Тема урока: « Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф Чтение слов, предложений с буквами Ф, ф. Сопоставление слогов и слов с буквами в и ф.
Педагогическая цель: формировать правильное выразительное чтение; закрепить знания учащихся о парных звонких и глухих согласных, состав слова; познакомить учащихся с новыми звуками и буквами.
Тип урока: открытие новых знаний, обретения новых умений и навыков.
Планируемые результаты (предметные): обучающийся научится: слышать новые звуки, писать новые буквы; получит возможность объяснить различие в значении слов, отгадывать загадки.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Личностные. У обучающего будут сформированы: положительное отношение к школе и учебной деятельности, интерес к учебному материалу, представление о причинах успеха в учебе; знание моральных норм поведения.
Регулятивные. Обучающий научится: принимать и учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; оценивать вместе с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи. Получит возможность научиться: в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.
Познавательные. Обучающийся научится: осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; понимать знаки, символы, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях; осуществлять синтез в форме составления целого из его частей;
Коммуникативные. Обучающийся научится: договариваться, приходить к общему решению; использовать в общении правила вежливости;
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, парная; словесный, наглядный, практический.
Ход урока:
Организационный момент. Психологический настрой
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке.
Глазки шире открываем,
Слушаем и запоминаем.
Ни минутки не теряем.
- Проверьте готовность к уроку.
- Вспомним девиз.
Девиз нашего урока: " Знаешь- говори -не знаешь - слушай". Присаживаемся на места.
- Человеческая улыбка - одно из самых удивительных явлений в мире. С помощью улыбки можно знакомиться, здороваться и прощаться. Улыбка позволяет нам выражать свои чувства.
- Если у вас хорошее настроение, покажите зелёный смайл, если что-то беспокоит – жёлтый, а если беспокойно, тревожно – красный.
- Вижу, настроение у вас радостное и деловое. Тогда давайте начинать урок.
- Чтобы мы могли без труда общаться необходимо провести звуковую зарядку.
1. Артикуляционная гимнастика.
Приведем в рабочее состояние наших помощников.( Зубки, язык, губки).
Летела муха около уха Ж Ж Ж
Летела оса около носа С С С С
Ползла змея Ш Ш Ш
Скакала лошадка Цок Цок Цок
Рычал тигрёнок Р Р Р
Летел комар и звенел З З З
Вы справились с заданием, продолжим.
Повторение изученного. Актуализация знаний
Составление кластера. Речь- предложение -слово-слог-звук.
-Что такое речь?
-Какая бывает речь?
-На что делится речь?
-Что выражает предложение?
-Из чего состоит предложение?
- На что делятся слова?
-Из чего состоят слоги?
-Что обозначается буквами?
- На какие 2 группы делятся звуки?
- Какую характеристику мы можем дать гласным?
- На что могут указывать гласные?
- А какую характеристику мы даём согласным?
- Что ещё мы можем сказать о согласных? ( парные, непарные)
- Кто пойдёт по ленте букв покажет и назовёт парные согласные?
-А остальные будут непарные.
- Какую букву мы закончили изучать на прошлом уроке? (Щ)
- Какой звук обозначается этой буквой?
-Охарактеризуйте его.
Если мы закончили изучение буквы Щ, как думаете какой будет сегодня тип урок?(изучение нового материала)
III. -Давайте попробуем определить, чем мы сегодня будем заниматься на уроке.
- Сейчас ребята вам загадают загадки, которые они готовили дома, а вы называйте отгадку.
(Ребята заранее подготавливают дома красиво оформленные загадки – мини-проект.)
У него названий много:
Триколор, трёхцветный стяг -
С ветром гонит прочь тревоги
Бело-сине-красный ... (флаг) (Полина)
•Глазищи круглы,
Когтищи остры,
Носище кривой —
Разбойник лесной
(филин) (Саша)
Груша, яблоко, банан,
Ананас из жарких стран.
Эти вкусные продукты
Вместе все зовутся … (фрукты) (Аня)
Стая по морю плывёт,
Звук чудесный издаёт,
Любознательны, игривы,
С плавниками, но не рыбы! (дельфины) (Настя)
Учитель. Что объединяет все слова - отгадки? (Буква Ф)
Учитель. На какие две группы можно разделить все эти слова? ([ф], [ф’])
(Учащиеся делят картинки на две группы. 1 группа: флаг, фрукты, жираф; 2 группа: фея, портфель, дельфины)
Учитель. Что объединяет первую группу слов? [ф]
Что объединяет вторую группу слов? [ф’]
_ Как вы думаете, как будет звучать тема сегодняшнего урока?
VI . Формулирование темы и цели урока.
Учитель. Как мы построим наш урок?
Дети ( план)
_ Повторение изученного
_Знакомство с новой буквой и новым звуком
_ Чтение слогов, слов, предложений с новой буквой, новыми звуками
_ Закрепление изученного, подведение итогов урока.
III.Самоопределение к деятельности.
Знакомство с буквами.
Открывает тетради со схемами
-Обратимся к 1 группе.
Сейчас мы с вами составим схемы к словам и охарактеризуем наши новые звуки.
- Работаем со словом флаг.
-Сколько слогов в слове флаг? Почему? Каким правилом воспользуемся?
-Какой звук слышится в самом начале? Как мы его изобразим на схеме? Почему, дайте ему характеристику. ( согл тверд, глухой)
-Что слышится за звуком ф?(слияние ла)
-Какое оно? Каким цветом закрасим? Почему?
-Какой звук слышится в конце, охарактеризуйте.
-С каким новым звуком познакомились¸ дайте характеристику.
-Обратимся ко 2 группе.
-Теперь работаем со словом филин.
- Сколько слогов? Почему два?
-Произнесём 1 слог ( фи),что слышим ? (слияние)
-Какой гласный в этом слиянии? (и)
-Что обозначает буква и? ( мягкость)
-Какой звук слышится первый в слиянии? (фь)
-Каким цветом закрасим слияние?
-Охарактеризуйте его.
-Назовите 2 слог. Что слышим во 2ом слоге?(слияние ли)
-Каким цветом закрасим его? Почему?
-Что слышится в конце? (н)
-Каким цветом закрасим звук вне слияния? Почему?
-С какими двумя новыми звуками мы познакомились?
- Дайте характеристику звуку Ф, ФЬ .
- Какой буквой на письме мы будем обозначать звуки [ф], [ф']? Кто из вас знает имя новой буквы? (эФ).
2.)_ Напечатаем пол строки буквы Ф.
ФИЗМИНУТКА
V. Работа по теме.
У вас на столах лежат квадратики синего и зелёного цвета. Я буду называть слова с новыми звуками. Если звук Ф будет твёрдым, какой квадратик поднимите? А если звук мягкий?
Туфли , фильм, картофель, фартук, салфетка, фокусник, жираф, фиалки, финики, фортепиано, телефон, фен, шарф, фикус, сарафан, фильтр , светофор, фонарь, футбол.
Молодцы, продолжим работу по учебнику, откроем стр. 71
VI. Работа со слогами, слова, предложениями.
1)Чтение слогов-слияний: с доски (фе, фя, фо,…..)
2) Чтение слов ( с. 71)
Телегра́ф — средство передачи сигнала по проводам, радио или другим каналам.
Какие слова можно отнести к морской тематике? ( флаг, флот)
3) Работа по иллюстрации в азбуке на стр. 70-71. О старом и современном русском флоте.
Что вы видите на иллюстрации?
Какие корабли? ( Лодка, парусник, теплоход, ледоход, крейсер, подводная лодка).
Как одним словом назвать, то что вы видите?
Правильно. Флот – это крупное соединение военно-морских судов.
Какие морские суда были раньше? ( Лодка, парусник)
Какие современные морские суда изображены? ( Теплоход, крейсер, подводная лодка, ледоход)
Флот бывает пассажирским, грузовым и военным. Какие суда вы отнесете к пассажирским, какие к грузовым, а какие к военным?
- А что вы ещё видите на иллюстрации?
«Роза ветров» - компас (ориентир в водном пространстве).
Вы видите, что на каждом корабле есть флаг.
Андреевский флаг – кормовой флаг кораблей Российского Военно-Морского Флота с 1712 по 1917 год и с 1992 года по настоящее время. Это белое полотнище, пересеченное по диагонали двумя синими полосами, которые образуют наклонный крест. Крест этот называется Андреевским. Крест и дал название флагу. Почему Андреевский спросите вы? Крест святого Андрея Первозванного, считавшегося покровителем России, лёг в основу флага российского флота и был введён Петром I. Раньше перед боем на кораблях проводилось богослужение. Последними словами командиров кораблей к своим экипажам перед боем были слова: «С нами Бог и Андреевский флаг!»
4) - Прочитаем стихотворение на с. 70.
-Так как мы заговорили о кораблях, прочитаем стихотворение.
-Кто автор? ( чтение вслух по строчкам)
_ Из какой сказки ?
5) Стр.71 Чтение текст
-О чем этот текст?
- Как понимаете фразу «В Европу прорубить окно»?
Выражение относится к деятельности царя Петра. В результате победы над шведами, во время Северной войны , Россия получила выход к Балтийскому морю. После этого, по распоряжению Петра I, стали строить город Санкт-Петербург, который позже стал новой столицей России. Этот город, был для России “окном в Европу”, так как именно через него шли основные контакты с европейскими странами.
- как вы понимаете фразу « Все флаги в гости будут к нам?
6) Учитель организует работу в парах
Рассмотрите внимательно таблицу с.72
(парные по глухости-звонкости)
-1 читает верхнюю строку
-2 читает нижнюю строку
-потом по столбикам
-Посовещайтесь и ответьте почему именно так расположены слоги в столбиках?
-Какой был 1й звук? Звонкий или глухой?
-Итак, поработав с таблицей, что мы выяснили?
(Что звуки в и вь , ф, и фь парные согласные и по мягкости твёрдости и по звонкости, глухости)
7) – Отгадайте загадку:
Чтоб тёте помочь
Путь пройти опасный,
Горит и день, и ночь-
Зеленый, желтый, красный.
Что это? (светофор)
-У Берестова есть стихотворение про светофор .Прочитаем его с.72
Какие три цвета у светофора?
-О чём нам говорит красный цвет? Жёлтый? Зелёный?
-Поэт Берестов написал стихи, а писатель Б. Житков рассказ о том же светофоре.
Чтение рассказа с. 73.
Работа по содержанию.
VII. Закрепление пройденного.
_ С какой новой буквой мы познакомились?
_К какой группе можно её отнести?
Какие звуки обозначаются этой буквой? Дайте им характеристику.
_ Чему мы учились на уроке?
VIII .Рефлексия
_ Покажите своё настроение
Самоанализ урока.
Урок давался в период обучения грамоте.
Наиболее эффективной формой организации учебного процесса в классе, в этот период обучения, с учётом физического, психологического и педагогического уровня подготовленности детей к школе, является создание атмосферы взаимодействия, т.е. добывание знаний коллективом, в парах.
Во-первых, на уроке создаётся определённый эмоциональный настрой, при котором ребёнок не боится высказывать свои мысли о чём-то незнакомом, неизвестном.
Во-вторых, не секрет, что дети успешнее овладевают малознакомыми действиями и знаниями именно при сотрудничестве со сверстниками.
В-третьих, к детям приходит понимание собственной значимости.
Особое внимание в работе на уроке я отвела формированию у детей умения ставить перед собой цель урока, определять, для чего необходимо выполнить то или иное действие. Необходимость умения записать свои мысли на бумаге – основной мотив к достижению цели урока – научиться печатать букву ф.
Игровые технологии обучения помогли удержать внимание неусидчивых и заинтересовать пассивных учеников.
Неоднородный состав класса и возрастные особенности детей объясняют частую смену их деятельности:
- характеристика звуков
- фонетическая разминка
- анализ графического изображения буквы
- письмо карандашом
- чтение с различным усилием
Урок достиг заявленных целей – дети читают слоги, слова и предложения с изученными буквами, отвечают на вопросы и выполняют задания , опираясь на свой жизненный опыт
Считаю, что успешность урока зависит от эмоционального настроя детей и учителя на урок, поэтому уделяю пристальное внимание созданию комфортной ситуации на уроке для каждого ученика.
Элемент открытия и успеха на этом уроке – рождение буквы прямо в руках учеников!
12