СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Обучить родителей игровым способам развития артикуляционного аппарата детей и повысить уровень компетентности, а также формировать умение осознанной, адекватной, результативной помощи детям по развитию правильного звукопроизношения в домашних условиях.

Задачи:

1. Заинтересовать родителей речью собственного ребенка;

2. Показать родителям особенности состояния артикуляционного аппарата во время произнесения гласных и согласных звуков;

3. Показать значение артикуляционной гимнастики в развитии моторики артикуляционного аппарата и сформировать представление о правильном выполнении артикуляционных упражнений;

4. Познакомить с комплексами основных профилактических артикуляционных игр-упражнений; с игровыми приемам развития подвижности и координации органов артикуляции при помощи нетрадиционных приспособлений;

5. Дать рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики в домашних условиях;

6. Повысить уровень компетентности родителей в представлении  умении по развитию правильного звукопроизношения у детей;

7. Расширить степень включенности родителей в реализацию индивидуальных коррекционных программ работы с детьми.

Участники семинара: 8 - 6 родителей дошкольников с речевыми нарушениями и учитель- логопед (ведущий практикума).

Продолжительность: 45-50 минут

Информационно - техническое обеспечение: презентация «Артикуляционная гимнастика как средство развития правильного звукопроизношения», схемы-профили артикуляции, презентация наглядно-дидактических пособий, картинки-задания, буклет «Артикуляционная гимнастика для ребят-дошколят!», памятка «Веселые упражнения для язычка»

Оборудование: логокуб, 6 столов, стулья, зеркала, чайные ложки, ватные шарики, чупа-чупсы, схемы-профили артикуляции, листы бумаги, ручки на каждого участника семинара, компьютер.

Предварительная подготовка

1.Подбор и изучение литературы по теме семинара.

2.Оформление  презентации: «Строение органов артикуляции», «Артикуляционная гимнастика как средство развития правильного звукопроизношения»

3. Разработка буклета  для родителей «Артикуляционная гимнастика для ребят-дошколят!» и памятки  «Веселые упражнения для язычка».

Ход:

1.Организационный момент:

Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что пришли на наше мероприятие. Я очень рада Вас видеть!

Предлагаю вам представиться - назвать своё имя отчество, затем охарактеризовать себя, подобрав слово на первые буквы своего имени отчества. Логопед называет своё имя отчество: «Меня зовут Татьяна Александровна. - Я талантливая  и  активная!». Родители представляются друг другу.

Логопед: Очень приятно познакомиться с вами!

 

2. Выступление учителя-логопеда и демонстрация презентации «Артикуляционная гимнастика как средство развития правильного звукопроизношения»

Практически у всех детей дошкольного возраста встречаются недостатки произношения звуков. Они обусловлены тем, что у ребенка данного возраста ещё недостаточно хорошо функционируют центральный слуховой и речевой аппарат. Связь между ними недостаточно выработана и прочна, мышцы речевого аппарата слабые и нетренированные. Всё это приводит к тому, что движения речевых органов ребенка недостаточно чёткие и согласованные.

Строение речевого аппарата

Речь, как и другие проявления высшей нервной деятельности, развивается на основе рефлексов. Речевые рефлексы связаны с деятельностью различных участков мозга. Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой главная, ведущая роль принадлежит деятельности головного мозга (Рис. №1).                            Рис. №1.

Он состоит из коры головного мозга, подкорковых узлов, проводящих путей, ядер ствола и нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляторным мышцам.

Как образуются звуки речи?

Звуки речи являются результатом сложной работы различных частей  артикуляторного аппарата. Звуки речи возникают в результате деятельности активных органов произношения, к которым относятся: язык, губы, мягкое небо, нижняя челюсть.

 

Этот рисунок (Рис. №2) дает представление  о том, как работают речевые органы во время звукообразования во рту.   

Мягкое небо может закрывать и открывать проход в нос, а нижняя челюсть – подниматься и опускаться.

Голосовые связки могут раскрываться при  произношении глухих звуков, а при произношении звонких -  сближаться и вибрировать.        Рис. №2                               

Самыми активными и подвижными органами артикуляционного аппарата являются язык и губы, именно их положение формирует каждый звук речи. Язык и губы могут совершать различные движения и принимать различное положение. У языка различают – кончик, спинку, боковые края и корень.   Различные движения может производить не только весь язык, но и его отдельные части. Благодаря такой подвижности язык может создавать разнообразие артикуляций, которые способствуют правильному звукопроизношению.

От правильного строения органов артикуляции зависит и правильное звукопроизношение. Если присутствуют у ребенка отклонения в строении артикуляции, то ему необходима помощь специалистов (ортодонт - это  медицинский специалист, занимающийся диагностикой, профилактикой и лечением зубочелюстных аномалий).  А точность, сила и дифференцированность  движений  этих органов развивается у каждого ребенка индивидуально и постепенно, в процессе речевой деятельности при тесном взаимодействии специалистов (невролога,  логопеда), педагогов и родителей.

Поэтому в дошкольном возрасте большую роль играет целенаправленное развитие подвижности речевых органов и умения владеть ими.

Именно артикуляционная гимнастика является приемом выработки правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного звукопроизношения звуков, и объединение простых движений в сложные - артикуляционные уклады различных фонем.

3. Совместная деятельность учителя-логопеда и  родителей, которые выступают в роли детей

(показ презентации «Артикуляционная гимнастика» с обыгрыванием).

Логопед: Сейчас, уважаемые родители, давайте вместе со мной попробуем выполнить несколько артикуляционных упражнение. Вы выступите в роли своих детей……

  • работа с профилями артикуляции (демонстрация профилей, объяснение логопедом особенностей артикуляции звуков [c], [з], [ш], [ж], [л], [р]);
  •  самостоятельное выполнение родителями артикуляции данных звуков по схеме-профилю перед зеркалом;
  • демонстрация, объяснение и показ выполнения артикуляционных игр-упражнений учителем-логопедом и совместное выполнение их с родителями:

«Хоботок», «Заборчик», «Лопаточка»,  «Чашечка», «Парус», «Грибок», «Часики», «Вкусное варенье», «Маляр», «Качели, «Киска сердится»,  «Дятел».

Логопед: Как вы могли заметить, мы потратили всего несколько минут, на то чтобы выполнить эти упражнения. Выполнение артикуляционной гимнастики не доставит вам большого труда, а ребенку принесет большую пользу, и позволит вам наблюдать за его прогрессом.

Часто родители жалуются, что дети не желают выполнять артикуляционную гимнастику, сидя перед зеркалом. Я хочу познакомить вас с различными игровыми способами укрепления артикуляционной моторики, которые можно использовать дома.

4. Знакомство родителей с  артикуляционными упражнениями с использованием нетрадиционных приспособлений.

Логопед рассказывает о порядке выполнения артикуляционного упражнения с нетрадиционными приспособлениями, демонстрирует правильное выполнение. Родители перед зеркалами повторяют упражнения самостоятельно.

Упражнения с ложкой.

  • Язык в позе - «Лопаточка», похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.
  •  Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.
  • Языком облизывать ложку с обеих сторон.
  • Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.
  • Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против.

 

Игры с ватными шариками, бутылочками

«Воздушный футбол»

Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ребёнком, загоняя его между двумя кубиками. Варианты зависят от вашей фантазии. Можно предложить ребёнку подуть на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки) . Обратите внимание! Загонять шарик нужно на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

«Фокус»  или «Снежинка на носу»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.

Обратите внимание! Нижние зубы не «подсаживают» язык вверх. Не сжимать язык зубами. Выдох должен быть плавный, длительный. Данное упражнение тренирует выдох, необходимый для произношения шипящих звуков.

«Поющая бутылочка»

Направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть в небольшую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздаётся своеобразный гудящий или свистящий звук . Это очень нравится детям.

Обратите внимание!  Следите за тем, чтобы не надувались щёки. Для этого их можно слегка придерживать пальцами. Данное упражнение тренирует выдох, необходимый для произношения свистящих звуков.

Упражнения с чупа-чупсом: «Сладкая зарядка»

Вы, наверное, удивитесь, но круглый сладкий чупа-чупс - отличный логопедический тренажер. Разверните леденцы и давайте немного поиграем.

  • Сжать чупа-чупс губами и  удерживать его 5-10 секунд.
  • Удерживая чупа-чупс губами, подвигать палочкой сначала сверху - вниз, затем из стороны в сторону.
  • Приоткрыть рот, губы разведены в улыбку, сделать упражнение «чашечка», положить в чашечку леденец и удерживать леденец только языком в течении 5-10 секунд.
  • Поднять широкий язык к небу упражнение «грибок», прижать язык леденцом снизу  к небу.
  • Выполнять движение леденцом по средней линии языка от кончика к корню и обратно 5-10 раз.

5. Совместная работа родителей в парах - обучающая игра «Взрослый и ребенок»

Логопед предлагает родителям разбиться на пары (4 пары) и распределить роли: один – взрослый, другой – ребенок. Затем раздает карточку-задание, на которой дается название артикуляционного упражнения, которое взрослый должен объяснить и показать «ребенку» как его нужно выполнить, а затем попросить «ребенка» повторить его. Учитель-логопед совместно с родителями оценивают качество выполненного данного упражнения.

6. Обмен впечатлениями о семинаре-практикуме.

Предлагаю поделиться своими мыслями о том, что вы открыли для себя нового, с помощью Логокуба (на каждой стороне куба находится вопрос).  Логопед предлагает родителям  по очереди открыть стороны куба и ответить на вопросы.

1.  Интересна ли была тема семинара-практикума?

2. Что полезного для себя Вы узнали?

3. Считаете ли Вы, что артикуляционная гимнастика способствуют правильному звукопроизношению ребенка? Почему?

4. Будите ли Вы испытывать трудности при проведении артикуляционной гимнастики с ребенком в домашних условиях? Какие? Почему?

5. Какие игры, упражнения Вас больше всего заинтересовали? Почему?

6. Ответы, на какие вопросы Вы бы хотели получить при следующей нашей встрече?

Вот наша встреча подошла к концу. Если у вас возникли вопросы, я буду рада на них ответить. Очень надеюсь, что смогла убедить вас в значимости выполнения артикуляционных упражнений для правильного звукопроизношения ребенка дошкольного возраста и в том, что только совместными усилиями мы можем ему в этом помочь.

Логопед раздает памятки, буклеты для родителей с описаниями игр и упражнений, представленных выше.

Список используемой литературы:

  1. Артикуляция звуков в графическом изображении. Учебно-демонстрационный материал. Приложение к книге Е. В. Новиковой «Логопедическая азбука». Новая методика обучения чтению. – М. : «Издательство ГНОМ», 2011.
  2. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. – СПб. : Издательский Дом «Литера», 2012.
  3. Нищева Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
  4. Поливара З.В. Нейропсихолингвистичекие основы нарушения речи. Учебное пособие. - Тюмень, 2012г.-180с.
  5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая  гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. - М.: издательство ГНОМ и Д, 2001г.- 16с.
  6. Ткаченко Т.А. логопедическая энциклопедия. - М.: ООО ТД  Издательство Мир книги, 2010г.- 248с.

Просмотр содержимого документа
«СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ»»

Учитель начальных классов

МБОУ «Кировская СОШ»

Сидоренко Татьяна Александровна

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛ

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ»


Цель: Обучить родителей игровым способам развития артикуляционного аппарата детей и повысить уровень компетентности, а также формировать умение осознанной, адекватной, результативной помощи детям по развитию правильного звукопроизношения в домашних условиях.

Задачи:

1. Заинтересовать родителей речью собственного ребенка;

2. Показать родителям особенности состояния артикуляционного аппарата во время произнесения гласных и согласных звуков;

3. Показать значение артикуляционной гимнастики в развитии моторики артикуляционного аппарата и сформировать представление о правильном выполнении артикуляционных упражнений;

4. Познакомить с комплексами основных профилактических артикуляционных игр-упражнений; с игровыми приемам развития подвижности и координации органов артикуляции при помощи нетрадиционных приспособлений;

5. Дать рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики в домашних условиях;

6. Повысить уровень компетентности родителей в представлении умении по развитию правильного звукопроизношения у детей;

7. Расширить степень включенности родителей в реализацию индивидуальных коррекционных программ работы с детьми.

Участники семинара: 8 - 6 родителей дошкольников с речевыми нарушениями и учитель- логопед (ведущий практикума).

Продолжительность: 45-50 минут

Информационно - техническое обеспечение: презентация «Артикуляционная гимнастика как средство развития правильного звукопроизношения», схемы-профили артикуляции, презентация наглядно-дидактических пособий, картинки-задания, буклет «Артикуляционная гимнастика для ребят-дошколят!», памятка «Веселые упражнения для язычка»

Оборудование: логокуб, 6 столов, стулья, зеркала, чайные ложки, ватные шарики, чупа-чупсы, схемы-профили артикуляции, листы бумаги, ручки на каждого участника семинара, компьютер.

Предварительная подготовка

1.Подбор и изучение литературы по теме семинара.

2.Оформление презентации: «Строение органов артикуляции», «Артикуляционная гимнастика как средство развития правильного звукопроизношения»

3. Разработка буклета для родителей «Артикуляционная гимнастика для ребят-дошколят!» и памятки «Веселые упражнения для язычка».

Ход:

1.Организационный момент:

Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что пришли на наше мероприятие. Я очень рада Вас видеть!

Предлагаю вам представиться - назвать своё имя отчество, затем охарактеризовать себя, подобрав слово на первые буквы своего имени отчества. Логопед называет своё имя отчество: «Меня зовут Татьяна Александровна. - Я талантливая и активная!». Родители представляются друг другу.

Логопед: Очень приятно познакомиться с вами!


2. Выступление учителя-логопеда и демонстрация презентации «Артикуляционная гимнастика как средство развития правильного звукопроизношения»

Практически у всех детей дошкольного возраста встречаются недостатки произношения звуков. Они обусловлены тем, что у ребенка данного возраста ещё недостаточно хорошо функционируют центральный слуховой и речевой аппарат. Связь между ними недостаточно выработана и прочна, мышцы речевого аппарата слабые и нетренированные. Всё это приводит к тому, что движения речевых органов ребенка недостаточно чёткие и согласованные.

Строение речевого аппарата

Речь, как и другие проявления высшей нервной деятельности, развивается на основе рефлексов. Речевые рефлексы связаны с деятельностью различных участков мозга. Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой главная, ведущая роль принадлежит деятельности головного мозга (Рис. №1). Рис. №1.

Он состоит из коры головного мозга, подкорковых узлов, проводящих путей, ядер ствола и нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляторным мышцам.

Как образуются звуки речи?

Звуки речи являются результатом сложной работы различных частей  артикуляторного аппарата. Звуки речи возникают в результате деятельности активных органов произношения, к которым относятся: язык, губы, мягкое небо, нижняя челюсть.


Этот рисунок (Рис. №2) дает представление  о том, как работают речевые органы во время звукообразования во рту.

Мягкое небо может закрывать и открывать проход в нос, а нижняя челюсть – подниматься и опускаться.

Голосовые связки могут раскрываться при произношении глухих звуков, а при произношении звонких - сближаться и вибрировать. Рис. №2

Самыми активными и подвижными органами артикуляционного аппарата являются язык и губы, именно их положение формирует каждый звук речи. Язык и губы могут совершать различные движения и принимать различное положение. У языка различают – кончик, спинку, боковые края и корень.   Различные движения может производить не только весь язык, но и его отдельные части. Благодаря такой подвижности язык может создавать разнообразие артикуляций, которые способствуют правильному звукопроизношению.

От правильного строения органов артикуляции зависит и правильное звукопроизношение. Если присутствуют у ребенка отклонения в строении артикуляции, то ему необходима помощь специалистов (ортодонт - это медицинский специалист, занимающийся диагностикой, профилактикой и лечением зубочелюстных аномалий). А точность, сила и дифференцированность движений этих органов развивается у каждого ребенка индивидуально и постепенно, в процессе речевой деятельности при тесном взаимодействии специалистов (невролога, логопеда), педагогов и родителей.

Поэтому в дошкольном возрасте большую роль играет целенаправленное развитие подвижности речевых органов и умения владеть ими.

Именно артикуляционная гимнастика является приемом выработки правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного звукопроизношения звуков, и объединение простых движений в сложные - артикуляционные уклады различных фонем.

3. Совместная деятельность учителя-логопеда и родителей, которые выступают в роли детей

(показ презентации «Артикуляционная гимнастика» с обыгрыванием).

Логопед: Сейчас, уважаемые родители, давайте вместе со мной попробуем выполнить несколько артикуляционных упражнение. Вы выступите в роли своих детей……

  • работа с профилями артикуляции (демонстрация профилей, объяснение логопедом особенностей артикуляции звуков [c], [з], [ш], [ж], [л], [р]);

  • самостоятельное выполнение родителями артикуляции данных звуков по схеме-профилю перед зеркалом;

  • демонстрация, объяснение и показ выполнения артикуляционных игр-упражнений учителем-логопедом и совместное выполнение их с родителями:

«Хоботок», «Заборчик», «Лопаточка», «Чашечка», «Парус», «Грибок», «Часики», «Вкусное варенье», «Маляр», «Качели, «Киска сердится», «Дятел».

Логопед: Как вы могли заметить, мы потратили всего несколько минут, на то чтобы выполнить эти упражнения. Выполнение артикуляционной гимнастики не доставит вам большого труда, а ребенку принесет большую пользу, и позволит вам наблюдать за его прогрессом.

Часто родители жалуются, что дети не желают выполнять артикуляционную гимнастику, сидя перед зеркалом. Я хочу познакомить вас с различными игровыми способами укрепления артикуляционной моторики, которые можно использовать дома.

4. Знакомство родителей с артикуляционными упражнениями с использованием нетрадиционных приспособлений.

Логопед рассказывает о порядке выполнения артикуляционного упражнения с нетрадиционными приспособлениями, демонстрирует правильное выполнение. Родители перед зеркалами повторяют упражнения самостоятельно.

Упражнения с ложкой.

  • Язык в позе - «Лопаточка», похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.

  • Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.

  • Языком облизывать ложку с обеих сторон.

  • Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.

  • Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против.


Игры с ватными шариками, бутылочками

«Воздушный футбол»

Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ребёнком, загоняя его между двумя кубиками. Варианты зависят от вашей фантазии. Можно предложить ребёнку подуть на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки) . Обратите внимание! Загонять шарик нужно на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

«Фокус» или «Снежинка на носу»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.

Обратите внимание! Нижние зубы не «подсаживают» язык вверх. Не сжимать язык зубами. Выдох должен быть плавный, длительный. Данное упражнение тренирует выдох, необходимый для произношения шипящих звуков.

«Поющая бутылочка»

Направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть в небольшую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздаётся своеобразный гудящий или свистящий звук . Это очень нравится детям.

Обратите внимание! Следите за тем, чтобы не надувались щёки. Для этого их можно слегка придерживать пальцами. Данное упражнение тренирует выдох, необходимый для произношения свистящих звуков.

Упражнения с чупа-чупсом: «Сладкая зарядка»

Вы, наверное, удивитесь, но круглый сладкий чупа-чупс - отличный логопедический тренажер. Разверните леденцы и давайте немного поиграем.

  • Сжать чупа-чупс губами и удерживать его 5-10 секунд.

  • Удерживая чупа-чупс губами, подвигать палочкой сначала сверху - вниз, затем из стороны в сторону.

  • Приоткрыть рот, губы разведены в улыбку, сделать упражнение «чашечка», положить в чашечку леденец и удерживать леденец только языком в течении 5-10 секунд.

  • Поднять широкий язык к небу упражнение «грибок», прижать язык леденцом снизу к небу.

  • Выполнять движение леденцом по средней линии языка от кончика к корню и обратно 5-10 раз.

5. Совместная работа родителей в парах - обучающая игра «Взрослый и ребенок»

Логопед предлагает родителям разбиться на пары (4 пары) и распределить роли: один – взрослый, другой – ребенок. Затем раздает карточку-задание, на которой дается название артикуляционного упражнения, которое взрослый должен объяснить и показать «ребенку» как его нужно выполнить, а затем попросить «ребенка» повторить его. Учитель-логопед совместно с родителями оценивают качество выполненного данного упражнения.

6. Обмен впечатлениями о семинаре-практикуме.

Предлагаю поделиться своими мыслями о том, что вы открыли для себя нового, с помощью Логокуба (на каждой стороне куба находится вопрос). Логопед предлагает родителям по очереди открыть стороны куба и ответить на вопросы.

1. Интересна ли была тема семинара-практикума?

2. Что полезного для себя Вы узнали?

3. Считаете ли Вы, что артикуляционная гимнастика способствуют правильному звукопроизношению ребенка? Почему?

4. Будите ли Вы испытывать трудности при проведении артикуляционной гимнастики с ребенком в домашних условиях? Какие? Почему?

5. Какие игры, упражнения Вас больше всего заинтересовали? Почему?

6. Ответы, на какие вопросы Вы бы хотели получить при следующей нашей встрече?

Вот наша встреча подошла к концу. Если у вас возникли вопросы, я буду рада на них ответить. Очень надеюсь, что смогла убедить вас в значимости выполнения артикуляционных упражнений для правильного звукопроизношения ребенка дошкольного возраста и в том, что только совместными усилиями мы можем ему в этом помочь.

Логопед раздает памятки, буклеты для родителей с описаниями игр и упражнений, представленных выше.

Список используемой литературы:

  1. Артикуляция звуков в графическом изображении. Учебно-демонстрационный материал. Приложение к книге Е. В. Новиковой «Логопедическая азбука». Новая методика обучения чтению. – М. : «Издательство ГНОМ», 2011.

  2. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. – СПб. : Издательский Дом «Литера», 2012.

  3. Нищева Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.

  4. Поливара З.В. Нейропсихолингвистичекие основы нарушения речи. Учебное пособие. - Тюмень, 2012г.-180с.

  5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. - М.: издательство ГНОМ и Д, 2001г.- 16с.

  6. Ткаченко Т.А. логопедическая энциклопедия. - М.: ООО ТД Издательство Мир книги, 2010г.- 248с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей