СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Согласные звуки. Описание и артикуляция

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание и артикулляция согласных звуков

Просмотр содержимого документа
«Согласные звуки. Описание и артикуляция»

Звук Й


Артикуляция: губы несколько растянуты,

  • кончик языка у нижних зубов, середина языка поднята к нёбу,

  • края языка упираются в верхние зубы,

  • горло гудит.

Описание: две палочки и косая перекладина от нижнего конца первой палочки к верхнему концу второй, сверху – маленькая галочка.

Упражнения:

«Улыбка»

«Заборчик»

«Горка»

«Чистим нижние зубы»

«Качели»

«Лопаточка»

«Иголочка»

«Змейка»

«Маятник»

«Пароход»

Постановка: Й заменяется звуком И: И А, АИА. Длительность гласного И постепенно сокращается, и в результате вместо ИА получается ЙА—Я, а вместо АИ—АЙ.

От мягкого Ль: прижать вниз шпателем конец языка и попросить произнести Ль — язык выгибается, и получается Й: Е, Я, Ё, Ю; АЙ, ОИ, ИЙ, ЭИ.

____________________________________________________________________________


Звук З, ЗЬ


Артикуляция: губы улыбаются,

  • зубы на маленьком расстоянии,

  • язык широкий, упирается в нижние зубы, посередине языка – канавка,

  • горло гудит,

  • гудим в кончик языка.

Описание: два полуовала друг над другом, открытые слева.

Упражнения:

«Улыбка».

«Заборчик»

«Приклеим язычок»

«Дуем на лопаточку»

«Горка» («Мостик»)

«Качели»

«Катушка»

«Загнать мяч в ворота»

«Кто дальше загонит мяч»

«Лопатка»

«Покусаем язык»

«Чистим нижние зубы»

Постановка: от «с» «сь» включить голос.




____________________________________________________________________________








Звук Ц


Артикуляция: губы улыбаются,

  • зубы на маленьком расстоянии,

  • язык широкий, упирается в нижние зубы, посредине канавка,

  • сначала стучим по нижним зубкам кончиком языка (Т), а затем дуем на него (С) и делаем это быстро – быстро, тс_

Описание: две палочки, внизу – перекладина, а справа – хвостик.

Упражнения: «Улыбка»

«Заборчик»

«Желобок»

«Покусаем язык»

«Чистим нижние зубы»

«Непослушный язычок»

«Горка» («Мостик»)

«Киска сердится»

«Приклеим язычок»

«Дуем на лопаточку»

«Загнать мяч в ворота»

«Кто дальше загонит мяч»

«Качели»

«Лопаточка»

«Дудочка»

«Катушка»

Постановка: сначала медленно произносим «тс-тс», а затем в быстром темпе «атс-атс-атс».

Можно шпателем удерживать кончик языка у нижних зубов.

____________________________________________________________________________


Звук Ш


Артикуляция: губы круглые вытянуты вперёд,

  • зубы не сжимаем, между ними расстояние – «большая дорожка»,

  • язык широкий, его передняя часть поднимается кверху, но не касается нёба,

  • дуем на поднятый вверх кончик языка.

Описание: три палочки, внизу – перекладина.

Упражнения: «Вкусное варенье»

«Чашечка»

«Не разбей чашечку»

«Дудочка»

«Кружочек»

«Непослушный язычок»

«Лопатка»

«Болтушка»

«Качели»

«Чистим верхние зубы»

«Парус»

«Маляр»

«Грибок»

«Гармошка»

«Кто дальше загонит мяч»

«Фокус» («Дуем с чашечки»)

Постановка: установить язык в положении звука «с» (к нижним зубам), произносить несколько раз «с-с-с» или в слоге «са-са» одновременно шпателем поднять язык вверх, пальцами правой руки слегка нажать на щёки для выдвижения губ вперёд.

Произнести звук «т» с прерыванием, вытянуть губы вперёд.

____________________________________________________________________________








Звук Щ


Артикуляция: губы круглые вытянуты вперёд,

  • зубы не сжимаем между ними расстояние – «большая дорожка»,

  • язык широкий, высоко поднимается кверху, передняя часть языка придвигается близко к нёбу, но не касается его,

  • дуем на поднятый вверх язык.

Описание: три палочки, внизу – перекладина, а справа – хвостик.

Упражнения: «Вкусное варенье»

«Чашечка»

«Не разбей чашечку»

«Дудочка»

«Кружочек»

«Качели»

«Непослушный язычок»

«Лопатка»

«Болтушка»

«Чистим верхние зубы»

«Парус»

«Маляр»

«Грибок»

«Гармошка»

«Кто дальше загонит мяч»

«Фокус» («Дуем с чашечки»)

Постановка: произносить длительно смягченный звук «ш» (язык внизу) или «с», с помощью шпателя приподнять и отодвинуть язык назад так, чтобы получился звук «щ».

От «сь» ставя под язык шпатель, конец языка продвигается вперёд к альвеолам.

____________________________________________________________________________


Звук Р, РЬ


Артикуляция: рот широко открыт,

  • зубы на большом расстоянии,

  • язык широкий, его кончик поднимается кверху и упирается в верхние бугорки,

  • горло гудит, дуем и гудим в кончик языка, он дрожит.

Описание: палочка, справа наверху – овал.

Упражнения: «Лопаточка»

«Непослушный язычок»

«Кто дальше загонит мяч»

«Чашечка»

«Вкусное варенье»

«Индюк»

«Чистим верхние зубы»

«Парус»

«Маляр»

«Лошадка»

«Грибок»

«Гармошка»

«Кучер»

«Качели»

«Громкий барабан»

«Фокус» («Дуем с чашечки»)

Постановка: от «ж», произносим протяжно, при несколько открытом рте, не округляя губы, язык при этом постепенно перемещается к дёснам верхних резцов, затем добавить «жт».

Сделать упражнение «Грибок», сильно дунуть.

От «дж», «тд» или «д», произносить при слегка открытом рте и при смыкании языка с альвеолами. При многократном произнесении звуков, необходимо сильно подуть на кончик языка.

При замене «рь» протяжно произносить, расширяя рот (кончик языка уйдет назад.)

____________________________________________________________________________




Звук Л, ЛЬ


Артикуляция: губы улыбаются,

  • зубы не сжимаем, между ними расстояние – «дорожка»,

  • язык узкий, напряжённый, его кончик поднимается кверху и упирается в бугорки за верхними зубами,

  • горло гудит, гудим в кончик языка.

Описание: две палочки, одна из них с закруглением внизу, сверху перекладина.

Упражнения: «Улыбка»

«Вкусное варенье»

«Парус»

«Маляр»

«Непослушный язычок»

«Лошадка»

«Беззвучная лошадка»

«Чистим верхние зубы»

«Чашечка»

«Лопаточка»

«Щётка-смётка»

«Грибок»

«Иголочка»

«Змейка»

«Пароход»

«Качели»

«Индюк»

«Маятник»

Постановка: от «а» («у»), «аааа» («ууу»), ритмично прикасаться к верхней десне.

Высунуть язык и зажать его между зубами и, не меняя положения языка произнести протяжно звуки «ы», «у» или «а». Язык переводится за верхние зубы.

При замене «ль» шпателем надавить на переднюю часть спинки языка.

Произносить пары звуков, где первый звук мягкий, а второй твёрдый: вь-в, пь-п, дь-д, ть-т, ль-л.

____________________________________________________________________________


Звук Ч


Артикуляция: губы круглые, вытянуты немного вперёд,

  • зубы не сжимаем, между ними расстояние – «большая дорожка»,

  • язык широкий, его передняя часть высоко поднимается кверху,

  • сначала стучим по верхним зубам кончиком языка (ТЬ), а затем дуем на него (Щ) и делаем это быстро-быстро

тьщ__

Описание: палочка, слева сверху крючок, носик.

Упражнения: «Вкусное варенье»

«Чашечка»

«Не разбей чашечку»

«Дудочка»

«Кружочек»

«Непослушный язычок»

«Лопатка»

«Болтушка»

«Чистим верхние зубы»

«Маляр»

«Грибок»

«Гармошка»

«Кто дальше загонит мяч»

«Фокус» («Дуем с чашечки»)

Постановка: произносить слог «ать» с помощью шпателя поднять язык кверху и слегка отодвинуть его. Одновременно вытягиваем губы вперёд.

Произносить подряд сначала медленно, а затем всё убыстряя темп «тьщ».

____________________________________________________________________________




Звук Ж


Артикуляция: губы круглые, вытянуты немного вперёд,

  • зубы не сжимаем, между ними расстояние – «большая дорожка»,

  • язык широкий, его передняя часть поднимается кверху, но не касается «потолочка»

  • горло гудит

  • гудим в кончик языка, поднятый вверх.

Описание: в середине – палочка, по бокам – лапки.

Упражнения:

«Вкусное варенье»

«Чашечка»

«Не разбей чашечку»

«Дудочка»

«Кружочек»

«Непослушный язычок»

«Качели»

«Лопатка»

«Болтушка»

«Чистим верхние зубы»

«Маляр»

«Грибок»

«Гармошка»

«Кто дальше загонит мяч»

«Фокус» («Дуем с чашечки»)

Постановка: от «ш» включить голос.


____________________________________________________________________________


Звук С, СЬ


Артикуляция: губы улыбаются,

  • зубы на маленьком расстоянии,

  • язык широкий, упирается в нижние зубы, посередине языка – канавка,

  • дуем на кончик языка.

Описание: полуовал, открытый справа.

Упражнения:

«Улыбка».

«Заборчик»

«Приклеим язычок»

«Загнать мяч в ворота»

«Кто дальше загонит мяч»

«Желобок»

«Дуем на лопаточку»

«Горка» («Мостик»)

«Колесо»

«Катушка»

«Лопаточка»

«Качели»

«Покусаем язык»

«Чистим нижние зубы»

Постановка: язык на нижние резцы и дуем на кончик языка.

Нажать на язык спичкой, образуется желобок, языком прикусив спичку подуть на язык.


____________________________________________________________________________








Звук К, Кь

Артикуляция: положение губ зависит от последующих гласных.

между зубами расстояние

кончик языка опущен и отдален от нижних зубов

задняя часть спинки языка смыкается с нёбом.

Описание: палочка, справа две подставки, направленные вверх и вниз.

Упражнения: двигать нижней челюстью при полуоткрытом рте, вперед, вправо влево.

надувать обе щеки одновременно; надувать щеки попеременно.

«Массаж», «Часики», «Качели», «Почистим зубки», «Горка», «Катушечка», «Накажем непослушный язычок», «Мостик», «Мостик построим — мостик разрушим», «Катание с горы».

покашливать, позевывать, произносить гласные звуки.

Рот широко открыть, высунуть язык, вдохнуть и выдохнуть ртом толчкообразно, прерывисто (как дышит собака).

Постановка: подогнуть язычок, как кулачок

Произносить слог [та] шпателем слегка надавить на кончик языка, затем отодвинуть язык в глубь рта.

При артикуляции [К’] середина языка перемещается вперед, к средней части нёба.

_________________________________________________________________________________________





Звук Г, Гь

Артикуляция: положение губ зависит от последующих гласных.

между зубами расстояние

кончик языка опущен и отдален от нижних зубов

задняя часть спинки языка смыкается с нёбом.

голосовые складки вибрируют.

Описание: полочка, справа сверху – перекладина.

Упражнения: открывать рот с сопротивлением, двигать нижнюю челюсть вправо влево.

втягивать щеки в ротовую полость между зубами.

«Массаж», «Часики», «Качели», «Почистим зубки», «Горка», «Катушечка», «Накажем непослушный язычок», «Мостик», «Мостик построим — мостик разрушим», «Катание с горы».

На одном выдохе четко, ритмично произносить цепочки слогов: «птка — птко — птку — пткы—  пткэ»;  «тпка—  тпко — тпку— тпкы—  тпкэ».

Постановка: произносить слог [да], шпателем нажать на кончик языка и отодвинуть его вглубь ротовой полости.

При артикуляции [Г’] середина языка перемещается вперед, к средней части нёба.



_________________________________________________________________________________________

















Звук Х, Хь

Артикуляция: между зубами расстояние

кончик языка опущен и отдален от нижних зубов

задняя часть спинки языка не полностью смыкается с нёбом.

Описание: косой крест.

Упражнения: имитировать жевание, двигать челюстью вправо влево.

растянуть губы при сжатых челюстях, обнажая зубы, затем их расслаблять; попеременно произносить [и] — [у], [и] — [о].

покашливать, позевывать

«Задуй свечу».

широко открыть рот и спокойно подышать носом.

«Массаж», «Часики», «Качели», «Почистим зубки», «Горка», «Катушечка», «Накажем непослушный язычок», «Мостик», «Мостик построим — мостик разрушим», «Катание с горы», «Окошко».

Постановка: «Погреем ладошки» (при широко открытом рте).

«Как люди смеются?» Ребенок отвечает: «Ха-ха-ха...»

Произносить звук [ф] или [с], нажать шпателем на переднюю часть языка и отодвинуты язык назад.

При артикуляции [Х’] середина языка перемещается вперед, к средней части нёба.



____________________________________________________________________________



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!