кругосветные путешествия). Значение Великих географических открытий.

Географические открытия XVII–XIX вв. (исследования и открытия на территории Евразии (в том числе на территории России), Австралии и Океании, Антарктиды). Первое русское кругосветное путешествие (И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский).

Современный этап научных географических иссле­дований. Географические исследования в ХХ веке (открытие Южного и Северного полюсов, океанов, покорение высочайших вершин и глубочайших впадин, исследования верхних слоев атмосферы, открытия и разработки в области Российского Севера). Значение освоения космоса для географической науки.

Географические знания в современном мире. Современные географические методы исследования Земли. Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Ис­пользование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод прогнозирования географи­ческих объектов и процессов.


Практические работы

  1. Работа с картой «Имена на карте».

  2. Описание и нанесение на контурную карту географических объектов изученных маршрутов путешественников.


Изображение земной поверхности. (12часов)

Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта, аэрофото- и аэрокосмические снимки.

Глобус. Масштаб и его виды. Условные знаки. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сеть. Геогра­фические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.

План местности. Топографические карты. Стороны горизонта. Ориентирование и измерение рассто­яний на местности и плане. Азимут. Компас. Способы ори­ентирования на местности. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местнос­ти. Как составить план местности. Решение практических задач по плану. Составление прос­тейшего плана местности/учебного кабинета/комнаты. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта по компасу и местным признакам, определение азимута. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе.

Географическая карта — особый источник информа­ции. Содержание и значение карт. Отличия карты от плана. Масштаб и условные знаки на карте. Легенда карты, градусная сеть. Географические координаты: географическая широта. Географические координаты: географическая долгота. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты, определение местоположения географических объек­тов, абсолютных высот. Разнообразие карт. Определение географических координат различных объектов, направлений, расстояний, абсолютных высот по карте.


Практические работы

  1. Определение координат географических объектов по карте.

  2. Определение положения объектов относительно друг друга:

  3. Определение направлений и расстояний по глобусу и карте.

  4. Определение высот и глубин географических объектов с использованием шкалы высот и глубин.

  5. Определение азимута.

  6. Ориентирование на местности.

  7. Составление плана местности.

Планируемые предметные результаты освоения обучающимися ООП ООО по географии:

Выпускник научится:

  • уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута;

Выпускник получит возможность научиться:

ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе.


Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия. (5 часов)

Земля — планета Солнечной системы. Земля — часть Солнечной системы. Форма, размеры и движения Зем­ли, их географические следствия. Наклон земной оси к плоскости орбиты. Неравномерное распределе­ние солнечного света и тепла на поверхности Земли. Смена времен года. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.

Земля и Луна. Движение Земли вокруг Солнца. Календарь – как система измерения больших промежутков времени, основанная на периодичности таких явлений природы, как смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года. Осевое вращение Земли. Смена дня и ночи, сутки, календарный год.

Практические работы

  1. Определение зенитального положения Солнца в разные периоды года.

Раздел 2. Природа Земли и человек

Литосфера. (8 часов)

Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли, методы его изучения.

Земная кора и литосфера. Литосфера – «каменная» оболочка Земли. Состав земной коры, ее стро­ение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Разнообразие горных пород и минералов на Земле. Полезные ископаемые и их значение в жизни современного общества. Движения земной коры и их проявления на земной поверхности. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Гейзеры. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обес­печение безопасности населения.

Рельеф Земли. Способы изображение рельефа на планах и картах. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внеш­них процессов. Основные формы рельефа суши и дна Миро­вого океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.

Человек и литосфера. Воздействие хозяйственной дея­тельности на литосферу. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности челове­ка в горах и на равнинах. Преобразование рельефа, антропо­генные формы рельефа. Основные формы рельефа – горы и равнины. Равнины. Образование и изменение равнин с течением времени. Классификация равнин по абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты равнин. Разнообразие гор по возрасту и строению. Классификация гор абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты гор. Рельеф дна океанов. Рифтовые области, срединные океанические хребты, шельф, материковый склон. Методы изучения глубин Мирового океана. Исследователи подводных глубин и их открытия.

Практические работы

1.Работа с коллекциями минералов, горных пород, полезных ископаемых.

  1. Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа.

  2. Описание элементов рельефа. Определение и объяснение изменений элементов рельефа своей местности под воздействием хозяйственной деятельности человека.

Основное содержание курса

6 класс (34 часа)

Раздел. Природа Земли и человек

Атмосфера. (10 часов)

Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Состав и структура атмосферы. Строение воздушной оболочки Земли. Значение ат­мосферы для жизни на Земле. Нагревание атмосферы, темпе­ратура воздуха, распределение тепла на Земле. Атмосферное давление, ветры, осадки. Типы воздушных масс, условия их формирования и свойства. Распределение влаги на поверх­ности Земли.

Погода и климат. Элементы погоды, способы их изме­рения, метеорологические приборы и инструменты. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Суточный и годовой ход температур и его графическое отображение. Среднесуточная, среднемесячная, среднегодовая температура. Зависимость температуры от географической широты. Тепловые пояса. Средние темпера­туры. Изменение температуры и атмосферного давления с вы­сотой. Ветер. Направление и сила ветра. Постоянные и переменные ветра. Графическое отображение направления ветра. Роза ветров. Вода в атмосфере. Влажность воз­духа. Облака и атмосферные осадки. Атмосферное давление. Циркуляция атмосферы. Облачность, ее влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия, образования, влияние на жизнь и деятель­ность человека. Понятие погоды. Наблюдения за погодой. Измерения элемен­тов погоды с помощью приборов. Построение графиков из­менения температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Реше­ние практических задач по определению изменений темпера­туры и давления воздуха с высотой, влажности. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды. Понятие климата. Погода и климат. Климатообразующие факторы. Зависимость климата от абсолютной высоты местности. Климаты Земли. Климат и климатические пояса.

Человек и атмосфера. Влияние климата на здоровье людей. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопаснос­ти. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация человека к климатическим условиям местности. Особенности жизни в экстремальных климатических условиях.

Практические работы

  1. Ведение дневника погоды.

  2. Работа с метеоприборами (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов, обработка результатов наблюдений) .

  3. Определение средних температур, амплитуды и построение графиков.

  4. Работа с графическими и статистическими данными, построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным, анализ полученных данных.

  5. Решение задач на определение высоты местности по разности атмосферного давления, расчет температуры воздуха в зависимости от высоты местности.

Гидросфера. (9 часов)

Гидросфера — водная оболочка Земли. Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды, его особенности. Строение гидросферы.

Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морс­ких глубин. Свойства вод Мирового океана. Температура и соленость вод Мирового океана. Движение воды в Океане – волны, течения. Использование карт для определе­ния географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и ор­ганические ресурсы Океана, их значение и хозяйственное ис­пользование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод Океана, меры по сохранению качества вод и органического мира.

Воды суши. Реки на географической карте и в природе: основные части речной системы, характер, питание и режим рек.

Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озера и их происхождение, водохранили­ща, болота. Использование карт для определения географи­ческого положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления те­чения рек. Значение поверхностных вод для человека, их ра­циональное использование. Каналы.

Подземные воды. Происхождение и виды подземных вод (межпластовые и грунтовые воды), возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных по­род. Минеральные воды.

Ледники. Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Зем­ле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: гео­графическое распространение, воздействие на хозяйственную деятельность.

Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Зем­ле. Проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле, и пути их решения. Неблагоприятные и опас­ные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.

Практические работы

  1. Работа с картографическими источниками: нанесение объектов гидрографии.

  2. Описание объектов гидрографии.

Биосфера. (5 часов)

Биосфера Земли. Биосфера – живая оболочка Земли. Разнообразие растительного и живот­ного мира Земли. Особенности распространения живых орга­низмов на суше и в Мировом океане. Особенности жизни в океане. Жизнь на поверхности суши: особенности распространения растений и животных в лесных и безлесных пространствах. Воздействие организмов на земные оболочки. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Роль биосферы. При­способление живых организмов к среде обитания. Широтная зональность и высотная поясность в растительном и живот­ном мире. Воздействие человека на природу. Охрана природы. Влияние человека на биосферу. Охрана раститель­ного и животного мира Земли. Наблюдения за раститель­ностью и животным миром как способ определения качества окружающей среды.

Географическая оболочка как среда жизни. (9 часов)

Географическая оболочка Земли. Понятие о географической оболочке. Взаимодействие оболочек Земли. Понятие о природном комплексе. Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Глобальные, региональные и локальные природные комплексы. Природные комплексы своей местности. Географи­ческая оболочка — крупнейший природный комплекс Земли. Строение, свойства и закономерности географической обо­лочки, взаимосвязи между ее составными частями. Закономерности географической оболочки: широтная (географическая) зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хо­зяйственной деятельности человека в разных природных зо­нах. Географическая оболочка как окружающая человека среда.

Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы (условия) почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв.

Практическая работа

  1. Изучение природных комплексов своей местности.

Планируемые предметные результаты освоения обучающимися ООП ООО по географии:

Выпускник научится:

  • проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

• различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

• описывать погоду своей местности;

• давать характеристику рельефа своей местности;


Выпускник получит возможность научиться:

использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;



Основное содержание курса

7 класс (68 часов)

Освоение Земли человеком. (3 часа)

Введение. Что изучают в курсе географии материков и океанов? Методы географических исследований и источники географической информации. Разнообразие современных карт. Важнейшие географические открытия и путешествия в древности (древние египтяне, греки, финикийцы, идеи и труды Парменида, Эратосфена, вклад Кратеса Малосского, Страбона).

Важнейшие географические открытия и путешествия в эпоху Средневековья (норманны, М. Поло, А. Никитин, Б. Диаш, М. Бехайм, Х. Колумб, А. Веспуччи, Васко да Гама, Ф. Магеллан, Э. Кортес, Д. Кабот, Г. Меркатор, В. Баренц, Г. Гудзон, А. Тасман, С. Дежнев).

Важнейшие географические открытия и путешествия в XVI–XIX вв. (А. Макензи, В. Атласов и Л. Морозко, С. Ремезов, В. Беринг и А. Чириков, Д. Кук, В.М. Головнин, Ф.П. Литке, С.О. Макаров, Н.Н. Миклухо-Маклай, М.В. Ломоносов, Г.И. Шелихов, П.П. Семенов-Тянь-Шанский, Н.М. Пржевальский.

А. Гумбольдт, Э. Бонплан, Г.И. Лангсдорф и Н.Г. Рубцов, Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев, Д. Ливингстон, В.В. Юнкер, Е.П. Ковалевский, А.В. Елисеев, экспедиция на корабле “Челленджер”, Ф. Нансен, Р. Амундсен, Р. Скотт, Р. Пири и Ф. Кук).

Важнейшие географические открытия и путешествия в XX веке (И.Д. Папанин, Н.И. Вавилов, Р. Амундсен, Р. Скотт, И.М. Сомов и А.Ф. Трешников (руководители 1 и 2 советской антарктической экспедиций), В.А. Обручев).

Описание и нанесение на контурную карту географических объектов одного из изученных маршрутов.

Раздел 1. Население Земли (8 часов)

Человечество на Земле. Заселение человеком Земли. Расы. Основные пути рас­селения древнего человека. Расы. Внешние признаки людей различных рас. Анализ различных источников информации с целью выявления регионов проживания представителей раз­личных рас.

Численность населения Земли, ее изменение во вре­мени. Современная численность населения мира. Изменение численности населения во времени. Методы определения численности населения, переписи населения. Прогнозы изме­нения численности населения Земли.

Факторы, влияющие на рост численности населения. Рождаемость, смертность, естественный прирост населения, их количественные различия и географические особенно­сти. Влияние величины естественного прироста на средний возраст населения стран и продолжительность жизни. Мигра­ции.

Размещение людей на Земле. Показатель плотности на­селения. Среднемировая плотность населения и ее изменение со временем. Карта плотности населения. Неравномерность размещения населения мира.

Факторы, влияющие на размещение населения. Хозяй­ственная деятельность людей в разных природных условиях. Адаптация человека к природным условиям: их влияние на внешний облик людей, жилища, одежду, орудия труда, пищу.

Народы и религии мира. Расовый состав. Нации и народы планеты. Языковые семьи. Гео­графия народов и языков. Карта народов мира. Мировые и национальные религии, их география.

Хозяйственная деятельность людей. Понятие о совре­менном хозяйстве, его составе. Основные виды хозяйствен­ной деятельности людей, их география.

Городское и сельское население. Города и сельские по­селения. Соотношение городского и сельского населения ми­ра. Многообразие сельских поселений. Ведущая роль городов в хозяйственной, культурной и политической жизни людей. Функции городов. Крупные города. Городские агломерации. Страны на карте мира.

Историко-культурные районы мира. Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города. Памятники природного и культурного наследия человечества.

Раздел 2. Материки, океаны и страны

Главные закономерности природы Земли. (10 часов)

Современный облик планеты Земля. Планетарные географические закономерности. Происхождение материков и впадин океанов. Современное географическое положение материков и океанов. Материки и океаны как крупные природные комплексы Земли.

Литосфера и рельеф Земли. История Земли как планеты. Литосферные плиты. Сейсмические пояса Земли. Строение земной коры. Типы земной коры, их отличия. Формирование современного рельефа Земли. Главные черты рельефа Земли. Влияние строения земной коры на облик Земли.

Атмосфера и климаты Земли. Распределение температуры, осадков, поясов атмосферного давления на Земле и их отражение на климатических картах. Разнообразие климата на Земле. Климатообразующие факторы и климаты. Характеристика воздушных масс Земли. Характеристика основных и переходных климатических поясов Земли. Влияние климатических условий на жизнь людей. Влияние современной хозяйственной деятельности людей на климат Земли. Расчет угла падения солнечных лучей в зависимости отгеографической широты, абсолютной высоты местности по разности атмосферного давления, расчет температуры воздуха тропосферы на заданной высоте, расчет средних значений (температуры воздуха, амплитуды и др. показателей).

Мировой океан – основная часть гидросферы. Мировой океан и его части. Этапы изучения Мирового океана. Океанические течения. Система океанических течений. Мировой океан, его роль в жизни людей. Внутренние воды суши. Катастрофические явления природного характера.

Географическая оболочка. Свойства и особенности строения географической оболочки. Общие географические закономерности целостность, зональность, ритмичность и их значение. Географическая зональность. Природные зоны Земли (выявление по картам зональности в природе материков). Высотная поясность. Зональные природные комплексы Земли.

Практическая работа.

  1. Описание природных зон Земли.

Материки, океаны и страны.()

Океаны Земли.(5 часов)

Особенности природы, природные богат­ства, хозяйственное освоение океанов. Охрана природы.

Тихий океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности.

Атлантический океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности.

Северный Ледовитый океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности.

Индийский океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности.

Практические работы

  1. Описание основных компонентов природы океанов Земли.

  2. Создание презентационных материалов об океанах на основе различных источников информации.

Характеристика материков Земли.

Южные материки. (1 час)

Особенности южных материков Земли.

Африка. (10 часов)

Географическое положение Африки и история исследования. Рельеф и полезные ископаемые. Климат и внутренние воды. Характеристика и оценка климата отдельных территорий Африки для жизни людей. Природные зоны Африки. Эндемики. Определение причин природного разнообразия материка. Население Африки, политическая карта.

Особенности стран Северной Африки (регион высоких гор, сурового климата, пустынь и оазисов, а также родина древних цивилизаций, современный район добычи нефти и газа).

Особенности стран Западной и Центральной Африки (регион саванн и непроходимых гилей, с развитой охотой на диких животных, эксплуатация местного населения на плантациях и при добыче полезных ископаемых).

Особенности стран Восточной Африки (регион вулканов и разломов, национальных парков, центр происхождения культурных растений и древних государств).

Особенности стран Южной Африки (регион гор причудливой формы и пустынь, с развитой мировой добычей алмазов и самой богатой страной континента (ЮАР)).

Австралия и Океания.(5 часов)

Географическое положение, история исследования, особенности природы материка. Эндемики.

Австралийский Союз (географический уникум – страна-материк; самый маленький материк, но одна из крупнейших по территории стран мира; выделение особого культурного типа австралийско-новозеландского города, отсутствие соседства отсталых и развитых территорий, слабо связанных друг с другом; высокоразвитая экономика страны основывается на своих ресурсах).

Океания (уникальное природное образование – крупнейшее в мире скопление островов; специфические особенности трех островных групп: Меланезия – «черные острова» (так как проживающие здесь папуасы и меланезийцы имеют более темную кожу по сравнению с другими жителями Океании), Микронезия и Полинезия – «маленькие» и «многочисленные острова»).

Южная Америка. (5 часов)

Географическое положение, история исследования и особенности рельефа материка. Климат и внутренние воды. Южная Америка – самый влажный материк. Природные зоны. Высотная поясность Анд. Эндемики. Изменение природы. Население Южной Америки (влияние испанской и португальской колонизации на жизнь коренного населения). Страны востока и запада материка (особенности образа жизни населения и хозяйственной деятельности).

Антарктида. (3 часа)

Антарктида – уникальный материк на Земле (самый холодный и удаленный, с шельфовыми ледниками и антарктическими оазисами). Освоение человеком Антарктиды. Цели международных исследований материка в 20-21 веке. Современные исследования и разработки в Антарктиде.

Северные материки. (1 час)

Особенности северных материков Земли.

Северная Америка.(5 часов)

Географическое положение, история открытия и исследования Северной Америки (Новый Свет). Особенности рельефа и полезные ископаемые. Климат, внутренние воды. Природные зоны. Меридиональное расположение природных зон на территории Северной Америки. Изменения природы под влиянием деятельности человека. Эндемики. Особенности природы материка. Особенности населения (коренное население и потомки переселенцев).

Характеристика двух стран материка: Канады и Мексики. Описание США – как одной из ведущих стран современного мира.

Евразия. (10 часов)

Географическое положение, история исследования материка. Рельеф и полезные ископаемые Евразии. Климатические особенности материка. Влияние климата на хозяйственную деятельность людей. Реки, озера материка. Многолетняя мерзлота, современное оледенение. Природные зоны материка. Эндемики.

Зарубежная Европа. Страны Северной Европы (население, образ жизни и культура региона, влияние моря и теплого течения на жизнь и хозяйственную деятельность людей).

Страны Средней Европы (население, образ жизни и культура региона, высокое развитие стран региона, один из главных центров мировой экономики).

Страны Восточной Европы (население, образ жизни и культура региона, благоприятные условия для развития хозяйства, поставщики сырья, сельскохозяйственной продукции и продовольствия в более развитые европейские страны).

Страны Южной Европы (население, образ жизни и культура региона, влияние южного прибрежного положения на жизнь и хозяйственную деятельность людей (международный туризм, экспорт субтропических культур (цитрусовых, маслин)), продуктов их переработки (оливковое масло, консервы, соки), вывоз продукции легкой промышленности (одежды, обуви)).

Зарубежная Азия. Страны Юго-Западной Азии (особенности положения региона (на границе трех частей света), население, образ жизни и культура региона (центр возникновения двух мировых религий), специфичность природных условий и ресурсов и их отражение на жизни людей (наличие пустынь, оазисов, нефти и газа), горячая точка планеты).

Страны Центральной Азии (влияние большой площади территории, имеющей различные природные условия, на население (его неоднородность), образ жизни (постсоветское экономическое наследие, сложная политическая ситуация) и культуру региона).

Страны Восточной Азии (население (большая численность населения), образ жизни (влияние колониального и полуколониального прошлого, глубоких феодальных корней, периода длительной самоизоляции Японии и Китая) и культура региона (многообразие и тесное переплетение религий: даосизм и конфуцианство, буддизм и ламаизм, синтоизм, католицизм).

Страны Южной Азии (влияние рельефа на расселение людей (концентрация населения в плодородных речных долинах), население (большая численность и «молодость»), образ жизни (распространение сельского образа жизни (даже в городах) и культура региона (центр возникновения древних религий – буддизма и индуизма; одна из самых «бедных и голодных территорий мира»).

Страны Юго-Восточной Азии (использование выгодности положения в развитии стран региона (например, в Сингапуре расположены одни из самых крупных аэропортов и портов мира), население (главный очаг мировой эмиграции), образ жизни (характерны резкие различия в уровне жизни населения – от минимального в Мьянме до самого высокого в Сингапуре) и культура региона (влияние соседей на регион – двух мощных центров цивилизаций – Индии и Китая).

Практические работы.

  1. Описание основных компонентов природы материков Земли.

  2. Создание презентационных материалов о материке на основе различных источников информации.

Планируемые предметные результаты освоения обучающимися ООП ООО по географии:

Выпускник научится:

  • выделять в записках путешественников географические особенности территории

  • описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;

• различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;

• устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям;

• объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

• приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

• различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;

• использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;


Выпускник получит возможность научиться:

создавать простейшие географические карты различного содержания;

работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;

подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;

объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами;





Взаимодействие природы и общества. (2 часа)

Влияние закономерностей географической оболочки на жизнь и деятельность людей. Степень воздействия человека на природу на разных материках. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охраны. Развитие природоохранной деятельности на современном этапе (Международный союз охраны природы, Международная Гидрографическая Организация, ЮНЕСКО и др.).

Практические работы.

  1. Прогнозирование перспективных путей рационального природопользования.

Планируемые предметные результаты освоения обучающимися ООП ООО по географии:

Выпускник научится:

  • использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;

• оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

Выпускник получит возможность научиться:

  • составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;

    • сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;

оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран


Основное содержание курса

8 класс (68 часов)

География России

Введение. (1 час)

Раздел 1. Особенности географического положе­ния России (10 часов)

Территория России на карте мира.

Географическое положение России. Характеристика географического положения России. Территория и аква­тория. Государственная территория России. Географическое положение страны, его виды. Особенности географического положения России, его сравнение с географическим положе­нием других государств. Географическое положение России как фактор развития ее хозяйства.

Границы России. Государственные границы территории России, их виды, значение. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Водные пространства, омывающие территорию России. Россия на карте часовых поясов. Часовые зоны России. Местное, поясное, дек­ретное, летнее время: роль в хозяйстве и жизни людей. Определение поясного времени для разных городов России.

История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории Рос­сии. Выявление изменений границ страны на разных истори­ческих этапах. История освоения и заселения территории России в XI – XVI вв. История освоения и заселения территории России в XVII – XVIII вв. История освоения и заселения территории России в XIX – XXI вв.

Современное административно-территориальное устройство страны. Федеративное устройство страны. Субъекты Российской Федерации, их равноправие и разнооб­разие. Федеральные округа.

Практические работы

1.Определение ГП и оценка его влияния на природу и жизнь людей в России.

  1. Работа с картографическими источниками: нанесение особенностей географического положения России.

  2. Оценивание динамики изменения границ России и их значения.

  3. Написание эссе о роли русских землепроходцев и исследователей в освоении и изучении территории России.

  4. Решение задач на определение разницы во времени различных территорий России.

Планируемые предметные результаты освоения обучающимися ООП ООО по географии:

Выпускник научится:

  • различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;

  • оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

  • использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий в контексте реальной жизни;

Выпускник получит возможность научиться:

  • оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы;

  • давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;

Раздел 2. Природа России.

Общая характеристика природы России.(1 час )

Природные условия и ресурсы России. Природные усло­вия и природные ресурсы. Природно-ресурсный капитал и экологический потенциал России. Оценка и проблемы рацио­нального использования природных ресурсов. Основные ре­сурсные базы. Группировка отраслей по их связи с природ­ными ресурсами. Сравнение природно-ресурсного капитала различных районов России.

Рельеф и полезные ископаемые России. (7 часов)

Основные этапы формирования земной коры на терри­тории России. Особенности геологического строения территории России: основные тектонические структуры. Геохронологическая таблица. Тектоническое строение территории России.

Основные формы релье­фа и особенности их распространения на территории России, взаимосвязь с тектоническими структурами. Факторы образования современного рельефа.

Закономерности размещения полезных ископаемых на территории России. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископае­мых.

Влияние внутренних и внешних процессов на формиро­вание рельефа. Современные процессы, формирующие рель­еф. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и пробле­мы их рационального использования. Изменение рельефа под влиянием деятельности человека. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на при­мере своего региона и своей местности. Изображение рельефа на картах разного масштаба. Построение профиля рельефа.

Практические работы

  1. Выявление взаимозависимостей тектонической структуры, формы рельефа, полезных ископаемых на территории России.

2.Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа России.

3.Описание элементов рельефа России.

4. Построение профиля своей местности.

Климат России. (11 часов)

Климат и климатические ресурсы. Характерные особенности климата России и климатообразующие факторы. Факторы, опреде­ляющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Определение по картам закономерностей распределения сол­нечной радиации, средних температур января и июля, годо­вого количества осадков, испаряемости по территории стра­ны. Закономерности циркуляции воздушных масс на территории России (циклон, антициклон, атмосферный фронт). Закономерности распределения основных элементов климата на территории России. Климатические пояса и типы климатов России. Суммарная солнечная радиация. Определение величин суммарной солнечной радиации на разных территориях России. Опреде­ление по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Прогноз и прогнозирование. Значение прогнозирования погоды. Составление прогноза погоды.

Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, спо­собы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории стра­ны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Оценка ос­новных климатических показателей одного из регионов стра­ны для характеристики условий жизни и хозяйственной дея­тельности населения. Человек и климат. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Ме­тоды изучения и прогнозирования климатических явлений. Определение особенностей климата своего региона.

Работа с климатическими и синоптическими картами, картодиаграммами. Определение зенитального положения Солнца.

Практические работы.

1.Определение закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланс, выявление особенностей распределения средних температур января и июля на территории России.

2.Распределение количества осадков на территории России, работа с климатограммами.

3.Описание характеристики климата своего региона.

4. Составление прогноза погоды на основе различных источников информации.

Внутренние воды России. (7 часов)

Внутренние воды и водные ресурсы. Виды вод суши на территории страны. Разнообразие внутренних вод России. Особенности российских рек. Разнообразие рек России. Режим рек. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы России. Выявление зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и клима­том. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явле­ния, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, се­ли), их предупреждение. Роль рек в жизни населения и раз­витии хозяйства России. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.

Озера. Классификация озёр. Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подзем­ные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Объяснение за­кономерностей размещения разных видов вод суши и свя­занных с ними опасных природных явлений на территории страны. Каналы и крупные водохранилища. Водные ресурсы в жизни человека. Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Оценка обеспеченности водными ресурсами круп­ных регионов России. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.

Практические работы

1.Работа с картографическими источниками: нанесение объектов гидрографии России .

2.Описание объектов гидрографии России.

Почвы России. (3 часа)

Почва и почвенные ресурсы. Почва — особый компо­нент природы. Факторы образования почв. Основные типы почв, их свойства, различия в плодородии. Почвообразующие факторы и закономерности распространения почв. Размещение ос­новных типов почв на территории России.

Земельные и почвенные ресурсы России. Значение рационального использования и охраны почв. Почва — национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использо­вания. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением. Знакомство с образцами почв своей местности, выявление их свойств и особенностей хозяйственного использования.

Растительный и животный мир России.(3 часа)

Растительный и животный мир. Биологические ре­сурсы. Растительный и животный мир России: видовое раз­нообразие, факторы, его определяющие. Составление прогно­за изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комп­лекса. Биологические ресурсы, их рациональное использова­ние. Меры по охране растительного и животного мира. Рас­тительный и животный мир своего региона и своей мест­ности.

Планируемые предметные результаты освоения обучающимися ООП ООО по географии:

Выпускник научится:

  • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России.


Природно-территориальные комплексы России.(12 часов)

Природное районирование. Природно-хозяйственные зоны. Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пус­тынь. Анализ физической карты и карт компонентов приро­ды для установления взаимосвязей между ними в разных при­родных зонах.

Природные ресурсы зон, их использование, экологичес­кие проблемы. Заповедники. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории России. Памятники Все­мирного природного наследия.

Природно-территориальные комплексы (ПТК): природные, природно-антропогенные и антропогенные. Природное районирование территории России. Природные зоны России. Зона арктических пустынь, тундры и лесотундры. Разнообразие лесов России: тайга, смешанные и широколиственные леса. Лесостепи, степи и полупустыни.

Практические работы

  1. Описание основных компонентов природы России.

  2. Создание презентационных материалов о природе России на основе различных источников информации.

  3. Сравнение особенностей природы отдельных регионов страны.

  4. Определение видов особо охраняемых природных территорий России и их особенностей.

Планируемые предметные результаты освоения обучающимися ООП ООО по географии:


Выпускник научится:

• различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы отдельных регионов России;

• оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России;

• объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;

• оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;

• использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;

Выпускник получит возможность научиться:

делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;

наносить на контурные карты основные формы рельефа;

давать характеристику климата своей области (края, республики);

показывать на карте артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты;


Раздел 3 . Население России(16 часов)

Численность населения России. Численность населения и ее изменение в разные исторические периоды. Численность населения России в сравнении с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI вв. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий. Прогнозирование изменения чис­ленности населения России и ее отдельных территорий. Воспроизводство населения. Показатели рождаемости, смертности, естественного и миграционного прироста / убыли.

Половой и возрастной состав населения страны. Характеристика половозрастной структуры населения России. Своеобразие полового и возрастного состава населения в Рос­сии и определяющие его факторы. Средняя прогнозируемая продолжительность жизни мужского и женского населения России.

Народы и религии России. Этнический состав населения России. Разнообразие этнического состава населения России. Россия — многонациональ­ное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Определение по статистическим материалам крупнейших по численности на­родов России. Определение по карте особенностей размеще­ния народов России, сопоставление с политико-администра­тивным делением РФ. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных от­ношений. Языковой состав населения. География религий народов России.

Особенности размещения населения России. Географи­ческие особенности размещения населения: их обусловлен­ность природными, историческими и социально-экономичес­кими факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Расселение и урбанизация. Типы населённых пунктов. Города России их классификация. Крупнейшие города и городские агломе­рации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельс­кие поселения. Определение и сравнение показателей соот­ношения городского и сельского населения в разных частях страны по статистическим данным. Выявление закономернос­тей в размещении населения России.

Миграции населения России. Направления и типы миг­рации на территории страны. Причины миграций и основные направления миграционных потоков на разных этапах разви­тия страны. Определение по статистическим материалам по­казателей миграционного прироста для отдельных территорий России.

Человеческий капитал страны. Особенности географии рынка труда России. Понятие человеческого капитала. Трудовые ресурсы и экономически активное насе­ление России. Неравномерность распределения трудоспособ­ного населения по территории страны. Географические раз­личия в уровне занятости и уровне жизни населения России, факторы, их определяющие. Качество населения.

Практические работы

1.Работа с разными источниками информации: чтение и анализ диаграмм, графиков, схем, карт и статистических материалов для определения особенностей географии населения России.

2. Определение особенностей размещения крупных народов России.

  1. Определение, вычисление и сравнение показателей естественного прироста населения в разных частях России.

  2. Чтение и анализ половозрастных пирамид.

  3. Оценивание демографической ситуации России и отдельных ее территорий.

  4. Определение величины миграционного прироста населения в разных частях России.

  5. Определение видов и направлений внутренних и внешних миграций, объяснение причин, составление схемы.

  6. Объяснение различий в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России.

  7. Оценивание уровня урбанизации отдельных регионов России.

Планируемые предметные результаты освоения обучающимися ООП ООО по географии:

Выпускник научится:

  • различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов; факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории страны, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;

  • использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;

  • находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;

Выпускник получит возможность научиться:

  • выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;

  • оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику;

  • объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России












Основное содержание курса

9 класс (68 часов)

География России

Введение. (2 часа)

Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование.

Экономическая и социальная география в жизни современного общества. Административно-территориальное устройство Российской Федерации.

Практическая работа

  1. Работа с картографическими источниками: нанесение субъектов, экономических районов и федеральных округов РФ.

Раздел 1. Хозяйство России (5 часов)

Особенности хозяйства России. Понятие хозяйства Отраслевая структура, функциональная и территориальная структуры хозяйства страны, факторы их формирования и развития. Экономико-географическое положение России как фактор развития ее хо­зяйства. Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства.

Сферы хозяйства. Этапы развития хозяйства. Этапы развития экономики России. Географическое районирование.

Производственный капитал. Понятие производствен­ного капитала. Распределение производственного капитала по территории страны. Общие особенности географии хозяйства России: основная зона хозяйственного освоения и зона Севе­ра, их особенности и проблемы. Условия и факторы разме­щения предприятий. Важнейшие межотраслевые комплексы и отрасли. Территориальное (географическое) разделение труда.

Главные отрасли и межотраслевые комплексы. (15 часов)

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Состав, место и значение в хозяйстве. Нефтяная, газовая, угольная промышленность: география основных современных и перс­пективных районов добычи, систем трубопроводов. Электро­энергетика: типы электростанций, их особенности размещения и доля в производстве электроэнергии. Перспективы развития.

Единая энергосистема страны. ТЭК и охрана окружающей среды. Составление характеристики одного из нефтяных и угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.


Машиностроение. Машиностроительный комплекс. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. Специализация. Кооперирование. Связи с другими отраслями.

Гео­графия важнейших отраслей: основные районы и центры. Машиностроение и охрана окружающей среды. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и метал­лоемкого машиностроения по картам.


ВПК. Отраслевые особенности военно-промышленного комплекса.


Металлургия. Металлургический комплекс. Состав, место и значение в хозяйстве. Черная и цветная металлургия: факторы (особенности) размещения пред­приятий. География металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов: основные районы и центры. Проблемы и перспективы развития отрасли. Металлургия и охрана окружающей среды.


Химическая промышленность. Состав отрасли, место и значе­ние в хозяйстве. Факторы (особенности) размещения предприятий. Геогра­фия важнейших отраслей: основные районы и химические комплексы. Перспективы развития. Значение для хозяйства. Химическая промышленность и охрана окружаю­щей среды.


Лесная промышленность. Лесной комплекс. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. Основные места лесозаготовок. География важнейших отраслей: основные районы и лесоперерабатыва­ющие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружа­ющей среды. Целлюлозно-бумажная промышленность.


Агропромышленный комплекс. Состав, место и значение в хозяйстве. Сельское хозяйство. Состав, место и значение в хозяйстве, отличия от других отраслей хозяйства. Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура. Земле­делие (растениеводство) и животноводство: география основных отраслей. Опре­деление по картам и эколого-климатическим показателям основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

Сельское хозяйство и охрана окружающей среды. Пище­вая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших от­раслей: основные районы и центры. Пищевая промышлен­ность и охрана окружающей среды. Легкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Легкая промышленность и охрана окружа­ющей среды.


Сфера услуг (инфраструктурный комплекс). Состав, место и значение в хозяйстве. Информационная инфраструктура. Информация и общество в современном мире. Типы телекоммуникационных сетей. Транспорт и связь. Состав, место и значение в хозяйстве. География отдельных видов транспорта и связи: основные транспортные пути и линии связи, крупнейшие транспортные узлы. Значение для хозяйства. Транспортная сеть. Проблемы транспортного комплекса. Транспорт и охрана окружающей среды. География науки. Состав, место и значе­ние в хозяйстве, основные районы, центры, города науки. Сфера обслуживания. Социальная сфера: географические различия в уровне разви­тия и качестве жизни населения.

Рекреационное хозяйство.

Практическая работа

  1. Работа с разными источниками информации: чтение и анализ диаграмм, графиков, схем, карт и статистических материалов для определения особенностей хозяйства России.

Планируемые предметные результаты освоения обучающимися ООП ООО по географии:

Выпускник научится:

  • различать (распознавать) показатели, характеризующие отраслевую; функциональную и территориальную структуру хозяйства России;

  • использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для объяснения особенностей отраслевой, функциональной и территориальной структуры хозяйства России на основе анализа факторов, влияющих на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;

  • приводить примеры современных видов связи, применять современные виды связи для решения учебных и практических задач по географии.


Раздел 2. Районы России (43часа)

Природно-хозяйственное районирование России. Прин­ципы и виды природно-хозяйственного районирования стра­ны. Анализ разных видов районирования России.

Крупные регионы и районы России.

Регионы России: Западный ( Европейская часть России) и Восточный (Азиатская часть России).

Районы России: Европейский Север, Центральная Россия, Европейский Юг, Поволжье, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток.

Европейская часть России.

Центральная Россия (6 часов)

Русская равнина (одна из крупнейших по площади равнин мира, древняя равнина; разнообразие рельефа; благоприятный климат; влияние западного переноса на увлажнение территории; разнообразие внутренних вод и ландшафтов).

Центр Русской равнины (всхолмленная равнина с возвышенностями; центр Русского государства, особенности ГП: на водоразделе (между бассейнами Черного, Балтийского, Белого и Каспийского морей).

Центральная Россия: особенности формирования территории, ЭГП, природно-ресурсный потенциал, особенности населения, географический фактор в расселении, народные промыслы. Этапы развития хозяйства Центрального района. Хозяйство Центрального района. Специализация хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства.

Города Центрального района. Древние города, промышленные и научные центры. Функциональное значение городов. Москва – столица Российской Федерации.

Центрально-Черноземный район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.

Волго-Вятский район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.

Европейский Север (7 часов)

Европейский Север. Север Русской равнины (пологая равнина, богатая полезными ископаемыми; влияние теплого течения на жизнь портовых городов; полярные ночь и день; особенности расселения населения (к речным долинам: переувлажненность, плодородие почв на заливных лугах, транспортные пути, рыбные ресурсы)). Европейский Север: история освоения, особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.

Северо-Западный район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население, древние города района и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.

Калининградская область: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Рекреационное хозяйство района. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация. География важнейших отраслей хозяйства.

Моря Атлантического океана, омывающие Россию: транспортное значение, ресурсы.

Поволжье (4 часа)

Поволжье: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства. Юг Русской равнины (равнина с оврагами и балками, на формирование которых повлияли и природные факторы (всхолмленность рельефа, легкоразмываемые грунты), и социально-экономические (чрезмерная вырубка лесов, распашка лугов); богатство почвенными (черноземы) и минеральными (железные руды) ресурсами и их влияние на природу, и жизнь людей).

Европейский Юг.(5 часов)

Крым (географическое положение, история освоения полуострова, особенности природы (равнинная, предгорная и горная части; особенности климата; природные отличия территории полуострова; уникальность природы)).

Крым: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Рекреационное хозяйство. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация. География важнейших отраслей хозяйства.


Кавказ (предгорная и горная части; молодые горы с самой высокой точкой страны; особенности климата в западных и восточных частях; высотная поясность; природные отличия территории; уникальность природы Черноморского побережья).

Северный Кавказ: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Рекреационное хозяйство. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация. География важнейших отраслей хозяйства.

Южные моря России: история освоения, особенности природы морей, ресурсы, значение. Южные моря России: транспортное значение, ресурсы.


Урал. (4 часа)

Урал (особенности географического положения; район древнего горообразования; богатство полезными ископаемыми; суровость климата на севере и влияние континентальности на юге; высотная поясность и широтная зональность).

Урал (изменение природных особенностей с запада на восток, с севера на юг).

Уральский район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, этапы освоения, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.

Обобщение знаний по особенностям природы европейской части России. (1час)

Азиатская часть России. (1 час)

Моря Северного Ледовитого океана: история освоения, особенности природы морей, ресурсы, значение. Северный морской путь. Моря Северного Ледовитого океана: транспортное значение, ресурсы.

Западная Сибирь. (4 часа)

Западная Сибирь (крупнейшая равнина мира; преобладающая высота рельефа; зависимость размещения внутренних вод от рельефа и от зонального соотношения тепла и влаги; природные зоны – размещение, влияние рельефа, наибольшая по площади, изменения в составе природных зон, сравнение состава природных зон с Русской равниной).

Западная Сибирь: природные ресурсы, проблемы рационального использования и экологические проблемы.

Западная Сибирь: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, этапы и проблемы освоения, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.

Восточная Сибирь (5 часов)

Средняя Сибирь (сложность и многообразие геологического строения, развитие физико-географических процессов (речные долины с хорошо выраженными террасами и многочисленные мелкие долины), климат резко континентальный, многолетняя мерзлота, характер полезных ископаемых и формирование природных комплексов).

Северо-Восточная Сибирь (разнообразие и контрастность рельефа (котловинность рельефа, горные хребты, переходящие в северные низменности; суровость климата; многолетняя мерзлота; реки и озера; влияние климата на природу; особенности природы).

Горы Южной Сибири (географическое положение, контрастный горный рельеф, континентальный климат и их влияние на особенности формирования природы района).

Алтай, Саяны, Прибайкалье, Забайкалье (особенности положения, геологическое строение и история развития, климат и внутренние воды, характерные типы почв, особенности природы).

Байкал. Уникальное творение природы. Особенности природы. Образование котловины. Байкал – как объект Всемирного природного наследия (уникальность, современные экологические проблемы и пути решения).

Восточная Сибирь: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, этапы и проблемы освоения, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.

Дальний Восток (6 часа)

Моря Тихого океана: транспортное значение, ресурсы.

Дальний Восток (положение на Тихоокеанском побережье; сочетание горных хребтов и межгорных равнин; преобладание муссонного климата на юге и муссонообразного и морского на севере, распространение равнинных, лесных и тундровых, горно-лесных и гольцовых ландшафтов).

Чукотка, Приамурье, Приморье (географическое положение, история исследования, особенности природы).

Камчатка, Сахалин, Курильские острова (географическое положение, история исследования, особенности природы).

Дальний Восток: формирование территории, этапы и проблемы освоения, особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. Роль территории Дальнего Востока в социально-экономическом развитии РФ. География важнейших отраслей хозяйства.

Характеристика регионов и районов. Состав, особен­ности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологи­ческое строение и рельеф, климат, природные зоны, природ­ные ресурсы.

Население: численность, естественный прирост и мигра­ции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.

Место и роль района, региона в социально-экономичес­ком развитии страны. География важнейших отраслей хозяй­ства, особенности его территориальной организации. Геогра­фические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно-хозяйственные различия. Сравнение географического по­ложения регионов и районов, его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявление и анализ условий для развития хозяйства регионов, районов. Анализ взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий реги­она.


Практические работы

  1. Сравнение двух и более экономических районов России по заданным характеристикам.

  2. Создание презентационных материалов об экономических районах России на основе различных источников информации.

Планируемые предметные результаты освоения обучающимися ООП ООО по географии:

Выпускник научится:

  • объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;

  • сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;

Выпускник получит возможность научиться:

  • выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;

  • обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России.


Раздел 4. Россия в современном мире. (3 часа)

Россия в современном мире (место России в мире по уровню экономического развития, участие в экономических и политических организациях). Россия в мировом хозяйстве (главные внешнеэкономические партнеры страны, структура и география экспорта и импорта товаров и услуг). Россия в мировой политике. Россия и страны СНГ. Россия в системе международного географического разделения труда. Взаимосвязи России с другими странами мира. Объекты Всемирного природного и культурного наследия в России.

Практическая работа

  1. Составление картосхем и других графических материалов, отражающих экономические, политические и культурные взаимосвязи России с другими государствами.


Планируемые предметные результаты освоения обучающимися ООП ООО по географии:

Выпускник научится:

  • сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;

  • оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.

  • выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;

  • ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;

  • представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;

  • использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;


Выпускник получит возможность научиться:

  • моделировать географические объекты и явления;

  • приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

  • воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

  • объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами;

  • выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;

  • объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;

  • оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!