Содоклад на тему:
« Результаты внедрения новых направлений и технологий в систему работы по здоровье - сбережению воспитанников»
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.
Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладываются и укрепляются фундамент здоровья и развитие физических качеств, необходимо для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника. Сейчас большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи - сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.
Одной из серьезных задач является обеспечение максимально высокого уровня здоровья воспитанников, воспитание культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственных, так и других людей.
Вырастить крепких, здоровых детей – наша важнейшая задача. И решается она совместными усилиями педагогов, медицинских работников и семьи.
Что такое здоровьесберегающие технологии?
– Здорвьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
В своей работе я внедряю «Технологии здоровьесбережения», которые реализуют следующие цели и задачи.
Цель: Обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Задачи:
1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.
2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.
3. Развитие творческого потенциала у детей.
4.Конструктивное партнерство семьи и детей в укреплении их здоровья.
В осуществлении поставленных задач я применяю, согласно режиму дня, следующие виды здоровьесберегающих технологий:
1.Утренняя гимнастика. Проводится ежедневно с музыкальным сопровождением. У детей формируются ритмические умения и навыки.
2.Подвижные и спортивные игры. Проводятся ежедневно, как на прогулке, так и в группе, с разной степенью подвижности.
3.Физкультурные занятия. Проводятся 3 раза в неделю по 10-12 минут в соответствии с программой. Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам, укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета.
4.Бодрящая гимнастика. Проводится ежедневно после дневного сна. В ее комплекс входят упражнения на кроватках на пробуждение, обширное умывание.
5.Пальчиковая гимнастика . Особенно рекомендуется детям с речевыми проблемами. Проводится в любое время. Тренирует мелкую моторику, стимулирует кровообращение, быстроту реакции.
6.Дыхательная гимнастика. Проводится в разных формах физкультурно-оздоровительной работы. Активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.
7.Гимнастика для глаз. Ежедневно по 3-5минут в свободное время, в зависимости от интенсивности нагрузки, способствует снятию напряжения мышц глаз.
8.Самомассаж. Улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Для детей самомассаж – это профилактика сколиозов, простудных заболеваний.
9.Динамические паузы. Проводятся во время занятий, по мере утомляемости детей. Сюда входят элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики и других, в зависимости от вида занятий.
10.Технология музыкального воздействия. Музыка обладает сильным психологическим воздействием. Она влияет на состояние нервной системы
( успокаивает, расслабляет, наоборот бударажит, возбуждает, вызывает эмоциональные состояния)
11.Сказка – терапия. Используется для психотерапевтической и развивающей среды. Через сказку можно узнать о переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются поделиться со взрослым.
12.Физкультурные минутки. Рекомендуются для всех детей в качестве профилактики утомления.
13.Релаксация. В любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей .Можно использовать спокойную классическую музыку ( Чайковский, Рахманинов), звуки природы.
С учетом индивидуальных особенностей детей я применяю на практике комплекс закаливающих процедур:
1.умывание
2.ходьба босиком по «дорожкам здоровья»
3.гимнастика на свежем воздухе в теплый период года
4.потребление фитонцидов (чеснока и лука)
5.игровой массаж (массаж рук, ушей, подошв)
Взаимодействие с семьей по вопросам здоровьесбережения детей.
Я использую разнообразные формы работы с родителями по укреплению здоровья детей. На информационных стендах для родителей в нашей группе имеются рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств. Родителям предлагаются консультации, папки-передвижки: «Развитие ребенка и его здоровье», «Игры с движениями», «Движение – основа здоровья», «Формирование правильной осанки и профилактика ее нарушений», «Зимние игры с ребёнком» и т. д. по обучению комплексам упражнений для профилактики нарушений опорно- двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры. Проводятся беседы по вопросам здоровьесбережения. Такие формы работы я провожу регулярно. Родители делятся семейным опытом поддержания и укрепления здоровья.
Все перечисленные технологии, мною используемые направленны на воспитание физически и психически здоровых детей. На моих занятиях по физическому воспитанию дети полностью обеспечены соответствующей техникой безопасности. Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге сформировали у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Результаты внедрения технологий в систему моей работы по здоровьесбережению детей:
Благодаря системе оздоровительных мероприятий, проводимых в нашей группе, показатели физического здоровья детей улучшились. У детей заметно улучшилось развитие навыков личной гигиены . Дети чувствуют себя любимыми, нужными, успешными. Успех, как известно, рождает успех. Дети с удовольствием включаются во все виды деятельности, они жизнерадостны, открыты в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.Таким образом применение в моей работе здоровье – сберегающих технологий повышает результативность воспитательного образовательного процесса, формирует, как у нас педагогов, так и у родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у детей – стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
И в заключении хотелось бы предложить вашему вниманию:
Десять золотых правил здоровьесбережения.
1.Соблюдайте режим дня!
2.Обращайте больше внимания на питание!
3.Больше двигайтесь!
4.Спите в прохладной комнате!
5.Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
6.Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
7.Гоните прочь уныние и хандру!
8.Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
9.Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
10.Желайте себе и окружающим только добра!
Приготовила воспитатель: Луковникова Е. А.