Тема: Согласные звуки [к], [к’], буквы К, к. Чтение слов и текстов с буквами К, к.
Цель: 1. Познакомить детей с согласным звуком и буквой К, учить детей выделять звук К в слогах, в словах, в предложениях.
2. Закреплять умение соотносить звуки с буквой; развивать фонематическое восприятие.
3. Активизировать словарь, мыслительную деятельность.
4. Воспитывать умение работать дружно.
Ход урока
1. Организационный момент.
Ребята, представьте, что мы с вами снежинки. Вот пошёл сильный снег, снежинки весело кружат в воздухе, постепенно опускаясь на землю. Сначала опустились самые маленькие, хрупкие снежинки, затем снежинки побольше. Все снежинки оказались на земле. Они обрадовались морозному утру, улыбнулись солнышку и сказали друг другу: «Доброе утро!»
Вот и я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и, думаю, что сегодняшний урок принесёт всем нам радость общения и обогатит вас новыми знаниями.
Проверьте глазками, все ли у вас готово к уроку обучения грамоте.
2. Актуализация знаний.
Ребята, к нам пришёл ещё один гость. А кто это вы узнаете, отгадав загадку.
Этот зверь живет лишь дома.
С эти зверем все знакомы.
У него усы как спицы.
Он, мурлыча, песнь поет.
Только мышь его боится...
Угадали? Это - ...
Ответ: Кот
Кот принёс корзинку. А что же в ней лежит? Какие-то палочки. Кот нёс буквы, но в пути они сломались, давайте их починим.
/, –, __, I.
Молодцы, а теперь назовите получившиеся буквы.
Какие бывают звуки и буквы? Согласные, гласные.
- Чем гласные отличаются от согласных?
- На какие группы можно разделить согласные звуки? (Звонкие, глухие, твердые, мягкие)
- Почему после синего квадрата расположены буквы а, о, у, э, ы?
- Почему после зеленого квадрата расположены буквы и, е, ю, я?
Вывод: Гласные и, е, ю, я смягчают согласные буквы, а - а, о, у, э, ы указывают на их твердость.
3.Постановка темы и целей урока.
Послушайте стихотворение.
Кот копеек накопил,
Кошке козочку купил.
Назовите звук, который чаще всего слышали. (Звук [к].)
С какими же двумя новыми звуками мы познакомимся? Значит, чему научитесь?
Сформулируйте тему урока.
Какие цели и задачи поставим перед собой?
4. Открытие нового знания.
Сейчас мы поиграем. Я называю слова, если в нем слышите звук [к] или [ к’], то вы хлопаете в ладоши.
Баклажан, арбуз, тыква, кукуруза, петрушка, дыня, горох, перец, кабачок, свекла, помидор.
Какие это звуки? Докажите. (Звуки согласные, глухие; [к] – твердый, [ к’] – мягкий.)
Какой буквой они обозначаются? ( Они обозначаются буквой )
Послушайте стихотворение про эту букву:
На прямую палочку
Справа села галочка.
Там поныне и сидит —
Буква К на нас глядит.
Букву мы добавили к уже изученным буквам, и сегодня на уроке будем работать со всеми известными нам звуками и буквами.
Составьте схему слова «кот».
Составляем схему слова «кит» на доске.
Поднимите руку, кто согласен с … . Кто не согласен? Произнесите первый звук в слове «кит». [к'] Дайте характеристику этому звуку (согласный, звонкий)
- С какими же новыми звуками нам предстоит поработать?
Знакомство с буквой.
Ребята, на письме эти звуки обозначаются буквой «К» (картинка)
Почему букв две? (заглавная и строчная)
5. Первичное закрепление.
Упражнение в различении твердого и мягкого звуков.
Предлагаю поучиться различать звуки [к] и [к'] в словах. Для этого поиграем в игру «Твердый - мягкий». Вам понадобятся квадратики двух цветов: синий и зеленый. Если в слове звук [к] поднимите синий квадратик, если [к'] – зеленый. (показываю карточки, не называю слова)
- Какие же звуки мы с вами учились разделять? Дайте характеристику каждого звука.
- Почему некоторые слова написаны с большой буквы?
- Прочитайте слова, в которых мягкий согласный К.
- Прочитайте слова, в которых твердый согласный К.
- На какие две группы можно разбить слова? (собственные и нарицательные; два слога и один слог; звук К-твердый и звук К-мягкий)
6. Физминутка.
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение
Работа с учебником.
а) Чтение слов (цепочкой).
б) Чтение предложений (индивидуально + хоровое чтение)
в) Составление рассказа по картинке.( эл. Приложение)
1. Работа над текстом.
-Кот увидел девочку и мальчика, а вы нашли их? Что держат дети?
2. Первичное чтение учителем.
-Я вам прочту рассказ, а вы внимательно слушайте.
3. Чтение по цепочке.
-Внимательно следите по тексту. Читаем по одному предложению.
4. Выборочное чтение.
- Как зовут девочку, мальчика.
- Что есть у мальчика?
5. Самостоятельное чтение.
- Прочтите текст самостоятельно.
6. Чтение теста целиком.
Один-два ученика читают текст целиком.
Работа в парах.
Прочитайте названия животных вслух и по первому звуку распределите каждого гостя к своей миске:
утка
киска
тигр
гепард
рысь
ослик
курица
Взаимопроверка по эталону.
- У меня вызвали сомнение два гостя: курица и киска. Оба слова начинаются на букву К, а вы животных отправили к разным мискам. Почему? (в слов «киска» первый звук [к’] - мягкий, а в слове «курица» [к] - твёрдый)
Работа с лентой букв.
О какой же букве мы говорили сегодня? Какие звуки она обозначает? Дайте характеристику звукам [к], [к'].
Разместим букву к на ленте букв. Где она будет располагаться? (на синем поле) Почему?
Рефлексия.
- С какими затруднениями мы встретились?
- Мы справились с этими проблемами?
- Чья пара сегодня работала дружно? Поблагодарите друг друга за хорошую работу.
Итоги урока.
Вспомним цели, которые мы поставили перед собой в начале урока. Все ли мы их выполнили?
С какими звуками мы работали сегодня на уроке? Расскажите все, что вы узнали об этих звуках? Какой буквой эти звуки обозначатся на письме?