СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Согласные звонкие и глухие

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по русскому языку 

"Согласные звонкие и глухие"

Новая тема с целью дать понятие о звонких и глухих согласных, формирование умения их различать;

Просмотр содержимого документа
«Согласные звонкие и глухие»

Тема: Согласные звонкие и глухие

Эпиграф: « Слова то шелестят, как трава, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лёд».

К. Г. Паустовский

Цели:

1) образовательная:

 - дать понятие о звонких и глухих согласных, формирование умения их различать;

- совершенствовать умение слышать и анализировать звучащую речь, звуки русского языка;

- совершенствовать речевую и письменную грамотность учащихся.

- повторить правописание звонких и глухих согласных в корне слова, непроизносимых согласных в корне слова.

2) развивающая:

 - развивать речевой слух школьников;

- формировать умение мыслить, выделять главное, обобщать изученное;

- развивать навыки работы учащихся в коллективе.

3) воспитательная:

- создать условия для воспитания культуры речевого поведения, коллективной ответственности, взаимопомощи, формирование личности обучающихся через трудолюбие, интереса к урокам русского языка, воспитания любви к русскому языку;

- формировать интерес к предмету.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: дифференцированное, индивидуализированное обучение, коллективная  и групповая деятельность.

Оборудование: ресурсы Интернета, мультимедийный компьютер.

                                                       


Ход урока.

1. Организационный момент.

-Здравствуйте, садитесь. Чтобы настроиться на серьёзную работу, предлагаю произнести следующие строки. ( Они на слайде )

 Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.



2. Актуализация знаний.

Ребята, тысячи разных звуков окружают человека: звон металла, шелест листвы, завывание ветра, шорох камышей, журчание ручья, пение птиц, раскаты грома.. Но какое отношение к языку имеют эти звуки?

Дело в том, что окружают нас и особые звуки, которые не с чем сравнить - это звуки речи. Только они, объединяясь, создают слова, за которыми закреплено понятное для всех нас значение.

- Какой раздел науки о языке изучает звуки речи? ( фонетика )

- На какие две группы делятся звуки речи? (Гласные и согласные)

- На какие подгруппы делятся гласные звуки? (Ударные и безударные)

- На какие подгруппы делятся согласные звуки? (Звонкие и глухие, твёрдые и мягкие)

- Чем отличаются гласные звуки от согласных звуков?

- Какие согласные имеют пары по твёрдости/мягкости?

- Какие согласные не имеют пары по мягкости? ( Ж, Ш, Ц  )

- Какие согласные не образуют пары по твёрдости? ( Ч, Щ, Й )


  1. Проверка домашнего задания.  Упр.280,281


  1. Игра « Весёлый аквариум»

 

- Предлагаю, сыграть в игру «Весёлый аквариум». Для этого вам необходимо поймать рыбку и распределить её в 2 аквариума.  1 аквариум вы наполняете рыбой, в названии которой встречаются только  твёрдые согласные, 2 аквариум – только мягкие согласные. Прошу выполнить это задание самых смелых рыбаков.

Слова: карп, камбала,сельдь, сом, язь, дорада, линь, лещ.  Вывод: ( Слайд )


5. Подведение к новой теме.

-  Работа с высказыванием К.Г. Паустовского. ( Слайд )

- Писатель Константин Георгиевич Паустовский сказал: « Слова то шелестят, как трава, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лёд».

- Что, по мнению Паустовского, сближает звуки природы со словами?

 ( Слова звучат, т.е. они состоят из звуков.)

- Назовите слово из данного высказывания, которое передаёт «звучание» травы ( шелестят, т.е. мягко шуршат ), льдинок ( позванивают).

- Какие согласные звуки помогают услышать нам шелест травы? ( ш ), ( т ),

( с).

- А звон льдинок? ( з ), (в), (н ).

-  Какие из названных нами звуков состоят только из шума ?  А какие из голоса и шума?

- Ребята, согласные звуки, состоящие только из шума, называются глухими. Согласные, состоящие из голоса и шума – звонкими.

- Итак, запишите в тетради тему урока «Согласные звонкие и глухие».

( Пишу на доске ).

- Исходя из темы урока, попробуйте сформулировать цели, которые мы должны достичь сегодня на уроке? ( Научиться находить звонкие и глухие согласные: выяснить какие пары они образуют и понять чем отличаются друг от друга )


6. Новая тема.

- Обратимся к учебнику. Откроем страницу 130, материал для наблюдения. Прочитайте задание про себя. Кто сможет ответить на поставленные вопросы?.

( На рисунках изображены роза, шкаф, компьютер )

В слове роза только звонкие согласные ( р), ( з ).

В слове шкаф только глухие ( ш ), ( к ), (ф ).

А в слове компьютер есть и глухие и звонкие согласные: (к) (п), (т) – глухие; (м), (р) – звонкие, а ещё  в этом слове спрятался звонкий согласный (й ́) после ь.

 — А как вы узнавали, где звонкий, а где глухой звук?

( «Звонкий — звенит, его можно услышать» ; состоит из голоса) А глухой звук состоит только из шума.


7. Работа по учебнику.

В учебнике на с. 130 в таблице обозначены звуки [б], [п] и т. д. Определите, на какой строке — верхней или нижней  обозначены звонкие и глухие согласные звуки. Я вынесла эту таблицу на слайд, представив согласные в виде этажей дома. ( Дом, где живут согласные.). Я произношу звук с нижнего этажа, а вы произносите парный ему из верхнего. Из чего состоят звуки с нижнего этажа? ( Из шума ). А звуки с верхнего? ( Из голоса и шума ).

Вывод: на какие две группы делятся согласные звуки? Как их различить?

( В образовании звонких согласных участвует голос,  глухие же образуются без голоса.).

- Но в этом правиле есть свои исключения. Исключения эти – согласные, которые не образовывают пары по звонкости/глухости.



8. Орфографическая диктовка. Отгадайте загадки. Запишите отгадки.

1) Красная девица сидит в темнице, зелёная коса на улице (морковь).

2) Отворилась тихо дверь, и вошёл усатый зверь. Сел у печки, хмурясь сладко, и умылся серой лапкой. (кот)

3) Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный. (арбуз)

4) Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (снег)

5) Вместо шёрстки – иглы сплошь, враг мышей – колючий … (ёж)

6) Под сосною у дорожки

     Кто стоит среди травы?

     Ножка есть, и есть сапожек,

     Шляпка есть – нет головы. (гриб)


9.  Закрепление. Упр. 284.

- Ребята. А теперь мы попробуем с вами ответить на вопрос: «Какую же функцию выполняют парные звонкие и глухие согласные?». Упр. 284. Прочитайте задание.

 Первый столбик разбираем вместе. Второй – на доске 1 ребёнок. Третий и четвёртый – по вариантам. Самопроверка.

Дом – том          Почка – бочка       Шалость – жалость     Доска - тоска

Балка – палка   Горка – корка       Колос – голос             Точка - дочка

Тело – дело        Злой – слой           Жар – шар                   Слить - злить

Вывод: парные согласные выполняют смыслоразличительную функцию, т.е. если в слове изменить звуковой состав, то изменится лексическое значение.


10. Физкультминутка ( Слайд )

Вы, наверное, устали?

Встали! Руки вверх подняли!

Потянулись высоко

И вздохнули глубоко!

Опустили плавно руки...

На уроке не до скуки!

Теперь за парты сели дружно.

Конечно, поработать нужно!



  1. Работа по карточке (у доски)

1 ученик

- Самый смелый выйдет к доске и выполнит задание по карточке. Вставив нужную орфограмму, подчеркнуть её и рядом написать в квадратных скобках слышимый звук. Написать проверочное слово и устно назвать какой фонетический процесс здесь происходит.

Сказка, просьба, косьба, голубка, праздник, сердце, мороз.


2 ученик

Предложение под диктовку учителя (работа у доски)

Выглянуло солнце, и вся поляна озарилось ярким светом. (Синтаксический разбор и выполнить морфемный разбор слова «выглянуло», определить количество букв и звуков в слове «ярким»)


3 ученик (работа у доски)

Фонетический разбор слова «солнце»


  1. Работа в группах (на это вам даётся 2 минуты)

Игра «Собери букет» - 1 группа

Выбери цветы, в названии которых есть только звонкие согласные.

Роза, лилия, астра, мак, пион, георгин, нарцисс, гвоздика.

    Игра « За грибами» - 2 группа

Соберите грибы, название которых начинается со звонкого согласного.

Боровик, шампиньон, опёнок, сыроежка, груздьмаслята, лисички, волнушки.

На доске реквизиты.










13. Работа над звуковыми повторами как средством выразительности речи ( слайд )

- Ребята, мы с вами уже отметили, что согласные выполняют смыслоразличительную функцию. Мы знаем с вами, что слова создаются при помощи звуков. Звуки, если они не являются словами, ничего не значат. Однако, иногда смысл слова закрепляется за отдельным звуком, входящим в это слово. Так, поэт начала 20 века К.Д. Бальмонт, виртуозно владевший приёмами звукописи, в стихотворении «Камыши» намеренно включает слова, содержащие повторяющиеся согласные звуки.

Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.

О чём они шепчут? О чём говорят?
Зачем огоньки между ними горят

- Назовите мне эти согласные звуки. ( ш), (п ), (ч ), (т ).

- Как вы думаете, зачем поэт это делает? ( Чтобы создать картину ночной тишины, и создать звуковой образ шуршание камышей в ночи, их разговор)

- Такой стилистический приём, заключающийся в повторении согласных, создающих звуковой образ, усиливающий выразительность речи называется аллитерация).

- Многие поэты кроме К.Д. Бальмонта  ( А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, С.Есенин, В. Маяковский) используют такой приём звукописи – одного из свойств выразительности речи. Этот приём помогает создать звуковой образ, служит ярким средством выразительности.


14.Работа в парах (тест)


15. Подведение итогов.

- О каких согласных мы говорили сегодня на уроке?

- Чем отличаются звонкие от глухих?

- Назовите парные по звонкости/глухости согласные.

-  Назовите непарные глухие? Непарные звонкие?

- С какими фонетическими процессами мы познакомились? (оглушение и озвончение)

- Какие орфограммы повторили? ( проверяемые согласные в корне и непроизносимые согласные в корне)

- Какую роль играют согласные в поэтических текстах? Как называется этот фонетический приём выразительности? (аллитерация )


15. Домашнее задание.

Стр. 130 правило, упр.286 ( письменно )


  1. Рефлексия и оценивание учащихся.


- Вот и подошёл к концу наш урок. Я хочу, чтобы вы оценили свою работу. Но необычным образом. Покажите мне своё настроение.

- У каждого из вас на столе лежит 2 облака. Одно – голубое ( мне всё очень понравилось, я всё понял ), другое – синее ( у меня возникли затруднения при изучении  этой темы. )

Выберите облачко, которое подходит к вашему настроению. И покажите мне его. ( Дети показывают, а в это время я прикрепляю к доске одно большое солнце и говорю )

- Сегодня мне было очень приятно с вами работать. Вы порадовали меня устными и письменными ответами, дружной работой на уроке! И поэтому я хочу поделиться с вами своим настроением. А оно у меня – солнечное! Я дарю это солнышко - радости всем вам! И хочу чтобы на нашем небосклоне познания всегда была солнечная погода и только голубые облака. А тёмных синих тучек не было совсем!


17. Спасибо за урок! Урок окончен.


















МКОУ ГИМНАЗИЯ ТАБАСАРАНСКОГО РАЙОНА






Открытый урок по русскому языку

5 класс









Подготовила: Казиева З.Д