СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Согласные звуки и буквы. Орфограмма

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Согласные звуки и буквы. Орфограмма»

Урок русского языка

Урок

русского языка

Согласные звуки и буквы. Орфограмма. «Верь в звук слов: смысл тайны в них». В.Брюсов

Согласные звуки и буквы.

Орфограмма.

«Верь в звук слов: смысл тайны в них».

В.Брюсов

Тезаурус

Тезаурус

Звук   – это минимальная, нечленимая единица речевого потока, воспринимаемая ухом. Буква   – это графический знак, с помощью которого звуки речи обозначаются на письме. Орфограмма – правильное написание по соответствующему правилу или по традиции. Орфоэпия   – раздел науки о языке, изучающий правильное произношение слов. Фонетика   – раздел науки о языке, изучающий звуки речи. Графика  – раздел науки о языке, изучающий средства письменности, используемые для фиксации речи. ТЕЗАУРУС

Звук   – это минимальная, нечленимая единица речевого потока, воспринимаемая ухом.

Буква   – это графический знак, с помощью которого звуки речи обозначаются на письме.

Орфограмма – правильное написание по соответствующему правилу или по традиции.

Орфоэпия   – раздел науки о языке, изучающий правильное произношение слов.

Фонетика   – раздел науки о языке, изучающий звуки речи.

Графика – раздел науки о языке, изучающий средства письменности, используемые для фиксации речи.

ТЕЗАУРУС

СКАЗКА Поспорили однажды между собой гласные и согласные звуки, кто из них важнее. - Конечно, мы важнее,- закричали гласные.- Без нас никто рта не раскроет! Без нас не обходится ни одно слово, ни один слог. - Что верно, то верно,- согласились согласные.- Зато без нас, согласных, ни одно слово не будет понятно. Попробуйте сказать без нашей помощи что- нибудь. Хотя бы название науки, которая изучает нас с вами!..

СКАЗКА

Поспорили однажды между собой гласные и согласные звуки, кто из них важнее.

- Конечно, мы важнее,- закричали гласные.- Без нас никто рта не раскроет! Без нас не обходится ни одно слово, ни один слог.

- Что верно, то верно,- согласились согласные.- Зато без нас, согласных, ни одно слово не будет понятно. Попробуйте сказать без нашей помощи что- нибудь. Хотя бы название науки, которая изучает нас с вами!..

«КТО ГЛАВНЕЕ?» По каким звукам легче определить слова? 1.Назовите слово, обозначающее название науки, которая изучает звуки речи.  Вывод:   согласные звуки дают больше информации о слове и преобладают в нашей речи. По подсчетам ученых, на каждые 100 звуков в русском языке приходится примерно 60 согласных, 40-гласных. ФОНЕТИКА. Сегодня мы продолжим изучать на уроке СОГЛАСНЫЕ. 2.Напишите эти слова, а рядом в столбик выделите только гласные звуки этих слов.  В другой выделите только согласные звуки. СОГЛАСНЫЕ ФОНЕТИКА сглсн фнтк оаые оеиа согласные гласные гласные согласные

«КТО ГЛАВНЕЕ?»

По каким звукам легче определить слова?

1.Назовите слово, обозначающее название науки, которая изучает звуки речи. 

Вывод:   согласные звуки дают больше информации о слове и преобладают в нашей речи. По подсчетам ученых, на каждые 100 звуков в русском языке приходится примерно 60 согласных, 40-гласных.

ФОНЕТИКА.

Сегодня мы продолжим изучать на уроке СОГЛАСНЫЕ.

2.Напишите эти слова, а рядом в столбик выделите только гласные звуки этих слов. В другой выделите только согласные звуки.

СОГЛАСНЫЕ

ФОНЕТИКА

сглсн

фнтк

оаые

оеиа

согласные

гласные

гласные

согласные

п алка- г алка ве с ти-ве з ти пло д -пло т Что происходит со словами, если заменяется один звук или буква?  Меняется лексическое значение слова. ВЫВОД: согласные звуки различают слова по смыслу.

п алка- г алка

ве с ти-ве з ти

пло д -пло т

Что происходит со словами, если заменяется один звук или буква? 

Меняется лексическое значение слова.

ВЫВОД: согласные звуки различают слова по смыслу.

Как же образуются согласные звуки? - Произнесите согласные звуки. Какое препятствие встречают они при произношении? Б – П  – сомкнутые губы Д – Т  – прижатый к губам язык З – С – сомкнутые зубы При образовании согласных звуков выдыхаемый воздух встречает во рту различные препятствия ( язык, губы, зубы ). Струя воздуха преодолевает эти препятствия, и от этого получается шум. Сонорные согласные: м, м, н, н, л, л, р, р, й. Шумные звонкие согласные: б, б, в, в, г, г, д, д, з, з, ж. Шумные глухие согласные: п, п, ф, ф, к, к, т, т, с, с, ш, х, х, ц, ч. Вывод: согласные звуки состоят из голоса и шума или только и шума (шипящие ).

Как же образуются согласные звуки?

- Произнесите согласные звуки. Какое препятствие встречают они при произношении?

Б – П  – сомкнутые губы

Д – Т  – прижатый к губам язык

З – С – сомкнутые зубы

При образовании согласных звуков выдыхаемый воздух встречает во рту различные препятствия ( язык, губы, зубы ). Струя воздуха преодолевает эти препятствия, и от этого получается шум.

Сонорные согласные: м, м, н, н, л, л, р, р, й.

Шумные звонкие согласные: б, б, в, в, г, г, д, д, з, з, ж.

Шумные глухие согласные: п, п, ф, ф, к, к, т, т, с, с, ш, х, х, ц, ч.

Вывод: согласные звуки состоят из голоса и шума или только и шума (шипящие ).

Пятикласснику Тимофею задали выучить стихотворение «Парус» Михаила Лермонтова наизусть. Тимофей с воодушевлением взялся за дело. В комнату вошла старшая сестра Катя. – Катя, послушай. Белеет парус одинокий в тумане моря голубом!.. Ч[ч′]то ищет он в стране далёкой? Ч[ч′]то кинул он в краю родном? – начал декламировать Тимофей. – Это ч[ш]то такое: ч[ч′]то ? Ч[ш]то за странное произношение? – удивилась Катя. – Ага! Ты сказала [што]! А пишется-то по-другому! – и Тимофей написал « что». –  Нет, Тимофей, произношение – это одно, а письмо – совсем другое. Ты же не говоришь «г [о] лубом». В корне пишется буква о, а произносится [а] . Произношение имеет свои законы, письмо – свои правила. – Это путает людей, – сказал Тимофей. – Надо писать, как произносишь, или произносить, как пишешь. Согласные звуки могут быть  орфограммами. 

Пятикласснику Тимофею задали выучить стихотворение «Парус» Михаила Лермонтова наизусть. Тимофей с воодушевлением взялся за дело. В комнату вошла старшая сестра Катя.

Катя, послушай. Белеет парус одинокий в тумане моря голубом!.. Ч[ч′]то ищет он в стране далёкой? Ч[ч′]то кинул он в краю родном? – начал декламировать Тимофей.

Это ч[ш]то такое: ч[ч′]то ? Ч[ш]то за странное произношение? – удивилась Катя.

Ага! Ты сказала [што]! А пишется-то по-другому! – и Тимофей написал « что».

–  Нет, Тимофей, произношение – это одно, а письмо – совсем другое. Ты же не говоришь «г [о] лубом». В корне пишется буква о, а произносится [а] . Произношение имеет свои законы, письмо – свои правила.

Это путает людей, – сказал Тимофей. – Надо писать, как произносишь, или произносить, как пишешь.

Согласные звуки

могут быть

орфограммами. 

Катя возразила: – Законы произношения очень строгие, хотя и допускают исключения. Раздел науки о языке орфоэпия изучает как раз правила произношения слов. Письмо не должно повторять произношение. – Как же так? – удивился Тимофей. – Буква ведь передаёт звук! – Не всегда. Различают два вида написаний: соответствующие произношению ( рука ,  сок ) и не соответствующие произношению (слышится [й′иво], а пишется  его ). Гласный звук в начале слова  его  безударный, поэтому мы слышим [й’и], а пишем  е,  звук [в] обозначен буквой  г  по традиционным правилам написания.

Катя возразила:

Законы произношения очень строгие, хотя и допускают исключения. Раздел науки о языке орфоэпия изучает как раз правила произношения слов. Письмо не должно повторять произношение.

Как же так? – удивился Тимофей. – Буква ведь передаёт звук!

Не всегда. Различают два вида написаний: соответствующие произношению ( рука сок ) и не соответствующие произношению (слышится [й′иво], а пишется  его ). Гласный звук в начале слова  его  безударный, поэтому мы слышим [й’и], а пишем  е,  звук [в] обозначен буквой  г  по традиционным правилам написания.

Написание в словах по орфографическим правилам или по традиции называются  орфограммами  (от греческого orthos – правильный и gramma – буква). Орфограммы в словах можно найти по особым признакам. Для определенных согласных – это позиция перед другим согласным ( пробка, сделка и др. ); конец слова ( луг, прорубь ) и др. Способы проверки написания  звонких и глухих согласных  в корне такой же, как и у проверяемых безударных гласных: изменение формы слова и подбор однокоренных слов. зуб – зуб ы ;  просьба – прос и ть; трубка – труб н ый .

Написание в словах по орфографическим правилам или по традиции называются  орфограммами  (от греческого orthos – правильный и gramma – буква).

Орфограммы в словах можно найти по особым признакам. Для определенных согласных – это позиция перед другим согласным ( пробка, сделка и др. ); конец слова ( луг, прорубь ) и др.

Способы проверки написания  звонких и глухих согласных  в корне такой же, как и у проверяемых безударных гласных: изменение формы слова и подбор однокоренных слов.

зуб – зуб ы

просьба – прос и ть;

трубка – труб н ый .

Но как быть, если при произнесении слова не все согласные слышатся? Чтобы не ошибиться в написании  непроизносимого согласного в корне слова , подбираем такое проверочное слово, чтобы этот согласный произносился отчётливо:  звёздный – звез д а, вестник – вес т и . Правописание непроверяемых согласных в корне слова нужно запомнить ( вокзал ), а в случае затруднения обращаться к орфографическому словарю.

Но как быть, если при произнесении слова не все согласные слышатся?

Чтобы не ошибиться в написании  непроизносимого согласного в корне слова , подбираем такое проверочное слово, чтобы этот согласный произносился отчётливо: 

звёздный – звез д а, вестник – вес т и .

Правописание непроверяемых согласных в корне слова нужно запомнить ( вокзал ), а в случае затруднения обращаться к орфографическому словарю.

Задание № 1. Картинный диктант – “молчанка”. лестница сапог Фуражка солнце рубашка дуб указка варежка

Задание № 1. Картинный диктант – “молчанка”.

лестница

сапог

Фуражка

солнце

рубашка

дуб

указка

варежка

  Задание № 2. Характеристика звуков. Загадки – шутки: 1) Что находится в начале книги? – согл., шум., заднеяз. 2) Что у зайца позади, а у цапли впереди? – согл., шум., переднеяз. 3) Что стоит посередине земли? – согл., сон., губн.

  Задание № 2. Характеристика звуков.

Загадки – шутки:

1) Что находится в начале книги?

согл., шум., заднеяз.

2) Что у зайца позади, а у цапли впереди?

согл., шум., переднеяз.

3) Что стоит посередине земли?

согл., сон., губн.

Самостоятельная работа

Самостоятельная

работа


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!