Цель
Знать:
- О различии твердых и мягких согласных
- Об обозначении мягкости согласного при фонетической записи слова
- О парных и непарных по мягкости – твердости согласных
Уметь:
- Различать твердые и мягкие согласные
- Обозначать мягкость согласных при фонетической записи слова
- Соблюдать нормы произношения согласных в словах
Согласные звуки, твердые и мягкие.
Задание № 1: выпишите слова в два столбика: 1) количество букв и звуков совпадает ; 2) количество букв и звуков различается : (1) Звон, (2) читать, (3) ясно, (4) ряска, (5) солнце, (6) солнечный, (7) рожь, (8) живот, (9) моль, (10) юбка, (11) юла, (12) йод, (13) мол, (14) люк.
Задание 2 : Вставь, если нужно, пропущенные согласные, аргументируй свой ответ. Лес...ной, безжалос...ный, чудес...но, прекрас...но, ужас...но, тес...ный, серьёз...но, безглас...ный, припоз...ниться, ус...но, праз...новать, любез...ничать, крас...ный, наез...ник, безобраз...ничать.
Подчеркни слова, которые начинаются непарным твердым согласным звуком
Квартал, жюри, магазин, шофер, планер, цыпленок
жюри, шофер, цыпленок
Чем отличаются эти слова друг от друга?
Уголки - угольки
Банка – банька
Двадцать третье сентября
Твердые и мягкие согласные
«Таблица ЗХУ»
Что мы знаем
Что мы хотим узнать
- согласные звуки различаются на твердые и мягкие
Что мы узнали
- как обозначаются мягкие звуки в транскрипции
- образуют пары по твердости –мягкости
- какие есть сигналы мягкости
СЕГОДНЯ НА УРОКЕ
Мы должны узнать ,
-как обозначаются мягкие звуки в транскрипции
-какие есть сигналы мягкости
Научиться
писать без ошибок слова с мягкими согласными звуками.
Согласные звуки, твердые и мягкие
Согласные звуки, твердые и мягкие
Упражнения 84, 85, с. 40
Сигналы мягкости: ь, е, ё, я, ю, и.
Сигналы мягкости показывают нам, что стоящие перед ними буквы надо читать
как мягкие звуки.
Упражнения 88, с. 41
ЧК
ЧН
НЧ
ЧТ
РЩ
НЩ
ЩН
СТ (в корне)
ь
Вставь пропущенные буквы.
- Шапоч…ка, ден…ки, печ…ка, пис…мо, поч…ки, бор…ба, мал…чик, белен…кий, клеточ…ка, июн…ский, точ…ка, птен…чик, прос…ба, реч…ка, июл…ский, туч…ка, печ…ник, ден…ги, соч…ный, гор…кий, погон…щик, пал…чик.
2. Клубни…ное варенье, сро…ная работа, солне…ный день, кроше...ный сын, весëлая страни…ка, зелëная ëло…ка, красное ябло…чко.
«Таблица ЗХУ»
Что мы знаем
Что мы хотим узнать
- согласные звуки различаются на твердые и мягкие
Что мы узнали
- как обозначаются мягкие звуки в транскрипции
- образуют пары по твердости –мягкости
- какие есть сигналы мягкости
Домашее задание:
§ 7, упр. 84, 86 - устно,
упр. 89 , правило с. 41.
Подумаем вместе!
Целый день лежит тюлень,
И лежать ему не лень.
Жаль, тюленье прилежанье —
Не пример для подражанья.
Слова, в которых согласные звуки имеют пары по твердости-мягкости:
день, тюлень, пример, для
Слова, в которых есть согласные звуки, не имеющие
пары по твердости-мягкости:
целый, лежит, лежать, ему, жаль, тюленье, прилежанье, подражанья
Ответьте на вопросы
- Сколько звуков [ш] в предложении:
Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.
(четыре)
2. Сколько звуков [ц] в предложении:
Наша ученица Куницына собирается отправиться в Братск.
(пять)
3. В каком слове все согласные звуки твёрдые?
А) родной Б) шесть В) широко Г) час
(широко)
Решите фонетическую задачу
Незнайка не умел писать слова правильно. Он писал их так, как слышал. Какие из слов:
3) помощник, 4) рассчитывать
– он напишет с буквой щ ?
А) 1, 2, 3;
Б) 1, 2, 4;
В) 2, 3;
Г) 1, 4;
Д) все.
Ответ: Б.
Найди лишнее слово
1) тишина, песня, у речки;
2) дар, дети, дорога;
тишина, дети
- Объясните, почему они лишние?
Игра «Соберите букет».
1 ряд. Соберите в букет цветы, в названии которых встречаются только твердые звуки.
2 ряд. Соберите в букет цветы, в названии которых встречаются только мягкие звуки.
3 ряд. Соберите в букет цветы, в названии которых встречаются и твердые, и мягкие звуки.
Цикорий, роза, ромашка, сирень, ландыш, астра, нарцисс, настурция, шиповник, лилия, колокольчик, жимолость, лютик.
Ответ:
1 ряд: роза, ромашка, ландыш, астра, нарцисс
2 ряд: сирень, лилия
3 ряд: цикорий, настурция, шиповник, колокольчик, жимолость, лютик
В ГИА по русскому языку есть задание, которое нельзя выполнить без фонетических знаний. Давайте посмотрим задание А4. Формулировка задания такова.
1. Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ВТРОЕ первый звук - [ф].
2) В слове ВЕСТНИК есть буква, обозначающая непроизносимый звук.
3) В слове ЮШКА все согласные звуки глухие.
4) В слове ПОЁШЬ есть мягкий звонкий звук [й’]
2. Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ОБЪЯСНИ звуков больше, чем букв.
2) В слове ПРАЗДНИК есть буква, обозначающая непроизносимый согласный звук.
3) В слове СДАЧА первый звук – [з].
4) В слове ПЛЯСАТЬ мягкость согласного [л’] на письме обозначена буквой Я.
3. Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ТРОСТНИК есть буква, обозначающая непроизносимый звук.
2) В слове ЕЖИХА все согласные звуки твёрдые.
3) В слове ЛЕНЬ мягкость согласного [н’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
4) В слове ГРАД последний звук [т].
1. В каком слове количество букв и звуков совпадает?
- ночь 2) съесть 3) боюсь 4) ёлка
2. В каком слове рядом стоят два гласных звука ?
- союз 2) струя 3) театр 4) приём
3. В каком слове нет звука [й']?
- съезд 2) неясно 3) отутюжить 4) муравьи
4. В каком слове есть звук [о]?
- родные 2) столяр 3) чёрный 4) гора
5. Сколько раз повторяется звук [ а] в приведённой ниже скороговорке?
Проворонила ворона воронёнка.
1) 8 2) 6 3) 3 4) 7