Тема: Согласные звонкие и глухие
Эпиграф: « Слова то шелестят, как трава, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лёд».
К. Г. Паустовский
Цели:
1) образовательная:
- дать понятие о звонких и глухих согласных, формирование умения их различать;
- совершенствовать умение слышать и анализировать звучащую речь, звуки русского языка;
- совершенствовать речевую и письменную грамотность учащихся.
- повторить правописание звонких и глухих согласных в корне слова, непроизносимых согласных в корне слова.
2) развивающая:
- развивать речевой слух школьников;
- формировать умение мыслить, выделять главное, обобщать изученное;
- развивать навыки работы учащихся в коллективе.
3) воспитательная:
- создать условия для воспитания культуры речевого поведения, коллективной ответственности, взаимопомощи, формирование личности обучающихся через трудолюбие, интереса к урокам русского языка, воспитания любви к русскому языку;
- формировать интерес к предмету.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: дифференцированное, индивидуализированное обучение, коллективная и групповая деятельность.
Оборудование: ресурсы Интернета, мультимедийный компьютер.
Ход урока.
1. Организационный момент.
-Здравствуйте, садитесь. Чтобы настроиться на серьёзную работу, предлагаю произнести следующие строки. ( Они на слайде )
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
2. Актуализация знаний.
Ребята, тысячи разных звуков окружают человека: звон металла, шелест листвы, завывание ветра, шорох камышей, журчание ручья, пение птиц, раскаты грома.. Но какое отношение к языку имеют эти звуки?
Дело в том, что окружают нас и особые звуки, которые не с чем сравнить - это звуки речи. Только они, объединяясь, создают слова, за которыми закреплено понятное для всех нас значение.
- Какой раздел науки о языке изучает звуки речи? ( фонетика )
- На какие две группы делятся звуки речи? (Гласные и согласные)
- На какие подгруппы делятся гласные звуки? (Ударные и безударные)
- На какие подгруппы делятся согласные звуки? (Звонкие и глухие, твёрдые и мягкие)
- Чем отличаются гласные звуки от согласных звуков?
- Какие согласные имеют пары по твёрдости/мягкости?
- Какие согласные не имеют пары по мягкости? ( Ж, Ш, Ц )
- Какие согласные не образуют пары по твёрдости? ( Ч, Щ, Й )
Проверка домашнего задания. Упр.280,281
Игра « Весёлый аквариум»
- Предлагаю, сыграть в игру «Весёлый аквариум». Для этого вам необходимо поймать рыбку и распределить её в 2 аквариума. 1 аквариум вы наполняете рыбой, в названии которой встречаются только твёрдые согласные, 2 аквариум – только мягкие согласные. Прошу выполнить это задание самых смелых рыбаков.
Слова: карп, камбала,сельдь, сом, язь, дорада, линь, лещ. Вывод: ( Слайд )
5. Подведение к новой теме.
- Работа с высказыванием К.Г. Паустовского. ( Слайд )
- Писатель Константин Георгиевич Паустовский сказал: « Слова то шелестят, как трава, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лёд».
- Что, по мнению Паустовского, сближает звуки природы со словами?
( Слова звучат, т.е. они состоят из звуков.)
- Назовите слово из данного высказывания, которое передаёт «звучание» травы ( шелестят, т.е. мягко шуршат ), льдинок ( позванивают).
- Какие согласные звуки помогают услышать нам шелест травы? ( ш ), ( т ),
( с).
- А звон льдинок? ( з ), (в), (н ).
- Какие из названных нами звуков состоят только из шума ? А какие из голоса и шума?
- Ребята, согласные звуки, состоящие только из шума, называются глухими. Согласные, состоящие из голоса и шума – звонкими.
- Итак, запишите в тетради тему урока «Согласные звонкие и глухие».
( Пишу на доске ).
- Исходя из темы урока, попробуйте сформулировать цели, которые мы должны достичь сегодня на уроке? ( Научиться находить звонкие и глухие согласные: выяснить какие пары они образуют и понять чем отличаются друг от друга )
6. Новая тема.
- Обратимся к учебнику. Откроем страницу 130, материал для наблюдения. Прочитайте задание про себя. Кто сможет ответить на поставленные вопросы?.
( На рисунках изображены роза, шкаф, компьютер )
В слове роза только звонкие согласные ( р), ( з ).
В слове шкаф только глухие ( ш ), ( к ), (ф ).
А в слове компьютер есть и глухие и звонкие согласные: (к) (п), (т) – глухие; (м), (р) – звонкие, а ещё в этом слове спрятался звонкий согласный (й ́) после ь.
— А как вы узнавали, где звонкий, а где глухой звук?
( «Звонкий — звенит, его можно услышать» ; состоит из голоса) А глухой звук состоит только из шума.
7. Работа по учебнику.
В учебнике на с. 130 в таблице обозначены звуки [б], [п] и т. д. Определите, на какой строке — верхней или нижней — обозначены звонкие и глухие согласные звуки. Я вынесла эту таблицу на слайд, представив согласные в виде этажей дома. ( Дом, где живут согласные.). Я произношу звук с нижнего этажа, а вы произносите парный ему из верхнего. Из чего состоят звуки с нижнего этажа? ( Из шума ). А звуки с верхнего? ( Из голоса и шума ).
Вывод: на какие две группы делятся согласные звуки? Как их различить?
( В образовании звонких согласных участвует голос, глухие же образуются без голоса.).
- Но в этом правиле есть свои исключения. Исключения эти – согласные, которые не образовывают пары по звонкости/глухости.
8. Орфографическая диктовка. Отгадайте загадки. Запишите отгадки.
1) Красная девица сидит в темнице, зелёная коса на улице (морковь).
2) Отворилась тихо дверь, и вошёл усатый зверь. Сел у печки, хмурясь сладко, и умылся серой лапкой. (кот)
3) Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный. (арбуз)
4) Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (снег)
5) Вместо шёрстки – иглы сплошь, враг мышей – колючий … (ёж)
6) Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, и есть сапожек,
Шляпка есть – нет головы. (гриб)
9. Закрепление. Упр. 284.
- Ребята. А теперь мы попробуем с вами ответить на вопрос: «Какую же функцию выполняют парные звонкие и глухие согласные?». Упр. 284. Прочитайте задание.
Первый столбик разбираем вместе. Второй – на доске 1 ребёнок. Третий и четвёртый – по вариантам. Самопроверка.
Дом – том Почка – бочка Шалость – жалость Доска - тоска
Балка – палка Горка – корка Колос – голос Точка - дочка
Тело – дело Злой – слой Жар – шар Слить - злить
Вывод: парные согласные выполняют смыслоразличительную функцию, т.е. если в слове изменить звуковой состав, то изменится лексическое значение.
10. Физкультминутка ( Слайд )
Вы, наверное, устали?
Встали! Руки вверх подняли!
Потянулись высоко
И вздохнули глубоко!
Опустили плавно руки...
На уроке не до скуки!
Теперь за парты сели дружно.
Конечно, поработать нужно!
Работа по карточке (у доски)
1 ученик
- Самый смелый выйдет к доске и выполнит задание по карточке. Вставив нужную орфограмму, подчеркнуть её и рядом написать в квадратных скобках слышимый звук. Написать проверочное слово и устно назвать какой фонетический процесс здесь происходит.
Сказка, просьба, косьба, голубка, праздник, сердце, мороз.
2 ученик
Предложение под диктовку учителя (работа у доски)
Выглянуло солнце, и вся поляна озарилось ярким светом. (Синтаксический разбор и выполнить морфемный разбор слова «выглянуло», определить количество букв и звуков в слове «ярким»)
3 ученик (работа у доски)
Фонетический разбор слова «солнце»
Работа в группах (на это вам даётся 2 минуты)
Игра «Собери букет» - 1 группа
Выбери цветы, в названии которых есть только звонкие согласные.
Роза, лилия, астра, мак, пион, георгин, нарцисс, гвоздика.
Игра « За грибами» - 2 группа
Соберите грибы, название которых начинается со звонкого согласного.
Боровик, шампиньон, опёнок, сыроежка, груздь, маслята, лисички, волнушки.
На доске реквизиты.
13. Работа над звуковыми повторами как средством выразительности речи ( слайд )
- Ребята, мы с вами уже отметили, что согласные выполняют смыслоразличительную функцию. Мы знаем с вами, что слова создаются при помощи звуков. Звуки, если они не являются словами, ничего не значат. Однако, иногда смысл слова закрепляется за отдельным звуком, входящим в это слово. Так, поэт начала 20 века К.Д. Бальмонт, виртуозно владевший приёмами звукописи, в стихотворении «Камыши» намеренно включает слова, содержащие повторяющиеся согласные звуки.
Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.
О чём они шепчут? О чём говорят?
Зачем огоньки между ними горят
- Назовите мне эти согласные звуки. ( ш), (п ), (ч ), (т ).
- Как вы думаете, зачем поэт это делает? ( Чтобы создать картину ночной тишины, и создать звуковой образ шуршание камышей в ночи, их разговор)
- Такой стилистический приём, заключающийся в повторении согласных, создающих звуковой образ, усиливающий выразительность речи называется аллитерация).
- Многие поэты кроме К.Д. Бальмонта ( А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, С.Есенин, В. Маяковский) используют такой приём звукописи – одного из свойств выразительности речи. Этот приём помогает создать звуковой образ, служит ярким средством выразительности.
14.Работа в парах (тест)
15. Подведение итогов.
- О каких согласных мы говорили сегодня на уроке?
- Чем отличаются звонкие от глухих?
- Назовите парные по звонкости/глухости согласные.
- Назовите непарные глухие? Непарные звонкие?
- С какими фонетическими процессами мы познакомились? (оглушение и озвончение)
- Какие орфограммы повторили? ( проверяемые согласные в корне и непроизносимые согласные в корне)
- Какую роль играют согласные в поэтических текстах? Как называется этот фонетический приём выразительности? (аллитерация )
15. Домашнее задание.
Стр. 130 правило, упр.286 ( письменно )
Рефлексия и оценивание учащихся.
- Вот и подошёл к концу наш урок. Я хочу, чтобы вы оценили свою работу. Но необычным образом. Покажите мне своё настроение.
- У каждого из вас на столе лежит 2 облака. Одно – голубое ( мне всё очень понравилось, я всё понял ), другое – синее ( у меня возникли затруднения при изучении этой темы. )
Выберите облачко, которое подходит к вашему настроению. И покажите мне его. ( Дети показывают, а в это время я прикрепляю к доске одно большое солнце и говорю )
- Сегодня мне было очень приятно с вами работать. Вы порадовали меня устными и письменными ответами, дружной работой на уроке! И поэтому я хочу поделиться с вами своим настроением. А оно у меня – солнечное! Я дарю это солнышко - радости всем вам! И хочу чтобы на нашем небосклоне познания всегда была солнечная погода и только голубые облака. А тёмных синих тучек не было совсем!
17. Спасибо за урок! Урок окончен.
МКОУ ГИМНАЗИЯ ТАБАСАРАНСКОГО РАЙОНА
Открытый урок по русскому языку
5 класс
Подготовила: Казиева З.Д