Урок
русского языка
Согласные звуки и буквы.
Орфограмма.
«Верь в звук слов: смысл тайны в них».
В.Брюсов
Тезаурус
Звук – это минимальная, нечленимая единица речевого потока, воспринимаемая ухом.
Буква – это графический знак, с помощью которого звуки речи обозначаются на письме.
Орфограмма – правильное написание по соответствующему правилу или по традиции.
Орфоэпия – раздел науки о языке, изучающий правильное произношение слов.
Фонетика – раздел науки о языке, изучающий звуки речи.
Графика – раздел науки о языке, изучающий средства письменности, используемые для фиксации речи.
ТЕЗАУРУС
СКАЗКА
Поспорили однажды между собой гласные и согласные звуки, кто из них важнее.
- Конечно, мы важнее,- закричали гласные.- Без нас никто рта не раскроет! Без нас не обходится ни одно слово, ни один слог.
- Что верно, то верно,- согласились согласные.- Зато без нас, согласных, ни одно слово не будет понятно. Попробуйте сказать без нашей помощи что- нибудь. Хотя бы название науки, которая изучает нас с вами!..
«КТО ГЛАВНЕЕ?»
По каким звукам легче определить слова?
1.Назовите слово, обозначающее название науки, которая изучает звуки речи.
Вывод: согласные звуки дают больше информации о слове и преобладают в нашей речи. По подсчетам ученых, на каждые 100 звуков в русском языке приходится примерно 60 согласных, 40-гласных.
ФОНЕТИКА.
Сегодня мы продолжим изучать на уроке СОГЛАСНЫЕ.
2.Напишите эти слова, а рядом в столбик выделите только гласные звуки этих слов. В другой выделите только согласные звуки.
СОГЛАСНЫЕ
ФОНЕТИКА
сглсн
фнтк
оаые
оеиа
согласные
гласные
гласные
согласные
п алка- г алка
ве с ти-ве з ти
пло д -пло т
Что происходит со словами, если заменяется один звук или буква?
Меняется лексическое значение слова.
ВЫВОД: согласные звуки различают слова по смыслу.
Как же образуются согласные звуки?
- Произнесите согласные звуки. Какое препятствие встречают они при произношении?
Б – П – сомкнутые губы
Д – Т – прижатый к губам язык
З – С – сомкнутые зубы
При образовании согласных звуков выдыхаемый воздух встречает во рту различные препятствия ( язык, губы, зубы ). Струя воздуха преодолевает эти препятствия, и от этого получается шум.
Сонорные согласные: м, м, н, н, л, л, р, р, й.
Шумные звонкие согласные: б, б, в, в, г, г, д, д, з, з, ж.
Шумные глухие согласные: п, п, ф, ф, к, к, т, т, с, с, ш, х, х, ц, ч.
Вывод: согласные звуки состоят из голоса и шума или только и шума (шипящие ).
Пятикласснику Тимофею задали выучить стихотворение «Парус» Михаила Лермонтова наизусть. Тимофей с воодушевлением взялся за дело. В комнату вошла старшая сестра Катя.
– Катя, послушай. Белеет парус одинокий в тумане моря голубом!.. Ч[ч′]то ищет он в стране далёкой? Ч[ч′]то кинул он в краю родном? – начал декламировать Тимофей.
– Это ч[ш]то такое: ч[ч′]то ? Ч[ш]то за странное произношение? – удивилась Катя.
– Ага! Ты сказала [што]! А пишется-то по-другому! – и Тимофей написал « что».
– Нет, Тимофей, произношение – это одно, а письмо – совсем другое. Ты же не говоришь «г [о] лубом». В корне пишется буква о, а произносится [а] . Произношение имеет свои законы, письмо – свои правила.
– Это путает людей, – сказал Тимофей. – Надо писать, как произносишь, или произносить, как пишешь.
Согласные звуки
могут быть
орфограммами.
Катя возразила:
– Законы произношения очень строгие, хотя и допускают исключения. Раздел науки о языке орфоэпия изучает как раз правила произношения слов. Письмо не должно повторять произношение.
– Как же так? – удивился Тимофей. – Буква ведь передаёт звук!
– Не всегда. Различают два вида написаний: соответствующие произношению ( рука , сок ) и не соответствующие произношению (слышится [й′иво], а пишется его ). Гласный звук в начале слова его безударный, поэтому мы слышим [й’и], а пишем е, звук [в] обозначен буквой г по традиционным правилам написания.
Написание в словах по орфографическим правилам или по традиции называются орфограммами (от греческого orthos – правильный и gramma – буква).
Орфограммы в словах можно найти по особым признакам. Для определенных согласных – это позиция перед другим согласным ( пробка, сделка и др. ); конец слова ( луг, прорубь ) и др.
Способы проверки написания звонких и глухих согласных в корне такой же, как и у проверяемых безударных гласных: изменение формы слова и подбор однокоренных слов.
зуб – зуб ы ;
просьба – прос и ть;
трубка – труб н ый .
Но как быть, если при произнесении слова не все согласные слышатся?
Чтобы не ошибиться в написании непроизносимого согласного в корне слова , подбираем такое проверочное слово, чтобы этот согласный произносился отчётливо:
звёздный – звез д а, вестник – вес т и .
Правописание непроверяемых согласных в корне слова нужно запомнить ( вокзал ), а в случае затруднения обращаться к орфографическому словарю.
Задание № 1. Картинный диктант – “молчанка”.
лестница
сапог
Фуражка
солнце
рубашка
дуб
указка
варежка
Задание № 2. Характеристика звуков.
Загадки – шутки:
1) Что находится в начале книги?
– согл., шум., заднеяз.
2) Что у зайца позади, а у цапли впереди?
– согл., шум., переднеяз.
3) Что стоит посередине земли?
– согл., сон., губн.
Самостоятельная
работа