Содержание внеаудиторной самостоятельной работы по разделу «Органическая химия» для обучающихся учреждений СПО, технический профиль Внеаудиторная самостоятельная работа № 1
Тема: Предмет органической химии, химическое строение органических веществ.
Количество часов: 1
Цель работы: усвоить основные понятия органической химии.
Общие указания к выполнению работы:
Выучить определения следующих понятий: гомологический ряд, гомологическая разность, валентность, химическое строение, искусственные вещества, синтетические вещества, природные вещества.
Ответить на следующие вопросы:
1. Какие вещества называют органическими? Что является предметом изучения органической химии?
2. Опишите круговорот углерода в природе.
3. Сформулируйте и поясните основные положения теории химического строения А.М. Бутлерова.
4. Определите валентность каждого атома в веществах по их формулам:
а) ацетонитрил СН3—C=N;
б) этиламин СН3—СН2—NH2;
в) пропиловый спирт СН3—СН2—СН2—ОН;
г) пропилен СН2=СН—СН3;
д) уксусная кислота СН3—СООН;
е) этиленгликоль НО—СН2—СН2—ОН.
5. Назовите области технического применения уксусной кислоты, пропилового спирта и этиленгликоля. Используйте дополнительные источники информации (Интернет, справочники).
Форма контроля: сдача результатов работы в письменном виде.
Внеаудиторная самостоятельная работа № 2
Тема: Теория химических соединений А.М. Бутлерова. Изомерия.
Количество часов: 1
Цель работы: усвоить теорию химических соединений А.М. Бутлерова, понятия изомер и изомерия.
Общие указания к выполнению работы:
1. Написать основные положения теории строения органических соединений А.М. Бутлерова.
2. Написать полные структурные формулы веществ по их молекулярным формулам:
а) С2Н6;
б) СН2С12;
в) СН2О;
г) CH5N.
3. Какие вещества называют изомерами? Проанализируйте приведенные формулы веществ и найдите пары изомеров:

Форма контроля: сдача результатов работы в письменном виде.
Внеаудиторная самостоятельная работа № 3
Тема: Классификация органических соединений. Номенклатура.
Количество часов: 1
Цель: освоение основ номенклатуры органических соединений.
Общие указания к выполнению работы:
Выучить порядок составления названий органических соединений.
Выучить классификацию органических соединений.
Форма контроля: сдача результатов работы в письменном виде.
Внеаудиторная самостоятельная работа № 4
Тема: Реакции в органической химии, их типы.
Количество часов: 2.
Цель: усвоить классификацию реакций в органической химии.
Общие указания к выполнению работы:
Выучить классификацию реакций в органической химии в зависимости от числа исходных реагентов и продуктов реакции. Ответить на следующие вопросы, решить задачи:
1. Какие признаки положены в основу классификации органических соединений?
2. По приведенным структурным формулам определите класс углеводородов:

3. Какую группу атомов называют функциональной? Какие функциональные группы вам известны? Напишите их формулы и назовите классы соединений, содержащих данные группы.
4. Определите, какому классу органических веществ принадлежат соединения со следующими формулами:

5. Напишите структурные формулы следующих веществ:
а) пропан; б) бутен-1; в) метанол; г) пропин; д)этиламин; е) гексановая кислота; ж) бутаналь.
Форма контроля: сдача результатов работы в письменном виде.
Внеаудиторная самостоятельная работа № 5
Тема: Алканы. Гомологический ряд, свойства, получение и применение.
Количество часов: 0,5.
Цель: расширить представление о предельных углеводородах; научиться осуществлять подбор необходимой литературы, вычленять из нее главное, систематизировать имеющийся материал, развивать навык подготовки публичного сообщения.
Общие указания к выполнению работы:
Подготовить устное сообщение на одну из тем по выбору:
1. Природные источники алканов.
2. Способы получения алканов.
3. Изомерия алканов.
4. Геометрия молекул алканов.
5. Физические свойства алканов.
6. Химические свойства алканов.
7. Отдельные представители алканов.
8. Применение алканов.
9. Экологические проблемы, связанные с использованием алканов.
Форма контроля: подготовить устное сообщение.
Внеаудиторная самостоятельная работа № 6
Тема: Алкены. Гомологический ряд, свойства, получение и применение.
Количество часов: 0,5.
Цель: расширить представление о предельных углеводородах; научиться осуществлять подбор необходимой литературы, вычленять из нее главное, систематизировать имеющийся материал, развивать навык подготовки публичного сообщения.
Общие указания к выполнению работы:
Подготовить устное сообщение на одну из тем по выбору:
1. Способы получения алкенов.
2. Геометрия молекул алкенов.
3. Изомерия алкенов.
4. Номенклатура алкенов.
5. Физические свойства алкенов.
6. Химические свойства алкенов.
7. Применение алкенов.
Форма контроля: подготовить устное сообщение.
Внеаудиторная самостоятельная работа № 7
Тема: Диены. Гомологический ряд, свойства, получение и применение.
Количество часов: 0,5.
Цель: расширить представление о предельных углеводородах; научиться осуществлять подбор необходимой литературы, вычленять из нее главное, систематизировать имеющийся материал, развивать навык подготовки публичного сообщения.
Общие указания к выполнению работы:
Подготовить устное сообщение на одну из тем по выбору:
1. История каучука.
2. Искусственный каучук.
3. Гуттаперча.
4. Резина.
5. Получение алкадиенов.
6. Физические свойства алкадиенов.
7. Применение алкадиенов.
8. Химические свойства алкадиенов.
9. Синтетические каучуки: история, многообразие и перспективы.
10. Резинотехническое производство и его роль в научно-техническом прогрессе.
Форма контроля: подготовить устное сообщение.
Внеаудиторная самостоятельная работа № 8
Тема: Ацетилен. Гомологический ряд, свойства, получение и применение.
Количество часов: 0,5.
Цель: расширить представление о предельных углеводородах; научиться осуществлять подбор необходимой литературы, вычленять из нее главное, систематизировать имеющийся материал, развивать навык подготовки публичного сообщения.
Общие указания к выполнению работы:
Подготовить устное сообщение на одну из тем по выбору:
1. Номенклатура и изомерия алкинов.
2. Физические свойства алкинов.
3. Химические свойства алкинов.
4.Способы получения алкинов.
5. Природные источники алкинов.
6.Способы применения алкинов.
7. Устройство генератора ацетилена и ацетиленовой горелки, которые используются для газовой резки и сварки металлов.
8. Сварочное производство и роль химии углеводородов в нем.
Форма контроля: подготовить устное сообщение.
Внеаудиторная самостоятельная работа № 9
Тема: Бензол. Строение и свойства.
Количество часов: 1.
Цель: расширить представление об ароматических углеводородах; научиться решать задачи с участием ароматических углеводородов.
Общие указания к выполнению работы:
Решить следующие задачи:
1. Углеводород, плотность паров которого по водороду равна 39, содержит 92,31 % углерода. Найдите его молекулярную формулу.
2. Этан горит бледно-голубым пламенем, этилен ‒ красноватым, ацетилен ‒ коптящим. Это изменение связано с увеличением массовой доли углерода в данном ряду углеводородов. Каким пламенем горит бензол? Дайте ответ, рассчитав массовую долю углерода в этом веществе и сравнив ее с аналогичными данными для этана, этилена и ацетилена.
3. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
а) С2Н2 С6Н6 C6H5-NО2;
б) С6Н6 С6Н5Вr С6Н5СН3 СО2.
4. Какие два вещества вступили в реакцию, если в результате образовались следующие продукты:
а) С6Н5С1 и НС1;
б) C6H5NО2 и Н2О;
в) С6Н5СН3 и НВr?
5. Сколько миллилитров жидкого бензола (плотность 0,9 г/мл) потребуется для получения 30,75 г нитробензола, если выход продукта реакции составляет 90 %?
Форма контроля: сдача результатов работы в письменном виде.
Внеаудиторная самостоятельная работа № 10
Тема: Природные источники углеводородов.
Количество часов: 1.
Цель: расширить представление о предельных углеводородах; научиться осуществлять подбор необходимой литературы, вычленять из нее главное, систематизировать имеющийся материал, развивать навык подготовки электронной презентации и публичного сообщения.
Общие указания к выполнению работы:
Подготовить реферат и электронную презентацию на одну из тем по выбору:
1. Состав нефти и способы получения нефти.
2. Способы переработки нефти.
3. Попутный нефтяной газ.
4. Природный газ: состав и свойства. Способы получения природного газа.
5. Продукты нефтепереработки.
6. Продукты переработки природного газа.
7. Состав каменного угля и способы добычи каменного угля. Месторождения каменного угля в Российской Федерации.
8. Способы переработки каменного угля. Продукты переработки каменного угля.
9. Экологические аспекты использования углеводородного сырья.
10. Экономические аспекты международного сотрудничества по использованию углеводородного сырья.
11. История открытия и разработки газовых и нефтяных месторождений в Российской Федерации.
12. Химия углеводородного сырья и моя будущая профессия.
13. Углеводородное топливо, его виды и назначение.
14. Нефть и ее транспортировка как основа взаимовыгодного международного сотрудничества.
Форма контроля: реферат, составление электронной презентации.
Внеаудиторная самостоятельная работа № 11
Тема: Спирты. Гомологический ряд, свойства. Фенол.
Количество часов: 1.
Цель: закрепление навыка решения расчетных задач с участием спиртов и фенола.
Общие указания к выполнению работы:
Решить следующие задачи:
1. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
а) этан этилен этиловый спирт уксусный альдегид;
б) метан хлорметан метиловый спирт муравьиный альдегид;
в) этиловый спирт этилен этиленгликоль.
2. В двух пробирках находятся растворы этилового спирта и глицерина. Как их отличить?
3. К наступлению холодов в клеточной жидкости насекомых и некоторых земноводных резко увеличивается содержание глицерина. Объясните этот природный факт.
4. Фенол ‒ кислота слабая, он может быть вытеснен из солей сильной кислотой. Напишите уравнение реакции фенолята натрия с соляной кислотой. Сколько граммов фенола можно получить из 23,2 г фенолята натрия, если выход продукта составляет 80 % от теоретически возможного?
5. В 130 мл воды растворено 6,8 г фенола. Рассчитайте массовую долю вещества в растворе.
6. Смешали 31,3 г 3 %-го раствора фенола и 320 г 1 %-го раствора брома в воде. Рассчитайте массу образовавшегося осадка.
Форма контроля: сдача результатов работы в письменном виде.
Внеаудиторная самостоятельная работа № 12
Тема: Альдегиды. Гомологический ряд, свойства.
Количество часов: 1.
Цель: закрепление навыка решения расчетных задач с участием альдегидов.
Общие указания к выполнению работы:
Решить следующие задачи:
1. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
а) известняк негашеная известь карбид кальция ацетилен уксусный альдегид уксусная кислота;
б) метиловый спирт формальдегид фенолоформальдегидная смола.
2. Сколько граммов серебра образуется при взаимодействии необходимого количества аммиачного раствора оксида серебра (I) с 30 г формалина (40 %-го раствора формальдегида)?
3. Сколько граммов уксусного альдегида можно получить из 75,3 г карбида кальция, содержащего 15 % примесей?
Форма контроля: сдача результатов работы в письменном виде.
Внеаудиторная самостоятельная работа № 13
Тема: Карбоновые кислоты.
Количество часов: 1.
Цель: закрепление навыка решения расчетных задач с участием карбоновых кислот.
Общие указания к выполнению работы:
Решить следующие задачи:
1. Напишите уравнения химических реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

2. Почему жжение от укуса муравьев утихает, если потереть укус нашатырным спиртом (водным раствором аммиака)? Напишите уравнение возможной реакции.
3. При взаимодействии 90 г раствора уксусной кислоты с избытком магния было получено 5,6 л водорода (н.у.). Найдите массовую долю кислоты в исходном растворе.
Форма контроя: сдача результатов работы в письменном виде.
Внеаудиторная самостоятельная работа № 14
Тема: Сложные эфиры. Жиры.
Количество часов: 2.
Цель: научиться осуществлять подбор необходимой литературы, вычленять из нее главное, систематизировать имеющийся материал, развитие навыка публичного сообщения.
Общие указания к выполнению работы:
Подготовить реферат на одну из тем по выбору:
1. Жиры.
2. Мыла.
3. Синтетические моющие средства (СМС).
4. Способы получения мыла.
5. Значение жиров в природе и промышленности.
6. Сравнительный анализ свойств мыла и СМС.
7. Сложные эфиры.
8. Значение сложных эфиров в природе и промышленности.
9. Производства на основе сложных эфиров.
10. Соли карбоновых кислот.
Форма контроля: реферат.
Внеаудиторная самостоятельная работа № 15
Тема: Углеводы. Значение углеводов в жизни человека.
Количество часов: 1.
Цель: научиться осуществлять подбор необходимой литературы, вычленять из нее главное, систематизировать имеющийся материал, развивать навык подготовки электронной презентации и публичного сообщения.
Общие указания к выполнению работы:
Подготовить электронную презентацию на одну из тем по выбору:
1. Применение глюкозы на основе свойств.
2. Значение углеводов в живой природе и жизни человека.
3. Поликонденсация и гидролиз на примере взаимопревращений: глюкоза полисахарид.
4. Сравнение крахмала и целлюлозы по происхождению, свойствам и значению для растительного организма.
5. Применение сахарозы на основе ее свойств.
6. Значение крахмала в природе и промышленности.
7. Получение сахарозы.
8. Свойства и значение гликогена.
9. Свойства и значение целлюлозы.
10. Использование целлюлозы в промышленности.
11. Роль углеводов в жизни человека.
12. Углеводы как источник энергии.
13. Строение углеводов.
14. Крахмал как биополимер.
15. Целлюлоза как биополимер.
16. Углеводы в рационе человека.
Форма контроля: создание электронных презентаций по теме.
Внеаудиторная самостоятельная работа № 16
Тема: Амины. Анилин. Свойства, получение и применение.
Количество часов: 1.
Цель: закрепление навыка решения расчетных задач с участием аминов.
Общие указания к выполнению работы:
Решить следующие задачи:
1. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения: известняк оксид кальция карбид кальция ацетилен бензол нитробензол анилин 2,4,6-тринитроанилин.
2. При восстановлении 492 г нитробензола получили 282 г анилина. Рассчитайте выход продукта реакции от теоретически возможного.
Форма контроля: сдача результатов работы в письменном виде.
Внеаудиторная самостоятельная работа № 17
Тема: Аминокислоты. Гомологический ряд, свойства.
Количество часов: 1.
Цель: закрепление навыка решения расчетных задач с участием аминов.
Общие указания к выполнению работы:
Решить следующие задачи:
1. Молекулы двух различных аминокислот, взаимодействуя друг с другом, образуют два изомерных дипептида. Подтвердите этот факт уравнениями реакции глицина с аланином.
2. В медицине для стимулирования работы головного мозга применяют глицин в таблетках. Рассчитайте массовую долю глицина в растворе, полученном растворением одной таблетки массой 0,2 г в 30 мл воды.
3. Из 8,9 г некоторой -аминокислоты было получено 11,1 г ее натриевой соли. Какая аминокислота была взята в реакцию? Напишите ее структурную формулу.
4. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

Форма контроля: сдача результатов работы в письменном виде.
Внеаудиторная самостоятельная работа № 18
Тема: Белки. Структура, свойства.
Количество часов: 1.
Цель: научиться осуществлять подбор необходимой литературы, вычленять из нее главное, систематизировать имеющийся материал, развивать навык подготовки электронной презентации и публичного сообщения.
Общие указания к выполнению работы:
Подготовить электронную презентацию на одну из тем по выбору:
1. Биологические функции белков.
2. Белки и полисахариды как биополимеры.
3. Роль белков в живой природе.
4. СПИД и белковый обмен в организме. Меры профилактики СПИДа, группы риска по этому заболеванию.
5. Строение и функции ферментов.
6. Строение и функции гормонов.
7. Свойства ферментов.
8. Свойства гормонов.
9. Применение ферментов человеком.
10. Применение гормонов человеком.
Форма контроля: создание электронных презентаций по теме.
Внеаудиторная самостоятельная работа № 19
Тема: Полимеры, пластмассы, волокна.
Количество часов: 2.
Цель: научиться осуществлять подбор необходимой литературы, вычленять из нее главное, систематизировать имеющийся материал, развивать навык подготовки публичного сообщения.
Общие указания к выполнению работы:
Подготовить реферат на одну из тем по выбору:
1. Стереорегулярные полимеры.
2. Нестереорегулярные полимеры.
3. Применение полимеров.
4. Значение полимеров в быту.
5. Значение полимеров в медицине.
6. Значение полимеров в промышленности.
Форма контроля: реферат.
Внеаудиторная самостоятельная работа № 20
Тема: Химия и жизнь.
Количество часов: 1.
Цель: научиться осуществлять подбор необходимой литературы, вычленять из нее главное, систематизировать имеющийся материал, развивать навык подготовки электронной презентации и публичного сообщения.
Общие указания к выполнению работы:
Подготовить электронную презентацию на одну из тем по выбору:
1. Химия и производство.
2. Химия и медицина.
3. Химия и пищевая промышленность.
4. Химия и космос.
5. Химия и искусство.
6. Химия и сельское хозяйство.
7. Химия и экология.
Форма контроля: создание электронных презентаций по теме.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
Габриелян О.С. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. М.: Академия, 2015. 256 с.
Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. Тесты, задачи и упражнения: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017.
Ерохин Ю.М., Ковалева И.Б. Химия для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО.– М., 2017.
Ерохин Ю.М. Сборник тестовых заданий по химии: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. М., 2014.
Ерохин Ю.М., Ковалева И.Б. Химия для профессий и специальностей технического профиля. Электронный учебно-методический комплекс. М., 2014.
Сладков С. А., Остроумов И.Г., Габриелян О.С., Лукьянова Н.Н. Химия для профессий и специальностей технического профиля. Электронное приложение (электронное учебное издание) для студ. учреждений сред. проф. образования. М., 2014.
www.hemi.wallst.ru (Образовательный сайт для школьников «Химия»).
www.alhimikov.net (Образовательный сайт для школьников).
www.chem.msu.su (Электронная библиотека по химии).
www.enauki.ru (интернет-издание для учителей «Естественные науки»).
www.1september.ru (методическая газета «Первое сентября»).
www.hvsh.ru (журнал «Химия в школе»).
www.hij.ru (журнал «Химия и жизнь»).
www.chemistry-chemists.com (электронный журнал «Химики и химия»).
10