СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф Чтение слов, предложений с буквами Ф, ф. Сопоставление слогов и слов с буквами в и ф.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан мною по предмету обучения грамоте в сооветствии с требованиями ФГОС. На уроке идёт знакомство обучающихся с новой буквой и новыми звуками, их характеристикой. Чтение слогов, слов, предложений с новой буквой и новыми звуками.

Просмотр содержимого документа
«Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф Чтение слов, предложений с буквами Ф, ф. Сопоставление слогов и слов с буквами в и ф.»

Тема урока: « Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф Чтение слов, предложений с буквами Ф, ф. Сопоставление слогов и слов с буквами в и ф.


Педагогическая цель: формировать правильное выразительное чтение; закрепить знания учащихся о парных звонких и глухих согласных, состав слова; познакомить учащихся с новыми звуками и буквами.


Тип урока: открытие новых знаний, обретения новых умений и навыков.


Планируемые результаты (предметные): обучающийся научится: слышать новые звуки, писать новые буквы; получит возможность объяснить различие в значении слов, отгадывать загадки.


Универсальные учебные действия (метапредметные):


Личностные. У обучающего будут сформированы: положительное отношение к школе и учебной деятельности, интерес к учебному материалу, представление о причинах успеха в учебе; знание моральных норм поведения.


Регулятивные. Обучающий научится: принимать и учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; оценивать вместе с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи. Получит возможность научиться: в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.


Познавательные. Обучающийся научится: осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; понимать знаки, символы, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях; осуществлять синтез в форме составления целого из его частей;


Коммуникативные. Обучающийся научится: договариваться, приходить к общему решению; использовать в общении правила вежливости;


Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, парная; словесный, наглядный, практический.









Ход урока:

  1. Организационный момент. Психологический настрой

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке.

Глазки шире открываем,

Слушаем и запоминаем.

Ни минутки не теряем.

- Проверьте готовность к уроку.

- Вспомним девиз.

Девиз нашего урока: " Знаешь- говори -не знаешь - слушай". Присаживаемся на места.


- Человеческая улыбка - одно из самых удивительных явлений в мире. С помощью улыбки можно знакомиться, здороваться и прощаться. Улыбка позволяет нам выражать свои чувства.

- Если у вас хорошее настроение, покажите зелёный смайл, если что-то беспокоит – жёлтый, а если беспокойно, тревожно – красный.

- Вижу, настроение у вас радостное и деловое. Тогда давайте начинать урок.

- Чтобы мы могли без труда общаться необходимо провести звуковую зарядку.

1. Артикуляционная гимнастика.

  • Приведем в рабочее состояние наших помощников.( Зубки, язык, губки).

Летела муха около уха Ж Ж Ж

Летела оса около носа С С С С

Ползла змея Ш Ш Ш

Скакала лошадка Цок Цок Цок

Рычал тигрёнок Р Р Р

Летел комар и звенел З З З

  • Вы справились с заданием, продолжим.


  1. Повторение изученного. Актуализация знаний


  • Давайте вспомним что мы знаем ?

Составление кластера. Речь- предложение -слово-слог-звук.

-Что такое речь?

-Какая бывает речь?

-На что делится речь?

-Что выражает предложение?

-Из чего состоит предложение?

- На что делятся слова?

-Из чего состоят слоги?

-Что обозначается буквами?

- На какие 2 группы делятся звуки?

- Какую характеристику мы можем дать гласным?

- На что могут указывать гласные?

- А какую характеристику мы даём согласным?

- Что ещё мы можем сказать о согласных? ( парные, непарные)

- Кто пойдёт по ленте букв покажет и назовёт парные согласные?

-А остальные будут непарные.

- Какую букву мы закончили изучать на прошлом уроке? (Щ)

- Какой звук обозначается этой буквой?

-Охарактеризуйте его.

Если мы закончили изучение буквы Щ, как думаете какой будет сегодня тип урок?(изучение нового материала)


III. -Давайте попробуем определить, чем мы сегодня будем заниматься на уроке.

- Сейчас ребята вам загадают загадки, которые они готовили дома, а вы называйте отгадку.

(Ребята заранее подготавливают дома красиво оформленные загадки – мини-проект.)


У него названий много:

Триколор, трёхцветный стяг -

С ветром гонит прочь тревоги

Бело-сине-красный ... (флаг) (Полина)


•Глазищи круглы, 
Когтищи остры, 
Носище кривой — 
Разбойник лесной
(филин)  (Саша)

    Груша, яблоко, банан,

                            Ананас из жарких стран.

                            Эти вкусные продукты

                            Вместе все зовутся … (фрукты) (Аня)

Стая по морю плывёт,

Звук чудесный издаёт,

Любознательны, игривы,

С плавниками, но не рыбы! (дельфины) (Настя)

Учитель. Что объединяет все слова - отгадки? (Буква Ф)

Учитель. На какие две группы можно разделить все эти слова? ([ф], [ф’])

(Учащиеся делят картинки на две группы. 1 группа: флаг, фрукты, жираф; 2 группа: фея, портфель, дельфины)

Учитель. Что объединяет первую группу слов? [ф]

Что объединяет вторую группу слов? [ф’]

_ Как вы думаете, как будет звучать тема сегодняшнего урока?


VI . Формулирование темы и цели урока.


Учитель. Как мы построим наш урок?

Дети ( план)

_ Повторение изученного

_Знакомство с новой буквой и новым звуком

_ Чтение слогов, слов, предложений с новой буквой, новыми звуками

_ Закрепление изученного, подведение итогов урока.


III.Самоопределение к деятельности.

    1. Знакомство с буквами.

    2. Открывает тетради со схемами

-Обратимся к 1 группе.

Сейчас мы с вами составим схемы к словам и охарактеризуем наши новые звуки.

- Работаем со словом флаг.

-Сколько слогов в слове флаг? Почему? Каким правилом воспользуемся?

-Какой звук слышится в самом начале? Как мы его изобразим на схеме? Почему, дайте ему характеристику. ( согл тверд, глухой)

-Что слышится за звуком ф?(слияние ла)

-Какое оно? Каким цветом закрасим? Почему?

-Какой звук слышится в конце, охарактеризуйте.

-С каким новым звуком познакомились¸ дайте характеристику.

-Обратимся ко 2 группе.

-Теперь работаем со словом филин.

- Сколько слогов? Почему два?

-Произнесём 1 слог ( фи),что слышим ? (слияние)

-Какой гласный в этом слиянии? (и)

-Что обозначает буква и? ( мягкость)

-Какой звук слышится первый в слиянии? (фь)

-Каким цветом закрасим слияние?

-Охарактеризуйте его.

-Назовите 2 слог. Что слышим во 2ом слоге?(слияние ли)

-Каким цветом закрасим его? Почему?

-Что слышится в конце? (н)

-Каким цветом закрасим звук вне слияния? Почему?

-С какими двумя новыми звуками мы познакомились?

- Дайте характеристику звуку Ф, ФЬ .

- Какой буквой на письме мы будем обозначать звуки [ф], [ф']? Кто из вас знает имя новой буквы? (эФ).

2.)_ Напечатаем пол строки буквы Ф.

ФИЗМИНУТКА

V. Работа по теме.

У вас на столах лежат квадратики синего и зелёного цвета. Я буду называть слова с новыми звуками. Если звук Ф будет твёрдым, какой квадратик поднимите? А если звук мягкий?

Туфли , фильм, картофель,  фартук, салфетка, фокусник, жираф, фиалки, финики, фортепиано, телефон, фен, шарф, фикус, сарафан, фильтр , светофор, фонарь, футбол.


Молодцы, продолжим работу по учебнику, откроем стр. 71


VI. Работа со слогами, слова, предложениями.

1)Чтение слогов-слияний: с доски (фе, фя, фо,…..)

2) Чтение слов ( с. 71)

  • Прочитайте слова.

  • Какие незнакомые слова вам встретились?

Телегра́ф — средство передачи сигнала по проводам, радио или другим каналам.

  • Какие слова можно отнести к морской тематике? ( флаг, флот)

3) Работа по иллюстрации в азбуке на стр. 70-71. О старом и современном русском флоте.

  • Что вы видите на иллюстрации?

  • Какие корабли? ( Лодка, парусник, теплоход, ледоход, крейсер, подводная лодка).

  • Как одним словом назвать, то что вы видите?

  • Правильно. Флот – это крупное соединение военно-морских судов.

  • Какие морские суда были раньше? ( Лодка, парусник)

  • Какие современные морские суда изображены? ( Теплоход, крейсер, подводная лодка, ледоход)

  • Флот бывает пассажирским, грузовым и военным. Какие суда вы отнесете к пассажирским, какие к грузовым, а какие к военным?

- А что вы ещё видите на иллюстрации?

  • «Роза ветров» - компас (ориентир в водном пространстве).

  • Вы видите, что на каждом корабле есть флаг.

Андреевский флаг – кормовой флаг кораблей Российского Военно-Морского Флота с 1712 по 1917 год и с 1992 года по настоящее время. Это белое полотнище, пересеченное по диагонали двумя синими полосами, которые образуют наклонный крест. Крест этот называется Андреевским. Крест и дал название флагу. Почему Андреевский спросите вы? Крест святого Андрея Первозванного, считавшегося покровителем России, лёг в основу флага российского флота и был введён Петром I. Раньше перед боем на кораблях проводилось богослужение. Последними словами командиров кораблей к своим экипажам перед боем были слова: «С нами Бог и Андреевский флаг!»

4) - Прочитаем стихотворение на с. 70.

-Так как мы заговорили о кораблях, прочитаем стихотворение.

-Кто автор? ( чтение вслух по строчкам)

_ Из какой сказки ?

5) Стр.71 Чтение текст

-О чем этот текст?

- Как понимаете фразу «В Европу прорубить окно»?

Выражение относится к деятельности царя Петра. В результате победы над шведами, во время Северной войны , Россия получила выход к Балтийскому морю. После этого, по распоряжению Петра I, стали строить город Санкт-Петербург, который позже стал новой столицей России. Этот город, был для России “окном в Европу”, так как именно через него шли основные контакты с европейскими странами.

- как вы понимаете фразу « Все флаги в гости будут к нам?


6) Учитель организует работу в парах


Рассмотрите внимательно таблицу с.72

(парные по глухости-звонкости)

-1 читает верхнюю строку

-2 читает нижнюю строку

-потом по столбикам

-Посовещайтесь и ответьте почему именно так расположены слоги в столбиках?

-Какой был 1й звук? Звонкий или глухой?

-Итак, поработав с таблицей, что мы выяснили?

(Что звуки в и вь , ф, и фь парные согласные и по мягкости твёрдости и по звонкости, глухости)






7) – Отгадайте загадку:

Чтоб тёте помочь 
Путь пройти опасный, 
Горит и день, и ночь-
Зеленый, желтый, красный.

Что это? (светофор)

-У Берестова есть стихотворение про светофор .Прочитаем его с.72

Какие три цвета у светофора?

-О чём нам говорит красный цвет? Жёлтый? Зелёный?

-Поэт Берестов написал стихи, а писатель Б. Житков рассказ о том же светофоре.

Чтение рассказа с. 73.

Работа по содержанию.

VII. Закрепление пройденного.

_ С какой новой буквой мы познакомились?

_К какой группе можно её отнести?

Какие звуки обозначаются этой буквой? Дайте им характеристику.

_ Чему мы учились на уроке?

VIII .Рефлексия


_ Покажите своё настроение























Самоанализ урока.

Урок давался в период обучения грамоте.

Наиболее эффективной формой организации учебного процесса в классе, в этот период обучения, с учётом физического, психологического и педагогического уровня подготовленности детей к школе, является создание атмосферы взаимодействия, т.е. добывание знаний коллективом, в парах.

Во-первых, на уроке создаётся определённый эмоциональный настрой, при котором ребёнок не боится высказывать свои мысли о чём-то незнакомом, неизвестном.

Во-вторых, не секрет, что дети успешнее овладевают малознакомыми действиями и знаниями именно при сотрудничестве со сверстниками.

В-третьих, к детям приходит понимание собственной значимости.

Особое внимание в работе на уроке я отвела формированию у детей умения ставить перед собой цель урока, определять, для чего необходимо выполнить то или иное действие. Необходимость умения записать свои мысли на бумаге – основной мотив к достижению цели урока – научиться печатать букву ф.

Игровые технологии обучения помогли удержать внимание неусидчивых и заинтересовать пассивных учеников.

Неоднородный состав класса и возрастные особенности детей объясняют частую смену их деятельности:

- характеристика звуков

- фонетическая разминка

- анализ графического изображения буквы

- письмо карандашом

- чтение с различным усилием

Урок достиг заявленных целей – дети читают слоги, слова и предложения с изученными буквами, отвечают на вопросы и выполняют задания , опираясь на свой жизненный опыт


Считаю, что успешность урока зависит от эмоционального настроя детей и учителя на урок, поэтому уделяю пристальное внимание созданию комфортной ситуации на уроке для каждого ученика.

Элемент открытия и успеха на этом уроке – рождение буквы прямо в руках учеников!




12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!