СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Соединение брусков вполдерева 6 кл

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка уроков № 9-10 по технологии 6 кл.

Цель: Формирование понятий  о соединении брусков в вполдерева.

Задачи:                                                                                                                                                                                        1.Познакомить учеников со способами соединения деталей из древесины.                                                                                                 2.Научить учеников выполнять соединение брусков внакладку (вполдерева)                                                                                             3.Воспитывать у учеников  аккуратность при выполнении работ.                                                                                                                                                                                                         

Просмотр содержимого документа
«Соединение брусков вполдерева 6 кл»

Конспект урока № 9-10

ТЕМА: Соединение брусков вполдерева.

Цель: Формирование понятий о соединении брусков в вполдерева.

Задачи: 1.Познакомить учеников со способами соединения деталей из древесины. 2.Научить учеников выполнять соединение брусков внакладку (вполдерева). 3.Воспитывать у учеников аккуратность при выполнении работ.

Тип урока: практическая работа № 5 «Соединение брусков вполдерева». Инвентарь и оборудование: учебники, тетради, линейка, угольник, рейсмус, ножовка, стамеска, долото, киянка; образцы изделий со ступенчатым соединением (вполдерева).

Оформление доски: тема урока, новые слова (рейсмус, шкант, столярная стамеска, долото, нагель), домашнее задание.

Дата проведения: 1 четверть.



ХОД УРОКА


Этап урока

Продолжительность

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

I этап: Организационный.

2 мин

Организация начала урока. Проверить присутствующих.

Cоздать психологический настрой для изучения новой темы.

Готовятся к уроку (тетради, учебники, карандаш, ручка)

II этап: Проверка домашнее задания

15 мин

1.Устный ответ по карточке.

1.Прочитай вопрос и подготовь ответ на него.

- Конструирование и моделирование изделий.

2.Для этого вспомни:

  • в чем заключается процесс конструирования изделия;

  • какие требования необходимо учитывать при конструировании изделия;

  • что называют моделированием и моделью.

3.Сделайте вывод.


2.Тестирование.

1.Что такое конструирование?

а) замысел;

б) этап создания изделия;

в) технологичное, прочное, надежное, экономичное изделие.

2.Что относится к основным принципам конструирования?

а) прочность, надежность, экономичность;

б) материал, размер, вес;

в) форма, назначение, цена.

3.Что называется вариативностью?

а) возможность изменения формы предмета;

б) многовариантность в конструировании;

в) возможность различного применения изделия.

4.Что такое моделирование?

а) процесс испытания моделей; б) создание моделей; в) разработка модели.

5.С чего начинается конструирование?

а) с изготовления моделей;

б) со зрительного представления изделия;

в) с выполнения чертежей изделия.


3.Терминологический диктант.

Дайте определения следующим понятиям: конструирование, вариативность, технологичность, экономичность, надежность, прочность, моделирование, модель.



Выполняет один ученик.














Выполняют задания теста.











Дают определения письменно.

III этап: Подготовка учащихся к усвоению нового материала

3 мин

Тема сегодняшнего урока «Соединение брусков вполдерева».


При изготовлении многих изделий из древесины бруски соединяют между собой по длине, под прямым или иным углом. Самым простым является соединение в половину бруска (вполдерева). Бруски соединяются вырезанными наполовину участками.

План сегодняшнего урока:

  1. Виды ступенчатых соединений (вполдерева).

  2. Разметка брусков под соединение.

  3. Выполнение соединения.

  4. Сборка соединения.

Запись в тетради даты и темы урока.



IV этап: Изучение нового материала

25 мин

1.Рассказ учителя

В объеме учебника § 7 стр. 26-27.


2.Демонстрация приемов выполнения соединения.

Разметка заготовок. Первым этапом работы по изготовлению любой детали является разметка. Разметке следует уделять большое внимание, так как от её правильности и точности зависит качество изделия или детали.

Последовательность действий при разметке:

  1. Нанесение базовой линии длины заготовки угольником.

  2. Нанесение продольной разметки рейсмусом.

  3. Нанесение поперечной разметки линейкой или рейсмусом.

Распиливание бруском по разметке.

Особое внимание обратить:

  • На положение рук при пилении.

  • Вертикальное положение пили.

  • Линию разметки (она всегда должна оставаться на заготовке).

Последовательность действий при распиливании:

  1. Продольное распиливание брусков по разметке.

  2. Поперечное распиливание удаляемой части

Выполняя соединение, нужно стремиться к тому, чтобы детали прямо из-под пилы, без дополнительной подгонки плотно прилегали друг к другу. Но иногда все же приходиться исправлять погрешности в работе с помощью стамески и напильника.

Подгонка соединений. Подгонка соединяемых деталей при помощи стамески и напильника.


3.Актуализация знаний по теме «Соединение изделий из древесины».

-- Какими способами выполняется соединение деревянных изделий? (Соединение деревянных изделий при помощи гвоздей, шурупов и клея).

-- Что такое клей? (Клей – это вязкое вещество, которое при затвердевании образует прочную пленку, соединяющую склеиваемые поверхности детали).

-- Какой клей чаще всего используется в мастерских и что он собой представляет? (Клей ПВА – вязкая жидкость белого цвета, применяется для склеивания древесины, ткани, бумаги).

-- Какие правила безопасной работы необходимо соблюдать при склеивании? ( Не работать с клеем БФ, «Момент», «Супер-клей», эпоксидным вблизи разогретых приборов. Избегать попадания клея на кожу. Не подносить клей близко к лицу. После работы с клеем вымыть руки с мылом, а также инструменты. Проветрить помещение).

-- Что такое шуруп? (Шуруп – крепежная деталь, состоящая из головки и стержня с винтовой канавкой. Головка имеет прорезь (шлиц) под отвертку или под ключ).

-- Что такое гвоздь? (Гвоздь – крепежная деталь для соединения деталей из древесины. У гвоздя различают острие, стержень, шляпку).

-- Какой вид лучше подходит для соединения заготовок? (Соединение на шурупах и гвоздях имеет небольшую площадь, что может привести к появлению трещин при забивании гвоздей и закручивании шурупов. Шуруп и гвоздь видны на поверхности изделия, образуют углубление, требующее дополнительной работы по его скрытию. Соединение на клею не уступает по прочности, а порой даже превосходит соединение на гвоздях и на шурупах Может использоваться как дополнительное при соединении на шурупах, так и самостоятельное).


4.Демонстрация приемов соединения на нагель.

  • Засверлить соединение с лицевой стороны. Наиболее прочным соединение будет при склеивании деталей с двумя нагелями, расположенными по диагонали на расстоянии не менее одной четвертой ширины броска от торцов и кромок.

  • Смазать соединение и нагель клеем.

  • Заколотить нагель киянкой до выхода насквозь.

  • Выходящие концы срезать и зачистить.

  • Удалить выступающие торцы.

  • Зажать клеевое соединение.

Для изготовления нагелей при сборке ступенчатого соединения из древесины твердых пород применяется древесина мягких пород. Для сборки соединения из мягких пород нагель изготавливается из древесины твердых пород.


5.Фронтальный опрос по теме «Правила безопасности при пилении».

-- Какие приспособления используются при пилении для обеспечения безопасности? (При пилении используют упор, стусло, направляющий брусок).

-- Какие требования предъявляются к инструменту? (Пила должна быть исправной и остро заточенной).

-- Где должна находиться левая рука? (На расстоянии от полотна ножовки).

-- Как расположить инструмент на верстаке после завершения пиления? (Зубьями от себя).

-- Чем удаляют опилки с рабочего места? (Ни в коем случае нельзя удалять опилки руками, только специальной щеткой).

Записывают определение в тетрадь






Слушают учителя















Отвечают на вопросы.



















Слушают учителя.









Отвечают на вопросы.





V этап: Практическая работа


30 мин

Практическая работа № 5.

1.Вводный инструктаж.

  • Подготовка рабочего места.

  • Выбор заготовки.

  • Разметка соединения.

  • Выполнение соединения.


2.Текущий инструктаж.

Корректировка хода практической работы.


3.Заключительный инструктаж.

Анализ успехов и ошибок в работе.





Выполняют практическую работу.

VI этап: Первичное закрепление знаний

10 мин

Контрольные вопросы:

  1. Как размечают вырезаемые участки? (Разметку начинают с разметки базовой линии длины заготовки. После этого проводят разметку толщины вырезаемых участков. И в завершение выполняют разметку длины вырезаемых участков).

  2. Чему равно длина вырезаемого участка при соединении брусков под прямым углом? (При соединении брусков под прямым углом длина вырезаемого участка равна ширине присоединяемого бруска).

  3. Чем и как вырезают врезки в соединяемых брусках? (Врезка – участок на середине бруска. Для её выполнения необходимо закрепить заготовку и пилой для поперечного пиления пропиливают участки до половины толщины бруска через 10-15 мм. Затем вырезают места пропилов столярной стамеской).

  4. Приведите пример изделий, в которых применяются ступенчатое соединение? (Рамки, подставки для цветов, плакатов, новогодней елки, подрамники, стенды).



VII этап: Итог урока

3 мин

Учитель подводит итог урока, выставляет оценки.

Задают вопросы по теме учителю


VIII этап: Домашнее задание

2 мин

Прочитать § 7 стр.26-31.


Подготовить устный развернутый ответ на вопрос:

-- Как выполнить ступенчатое соединение?

Записывают в дневник и тетрадь