СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Содержание занятий и методические рекомендации по их проведению в кружке «Художественный текстиль»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятия кружка представляют собой комплекс модулей по определенной тематике с последовательно усложняющимися дидактическими задачами и наличием входного и промежуточного контроля

Просмотр содержимого документа
«Содержание занятий и методические рекомендации по их проведению в кружке «Художественный текстиль»»

Содержание занятий и методические рекомендации по их проведению в кружке «Художественный текстиль»


Обучение подростков техникам художественного текстиля предполагает освоение круга универсальных учебных действий в области теории, истории и современного состояния народного и декоративно-прикладного искусства, композиции, цветоведения и технологии обработки тканей, необходимых для создания художественного продукта. Учащиеся должны почувствовать себя творцами произведения искусства, ведь в руках у них «краски» - лоскуты, а сами они – художники.

Последовательность обучения включает три блока: обучение выполнению орнаментальных и сюжетных аппликаций в технике нашивания и технике наклеивания, обучение технике текстильного коллажа, основанного на стилизации рисунка в условно-декоративном плане, обучение технике лоскутной мозаики орнаментального и сюжетного характера.

На занятиях учащиеся получают историко-культурологическую информацию о текстильных техниках, праздниках и традициях русского народа, русских народных промыслах, получают знания о технологии работы с материалом. Практический раздел включает освоение технологических операций, выполнение тренировочных упражнений и творческих заданий, самостоятельное создание композиций в техниках художественного текстиля.

Занятия в кружке представляют собой комплекс модулей по определенной тематике с последовательно усложняющимися дидактическими задачами и наличием входного и промежуточного контроля. Занятия строятся на основе следующего алгоритма: изучение теоретического материала – выполнение эскизов – изготовление шаблонов - подбор тканей – изготовление деталей по шаблонам, выполнение композиции в материале – оценка проделанной работы.

На первом, подготовительном этапе, осуществляются: наблюдение, поиск натуры, выполнение эскизов с применением стилизации и импровизации; композиционный поиск с применением мягких и графических материалов; определение больших цветовых и тональных отношений. Возможно, что эскиз будущей композиции будет создан педагогом на основе словесного описания, осуществленного обучающимся.

На втором, основном этапе осуществляются: увеличение эскиза до натурального размера, выполнение дополнительного контурного рисунка, подбор расцветок ткани для композиции (геометрической или сюжетной); раскрой нужного количеств деталей из выбранных тканей; выкладывание композиции на основу в соответствии с эскизом (что дает возможность последний раз критически оценить свой замысел и, при необходимости, заменить какие-либо лоскутки); наклеивание или нашивание деталей на основу, начиная с середины композиции и согласуя рисунок получающейся композиции с эскизом; утюжка композиции с лицевой стороны через лист бумаги или кальки. На данном этапе педагог оказывает консультативную помощь по подбору тканей и дает советы относительно технологии их обработки.

На третьем, завершающем этапе осуществляются: доработка композиции в соответствии с первоначальным или видоизмененным замыслом, оценка и презентация художественного изделия. Педагог стимулирует и регулирует процесс обсуждения готовых работ, дает советы относительно их оформления, организует выставки.

С первых занятий руководитель может условно поделить членов кружка на 2-3 микро-группы. Задания, выполняемые кружковцами, могут различаться по степени сложности и распределяться руководителем в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей подростков.

Важным воспитательным моментом в развитии творческой личности школьника, приобретении им навыков самостоятельной работы является пример учителя, который не только интересно, увлеченно рассказывает, но и на практике может показать все приемы обработки ткани.

Сразу, с первых занятий, необходимо приучать подростков к самостоятельной работе, так как при излишней опеке может наблюдаться обратный эффект. Руководитель так строит занятия, чтобы у учащихся появилось желание самим решать поставленную перед ними задачу. На заключительном этапе работы над определенной техникой подводятся итоги, устраиваются отчетные выставки. Эти выставки очень нужны подросткам, так как для них это радостное, волнующее событие, своеобразный отчет о результатах творческой деятельности. В подготовке экспозиции они должны принимать самое деятельное участие.

Структура учебных занятий кружка «Художественный текстиль» включает следующие этапы:

1) организационное начало, приветствие воспитанников;

2) подготовка рабочих мест, проверка наличия материалов и инструментов;

3) повторение основных правил работы с инструментами (техника безопасности);

4) теоретический блок (терминология, основные этапы работы);

5) самостоятельная практика по технологическим картам для обучающихся;

6) самоконтроль и самооценка, оказание помощи (при необходимости);

7) подведение итогов занятия, обсуждение результатов.

Задача педагога научить детей не только репродуктивным путём осваивать сложные трудоёмкие приёмы и различные техники художественного текстиля, но и побудить к творческой деятельности, направленной на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы.

Быстро освоить этот вид декоративно-прикладного творчества помогает принцип «от простого - к сложному». Изучая основные техники художественного текстиля, воспитанники приобретают важные теоретические знания и практические навыки для создания готовых художественных изделий.

Постоянное саморазвитие и прослеживание новых тенденций в обработке материалов, внедрение их в образовательный процесс, помогает детям быть всегда в курсе всех новинок.

План-конспект содержит следующую информацию:

  • тема и номер урока в теме,

  • цель и задачи урока (обучающие, развивающие, воспитательные),

  • планируемые результаты,

  • тип и вид урока,

  • методическое оснащение урока,

  • методы обучения,

  • ход урока, включающий этапы занятия, продолжительность, действия руководителя кружка, действия обучающихся, примечания (варианты заданий с разными уровнями сложности).

Технологические карты для обучающихся позволяют им самостоятельно построить свою учебную деятельность в соответствии с уровнем сформированности своих универсальных учебных действий, в соответствии со своим темпом усвоения и уровнем самостоятельности. Технологические карты для обучающихся содержат информацию о последовательности выполнения творческих заданий, графическое изображение каждого этапа и способствуют выполнению самодиагностики достижения планируемых результатов на каждом этапе освоения темы. По тому, насколько самостоятельно справляются учащиеся с работой учитель судит об эффективности их самостоятельной работы .

Коллектив кружка может быть разновозрастным, поэтому работа планируется с учетом возрастных особенностей кружковцев, а также уровнем их практической подготовки. Продолжительность занятия – 2 академических часа, более длительные занятия могут привести к утомлению и снижению темпа работы. Перерывы в работе должны быть скользящие, то есть для каждого ученика в свое время по мере необходимости.

Утомляемость учащихся снижается за счет:

- обеспечения личностно-мотивированного участия подростков в интересной и доступной деятельности, свободы выбора личностно-значимого содержания образования, форм деятельности и общения;

- организации естественных для соответствующего возраста форм детской активности (познание, труд, самодеятельность, общение, игра);

- использования элементов технологии модульного обучения;

- использования интерактивных способов усвоения образовательного материала.

Наиболее успешно проходят занятия с учащимися старшего возраста в составе 10-12 человек, а среднего возраста – в составе 8-10 человек. В смешанных группах может быть 8-12 занимающихся. При большом числе кружковцев трудно уделить внимание каждому из них.

При планировании занятий учитываются актуальные тенденции развития этого вида художественного творчества, современные приемы обработки материалов. Особое внимание должно уделяться знанию правил безопасного использования основных инструментов, оборудования и материалов.

Работа в кружке носит практический характер. Теоретические знания должны незаметно входить в процесс работы. Для сообщения информации историко-искусствоведческого характера необходимо выделять специальное время, не более четверти от времени всего занятия. Различного рода технологические правила, приемы и режимы работы сообщаются по ходу возникающих вопросов и ситуаций, но не в качестве лекций. Даже вводные занятия нужно спланировать так, чтобы они содержали небольшую практическую работу.

Первые работы кружковцев могут быть далеки от совершенства. Но процесс познания действительности, творческого ее преображения, в котором они участвуют, важнее для становления их личности, нежели художественный результат их произведений. В работах кружковцев будет ощущаться живая заинтересованность и эмоциональность восприятия окружающего мира. Знания и навыки придут с опытом, но непосредственность, индивидуальность произведений должны сохраняться, в этом – одна из главных методических задач работы педагога.

Программа кружка содержит лишь примерное распределение часов на каждую тему, так как учащиеся приходят в кружок с разной подготовкой, разного возраста и имеют разные творческие способности. В работе руководителя кружка важен индивидуальный подход к учащимся, выявление художественных возможностей каждого подростка. Количество часов на задание определяется им индивидуально в каждом конкретном случае.

Во время выполнения учебных заданий кружковцы расширяют кругозор, познают техники художественного текстиля, формируют вкус, приобретают разнообразные профессиональные навыки.

Развивая зрительную память и воображение, приобретая практические навыки в рисунке, композиции и колористике подростки начинают эстетически оценивать окружающую действительность.

Педагогический контроль осуществляется в форме наблюдения, устного опроса, беседы, обсуждения результатов, выставок-просмотров. Такие формы оценки результатов образовательного процесса должны оказывать положительное влияние на самооценку подростка, обеспечивать эмоциональное благополучие и стимулировать мотивацию детей к познанию и творчеству.

Росту художественной грамотности и творческого потенциала способствуют посещения выставок, музеев, встречи с мастерами декоративно-прикладного творчества.

В период летних каникул кружковцы могут продолжать свои занятия дома, в пионерских лагерях, могут собирать материал для будущих композиций.

Занятия в кружке «Художественный текстиль» представляют собой комплекс блоков, нацеленных на обучение выполнению орнаментальных и сюжетных аппликаций, текстильного коллажа и текстильной мозаики орнаментального и сюжетного характера. На занятиях обучающиеся осваивают не только универсальные учебные действия, но и получают историко-культурологическую информацию о текстильных техниках, праздниках, традициях, промыслах русского народа.